Рабочая программа по биологии 6 класс

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

1. Кому адресована программа


Настоящая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089;

- с Примерной программой основного общего образования по биологии, являющейся ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников;

- авторской Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с.)


  1. Соответствие рабочей учебной программы государственным образовательным стандартам

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-2016 учебный год ( Приказ от 31 марта 2014 г. N 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования, Приказ от 8 июня 2015 г. N 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации)

  1. Потребитель образовательных услуг

Характеристика особенностей усвоения материала в 6 классе. Рабочая программа разработана с учётом особенностей обучающихся данного класса.

К среднему школьному возрасту, дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире.

В этом возрасте у детей активно начинает развиваться логическая память. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.

Рабочая программа построена на основе системно - деятельностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и с учетом удовлетворения запросов потребителя образовательных услуг, индивидуальных склонностей и способностей учащихся.


  1. Отличительные особенности образовательного учреждения

Тип учреждения - Основная общеобразовательная школа.

Цель работы на данной ступени обучения:

МАОУ «ООШ №29» ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учётом их индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психических, индивидуальных и др.), образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путём создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка. Исходя из модели выпускника основной школы в 6а классе необходимо:

- освоить на уровне требований государственной программы учебный материал по биологии;

- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

- достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, оценочной деятельности;

- овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного).

  1. Общая характеристика учебного предмета

Целью учебного предмета является: дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.

2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.

3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.

4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.

5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В основе лежит концентрический принцип построения обучения.

Реализация учебного процесса планируется с использованием учебников Сонин Н. И. «Биология живой организм».

  1. Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

В данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

  • возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

  • взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

  • обогащение опыта и знаний школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов, заданий, не изучавшихся в данном курсе.



Элементы развивающей системы образования



1.Создание «Ситуации успеха».

2. Самооценка детей.
3. Решение поставленной проблемы, задачи.

5. Рефлексия.



Образовательные технологии, применяемые на уроках биологии:

  • Традиционное обучение

  • Игровые технологии

  • Технология исследовательской деятельности

  • Технология учебного проектирования

  • Здоровьесберегающие технологии.

Формы уроков:

Основная форма организации учебного процесса - урок.

Используются урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум, экскурсия.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- выборочная проверка заданий;

- взаимопроверка;

- работа с картографическим материалом (его описание, анализ, сравнение)

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- составление текстов с описанием объектов, явлений, регионов на основе различной информации.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление,

оценка

• объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих связь «природа-

общество»;

• применение полученных знаний для действий в конкретных ситуациях;

• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

• поиск нужной информации и ее анализ

• выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,

просмотровое, поисковое

• решение задач творческого и поискового характера;

• владение элементами исследовательской деятельности, элементарными

умениями прогноза

• формулирование полученных результатов;

• наблюдение за погодой и фенологическими явлениями.


Формы контроля:

• составление описания объекта, явления

• вьшолнение практических заданий по тексту

•тестирование;

• устный рассказ;

• анализ таблиц

•анализ схем

• составление таблиц


7. Об ожидаемых образовательных результатах

В результате изучения биологии 6 класса ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,) и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

8.Развитие компетентностей

Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика, его
внутреннего мира, а также развивают его способности, в результате чего у него
появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно
расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться
принимать решения и брать за них ответственность на себя.

1.Общекультурная(опыт освоения учащимися научной картины мира).

2.Учебно-познавательная(самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

3.Информационная(умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

4.Коммуникативная(овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).




































Учебно-тематическое планирование.


№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем. блока)

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1.

Строение и свойства живых организмов


13

5

2.

Жизнедеятельность организма

18

7

6

1

3.

Организм и среда

3

2

1

4.

Резерв

2

5.

Итого


35

9

11

2
































Основное содержание учебно-тематического планирования




№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

1.

Строение и свойства живых организмов


13

2.

Жизнедеятельность организма

18

3.

Организм и среда

3

4.

Резерв.

1

5.

Итого:

35

















































Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока


Требования
куровню
подготовки

Вид контроля
Практическая
работа

Дата проведения

План

Факт


Строение и свойства живых организмов 13 ч


Основные свойства живых организмов

Знать признаки живых организмов, их значение

Уметь находить в тексте учебника и др. источниках информацию о признаках живых организмов

Фронталь-ный

02.09


Химический состав клетки

Знатьнеорганические и органические вещества клетки

Уметь находить в тексте учебника и др. источниках информацию о хим. составе клетки


09.09


Строение растительной клетки

Знать признак живых организмов- клеточное строение

Уметь: распознавать и описыватьна таблицах основные части и органоиды клетки; выделять особенности строения ядра; доказывать, что клетка - элементарная единица живого; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов; сравнивать клетки растительного и животного организма и делать выводы на основе сравнения

Фронтальный и текущий опрос. Работа в РТ

16.09


Строение животной клетки

Фронтальный и текущий опрос. Работа в РТ

23.09


Деление клетки - митоз

Знать: особенности митоза, роль в организме, механизмы процесса деления и получения клетками наследственной информации

Фронтальный и текущий опрос. Работа в РТ

30.09


Деление клетки - мейоз

Знать: особенности мейоза, связанные с половым размножением растений и животных; показать отличия процессов митоза и мейоза

Фронтальный и текущий опрос. Работа в РТ

07.09


Ткани растений.

Знатьтипы тканей растений и животных, их функции

Уметь различатьтипы тканей растений и животных;

рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов; находить в тексте учебника и др. источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Фронтальный и текущий опрос. Работа в РТ

14.09


Ткани животных.

Фронтальный и текущий опрос. Работа в РТ



Строение корня

Знать:понятия ткань, орган, побег, вегетативные и репродуктивные органы, однодольные и двудольные растения, системы органов

Уметь: называтьорганы и системы растений и животных, их роль; распознавать и описывать на таблицах органы растений и животных; изучать биологические объекты- органы растений и животных; описывать многообразие соцветий; приводить примеры многообразия плодов; характеризовать строение цветка как органа размножения

Фронталь-ный



Строение и значение побега.

ЛР «Строение почки»

ЛР



Цветок. Соцветия. Плоды.

ЛР«Строение цветка»

ЛР



Системы органов животного

ЛР «Распознавание органов у растений и животных»

ЛР



Организм как единое целое

Знать: понятия ткань, орган, системы органов

Уметь: называть особенности строения и функции многоклеточного организма; характеризоватьпричины нарушения целостности организма; доказывать, что организм - единое целое

Фронталь-ный




Жизнедеятельность организма 18 ч.

(14)

Особенности питания растительного организма

Знать: питание, фотосинтез, почвенное питание

Уметь:Называть органы почвенного и воздушного питания у растений, пищеварительной системы у животных и узнавать их на рисунках и живых объектах; описывать сущность процессов: фотосинтез, почв питание и питание животных; приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов; характеризовать роль корня в почвенном питании; листа - в фотосинтезе; сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных;делать выводы на основе сравнения

Фронталь-ный



(15)

Особенности питания животных

Фронталь-ный



(16)

Дыхание растений.




Знать:органы дыхания у животных и узнавать их на рисунках и живых объектах.

Уметь:описывать сущность процесса дыхания; характеризовать особенности дыхания растений и животных, роль в жизни животного

Фронталь-ный



(17)

Дыхание животных

Индивидуальный



(18)

Передвижение веществ в растении

ПР «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»


Знать: органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы, состав крови, типы кровеносных систем

Уметь:описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение; приводить примеры животных с разными типа кровеносных систем; характеризовать особенности транспорта веществ у животных; перемещения воды и минеральных солей в растениях.

ПР



(19)

Передвижение веществ в животном организме

Фронталь-ный



(20)

Выделение у растений, грибов, животных




Знать: органы выделения растений и животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

Уметь:описывать сущность процесса обмена веществ у животных, его значение; характеризовать особенности обмена веществ у растений и животных; сравнивать обмен веществ у растений и животных делать выводы на основе сравнения

Индивидуальный



(21)

Обмен веществ у растений и животных

Фронталь-ный



(22)

Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма

Знать: значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных.

Уметь: описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках и таблицах; распознавать и описывать на таблицах части внутреннего скелета; соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни

Фронталь-ный



(23)

Движение

ЛР «Движение инфузории - туфельки»

Знать: роль движения в жизни растений и животных; способы передвижения животных.

Уметь: распознавать и описывать на таблицах органы движения животных; наблюдать за поведением животных; сравнивать движение растений и передвижение животных и делать выводы на основе сравнения

ЛР



(24)

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.




Знать: органы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; значение нервной системы, принцип работы нервной системы; типынервной системы, роль эндокринных желез

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные отделы нервной системы; описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений; наблюдать за поведением животных, за ростом и развитием растений

Фронталь-ный



(25)

Эндокринная система, ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных

Фронталь-ный



(26)

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений


Индивидуальный



(27)

Размножение, его виды. Бесполое размножение

ПР«Вегетативное размножение комнатных растений»

Знать: значение размножения, виды, формы бесполого размножения, органы полового размножения, женские и мужские клетки

Уметь: узнавать их на рисунках и живых объектах; описывать сущность бесполого и полового процесса; строение цветка как органа полового размножения; объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым

ПР



(28)

Половое размножение животных

Фронталь-ный



(29)

Половое размножение растений

Фронталь-ный



(30)

Рост и развитие растений

ЛР «Прорастание семян»








Знать: роль семян и плодов в жизни растения; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян; этапы развития животных, типы постэмбрионального развития

Уметь: распознавать и описывать на таблицах части цветка, семена однодольных и двудольных растений, типы плодов; описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных

ЛР



(31)

Рост и развитие животных

ЛР «Прямое и непрямое развитие насекомых»

ЛР



Организм и среда 3 ч.

(32)

Среда обитания. Факторы среды



Знать: виды экологических факторов, типы взаимоотношений организмов; три группы организмов в экосистеме.

Уметь: приводить примеры факторов неживой природы, их влияния на живые организмы, взаимосвязей живых организмов, приспособлений организмов к действию экологических факторов, природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов; объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Фронталь-ный



(33)

Природные сообщества

Индивидуальный



(34)

Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

Знать:особенности строения и жизнедеятельности растительного и животного организмов.

Уметь: сравнивать строение и жизнедеятельность растения и животного и делать выводы на основе сравнения

Фронталь-ный



(35)

Резерв









9. Информационно-методическое обеспечение

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

1. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобра-зовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2014.- 176с.

2 Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа.

Литература для учителя:

  1. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» 6 класс» - М.: Дрофа, 2006. -218с.

  2. И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2006.

  3. В.Н.Кириленкова, Н.И.Сонин «Дидактические карточки - задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2005.

Литература для учащихся:

Учебник Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник для общеобра-зовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2014.- 192 с.



ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»

  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

  • Интернет- ресурсы.

bio.1september.ru

college.ru/biology

herba.msu.ru

biodat.ru

floranimal.ru

forest.ru

kozlenkoa.narod.ru

biodan.narod.ru

darwin.museum.ru

plant.geoman.ru

learnbiology.narod.ru

© 2010-2022