Клеточное строение – общий признак живых организмов

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Клеточное строение - общий признак

живых организмов.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о клеточном строении живых организмов.

Задачи: 1) показать отличительные особенности строения растительной и животной клетки

2) продолжить развитие умений работать с рисунками учебника, сравнивать между собой объекты

3)воспитывать у учащихся культуру общения и устойчивую мотивацию к изучению биологии

Планируемые результаты обучения:

Предметные: - учащиеся получат возможность знать суть понятий «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «органоиды».

- отличать строение растительной клетки от животной

- что лежит в основе строения всех живых организмов

Метапредметные: - учащиеся овладеют способностями понимать учебную задачу урока

- обобщать понятия, слушать собеседника

- пользоваться учебником

Личностные: - иметь мотивацию учебной деятельности

- проявлять эстетическую культуру и аккуратность ведения записей в тетради

Тип урока: комбинированный (изучение и закрепление нового материала)

Методы и формы: объяснительно - иллюстрированный

Групповая, фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

  1. Таблица «Строение растительной и живой клетки»

  2. Слайд «Портрет Р.Гука»

  3. Учебник стр. 20, рис.15, стр.22, рис. 16.

  4. Микроскоп

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Эмоционально-психологическая мотивация

- Ребята, посмотрите в окно на кирпичное здание, и телевизор в нашем классе, шкаф и т.д. Вы знаете, что каждый объект состоит из деталей. А из чего состоят живые объекты? Т.е. существа тела живых организмов также состоят из мельчайших структур-деталей. А название этих живых «деталей»-клетка!

Давайте сформулируем тему нашего урока.

После ответов учащихся я поддерживаю наиболее подходящую формулировку (дополняю) и делаю запись на доске, в тетради:

«Клеточное строение - общий признак живых организмов».

  1. Изучение новой темы:

-Давайте вспомним , какие живые организмы вы знаете?

-Верно, это бактерии, грибы, растения, вирусы, животные и мы с вами.

На нашей планете около 2 млн. видов живых существ. Несмотря на многообразие живой природы биологи нашли черты сходства их строения. Самое интересное, что все они имеют клеточное строение. Исключение составляют вирусы - неклеточные формы жизни.

Большинство клеток настолько малы, что разглядеть их невозможно просто так. Хотя есть клетки-гиганты. Это клетки дольки апельсина, мякоти арбуза.

- А как же можно рассмотреть клетки карлики? Что приходит на помощь человеку-исследователю? Давайте вспомним наш самый первый урок. Можно посоветоваться друг с другом по парте.

- Верно! Это микроскоп.

- Давайте еще раз посмотрим на школьный микроскоп (демонстрация)

- В далеком 17 веке он выглядел иначе , намного проще. Но с помощью этого микроскопа английский ученый-физик Р.Гук на срезе пробкового дерева обнаружил ячейки, которые он назвал клетками.

( рассказ с элементами беседы и демонстрацией слайда с портретом Р. Гука и его микроскопом)

- Итак , все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение(учебник стр. 20, рис.15)

Ребята, а вам интересно заглянуть вглубь клетки растений, животных?

- А как вы думаете, они будут похожи друг на друга как 2 капли воды? Или нет?

- Понятно! Вам сложно дать верный ответ

- Давайте искать правду все вместе

Перед вами таблица «Строение растительной и животной клетки».

-Можно ли сказать, что они клетки - близнецы?

Вы правы - нет!

- Действительно клетки растений, животных, грибов могут быть различными по размеру, форме, но все они имеют и сходство в строении.

- посмотрите внимательнее на таблицы, подписи на ней и скажите, что общего у них?

(после ответов учащихся, исправлений, уточнений дополняю: клеточная мембрана, ядро , цитоплазма-это главные части клеток растений, животных, грибов.

- Давайте все вместе еще раз посмотрим на таблицу. Я буду проговаривать предложение, а вы дополняйте( фронтальная беседа)

Начали: Любая клетка снаружи покрыта тонкой …(учащиеся дополняют клеточной мембраной)

Содержимое под мембраной-вязкое полужидкое вещество…(учащиеся- цитоплазма)

Цитоплазма постоянно движется, благодаря такому движению перемещаются вещества в клетке, что важно для её существования.

- Смотрим на таблицу и отвечаем- ядро имеет форму…(шара) и находится в … (цитоплазме).

Ядро - это хранитель наследственной информации, т.е. передаёт признаки от родителей потомкам. А еще его называют «мозгом» клетки, т.к. ядро управляет всеми жизненными процессами клетки.

- Помимо ядра в цитоплазме много мелких клеточных структур, которые принято называть органоидами. Они обеспечивают питание, дыхание, транспорт веществ и многое другое. Но об этом разговор будет в старших классах

- А что есть в строении растительной клетке, но нет в животной?

- Давайте откроем учебник на стр.22, рис 16 внимательно рассмотрите и дайте ответ( учащиеся называют: оболочка, пластиды, вакуоли)

- Как вы думаете, случайно ли природа сделала такие отличия? С чем они связаны?

- А все дело в том, что растения и животные по разному питаются.

- Животные в поисках пищи должны активно…(учащиеся дополняют - двигаться), а вот растения - ни с места. Они ведут прикрепленный неподвижный образ жизни. Посмотрите рисунок 16 на странице 22 < Строение растительной и животной клеток> под электронным микроскопом . Именно растительная оболочка, её другое название - клеточная стенка, делают растительную клетку нерастяжимой. Поэтому растения неподвижны. Но как же им удается питаться? Здесь на помощь приходит пластиды. Посмотрите , как они расположены в клетке, какую форму имеют?

Пластиды бывают бесцветными(демонстрация разрезанного клубня картофеля)

-красно желтыми(демонстрация красного яблока)

И зелеными-хлоропластами. Именно в них на свету у растений образуются питательные вещества(органические) из воды и углекислого газа. Поэтому растениям незачем передвигаться.

- Мы сегодня говорили, что клетка - это деталь живого организма а это значит, что процессы, протекающие в живой клетке, определяют жизнедеятельность всего организма.

Приобретенные вами знания помогут для проведения собственного исследования клеточного строения организмов под микроскопом.

  1. Рефлексия:

- Понравился вам сегодняшний наш урок?

- О чем вы услышали впервые? Что узнали нового на уроке, чего раньше не знали?

- Поделитесь ли вы своими впечатлениями дома?

К следующему уроку обязательно выучите §6 стр.19. В конце этого параграфа есть вопросы постарайтесь ответить на них дома.

© 2010-2022