Рабочая программа экологического кружка 5-9 класс

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МКОУ «СОШ» №9»

естественно-научного цикла _________Т.А. Маршалкина ______Е. Н. Гапонов

протокол № 1 от «___»______201__г. «___»______201__г «___»______201__г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности по экологии «Юный эколог».

Ступень обучения - среднее общее, 5-9 класс.

Количество часов - 420, уровень - базовый.










Пояснительная записка.

Проблема охраны природы - одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека - одна из задач экологического кружка.

Цель экологического кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!
Воспитание экологической культуры у современных школьников.
Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения»


Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть новыми экологическими ценностями и в соответствии с ними строить с окружающим их миром. Основная идея заключается в том, что эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с природной и социальной окружающей средой. В основе экологического воспитания лежит следующая система: ценности - отношение - поведение - ответственность. Таким образом, экологическое воспитание связано с целенаправленным воздействием на духовно нравственное развитие личности, а тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть не что иное, как результат воспитания. Основной акцент программы построен на тех сторонах личности, которые не получают должного развития в процессе обучения на уроке (практическое участие в созидательной деятельности экологического характера, экскурсиях, удовлетворение потребности детей 5 - 9 классов в игре, конкурсах, исследовательских работах, разработок проектов).

Пути экологизации школьного образования
Современная концепция обучения, воспитания и развития основана на идее гуманизации. Для школьного образования одним из путей реализации гуманистических целей является ознакомление учащихся с глобальной проблемой современного мира - экологической. Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды, энергетическая и сырьевая, защита здоровья человека, сохранение генофонда планеты и др.) сегодня стала новой социальной реальностью.
Гуманизация образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных понятий и законов, оно должно развивать гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности. Потенциальные возможности для решения этой задачи заложены в самом содержании предмета.
Дидактически интегративный подход к экологическому образованию уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний, развиваемых в общем образовании. Экология вносит свой вклад в раскрытие ценностного представления о мире и человеке. Что предполагает вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три вариативных модели построения учебно - воспитательного процесса с экологическим содержанием: многопредметная, однопредметная и смешанная.
Многопредметная модель заключается в том, что каждый предмет раскрывает те или иные аспекты экологической проблемы.
Однопредметная модель предусматривает введение специального предмета, связанного с проблемами окружающей среды. Такой подход рекомендован всемирной хартией охраны природы.
По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальных обобщающих и интегрированных курсах.

Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Кружковцы изучают природу родного края, особенности коренного населения, демографическую ситуацию. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего посёлка и о своём будущем.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе, в Интернет-ресурсах. В связи с тем, что многие учащиеся в посёлке знакомятся с алкоголем и никотином довольно рано, то курс мероприятий таких как «Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение)», помогают пропаганде среди школьников правильного образа жизни.

Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (различные игры, викторины, турниры, где проявляется взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.).

При защите исследовательской работы (проекта) учащиеся знакомятся с современными ИКТ: учатся делать компьютерные презентации, пользуются Интернет-ресурсами.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков географии, выполнение проектов, по изучению природы родного края, проведение природоохранных акций. Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

В программе указано примерное количество часов, которое может быть выделено на изучение тем, в зависимости от интересов учащихся, часы могут быть перераспределены. В связи с тем, что дети разновозрастные часть вопросов предполагается для индивидуального изучения или работы в малых группах, завершая совместными итоговыми занятиями с презентациями, стендовыми защитами, конференциями.

Режим занятий: всего 420 часов - двухчасовые занятия два раза в неделю. Занятия осуществляются как в кабинете географии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.

Программа является комплексной, практико-ориентированной, дифференцированной, разноуровневой, рассчитанной на возраст детей от 11 до 17 лет и период 3 года

Цели программы:

  1. Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

  2. Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;

  3. Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира

  4. Формирование ответственного отношения обучающихся здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически грамотного отношения к природе вообще и природе родного края, в частности.


Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания.

  • формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.


Развивающие:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

  • развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

  • эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.

Сроки реализации программы.

Данная программа рассчитана на три учебных года, однако поставленные задачи предполагают дальнейшую непрерывную работу с теми же, либо с другими участниками экологического кружка (возможно более подробное изучение поставленных задач, введение новых практических мероприятий, новых проектов).

Ведущие теоретические идеи и технологии,на которых базируется данная программа.


Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей, посещающих кружок. Это немаловажно, так как дети 11 - 17 лет переживают важный этап - вхождение в возраст между детством и отрочеством (младший подростковый возраст). Необходимо знать особенности младших подростков (физиологические, внутренние, биологические изменения). Для того чтобы выбрать наиболее доступные, проблемы и методы обучения, отслеживая гигиену учебного труда при организации занятий кружка. А именно: смена видов деятельности, паузы-минутки, учёт утомляемости в течение занятий и др.

Для успешного обучения необходимо знать:

  1. Психологический статус ребёнка этого возраста.

  2. Значение побудительных методов для саморазвития учащихся. Анализ через синтез - вот путь развития мышления школьников данного возраста.

  3. Ребёнку необходимо освоить новый для него вид интеллектуальной деятельности:


- выявление отличий и сходства различных объектов;

- комбинация информации по разным признакам;

-способы постановки вопросов - однозначных и многозначных;

- альтернативные объяснения фактов и явлений.

Всё это можно осуществить через педагогические технологии коллективного обучения, совместную проектную деятельность.



Краткое пояснение логики структуры

программы и особенностей организации учебного процесса по курсу.


Программа продолжает логическую цепь, начатую в 1-4 классах курсом «Человек и окружающий мир». От осознания себя в мире и обществе сверстников, ребёнок постоянно движется к осознанию своих связей со многими науками как предметами изучения, так с инструментами собственных исследований и реально ощущает взаимосвязанность всего в мире. Учащиеся последовательно проходят следующие стадии отношение - интерес - изучение - знание - поведение (действие). Так как основой любого занятия служат эмоции, чувства, взаимосвязи, то конечной целью программы, без сомнения является формирование «возрастного пласта» экологической культуры, который предусматривает также разнообразные знания и

Содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки; знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты: экология как предмет, экология как широчайшая синтетическая наука, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда, окружающая среда и современное общество.

Рассматривается абиотический аспект взаимодействия организмов с окружающей средой, периодичность температурного фактора; жизненные формы растений в зависимости от температурного фактора, адаптации; солнечный свет и его составляющие; экологические характеристики света; группы растений по их отношению к свету, фотопериодизм; вода (свойства и классификация организмов по отношению к воде); экологические свойства атмосферного воздуха и их значение для организмов; свойства почв и их роль в жизнедеятельности организмов; фитоиндикация почв; почва - среда жизни; взаимодействие экофакторов; формы биотических отношений; наиболее простые примеры зоогенных и фитогенных факторов; понятие "биосфера", "биомасса", "энергетика биосферы"; водная среда и ее биота; автотрофное звено сухопутных местообитаний; круговорот воды и ее баланс; химические элементы в биосфере; биогенная миграция и круговорот химических элементов.

Термины: "природные ресурсы"; водные ресурсы планеты, России, родного края; хозяйственное водопользование; ресурсная база Мирового океана; биологические ресурсы суши; почвенные ресурсы России и родного края; ресурсы сырья и энергии; рациональное и нерациональное природопользование.

Разнообразие заповедных объектов; понятия - биосферный заповедник, национальный парк, заказники, зоны покоя, буферные зоны, памятники природы, уникальные ландшафты, искусственные природные объекты; "Красные книги" - основные принципы и положения.

Основные компоненты: геомагнитное поле; космическое излучение; ионизирующее излучение; земная радиоактивность; землетрясения; вулканическая деятельность; цунами; ураганы и смерчи; наводнения; засуха.

Демография как наука; демографические проблемы и возможности биосферы; прогнозы и перспективы; демографическая ситуация и продовольственная проблема; пути решения продовольственной проблемы; основы знаний о антропогенном загрязнении биосферы; атмосфера: смог и кислотные осадки; гидросфера: органическое и неорганическое загрязнение, pH воды; почвы: загрязнение ТМ, нитраты и пестициды как загрязняющий фактор; радиоактивное загрязнение биосферы; тепловое загрязнение оболочек Земли; шум как загрязнитель среды обитания; электромагнитное воздействие на биосферу; война - губительный для биосферы фактор; международная деятельность по охране окружающей среды и природоохранительного просвещения.


Система оценки достижений учащихся.

Этапы педагогического контроля.


№ п\п


Какие знания, умения и навыки контролируются


Форма подведения итогов


Сроки


1


Умение выполнять практические работы.


Экскурсии, проекты


В течение года


2


Навыки поведения в природе


Составление правил


Во время экскурсий


3


Умение раскрывать экологические понятия



Тестирование


По итогам изучения темы


4


Знания редких и исчезающих видов животных и растений


Викторина


В течение года


5


Знание терминов, понятий.


Самостоятельная работа


По мере необходимости




Уровни усвоения учебного материала.

Учащиеся должны иметь представление о понятиях:



  • экология, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы. Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища.




Учащиеся должны знать:


  • правила поведения в природе;

  • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

  • глобальные экологические проблемы;

  • экологическую ситуацию посёлка Корлики и его окрестностей; демографическую обстановку;

  • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

  • особенности растительного и животного мира Нижневартовского района;

  • редкие и охраняемые растения и животные родного края, занесённые в Красную Книгу;

  • основы здорового образа жизни;

  • влияние вредных факторов на здоровье человека;

  • основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;



Учащиеся должны уметь:


  • оценивать экологическую ситуацию;

  • ориентироваться на местности;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • наблюдать за погодой, явлениями природы;

  • составлять температурные графики;

  • составлять карту местности;

  • оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

  • правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

  • участвовать в природоохранных акциях;

  • изготовлять поделки из природных материалов;

  • работать с научной литературой, Интернет-ресурсами;

  • выполнять учебные проекты, презентации;

  • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.



Формы подведения итогов реализации программы:


  • выставки поделок из природных материалов;

  • фотовыставки;

  • защита проектов;

  • соревнования, турниры, конкурсы;

  • демонстрация презентаций, экологических представлений;

  • участие в районных конкурсах.



«Основные понятия»


Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Организм и среда. Экологические факторы. Среды жизни. Адаптация. Приспособительные ритмы жизни. Фенологические наблюдения. Приспособительные формы организмов. Глобальные экологические проблемы. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Первая помощь при отравлении грибов. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Экосистемы. Законы организации экосистем. Цепи питания. Факторы, ограничивающие биологическую продукцию. Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды.


«Экология моей станицы»

Особенности природы своей местности. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Особенности рельефа. Разнообразие рельефа. Влияние человеческой деятельности на рельеф края. Богатства недр. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Общие климатические особенности, разнообразие и смена погоды во все сезоны года. Богатство водных ресурсов. Речная система округа. Край сотен тысяч озер. Основные типы почв. Охраняемые территории. «Малая Солдатская поляна», «Больщая Солдатская поляна». В России историко-культурный природный парк «Татарское городище». Полезные и опасные растения и животные. Представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу России. Коренные народы и коренное население. Традиционные виды деятельности. Жилища, традиции, обычаи коренных народов, их взаимосвязь с природными особенностями и природными ресурсами. Проблемы коренных народов. Пути их решения. Родовые угодья .

Экскурсии.


Экскурсия (сбор природного материала для поделок).

Экскурсия в музей. (Оформление результатов исследования, презентация).




«Окружающая среда и сохранение здоровья человека»

Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. Здоровье человека. Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их предупреждения. Гигиена питания. Режим и правила питания. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире.

Оценка экологического состояния среды обитания, влияние природной среды на здоровье человека. Демографическая ситуация. Пути решения проблем взаимодействия человека и природы. Социологический опрос местного населения об отношении к окружающей среде, своему здоровью. Мониторинг состояния здоровья учащихся (классных коллективов школы). Влияние вредных привычек на здоровье человека (наркомания, алкоголизм, табакокурение).


Экскурсии.

Экскурсия в поликлинику (Оформление результатов исследования, презентация).

Экскурсия в природу (Оформление результатов)






ЛИТЕРАТУРА.


Информационная.


  1. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. - М.: Просвещение, 1990.


  2. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.


  3. Автор: Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.


  4. Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.


  5. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.



Практика, внеклассная работа.


  1. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.


  2. От знания - к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. - Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.


  3. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.


  4. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. - М.: Устойчивый мир, 2005.

Литература для учащихся.


  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)- Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).


  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. - Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).


  3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. - СПб.: «Паритет», 2000.


  4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.


  5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. - 262 с.







Календарно-тематическое планирование



№ п/п


Тема занятия


Кол-во часов

Основные действия учащихся.


Тема 1.


20


1


Экология как наука о выживании человечества.


2


2


Природные катастрофы.


2


3


Техногенные катастрофы


2


4


22 сентября - международный день без машин.


2


5


Атомная энергия: за и против.


2


6


Роль огня в развитии цивилизации.


2


7


Природные ресурсы.


2


8


Игра «Олени и факторы».


2


9


Войны и терроризм.


2


10


Сбор и обработка экологической информации.


2


Тема 2.


30


11


Природные экосистемы.


2


12


Структура и динамика развития экосистем.


2


13


Взаимоотношения в популяциях.


2


14


Лимитирующие факторы.


2


15


Глобальные экологические проблемы.


2


16


Городские экосистемы.


2


17


Игра «Взгляд с позиции Земли».


2


18


Твёрдые бытовые отходы и их переработка.


2


19


Игра «Как избавиться от мусора».


2


20


Конвенция об изменении климата.


2


21


Конвенция о сохранении биоразнообразия.


2


22


Молодёжное антиглобалистическое движение.


2


23


Государственная система экологического мониторинга.


2


24


Международное сотрудничество в области экологической информации.


2


25


Предупреждение катастроф.


2


Тема 3.


12


26


Права человека, детей, экологические права.


2


27


Конвенция о правах ребёнка. Право на чистую окружающую среду.


2


28


«Повестка Дня на XXI век». Как изменить ситуацию к лучшему.


2


29


Экологический проект Volvo Adventure.


2


30


Экологический проект Globe.


2


31


Экологический проект «Экологическое содружество»


2


Тема 4.


10


32


Программы и проекты.


2


33


Гражданское общество - что это такое.


2


34


Интернет для экологической работы. Работа с электронной почтой.


2


35


Информационно-поисковые системы. Изучение языка HTML для создания Интернет-сайтов.


2


36


Понятие об экологических моделях.


2

37

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

111

Дети отгадывают загадки, ребусы.Предложения детей по программе курса

38

Географические открытия в древности. Небосвод.

1

39

Пере мещение солнца на небосводе.

Экскурс в историю географических открытий

40

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда.

41

Круговорот веществ в природе.

42

Живая и неживая природа.

Просмотр учебного фильма

43

Цепи питания.

Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы.

44

Обитатели почвы.

Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения.

45

Загадки о состояниях воды.

46

Наблюдение в природе за водой

Дети учатся составлять свои загадки

47

Природа дождевого облака

Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней.

48

Природа снежного облака

Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду

49

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.

50

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

51

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

52

Что мы узнали и чему научились за год.

Защитим природу.

53

Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности.

Презентация. Мини проекты

54

Особенности весны, лета, осени, зимы.


Просмотр учебного фильма

55

Неблагоприятные и необычные явления природы.

Беседа, разгадывание загадок, ребусов

56

Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края.

Групповая проектная деятельность

57

Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище.

Круглый стол

58

Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.

Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?»

59

Многообразие цветущих и не цветущих растений Свет, тепло, влага в жизни растений.

Экскурсия в парк

60

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подо коннике - что мы о них знаем.

Круглый стол

61

Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Краснодарского края.

Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края; не рвать редкие исчезающие растения

62

Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Красно дарском крае.

Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб».

63

Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

Игра: «Что растет в родном краю».

64

Многообра зие животных родного края

65

Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них.

Опытно-исследовательская работа: маскировка животных.

Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Промысловая охота».

67

Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных.

Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы».

Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее.

68

Древние ящеры и современные ящерицы.

Презентация

69

Почему птицы - пернатые. Пе релетные, зимующие и кочующие птицы края.

Учебный фильм

Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц

Прогулка - наблюдение в парк

Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки»

70

Домашние птицы. Корм ление и уход за ними.

Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек.

71

Млекопитающие родного края. Редкие животные.

Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц».

72

Домашние животные. Кормление и уход за ними.

Доклады детей

73

Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и тд.)

74

Зависимость человека от природы.

75

Пищевые, лекарст венные, ядовитые растения. Культурные растения.

Просмотр учебного фильма.

76

Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа.

Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу.

Игра: «Составь загадку».

77

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления.

Экскурсия в рыбный колхоз им. Хвалюна.

78

Отрица тельное воздействие человека на природу.

Заседание круглого стола.

79

Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе.

Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков.

80

Почему надо соблюдать правила пове дения в природе.

Творческая деятельность: рисунки «Я- человек - часть природы»

Составление загадок по теме.

81

Что охраняют в заповедниках и заказниках

Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы».

Составление загадок о правилах поведения в природе.

82

Охранять природу - значит охранять здо ровье.

Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае.

Знакомство с профессией лесника, его природоохраняющей деятельностью.

83

Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.

Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя

84

Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске

85

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных

Наблюдение за де ревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными.

86

Выявление наиболее характерных отличительных призна ков схожих видов.

Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок».

87

Объяснение происхождения названий некото рых видов с целью их лучшего запоминания.

Упражнения, закрепляющие знание названий рас смотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земля ничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.

88

Представители редких организмов. Они могут исчезнуть.

Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведе ния и т.д. Причины сокращения численности этих живых су ществ, необходимые меры для их охраны.

89

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники приро ды.

Выступление заранее подготовленных детей.

90

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и раз множения редких видов растений и животных. Питомники ред ких видов.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей

91

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных.

Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта

92

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и живот ных.

Прогулка «Воздух и его обитатели».

93

Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка

влаги.

Просмотр учебного фильма.

94

Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия.

Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук».

Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценирование стихотворения. Отгадывание загадок.

95

Многообразие растений: знакомство с интересными пред ставителями групп растений

Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой , определение высоты и толщины деревьев.

96

Многообразие животных.

Презентация.

97

Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее».

98

Сеть питания, или пищевая сеть

Составление схем сети питания

99

Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологиче ской пирамиде для охраны природы.

Просмотр учебного фильма.

100

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой

Конкурс рисунков «Эти удивительные животные»

101

Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания

Выступление заранее подготовленных детей.

102

Лекарственные растения, их важ нейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений

Презентация

103

Охраняемые животные. Причины сокра щения численности этих животных и меры их охраны.

Выступление заранее подготовленных детей.

Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома.

104

История спасения животных- примеры актив -ных действий человека по охране животного мира.

Чтение отрывков из книг

Знакомство с «Книгой рекордов Гинесса»

105

Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоо паркам

Заочная экскурсия в Сочинский ботанический сад.

106

Мастерим домики для птиц.

107

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток.

108

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренни ков, КВН экологического содержания.

Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток

109

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в при роду с учащимися других классов.

Подготовка и планирование проведения бесед, КВН

110

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье че ловека . Пути попадания вредных веществ в организм человека

111

Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье

Просмотр учебного фильма

Конкурс знатоков природы

ИТОГО













© 2010-2022