Урок Почва как среда жизни

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Почва как среда жизни.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о почвенной среде обитания, закрепить понятие, закрепить знания о четырех средах обитания, о приспособленности живых организмов к каждой среде обитания

Планируемый результат (для учащихся): Познакомиться со средами жизни, выявить черты приспособленности живых организмов к определенной среде; научиться давать физико-химическую характеристику сред жизни.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе

Развивающая: развивать и углублять экологические знания
Обучающая: формировать знания учащихся о четырех средах обитания, уметь соотносить живые организмы к определенной среде обитания.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, видеофрагменты «Среды жизни».

Описание хода урока

Этапы урока

Ход урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

В классе учащиеся делятся на 3 группы, дети рассматривают фотографии.

Дается задание: найдите соответствие (река --- рыба, лес ----заяц, почва--- крот, человек ---- аскарида)

УУД

Регулятив

ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

Групповая работа, диалог

Выражают мотивацию к учебе



  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

Учащиеся отчитываются о выполненном задании. Выявляются ошибки.

Учащиеся рассказывают об особенностях почвенной среды обитания, приспособлении организмов к обитанию в наземно-воздушной среде обитания.

УУД

Регулятив

ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

анализ ошибок.

Групповая работа, диалог

Стр. 29 №6,7

Стр. 34 № 7

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.



  1. Подвожу детей к выводу о том, что существует 3 среды обитания, про одну среду они еще не знают

УУД

Регулятив

ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

Выявляют затруднения и находят способы их решения

Делают умозаключения и приходят к выводу

Обсуждение в группах, учет мнений всех членов группы



  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства - алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем - побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.

Учащиеся пробуют самостоятельно заполнить таблицу стр.33 №6, используя учебник

УУД

Регулятив

ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

Анализ проведенных исследований и анализ ошибок.

Работа с текстом учебника, просмотр видео.

Деловое сотрудничество

в группах



  1. Реализация построения проекта

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Рассказ об особенностях почвы как среды обитания, приспосаблении организмов к среде обитания

УУД

Регулятив

ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

Ребята внимательно слушали, включались в беседу

Получение полной информации по теме от учителя. Знакомство с новыми понятиями.

Общение, диалог с учителем



  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.



  1. Групповая работа моделями, муляжами иллюстрациями: распределите живые организмы по средам обитания.

УУД

Регулятив

ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

Разработка принципов распределения живых организмов по средам обитания.

Работа в группах



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.



  1. Решить тематический тест.

УУД

Регулятив

ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

Решение познавательныз задач

Умение применять полученные знания.



  1. Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).



  1. Каждой группе выставляется оценка за работу на уроке

УУД

Регулятив

Ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

Осуществление коммуникативной рефлексии



  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)



  1. Ребята, для чего необходимо знать среды обитания живых организмов?

  2. Ответы учащихся.

  3. В отчетном листе каждая группа показывает свое отношение к уроку, что узнали, что понравилось, с чем трудность?

  4. Задание на дом: изучить п. , творческое задание подготовить сообщение по теме «Загрязнение среды обитания и влияние на живые организмы и здоровье человека»

УУД

Регулятив

ные

Познавательные

Коммуникацион

ные

Личностные

Анализ работы на уроке, оценка своей деятельности.

Диалог

Здоровьесбережение, высказывают свое отношение к уроку



© 2010-2022