ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Данный проект направлен на исследование проблемы воздействия железнодорожного транспорта на природу. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги – наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы. Тем не менее, перед железнодорожным транспортом серьёзно стоят проблемы уменьшения и предотвращения загрязнения окружающей среды.     С каждым днем  мы  все  острей ощущаем понимание необходимости проведения срочных мероприятий по сохранению того богатства, которое и...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АННОТАЦИЯ

Аннотация: Данный проект направлен на исследование проблемы воздействия железнодорожного транспорта на природу. В первую очередь это связано с тем, что железные дороги - наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы. Тем не менее, перед железнодорожным транспортом серьёзно стоят проблемы уменьшения и предотвращения загрязнения окружающей среды.











СОДЕРЖАНИЕ.

Введение……………………………………..











Введение

Шесть тысяч поездов.
Шесть тысяч длинных поездов.
Бегут по рельсам каждый день
От городов до городов,
Минуя сотни деревень….

Джанни Родари.

С каждым днем мы все острей ощущаем понимание необходимости проведения срочных мероприятий по сохранению того богатства, которое изначально было дано нам природой. Воздух, вода, земля сегодня уже не справляются с гигантскими нагрузками, ежеминутно реализуемыми нашими современниками. Железнодорожный транспорт, к сожалению, вносит определенный негативный вклад в экологию, являясь источником неблагоприятных химических, физических и биологических факторов. Несмотря на то что отрицательное влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду значительно меньше, чем других видов транспорта, тем не менее оно весьма ощутимо и требует профилактической работы .







ГлаваI.Из глубины веков.

История железнодорожного сообщения собственно в Дагестане берет свое начало в последней четверти XIX века. В апреле 1885 года император России Александр III утвердил решение Комитета министров начать строительство Владикавказско-Петровской железной дороги протяженностью 250 верст. Работы по строительству железнодорожной линии до Порт-Петровска завершились в конце 1893 года, а в середине 1899 года она дошла до Баку. В пределах Дагестанской области на железнодорожной линии было сооружено десять станций, в том числе Темиргое, Петровск Кавказский, Манас, Каягент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи и другие, 14 разъездов, несколько десятков мостов, возведено 53 здания. В начале ХХ века была проведена железнодорожная линия, соединяющая Темир-Хан-Шуру с Порт-Петровском.1

1 января 1894 года введена в эксплуатацию линия Беслан - Петровск протяженностью 250 верст, в 1900 году - Порт-Петровск - Дербент - 181 верста.2

Основные виды грузов, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Республики Дагестан: нефтепродукты, лес, зерно. Ежегодно в пригородном пассажирском сообщении на территории республики перевозится около 600 тысяч человек3

В детстве у каждого мальчика есть мечта- иметь паровозик. И я не являюсь исключением. Деская игра паровозик или поезд с железной дорогой собирает всю семью вместе. Масса удовольствия и радости в семейном кругу.

Став постарше я уже могу самостоятельно ездить на пригородной электричке, мечтая при этом объездить весь мир.

Если сравнить железнодорожный транспорт с другими видами транспорта, то он является наиболее безопасным. Безопасность не только с точки зрения безопасности людей, но и с экологической точки.

Железнодорожный транспорт - вид транспорта ,где перевозка грузов и пассажиров осуществляется по рельсовым путям.

Деятельность железнодорожного транспорта оказывает воздействие на окружающую природную среду.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1Г.М. МАГОМЕДШЕРИФОВ. ДЕРБЕНТ-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ НА РУБЕЖАХ ВЕКОВ.МАХАЧКАЛА 2003.

2ТАМ ЖЕ.

3 ТАМ ЖЕ

. Но по сравнению с автомобильным,морским или же авиационным, неблагоприятное воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду намного меньше

В первую очередь это связано с тем, что железные дороги - наиболее экономичный вид транспорта по расходу энергии на единицу работы. Тем не менее, перед железнодорожным транспортом серьёзно стоят проблемы уменьшения и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Глава II.Источники загрязнения.

Главной особенностью влияния железнодорожного транспорта на окружающую природную среду является круглосуточная работа подвижного состава(грузовые и пассажирские составы) и производственных объектов, обеспечивающих перевозочный процесс(локомотивное депо, мастерские).ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Негативное влияние железнодорожного транспорта проявляется, главным образом, через загрязнение водных источников, почвы и растительности вредными веществами, через шум и вибрацию.

Существующая в настоящее время система управления экологической безопасностью на железнодорожном транспорте не отвечает современным требованиям.
Влияние железнодорожного транспорта на экологическую обстановку весьма ощутимо. Оно проявляется прежде загрязнением воздушной среды(при сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа), водной среды и земель при строительстве и эксплуатации железных дорог.ПРИЛОЖЕНИЕ2.

Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнением природных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должны нарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемы характеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределах антропогенных изменений в окружающих транспортное предприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной среды снижается из за уничтожения и истощения природных комплексов. ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Все источники загрязнений окружающей среды по характеру функционирования делятся на стационарные и передвижные. Стационарными источниками являются локомотивные и вагонные депо, заводы по ремонту подвижного состава, пункты подготовки подвижного состава, котельные, пропарочно-пропиточные заводы. К передвижным источникам относятся магистральные и маневровые тепловозы, путевые и ремонтные машины, автотранспорт, промышленный транспорт, рефрижераторный состав, пассажирские вагоны и т.п. В свою очередь, стационарные источники по сложности и числу технологических процессов неравнозначны и могут создавать загрязнения не одного, а нескольких видов.4

Глава III.Прогулка по локомотивному депо.

Для того, что бы узнать подробнее источники загрязнения в нашем городе я посетил Дербентский железнодорожный вокзал, депо, мастерские, мойку и котельную. С помощью работников железной дороги я составил таблицу. ПРИЛОЖЕНИЕ. Источники загрязнения атмосферы, воды, почвы на железнодорожном транспорте и их характеристика.

Участок мойки подвижного состава.

Мытьем наружных поверхностей локомотивов занимаются женщины -мойщицы. Моют локомотивы водой с разбавленными химическими реагентами. Вода сливается тут же в несанкционированные стоки, оттуда вода в канализационные стоки и прямо в море. Многие считают, что это капля. Но таких капель становится только много.

Женщины-мойщицы при мытье локомотивов не защищают себя от вредных газов и ядовитых паров. Работая без специальных масок они наносят вред своему здоровью. Вдыхают они пыль, щелочи, нефтепродукты, кислоты. Вода употребляется во многих технологических процессах. железнодорожного хозяйства. После использования вода загрязняется различными примесями и переходит в разряд производственных сточных вод. Многие вещества, загрязняющие стоки предприятий токсичны для окружающей среды. Качественный и количественный состав стоков, а также их расход зависят от характера технологических процессов.

------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ

Производственные сточные воды локомотивного депо образуются в процессе наружной обмывки подвижного состава, при промывке узлов деталей, аккумуляторов, мытье смотровых канав, стирке спецодежды. Сточные воды в основном содержат нефтепродукты, бактериальные загрязнения, кислоты, щёлочи, поверхностно-активные вещества (ПАВ).

Техническое обслуживание и диагностика.

Техобслуживание заключается в замене комплектующих, смазке деталей. Зайдя в отдел технического обслуживания, мне сразу бросился в нос характрный запах пыли. Работники отдела также не использовали маски при работе с комплектующими. Я напомнил им, что необходимо таже одевать перчатки, но они ответили мне шутками. Продуктами переработки является оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа, пыль.

Стоянка и место отстоя подвижного состава

Перемещение подвижного состава и оборудованная площадка открытого или закрытого хранения

Проходя между локомативами сразу бросается в глаза земля, почерневшая от различных примесей. Складывается такое впечатление как будто земля выжжена на несколько десятков сантиметров.

Источники загрязнения территорий предприятий.

Наиболее распространёнными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли является нефть, нефтепродукты, мазут, топливо, смазочные материалы. Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их из цистерн, неисправных котлов, при заправке колесных букс. Загрязнение территорий отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды

Склад горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Получение, хранение, выдача горюче-смазочных материалов.

К сожалению в склад меня не пустили. Не узнал я также куда девается переработанные масла и мазут. Мастер почемуто не захотел ответить на интерисующие меня вопросы

Пары и жидкие разливы топлива и масел

Котельная. Выполняющая функцию теплоснабжения.

Находясь на территории локомотивного депо у меня сложилось такое впечатления буд то я нахожусь на Камчатке. Из под земли то тут то там поднимаются горячий пар. Зола, сажа, пыль, оксид углерода, углеводороды пары горячего пара.

Глава IV. Шум и вибрация при движении поездов

Шум от поездов вызывает негативные последствия, выражающиеся прежде всего в нарушении сна, ощущении болезненного состояния, в изменении поведения. Нарушение сна может иметь различные формы: удлинение периода засыпания, пробуждения во время сна, ухудшение качества сна. Мгновенные прерывания сна учащаются с увеличением частоты и силы звука.

Шум железной дороги заглушает человеческий голос, он мешает при просмотре и прослушивании теле- и радиопередач. Как показали результаты анкетирования(ПРИЛОЖЕНИЕ), шум поездов в большей степени препятствует восприятию речи, чем шум от автомобильного движения. Это объясняется, прежде всего, продолжительностью шумового эффекта, вызываемого движением поезда. Шум может стать причиной стрессового состояния, характеризующегося повышением активности центральной и вегетативной нервной систем. О приближении пассажирского и тем более грузового поезда известно задолго до его появления - по шуму, знакомому всем перестуку колес, железному лязгу. Через города и поселки, по берегам тихих рек, заповедным местам днем и ночью идут составы. И это отнюдь не благотворно воздействует на людей, животный мир природы и даже на ее растительный наряд.

Основным источником шума вагонов являются удары колес на стыках и неровностях рельсов, а также трение поверхности катания и гребня колеса о головку рельса.

Глава V. Влияние человека

Ежегодно из пассажирских вагонов на каждый километр пути выливается до 200 м3 сточных вод, содержащих патогенные микроорганизмы, и выбрасывается до 12 тонн сухого мусора. Это приводит к загрязнению железнодорожного полотна и окружающей среды. Кроме того, очистка путей от мусора связана со значительными материальными издержками. Решить проблему можно использованием в пассажирских вагонах аккумулирующих ёмкостей для сборов стоков и мусора или установкой в них специальных очистных сооружений.5

Пластиковые и стеклянные бутылки, сигаретные пачки и другие отходы летят с окон. Территория вдоль железнодорожных путей больше похожа на свалку. Мусор выбрасывают пассажиры из окон проезжающих поездов. Пакеты по пути через железную дорогу к морю оставляют местные жители и туристы. При этом все признаются - жить хочется в чистоте.

Целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и прочие бытовые отходы густо покрывают железнодорожное полотно и землю рядом. Следы местных жителей, приумножают свалки в полосе отчуждения. Чтобы привести свою территорию в порядок железнодорожники устраивают санитарные дни.ПРИЛОЖЕНИЕ.
Железная дорога рельсами не заканчивается. Несколько десятков метров в обе стороны - полоса отчуждения. Под землей проходят кабели, на земле опоры с контактной подвеской. В этом хозяйстве чистоту поддерживают сами железнодорожники.
"Люди не думают об эстетическом виде из окна поезда. Приходят к окну и бросают просто на дорогу", - рассказывает проводник- кассир электрички. Не меньше проблем приносят проводники, которые избавляются от мусора в пути.

А порой габаритные предметы, которые оказываются на рельсах, не просто портят внешний вид дороги, но представляют настоящую опасность. Работники отделения дороги время от времени вместе отправляются в путь по железнодорожной ветке. Смотрят, как растут мусорные горы на полосе отчуждения и на прилегающей. Штрафы местных жителей мало пугают.
"На сегодняшний день выгоднее заплатить штраф, чем заплатить за вывоз мусора. Так стоит увеличить штрафы? - Да, наверно". Железнодорожники говорят, свои рабочие места грязными не оставят. Но их профессия - не бороться с потоком мусора, а двигать транспортные потоки.

Расстояние между рельсами, измеряемое между внутренними гранями головок рельсов, называют шириной колеи.ПРИЛОЖЕНИЕ. В России принята ширина колеи 1520 мм. Если подсчитать 3 железнодорожные колеи то приблизитетельно выходит 4560 мм плюс расстояние между рельсами получается около 6000 мм. Это то, что приводит к нарушению развития целых сообществ и видов. Кроме того это приводит и к эстетическому виду (нарушение ландшафтов, осушение, заболачивание). Этот фактор может действовать на природу долговременно и приводит к печальным последствиям.

К экологическим проблемам можно отнести также и груз, завозимый в республику по железной работе из соседних стран. Возросшие объемы импорта продукции растительного происхождения из стран ближнего и дальнего зарубежья создают предпосылки для заноса на территорию Дагестана и России особо опасных карантинных организмов.

Рефрижераторы, используемые для перевозок скоропортящейся продукции, оборудованы холодильными установками, которые используют энергию автономного дизеля. При вынужденных простоях в ожидании разгрузки холодильная установка приводится в действие дизелем, который за 1 ч работы сжигает 23 кг дизельного топлива. Чтобы поддерживать заданную температуру, дизель должен работать 10 ч в сутки, потребляя топливо и загрязняя атмосферу.

В холодильном оборудовании рефрижераторного подвижного состава используются вещества, разрушающие озон (фреон и другие хлор- фосфор содержащие углеводороды), которые в случае утечки оказывают воздействие на природный баланс озона в стратосфере. Каждая холодильная машина (их две на вагон) заправлена 35 кг фреона. В силу изношенности оборудования герметичность холодильных машин нарушается, и газ вытекает из системы охлаждения.


ГЛАВА VI. Роль зеленых насаждений в улучшении состояния окружающей среды вблизи железной дороги

Самым надежным и эффективным средством защиты почвы, растительности и животного мира от загрязнений и шума, производимых объектами железнодорожного транспорта, являются защитные лесонасаждения. Вдоль железных дорог и в санитарно-защитных зонах других объектов железнодорожного транспорта сажают деревья и кустарник для защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, обвалов, оползней. Зеленые насаждения располагают не ближе 15 метров от полотна железной дороги. Они защищают прилегающие населенные пункты и среду обитания животных от шума и тепловых излучений, поглощают основную долю вредных веществ от выбросов двигателей внутреннего сгорания тепловозов, рассеиваемых сыпучих грузов. К большоиу сожелению я не увидел таких лесополос вдоль маршрута Дербент-Махачкала.

Заключение

Проблема развития высокоскоростного экологически чистого наземного транспорта носит общенациональный характер. Ее решение позволило бы существенно улучшить ситуацию с организацией перевозок пассажиров на основных направлениях сети железных дорог, обеспечить увеличение пассажирооборота, сократить потребность в подвижном составе и в результате поднять престиж отечественных железных дорог и государства в международном аспекте

Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортом не уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяются электровозами.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Выводы.

  1. Решить проблему мусора, бросаемого из окна можно если использовать в пассажирских вагонах аккумулирующих емкости для сбора стоков и мусора. установкой в них специальных очистных сооружений, что на современном этапе маловероятно.

  2. Установкой в них специальных очистных сооружений, что на современном этапе маловероятно.

  3. Отказа от применения озоноразрушающих веществ в отечественном холодильном оборудовании.

  4. Можно поучаствовать в экологической охране.



Литература.


1. Газета "Гудок" Главное печатное издание ОАО "Российские железные дороги"

2. Журнал «Железные дороги мира», 2014

3. Журнал "Экономика железных дорог"

4. История железнодорожного транспорта России. Спб.,1994.

5. Магомедшерифов М.Г.,Дербент.железнодорожный узел на рубеже веков.махачкала,2003

6. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ

7. РудзитисГ.Е .учебник химии 10-11 классы.

8. Савотиков Ю.Ф.Справочник по вредителям, болезням растений и сорнякам, имеющим карантинное значение для территории Российской Федерации.Нижний Новгород,199

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ПРИЛОЖЕНИЕ1. ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО



ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ПРИЛОЖЕНИЕ3

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ГДЕТО РЯДОМ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

СУББОТНИК НА ВОКЗАЛЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ПРИГОРОД ДЕРБЕНТА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.


МУСОРНАЯ РАЗВИЛКА.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ВИД С ОКНА. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.

БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

РАЗМЕТКА ШИРИНЫ КОЛЕИ. РОССИЙСКИЙ СТАНДАРТ.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

ПРОКЛАДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.

МОЙКА ЦИСТЕРНЫ.




ТАБЛИЦА. Источники загрязнения атмосферы, воды, почвы на железнодорожном транспорте и их характеристика.

Название зоны и участка работ

Производственный процесс

Выделяющиеся вредные вещества

Участок мойки подвижного состава

Мойка наружных поверхностей

Пыль, щелочи, СПАВ, нефтепродукты, кислоты, фенолы

Техническое обслуживание и диагностика

Замена комплектующих, смазка

Оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа, пыль,

Отделение топливной аппаратуры

Регулировка и ремонт топливной аппаратуры

Бензин, керосин, дизельное топливо, ацетон, бензол

Склад горюче-смазоч-ных материалов (ГСМ)

Получение, хранение, выдача ГСМ

Пары и жидкие разливы топлива и масел

Котельная

Теплоснабжение

Зола, сажа, пыль, оксид углерода

МОНИТОРИНГ ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ К ШУМУ ОТ ПОЕЗДА.






21


© 2010-2022