- Преподавателю
- Биология
- Практическая работа по экологии
Практическая работа по экологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галиуллина А.В. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Мы за чистоту!»
Тема:
Изучение экологического состояния реки
Саклау
Хаертдинова Адиля Ирековна
ученица 8 класса МБОУ «Саклов-
Башская СОШ» Сармановского
муниципального р-на РТ
Научный руководитель:
учитель химии и биологии
Галиуллина Альфия Вадутовна
Содержание
-
Введение
-
Актуальность
-
Цели и задачи
-
Методика и оборудование
-
Результаты исследований и выводы
-
Практическое применение
-
Литература
-
Приложения
1. Актуальность работы:
В последнее время оказываются сильные антропогенные воздействия на поверхностные водоёмы. Это и различные сбросы промышленных и бытовых вод, и шумовое загрязнение, и нарушение структуры водоемов при механическом перемешивании слоёв воды, а также нарушение термического режима. Всё эти факторы приводят к различным изменениям в водных экосистемах, что отражается и на общем состоянии природы и на человеческом обществе. Это может привести к исчезновению рек, маленьких деревень, уменьшению запасов пресной воды.
Цель:
Оценка состояния и раскрытие возможности реки Саклау для сохранения качества воды, производства рыбы и биологического разнообразия. Привлечение внимания школьников к данной проблеме, что особенно актуально в перспективе дальнейшего ухудшения экологической обстановки. Именно в школьном возрасте наиболее удачно можно привить внимание к проблемам охраны природы и бережного к ней отношения.
Задачи:
1. Описание биогеоценоза (экосистемы) на примере реки Саклау.
2. Описание морфометрических показаний.
3. Освоение способов и методов оценки экологического состояния водных экосистем.
4.Овладение умениями применять биологические и экологические знания для объяснения важности решения проблем сохранения водных экосистем.
Методика:
1.Морфометрические исследования -измерение глубины в течении года.
2. Органолептические исследования - прозрачность, запах, цвет.
3.Химические исследования - взятие проб воды и проверка среды, на наличие ионов йода, хлора, сульфатов, органических веществ.
Оборудование: рейка для измерения глубины, индикаторная бумага, пробы воды, штатив, пробирки, 0,5% раствор перманганата калия, нитрат серебра, хлорид бария, соляная кислота, роданид , перекис водорода.
Результаты исследований.
1. Морфометрические исследования - измерение глубины в течение года.
Глубина выше в апреле, а мелководье в июле и августе.
2. Органолептические исследования - прозрачность, запах, цвет.
Цвет воды светло-желтый. Прозрачность - прозрачная. Речной запах.
3. Химические исследования - взятие проб воды и проверка среды, на наличие ионов йода, хлора, сульфатов, органических веществ.
- Определение кислотности универсальной лакмусовой бумагой - кислотность по шкале светло-зеленая - 7, значить среда нейтральная.
-Определение органических веществ раствором перманганата калия - цвет раствора чуть-чуть изменился, что показывает присутствие органических веществ.
- Качественное определение сульфат иона путем добавления хлорида бария - раствор помутнел, так как есть эти ионы.
-Обнаружение ионов хлора, йода путем добавления нитрата серебра - раствор не изменился, нет ионов.
Выводы:
Речная вода пригодна для разведения рыб, в воде присутствует незначительное количество органического вещества, среда нейтральная, жесткость в пределах нормы.
Практическое применение:
В рамках реализации проекта в течении года членами школьного научного общества были организованы различные школьные просветительские мероприятия: проведены беседы в классах, прошли выставки рисунков по теме «Охрана водных экосистем», на Уроках экологии прочитаны лекции, выпущены листовки. Школьники провели практические природоохранные мероприятия: организовали экскурсии. Каждый год проходит экологический десант по сбору мусора около реки, где участвуют все ученики школы. Сажаем деревья у реки на месте отдыха рыбаков и туристов. Мы начали работу по проекту в 2012 году. Работа будет продолжаться. Предстоит еще много исследований и просветительские работы не только школьников, но и населения.
Список литературы:
-
Вопросы эколого-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время - Казань.1994
-
Журналы. «Биология в школе» 2000-2008.
-
Журнал «Магариф», 2010
-
Компьютерный диск 1С «Репетитор» (экология)
-
Компьютерный диск «Лабораторный практикум. Биология.»
-
Криксунов Е.А. Экология учебник для 9 класса, «Дрофа», 2001
-
Лабораторный практикум по экологии - М. 1997
-
Миркин Б.М. Экология России. М, «Просвещение», 2000