Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор - составитель урока: Орлова Инна Иосифовна

Предмет: биология

Класс: 7 (зоология)

Учебник: От амебы до человека.

Автор учебника: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

Тема урока: Класс Млекопитающие.

Цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации.

Задачи урока:

1. Систематизировать и углубить знания по изучаемой теме - о взаимоотношениях зверей с окружающей средой, о роли зверей в природе и жизни человека.

2. Научить анализировать ответы товарищей и делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь.

3. Развивать логическое мышление и формировать интерес к предмету.

Тип урока: урок - обобщения и систематизации.

Методы: частично-поисковые.

Форма: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, дидактические карточки, рисунки, мультимедиа проектор, учебник, презентация, ноутбук.

Место урока в программе курса биологии - заключительный урок по теме «Класс млекопитающие».

Структура у рока

Оргмомент. Вступительное слово.

Целеполагание и мотивация:

териологический аукцион.

Актуализация знаний.

Расшифруй предложение

Разминка «Назови предложение»

Конкурс «Найди лишнего»

Конкурс «Лучший систематик»

Конкурс «Круг знаний»

Конкурс «Самый внимательный»

Конкурс «Блиц - турнир»

Конкурс «Живые синонимы»

Конкурс «Синквейн»

Резервное задание «Морфологическая характеристика. Какое животное мне понравилось изучать?»

Домашнее задание

Рефлексия (подведение итогов урока, обсуждение домашнего задания).


Ход урока

Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы сегодня проведем опять необычный урок. Урок - конкурс, на котором подведем итоги наших знаний о замечательных животных «Млекопитающие», об их строении и жизнедеятельности, о взаимоотношениях их с окружающей средой, о значении их в природе и жизни людей, участвуя в различенных конкурсах (Слайд№1,2). За каждый правильный ответ будите получать бонусы-фигурки собаки

Целеполагание и мотивация.

Ну, а теперь вспомним как называется наука, изучающая зверей?

Териология.(Слайд№3)

Объявляется первый конкурс «Териологический аукцион» (последний учащийся назвавший морфологический признак из общей характеристики получает оценку - можно использовать опорный конспект, см. приложение №1).

Актуализация знаний. Обобщение и систематизация изученного материала.

3.1 А теперь ребята, посмотрите на доску и прочитайте про себя эту фразу. Можно предложить зачитать фразу вслух. (Слайд№4)

Хищная корова хоботом и ластами грызет насекомых, а рукокрылая лошадь помогает собирать яйца в сумку.

На первый взгляд это очень странная фраза, даже нелепая, правда? И так, что же здесь зашифровано? Кто догадался?

Правильно, здесь зашифрованы названия отрядов млекопитающих.

Давайте вспомним с какими отрядами мы познакомились на предыдущих уроках (яйцекладущие, сумчатые, рукокрылые, насекомоядные, грызуны, зайцеобразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные, мозоленогие, хищные, ластоногие, приматы, китообразные) .(Слайд№5)

Еще раз прочитайте эту фразу и скажите названия каких отрядов не вошли в неё ( зайцеобразные, китообразные, мозоленогие, приматы). (Слайд№5)

3.2 Перед следующим конкурсом нам нужна разминка (фронтальная работа).

Я буду называть родовое название млекопитающего, а вы его отряд и по возможности семейство. Мнения учеников сравниваются с ответом, появляющимся на том же слайде по щелчку (Слайд№6,7)

Горилла (приматы)

Лошадь (непарнокопытные)

Суслик (грызуны, беличьи)

Крот (насекомоядные, кротовые)

Ехидна (яйцекладущие)

Кролик (зайцеобразные, заячьи)

Кенгуру (сумчатые)

Бегемот (парнокопытные)

Лось (парнокопытные, оленьи)

Вампир (рукокрылые)

Ёж (насекомоядные)

Верблюд (мозоленогие)

Дельфин (китообразные)

Морж (ластоногие, тюленьи)

Слон (хоботные)

Крокодил (пресмыкающиеся)

Человек (отряд приматы, люди)

Медведь (хищники, медвежьи)

Рысь (хищники, кошачьи)

Норка (хищники, куньи)

3.3 Вот мы и подготовились к следующему конкурсу «Найди лишнего» (за этот конкурс все получат оценку, то есть он проводится письменно с доказательством, по вариантам) .(Слайд№8)

Вариант №1

Вариант №2

Горная зебра

Тундровый лемминг

Дикий осел

Летяга обыкновенная

Степной тарпан

Бурозубка малая

Горный тапир

Шиншилла серая

Степной сайгак

Соня-полчок

(Можно проверить правильность выполнения этого задания после сдачи листков) .(Слайд№9)

3.4 Как вы догадались следующий конкурс «Лучший систематик» (Составление схемы систематики для белки лесной картинка животного (Слайд№9).

(Слайд№10) объявляется конкурс «Лучший систематик»

Кто же у нас лучше всех знает таксоны систематики (два человека-один у доски, другой с места)(название таксонов на доске в разброс)

Царство - животные

Тип хордовые

Подтип черепные

Класс млекопитающие

П\к настоящие звери

Н\о плацентарные

Отряд грызуны

Семейство беличьи

Род белка

Вид белка лесная

(оцениваются двое)

3.5Систематику мы проверили, а вот знаем ли мы хорошо морфологические и анатомические признаки млекопитающих, узнаем мы из следующего конкурса, который называется «Круг знаний». Перед вами, ребята, лежат напечатанные биологические познавательные задачи попробуем их решить.(Слайд№11)

Вариант №1

21

26

40

45

Вариант №2

17

18

23

24

27

(см. приложение №2)

3.6 Следующий конкурс «Самый внимательный». ).(Слайд№12)

К нам в гости ребята пришел сказочный фантазер Барон Мюнхаузен (Капитан Врунгель и т.п.). Все мы знаем, что в голове этого человека возникают невероятные истории. Поэтому внимательно слушаем рассказ нашего гостя и найдем в нем ошибки, то есть отделим правду от вымысла. И так слушаем рассказ внимательно и загибаем пальчики, каждый раз услышав биологическую ошибку в рассказе нашего гостя. (Оценка, кто больше всех и правильно увидел ошибки в рассказе.

3.7 Следующий конкурс «Блиц - турнир» Мнения учеников сравниваются с ответом, появляющимся на том же слайде по щелчку .(Слайд№13,14)

Молодые рога оленя (панты)

Самое маленькое млекопитающие (бурозубка)

Процесс внутриутробного развития (беременность)

Целебный напиток из кобыльего молока (кумыс)

Детеныши тюлений (белек)

Другое название беззубых китов (усатые)

Чем лев отличается от львицы (гривой)

Самый многочисленный отряд млекопитающих (грызуны)

Домашнее зайцеобразное (кролик)

Как иначе называется бегемот (гиппопотам)

3.8 Следующий конкурс «Живые-синонимы».(Слайд№15,16 с высвечиванием ответов поочередно).

3.9 Ну и наконец, последний конкурс «Синквейн» на оценку .(Слайд№17)

Резервное задание: Какое животное мне понравилось изучать? (Слайд№18).

4. Домашнее задание, составление: (Слайд№19)

1.синквейна на любую тему (отряд, семейство млекопитающие)

2 рассказа небылицы, рекламной паузы;

3 презентации на тему : «Самый, самый…»

5.Рефлексия (выставление оценок, путем подсчета полученных фигурок собаки). Обсуждение домашнего задания.


Информационные источники

Учебник 7 класс: От амебы до человека.

Автор учебника: А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

Фотографии птиц - pict.by.ru фауна животные звери домашние дикие галереи.

school-collection.edu.ru - Единая коллекция ЦОР

Анимации. Клипарты.Мегаэнциклопедия и животных.

zooclub.ru/fotogal/anima/birds.shtml - Зооклуб

А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс. -М.: Издат-Школа 2000, 1999. с.194-195 [Приложение 1]

Википедия ru.wikipedia.org

Словарь. sbio.info/page.php?id=12405. Первое био сообщество

Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6 - 9 классы. - М.: Дрофа, 1996.

Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные.- М., Просвещение,1988 Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. М.,Просвещение,1988.Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология.-М.: АСТ-Пресс,2002







Приложение1




Опорный конспект


Общая характеристика млекопитающих



Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 классКонспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс

Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 классКонспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 классКонспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс


Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс

Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 классКонспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс




Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс> 5500 в


Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс


Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 классКонспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс

Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 классКонспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс



Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс


Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс

Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс

Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс

Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс

Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс


Конспект урока-конкурса по биологии на тему Класс млекопитающие 7 класс





Приложение № 2


КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

17.Лошади, волки, собаки и ряд других млекопитающих при передвижении перемещают конечности вдоль оси своего тела. Имеются ли у них особенности в строение задних конечностей? Если "да", то какие?

18.Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа. Чем определяются такие различия?

19.У млекопитающих ноги расположены под туловищем, коленный сустав направлен вперед, а локтевой - назад. Что обеспечивает млекопитающим такие особенное расположения ног?

20.В поясе передних конечностей пресмыкающихся имеются вороньи кости У большинства видов млекопитающих они отсутствуют. Какие млекопитающие унаследовали от пресмыкающихся вороньи кости? В связи с чем у большинства млекопитающих эти кости не сохранились совсем или оказались рудиментарными (утратившими свое значение)?

21. У мелких млекопитающих температура тела меняется в значительных пределах в зависимости от температуры внешней среды. Так, у обыкновенной полевки температура колеблется в пределах 37 - 32°С. У крупных млекопитающих такого колебания температуры тела не происходит. Как можно объяснить такое явление?

22.Убольшинства млекопитающих постоянная и довольно высокая температура тела; например, при температуре внешней среды до - 60°С температура тела равна 39°С. Как удается млекопитающим сохранять постоянную температуру тела при низкой температуре окружающей среды?

23. У млекопитающих, как и у пресмыкающихся, происходит линька. Смена волос у одних видов бывает весной и осенью, у других - только весной. Осенью и весной линяют белки, лисицы, песцы, кроты; весной - суслики. С чем это связано?

24. У хищных млекопитающих кишечник длиннее тела в 2,5 (ласка), в 6,5 (собака) раза. У грызунов - в 5 (песчанка), в 11,5 (морская свинка); у лошади - в 12, у овцы в 29 раз. Как объяснить такие различия?

25. Суммарная дыхательная поверхность легких млекопитающих в 50 - 100 раз больше, чем поверхность кожи. Благодаря чему легкие этих позвоночных животных имеют большую дыхательную поверхность?

26.У многих животных при хороших условиях жизни в организме накапливается жир. У верблюда большая часть жира сосредоточена в горбах, у зебу - на загривке. Где, сосредоточен жир у морского котика, у тушканчиков? Какое значение имеют запасы жира в организмах этих животных?

27. Максимальное число сосков у самок млекопитающих-два. Обезьяны, овцы, козы, слоны, лошади имеют по 2 соска. Максимальное число сосков (10-20) у мышей, полевок и других мелких млекопитающих. Как можно объяснить такие различия?

28.У нутрии соски находятся по бокам тела. С чем это связано?

29.У самок млекопитающих в матке развивается особый орган -детское место, или плацента. У каких этот орган развит слабо? В чем преимущества млекопитающих, имеющих хорошо развитую плаценту?

30. Среди млекопитающих имеются живые «инкубаторы». Какие это животные? Где они живут? Каковы особенности их строения?

31.Класс млекопитающих включает мало отрядов. Какой из отрядов млекопитающих самый мелкий по числу видов? Что характерно для животных этого отряда?

  1. По особенностям строения черепа, его зубной системе можно определить, к какому отряду относится то или иное млекопитающее. Как можно по черепам отличить зайцеобразных от грызунов? Какие виды зайцеобразных обитают на территории нашей страны?

  2. В коллекции имеются чучела различных млекопитающих. Нужно выбрать холи, крота, землеройки. По каким признаком вы их будете выбирать?

  3. В Австралии живет сумчатый медведь коала. Все попытки содержать это животное за пределами его родины оканчивались неудачно. Почему этих животных нет в зоопарках?

  4. Когда-то на Руси в купеческих домах белье хранили в комодах, а для пр иятного аромата клали высушенные хвосты выхухоли. Со временем выхухоль стала редким животным. Почему численность этого зверька продолжает оставаться небольшой?

  5. Поймав землеройку или крота, кошка играет с добычей, но не ест ее, как бы не была голодна. Почему?

  6. Среди рукокрылых имеются кровососущие животные - вампиры. Где они живут и чем опасны?

  7. На полях можно встретить полевых мышей и полевок. Чем различаются с эти животные?

39. Для обогащения промысловой фауны в тридцатых в нашу страну был американский грызун ондатра. За короткое время зверек сильно распространился и стал промысловым. Почему это стало возможным?

40.Тигр, пантера и другие кошки, за исключением гепарда, могут тихо подкрадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?

41. Морские львы, морские слоны, морские леопарды. Назовите других ближайших родственников этих зверей. К какому отряду они относятся?

К какому отряду они относятся? Каковы общие признаки их строения?

42.Тюлени - полуводные животные. Они не могут обойтись без суши или ледяного поля. Почему?

43.У моржа изо рта выступают два крупных бивня. Что представляют собой эти образования? Какое значение они имеют в жизни моржа?

44. Лошадь, кулан, осел, зебра. Какие другие звери относятся к отряду непарнокопытных? Сколько пальцев они имеют на ногах?

45. Многие жвачные млекопитающие имеют рога. Чем рога оленей отличаются от рогов овец и коров?

46. Диким баранам свойственна острота чувств, сила, ловкость, умение избегать опасность. В связи с чем домашние бараны во многом утратили эти особенности, стали «тупыми»?




Данная разработка урока - конкурса по теме «Класс Млекопитающие» составлена Орловой Инной Иосифовной, учителем биологии, высшей категории, МБОУ «Гимназия №6», г.Стерлитамак, РБ.

Поскольку данный урок является заключительным по теме «Класс млекопитающие», на уроке применяются частично- поисковые методы. Что позволяет создать ситуацию успеха даже для слабоуспевающих обучающихся, давая им возможность участвовать в конкурсах в форме мозгового штурма, блиц - опроса, аукциона, решения познавательных задач.

Формат текстового документа - Microsoft Office Word 97-2003,

Объем 9 страниц.

Формат презентации - Microsoft Office PowerPoint 97-2003,

Объем 19 слайдов.



© 2010-2022