- Преподавателю
- Биология
- Урок по внеурочной деятельности Загадки зеленого листа
Урок по внеурочной деятельности Загадки зеленого листа
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степина А.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка занятия по внеурочной деятельности. Учитель Степина А.А.
Тема: «Загадки зеленого листа»
Цели и задачи:
-
Познакомить учащихся со строением зародыша семени;
-
Продолжить развивать умения учащихся наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования;
-
Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям; привычки к различным формам познавательной деятельности.
-
Развитие познавательных и духовных потребностей учащихся; интереса к исследовательской работе.
Оборудование: компьютер, цифровой микроскоп, световой микроскоп, лупа, предметные стекла, чашка Петри с зародышем семени, листья герани, цветные карандаши, альбом.
Развитие УУД на занятии:
Личностные результаты:
- сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
- сформировать интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.), а также эстетическое отношение к живым объектам.
Метапредметными результатами
- умение работать с источниками информации;
- овладение навыками исследовательской деятельности;
- умение организовать свою учебную деятельность.
- оценка результатов работы (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);
Предметными результатами:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений растений к среде обитания;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
2. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
3. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и скажем «Здравствуйте», т.е. пожелаем здоровья и благополучия! Если у вас хорошее настроение, то можете улыбнуться, ведь не даром говорят, что «улыбка - это поцелуй души».
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний.
«Все сложное заключается в простом»
-Ребята, как вы думаете, почему у вас на партах лежит зеленый листок? (Ответы детей)
- Верно, мы с вами будем исследовать листочки растения - герани.
Возьмите в руки листок и понюхайте, источает ли листочек какой либо аромат? (Учащиеся берут листок в руки, нюхают и отвечают на вопрос)
Мы стоим на пороге открытия и давайте построим свои гипотезы нашего исследования. Каковы ваши версии, где герань «хранит» свой запах?
(Учащиеся выдвигают свои гипотезы)
3.Новый материал - исследование
(На доске схема: детская соска - растение)
- Давайте обратим внимание на схему на доске. Как мы можем ее объяснить? (Ответ учащихся)
- Отгадайте загадку:
Коробочка запечатана
А ней растенье спрятано.
С ветками, листочками,
С белыми цветочками"
Чтоб найти нам ответ
Мы исследуем объект.
- Сейчас мы с вами выясним, где зарождается наше растение. У вас на партах лежат зародыши семени. Рассмотрите зародыш и найдите его части, сравнивая объект с рисунком.
(Учащиеся выполняют работу, рассматривая с помощью лупы зародыш семени, сравнивая его с рисунком на карточке).
По завершению работы учитель предлагает учащимся сравнить объект с изображением на экране, выведенным с помощью цифрового микроскопа.
- Скажите, пожалуйста, из какой части зародыша развивается лист?
(Ответы детей: из зародышевой почечки).
- Для дальнейшей работы нам необходимо повторить правила работы с микроскопом. (Учащиеся по раздаточным листам повторяют правила работы с микроскопом)
- Возьмите в руки лист герани и рассмотрите его внимательно, можно
использовать лупу. А теперь скажите, что вы увидели ?
(Ответы детей)
- Рассмотрите край листовой пластинки под микроскопом.
(Учащиеся рассматривают край листовой пластинки под микроскопом и зарисовывают объект)
- Я предлагаю сравнить изображение, которое вы видите у себя в микроскопе с изображение на экране. (Учитель выводит на экран изображение края листовой пластинки. Учащиеся сравнивают. На изображении хорошо видны железистые и волосковые клетки.)
- Зарисуйте увиденный вами объект, в свои альбомы. (Дети зарисовывают объект)
- Как вы думаете, что это за выросты и одинаковы ли они?
Что бы ответить на этот вопрос вам необходимо поработать с текстом. Возьмите на партах текст и выясните, что же мы увидели на листовой, пластинки и какую функцию выполняют эти выросты. (Приложение)
(Учащиеся работают в парах с текстом и ищут ответы на поставленные вопросы)
- Ребята, так что же это за необычные выросты?
(Ответы детей: это волосковые и железистые клетки растения. Учитель составляет схему на доске)
- Как можно различить волосковые и железистые клетки?
(Ответы детей: на железистых клетках имеется утолщение - головка. Учитель показывает на экране, с помощью цифрового микроскопа, железистые клетки и просит подписать железистые и волосковые клетки на рисунке)
- Ребята, а какую функцию выполняют эти клетки?
(Ответы детей: волосковые - служат для защиты растения от неблагоприятного воздействия внешней среды, железистые волоски содержат эфирные масла, которые придают многим растениям весьма своеобразный запах)
- Теперь мы можем вспомнить наши гипотезы. Чья гипотеза подтвердилась полностью, чья частично, а чью мы совсем опровергнем?
(Учащиеся вспоминают гипотезы, выбирают наиболее правильную)
Рефлексия
- Мы очень хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам заполнить листочек « Мои достижения на занятии»:
- на занятии я узнал(а) -
- больше всего мне понравилось -
- самым полезным для меня было -
- мои предложения - (Учащиеся заполняют)
- Наше занятие подошло к завершению. Спасибо вам за сотрудничество!
Приложение
Волоски́, или трихомы - это клетки эпидермы (кожицы), образующие опушение на поверхностных органах растений. Трихомы бывают одноклеточными и многоклеточными, мертвыми и живыми. Мертвые заполнены воздухом и придают растению белый цвет. Форма трихом может быть разнообразной (головчатые, звездчатые, крючковатые и др.).
Всё многообразие трихом делят на два типа:
1) кроющие - образуются из покровных тканей и служат для защиты растения от неблагоприятного воздействия внешней среды.
2) железистые - принадлежат к выделительным тканям. Железистые волоски обычно имеют одноклеточную или многоклеточную ножку, заканчивающуюся шаровидной головкой. При соприкосновении головка отламывается. Железистые волоски содержат эфирные масла, которые придают многим растениям весьма своеобразный запах.