Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Сонин Н. И

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №111» г. Пермь





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим коллективом директор МАОУ «СОШ №111»

МАОУ «СОШ №111» Г.В. Мошева _______________

Протокол № 1 «___» _____________ ___2015г.

От «31» августа 2015г.



Рабочая программа учебного курса

«Биология. Введение в биологию»

в 5 «В» классе на 2015-2016 учебный год









Учитель биологии МАОУ «СОШ№ 111» Шайманова Мария Николаевна



Пермь 2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012г.

Учебное содержание курса включает 35 часа, 1 час в неделю.

Учитывая поточно-групповой метод обучения, я в своей программе помимо биологии включаю компонент « Основы здорового образа жизни (ЗОЖ)». Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного, социального и духовного благополучия, процесс постоянного поддержания этого благополучия. Отсюда ясна необходимость здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это прежде всего умение самостоятельно организовывать свою ежедневную жизнедеятельность. Выработать собственный оптимальный, здоровый стиль жизни может только культурный человек. Культура и полезные сведения о жизни в существенной мере приобретаются через знания. И помочь молодому человеку их приобрести - творческая задача педагога. Общие гигиенические знания и навыки являются основой для сохранения и укрепления здоровья и формируют мотивацию к оздоровительной деятельности и здоровому образу жизни. Только сформировав у родителей и детей эти полезные и важные знания, можно рассчитывать на улучшение состояния общего здоровья нации в долгосрочной перспективе.

Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся 5 классов реализует следующие цели:

  • освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

Задачи обучения:

  • формирование целостной научной картины миропонимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

В основу данного курса положен системно -деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.























Содержание программы

Биология. Введение в биологию. 5 класс.

(34 часа, 1 час в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 часов)

Живой организм: строение и изучение. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка - элементарная единица живого. Доядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Знаменитые естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

1. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

3. Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

4. Строение клеток (на готовых микропрепаратах).

5. Строение клеток кожицы чешуи лука*.

6. Определение состав семян пшеницы.

7. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)

Многообразие живых организмов. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; pacцвeт древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

_____________________________________________________________________________

* Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом выделен материал, который изучается по усмотрению учителя.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)

Среда обитания живых организмов. Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса; травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донные сообщества, сообщества коралловых рифов, глубоководные сообщества.

Лабораторные u практические работы

1. Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.

2. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

3. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5 часов)


Человек на 3емле. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опyстынивание и его причины, борьба с опyстыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опyстыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуация( природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные а практические работы

l. Измерение своего роста и массы тела.

2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Обобщение.

Подведение итогов за курс биологии «Введение. Биология»

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса

В результате освоения курcа биологии 5 клacca учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками

Личностным peзyльтaтoм изучения предмета является формирование следyющих умений и качеств:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравниватъ, делать выводы и др.);

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметным результатом изучения кура является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлятъ (индивидyально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простые, сложные и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следyющих умений:

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • перечислять свойства живого организма;

  • различать (по таблице) основные группы живых организмов: доядерные (бактерии) и ядерные (растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, пaпоротники, голосеменные) и животных;

  • объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при

укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода

за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника;

  • чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  • раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, от­вет самостоятельный, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно;

  • не всегда последовательно определение понятия недостаточ­но чёткие;

  • не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии.

Отметка «1» - ответ на вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

  • научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются;

  • 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  • допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

Отметка «1»

  • полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения;

  • уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя;

  • неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.





Методическое обеспечение:

Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М:

Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа по биологии. 5 класс/ Сост. Е.А. Сарычева. - М.: ВАКО, 2013

Учебно-методический комплект:

Учебник Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Введение в биологию» 5 класс. Учебник для

общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2012 г, построенный по концентрическому

типу.

Формы и методы обучения:

Дидактическое и методическое обеспечение:

  • Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для

тематического контроля знаний учащихся. - М: Дрофа, 2003.

  • Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс -М.: Интеллект-Центр, 2001.

  • Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

  • Крылова О.Н. - Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. - М.: Экзамен, 2010.

  • Парфилова Л.Д. - Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 кл.: к

учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

  • Парфилова Л.Д. - Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

  • Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.

  • Сивоглазов В.И. и др. - Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в биологию». 5 класс» - М.: Дрофа, 2012.

  • Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Природоведение 5 кл." - М.: Дрофа, 2001.

Учебно-методические пособия для учителя

  • Захаров В.Б. и др. - Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения», 5 класс - М.: Дрофа, 2006.

  • Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина "Введение в биологию»5кл.. - М.: Дрофа, 2012.

  • Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) - Волгоград: Учитель, 2003.

  • Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина - М.: Дрофа, 2007.

  • Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.

  • Парфилова Л.Д. - Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 5 класс. - М.: АСТ, Вертикаль, 2012.

  • Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. - СПб.: Паритет, 2001.

  • Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя - М.: Айрис-пресс, 2003.

  • Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. - М.: АРКТИ, 2002.

Дополнительная литература:

  • Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  • Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  • Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  • Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир - мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  • Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  • Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов - М.: ГЕНЖЕР, 2001.

  • Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс - М.: Экзамен, 2008.

Электронные издания

  • Современные чудеса света («Новый диск»)

  • Хочу все знать: Земля и Вселенная

  • Хочу все знать: Растительный мир

  • Экология

  • Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

  • Электронное приложение к учебнику» Введение в биологию» 5 класс. Линия УМК (Сфера жизни)

Техническое обеспечение:

Список литературы:

  • Примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М: Просвещение,2012,-54с. - (Стандарты второго поколения).

  • Учебник Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Введение в биологию» 5 класс. Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2012 г, построенный по концентрическому типу.

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И Введение в биологию. Рабочая тетрадь. 5 кл.

  • Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. - М: Дрофа, 2003.

  • Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс - М.: Интеллект-Центр, 2001.

  • Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

  • Крылова О.Н. - Природоведение: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. - М.: Экзамен, 2010.

  • Парфилова Л.Д. - Контрольные и проверочные работы по природоведению: 5 кл.: кучебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

  • Парфилова Л.Д. - Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

  • Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.

  • Сивоглазов В.И. и др. - Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Введение в биологию». 5 класс» - М.: Дрофа, 2012.

  • Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. «Природоведение 5 кл." - М.: Дрофа, 2001.

  • Захаров В.Б. и др. - Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения», 5 класс - М.: Дрофа, 2006.

  • Иванова Т.В. и др. 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина "Введение в биологию»5кл.. - М.: Дрофа, 2012.

  • Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) - Волгоград: Учитель, 2003.

  • Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина - М.: Дрофа, 2007.

  • Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.

  • Парфилова Л.Д. - Тематическое и поурочное планирование. Введение в биологию. 5 класс. - М.: АСТ, Вертикаль, 2012.

  • Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. - СПб.: Паритет, 2001.

  • Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя - М.: Айрис-пресс, 2003.

  • Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. - М.: АРКТИ, 2002.

  • Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  • Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. - М.: Дрофа, 2009.

  • Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  • Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир - мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  • Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  • Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов - М.: ГЕНЖЕР, 2001.

  • Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс - М.: Экзамен, 2008.

  • Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)

  • Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)

  • Современные чудеса света («Новый диск»)

  • Хочу все знать: Земля и Вселенная

  • Хочу все знать: Растительный мир

  • Чудеса света («ИДДК»)

  • Экология

  • Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.

  • Электронное приложение к учебнику» Введение в биологию» 5 класс. Линия УМК (Сфера жизни)



Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Решение проблемы

Вид контроля, измерители

Планируемый результат



Домашнее задание

Предметные

Метапредметные УУД:

Личностные

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение ( 8 часов)

1.

Что такое

живой организм

Что такое: живой организм? Что общего в строении всех живых организмов? В чем

сходство и различие между растениями

и животными?

Фронтальная беседа с классом о живом организме, знакомство

со структурой и иллюстрациями

учебника,

с некоторыми биологическими терминами

Научиться выделять

признаки живых организмов, черты

сходства и различия

растений

и животных;

приобретать навыки

чтения биологического текста

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.

2.

Наука о живой природе

Что изучает биология? Какие еще есть науки, изучающие природу? Какой ученый внес вклад в изучение биологии?

Фронтальная беседа с классом, изучение содержания параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания

Познакомиться с предметом изучения биологии, узнать, какие еще науки относятся к биологическим: научиться применять биологические знания в современном мире

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире

3.

Методы изучения живой природы.

Какие методы применяют для изучения природы? В каких случаях применяется наблюдение, эксперимент, измерение? Знакомство с оборудованием для научных исследований

Комбинированный опрос: фронтальная беседа и работа по карточкам; демонстрация лабораторного оборудования, выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с оборудованием для новых исследований»

Научиться выделять особенности основных методов, применяемых в биологии; научиться различать оборудование для научных исследований

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности

4.

Увеличительные приборы.

Какие существуют увеличительные приборы? Как устроении микроскоп? В чем заключаются правила работы со световым микроскопом?

Фронтальная беседа, демонстрация увеличительных приборов, выполнение лабораторной работы № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Научиться различать основные части микроскопа и их предназначение; освоить правила работы с микроскопом

Познавательные УУД:

Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микрскопы).

5.

Живые клетки.

Что является основой всех живых организмов? Какое строение имеет клетка? В чем состоят отличия в строении растительной и животной клетки?

Фронтальная беседа, выполнение лабораторной работы № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Научиться различать на рисунках различные структуры клетки; определять отличия растительной и животной клеток

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Представление о единстве живой природы

на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.

6.

Химический состав клетки.

Какие химические элементы входят в состав клетки? Какова роль жиров, белков, углеводов, нуклеиновых кислот, воды и минеральных солей в живом организме?

Фронтальная беседа, демонстрация опытов, выполнение лабораторной работы № 4 «Определение состава семян пшеницы»

Научиться при помощи простых опытов определять наличие белков, жиров, углеводов в семенах растений

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимание единства происхождения всех живых организмов.

7.

Вещества и явления в окружающей среде

В каких состояниях в природе могут находиться вещества?

Фронтальная беседа, работа с учебником, демонстрация опытов

Познакомиться с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных; иметь представление об основных физических и химических природных явлениях

Познавательные УУД: выявлять причины и следствия простых явлений

Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления

8.

Великие естествоиспытатели

Каких ученых называют естествоиспытателями? Когда впервые возник интерес к изучению природы? Какой вклад в изучении биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский?

Рассказ учащихся о великих естествоиспытателях, работа с учебником и электронной энциклопедией.

Контрольное тестирование по разделу «Живой организм: строение и изучение» время проведения 20 мин

Познакомиться с именами некоторых знаменитых естествоиспытателей; иметь представление о том, какой вклад в изучении биологии внесли Аристотель, Линней, Дарвин, Вернадский?

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)

9.

Как развивалась жизнь на Земле

Как давно и где возникла жизнь на Земле? Какие животные и растения господствовали в разные периоды на Земле? Какие полезные ископаемые образовались на Земле в далекие времена?

Фронтальная беседа, видеофильм, знакомство с содержанием и иллюстрациями параграфа, преобразование материала в форму таблицы, выполнение интерактивного задания

Познакомится с основами научных представлений о том, когда появилась жизнь на Земле, иметь представление об основных этапах развития жизни на планете

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Понимание этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.

10.

Разнообразие живого

Почему возникла необходимость в классификации живых организмов? Какая единица является основой в классификации живых организмов?

Индивидуальная работа по карточкам, фронтальная беседа, изучение новых терминов, изображение рисунков, выполнение интерактивных заданий

Познакомиться с основными единицами биологической классификации в порядке возрастания и убывания; научиться выделять царства живых организмов и их признаки

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание

научного значения классификации живых организмов

11

Бактерии

Почему бактерии выделяют в отдельное царство? В чем заключается положительная и отрицательная

роль бактерий? Какое строение имеют бактерии?

Фронтальный опрос, работа

по карточкам;

рaccказ учителя, демонстрация видеороликов,

таблиц, выполнение

интерактивною задания

Научиться выделять

основные характеристики царства Бактерии; представлять

значение бактерий

в природе, а также

их положительную

и отрицательную

роль в жизни человека

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в

природе и

жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных

бактерий.

12.

Грибы

Каковы особенности строения шляпочных грибов? Какое значение имеют грибы в природе и жизни человека?

Фронтальный опрос, сопровождающийся демонстрацией рисунков, прослушивание сообщений; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов, выполнение заданий в рабочей тетради.

Познакомиться с основами строения шляпочных грибов, научиться называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневых грибов; определять значение грибов в природе, а также их положительную и отрицательную роль в жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в

природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной

помощи при отравлении

ядовитыми грибами

13.

Водоросли

Чем растения отличаются от других царств? Почему водоросли называют низшими растениями? Где обитают водоросли? Чем одноклеточные водоросли отличаются от многоклеточных? Какое строение имеет хламидомонада?

Работа по карточкам, выполнение интерактивного задания; рассказ учителя с демонстрацией видеороликов, выполнение заданий в рабочей тетради.

Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы; выделять особенности царства Растения; иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Формирование и развитие умений логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

14.

Мхи

Каковы отличия мхов и водорослей? В чем состоят отличия кукушкина льна от сфагнума? Какое значение имеют мхи в природе и в жизни человека?

Работа по карточкам, показ видеофильма, фронтальная беседа, составление кроссворда.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнительной характеристики различных групп растений; научиться определять значение мхов в природе и в жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

15.

Папоротники

В каких природных условиях растут папоротники? Каково внешнее строение папоротников? С чем было связано господство папоротников в юрский период? Каково значение древних папоротников для человека?

Фронтальный опрос, показ видеофильма, выполнение заданий в рабочей тетради.

Научиться выделять особенности условий существования современных и древних папоротников; выявлять значение современных и древних папоротников для природы и для человека.

Познавательные УУД: уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать информацию в схему.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

16.

Голосеменные растения

Каковы особенности голосеменных растений? Какое строение имеют голосеменные растения? Чем представлены листья у голосеменных растений? Каково значение голосеменных для природы и для человека?

Фронтальная беседа, работа с учебником, выполнение заданий в рабочей тетради.

Научиться выделять признаки приспособленности к изменяющимся условиям среды в строении голосеменных растений и объяснять причины их возникновения; научиться узнавать голосеменные растения на рисунках и называть их; выявлять значение голосеменных для природы и для человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире; формирование навыков использования полученных знаний в санитарных целях.

17.

Покрытосеменные (цветковые) растения

Какие растения называют «цветковые»? Почему их называют покрытосеменными? Каково значение плода для покрытосеменных? Каковы преимущества покрытосеменных по строению с голосеменными?

Фронтальный опрос, работа по карточкам, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение интерактивного задания.

Научиться выделять особенности покрытосеменных растений, связанные с их образом жизни, особенности строения, связанные с их более высокой организацией; заполнение таблицы и проводить сравнительный анализ.

Познавательные УУД: уметь строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий.

Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире.

18.

Значение растений в природе и жизни человека

Какова роль зеленых растений в природе? Чем дикорастущие растения отличаются от культурных? На какие группы делит человек растения в зависимости от пользы, которую они ему приносят? Какие растения Пермского края занесены в Красную книгу?

Биологический диктант, работа с дидактическим материалом, фронтальная беседа, выполнение заданий в рабочей тетради.

Знание о существовании

сортов культурных растений.

Элементарные

представления

о лекарственных растениях.

Объяснение роли биологии в практической

деятельности

человека.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание

необходимости биологических знаний

для хозяйственной деятельности человека

19.

Простейшие

Каковы основные признаки животных? Каких животных называют простейшими и почему? В чем сходство и отличия между простейшими и бактериями?

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с микроскопом, выполнение интерактивного задания.

Научиться выделять признаки животных; особенности строения одноклеточных организмов, находить их на рисунках; научиться находить сходства и отличия между простейшими и бактериями

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование мотивации к изучению темы «Царство Животные»; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

20.

Беспозвоночные животные

По какому принципу животные делятся на позвоночных и беспозвоночных? Какие группы животных относятся к беспозвоночным?

Комбинированный опрос: опрос учащихся у доски, работа по карточкам; рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение интерактивного задания

Научиться выделять основной признак, по которому животных разделили на позвоночных и беспозвоночных; выделять представителей беспозвоночных животных и узнавать их на рисунках.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о видах беспозвоночных животных.

21.

Позвоночные животные

Какие группы животных относятся к позвоночным животным? Назвать по несколько представителей из различных групп позвоночных?

Фронтальная беседа, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником.

Научиться выделять представителей позвоночных животных и узнавать их на рисунках; приводить примеры видов - представителей различных классов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование мотивации учащихся к более подробному изучению зоологии; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

22.

Значение животных в природе и жизни человека

Каково значение животных в природе и в жизни человека? Выделить значение животных в жизни человека, а также их роль в природе.

Фронтальная беседа, прослушивание сообщений, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником. Контрольное тестирование по разделу «Многообразие живых организмов» время проведения 20 мин

Знание о существовании

различных пород животных.

Объяснение роли биологии в практической деятельности

человека

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека

Раздел 3. Среда обитании организмов (6 часов)

23.

Три среды обитания живых организмов

Каковы особенности строения живых организмов, сформированные средой обитания?

Рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, выполнение заданий в рабочей тетради.

Знание компонентов природы. Представление о

многообразии

обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание

необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

24.

Приспособленность организмов к разным средам обитания

Каковы особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания?

Фронтальная беседа, работа с дидактическим материалом, выполнение интерактивных заданий.

Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания.

Познавательные УУД: уметь строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД: изучить материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире

25.

Жизнь на разных материках: Евразия, Северная Америка, Африка.

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?

Фронтальный опрос, работа по карточкам, демонстрация видеоматериала, работа с учебником, составление таблицы.

Знание матери-

ков планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-

тельном и животном мире

каждого материка.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою

точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

26.

Жизнь на различных материках: Южная Америка, Австралия, Антарктида.

С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков? Какие животные и растения населяют различные материки?

Работа с дидактическим материалом ( фотографии, атлас-определитель и др.), демонстрация видеоматериала, работа с учебником, составление таблицы, выполнение практической работы №1 «Определение наиболее распространенных растений и животных»

Знание матери-

ков планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-

тельном и животном мире

каждого материка.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

27.

Природные зоны Земли

Что такое природная зона? От чего зависит распределение природных зон на Земле? Что общего у травянистых равнин и нашей планеты? Почему влажные тропический лес - самое богатое видами природное сообщество?

Работа с карточками, рассказ учителя сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с дидактическим материалом, выполнение интерактивных заданий.

Знание природных зон планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.

28.

Жизнь в морях и океанах

Как распределяются живые организмы в морях и океанах? Почему растения не растут на больших глубинах?

Работа с карточками на соотношение, рассказ учителя сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с дидактическим материалом. Контрольное тестирование по разделу « Среда обитании организмов»

Знание роли

Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознание роли Мирового

океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

Раздел 4. Человек на Земле ( 5 часов)

29.

Как человек появился на Земле

Какие существа ученые считают предками человекообразных обезьян и человека? Каковы черты сходства и отличия человекообразных обезьян, древних людей и современного человека? Какое значение имело умение изготавливать орудия труда?

Тестовый контроль, рассказ учителя, сопровождающийся демонстрацией видеороликов и рисунков, работа с учебником.

Научиться давать сравнительную характеристику человекообразным обезьянам, древним людям и современному человеку; познакомиться с основными этапами эволюции человека; видеть взаимосвязь между появлением, совершенствованием орудий труда и этапами развития человека

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения

30.

Как человек изменил Землю

Как влияли на природу Земли древние люди? К каким экологическим последствиям привело открытие и освоение людьми новых земель? К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ? Каковы способы решения экологических проблем?

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради.

Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу

31.

Жизнь под угрозой

Что такое биологическое разнообразие? Как сохранить биологическое разнообразие видов? С чем связано исчезновение некоторых видов растений и животных и грибов?

Фронтальный опрос, прослушивание сообщений, беседа с учащимися, выполнение заданий в рабочей тетради.

Научиться видеть изменения в природе, связанные с деятельностью человека на Земле; экологические последствия, связанные с применением новых, неизвестных в природе веществ; предлагать свои пути решения экологических проблем

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.

32.

Не станет ли Земля пустыней?

Что такое опустынивание? Какие действия людей способствуют опустыниванию земель?

Круглый стол, прослушивание сообщений, показ видеороликов

Научиться рассуждать о причинах опустынивания и на основе этого прогнозировать, какие районы могут быть подвержены этому явлению; научиться решать элементарные экологические задачи

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения минимизации антропогенного воздействия на биосферу; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы

33.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Что такое здоровый образ жизни? Какие правила безопасности надо соблюдать при действии природных стихий? Как оказать первую помощь при кровотечениях, при повреждении опорно-двигательной системы? Какие животные опасны для человека? Какие растения ядовиты для человека?

Фронтальная работа. Практическая работа .№2 «Измерение своего роста и массы тела»

Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Принятие правил здорового

образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной

доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,

ушибах и растяжениях

34.

Биология как наука о живом организме

Обобщение знаний за курс 5 класса.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Формирование и развитие мотивации к изучению природы своего региона

35

Резерв






© 2010-2022