РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 7 кл

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии

муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан Основная общеобразовательная школа с. Сафарово

муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

Рассмотрена

на заседании ШМО

протокол № 1 от «____»______ 2015 г.


Согласована

Координатор по УВР

___________ /А.Ш. Калимуллина/

«_____»_________________2015 г

Утверждена

Приказом № __ от «___»________ 2015 г.

Заведующая филиалом

______________/ Л.В. Латыпова/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

« БИОЛОГИЯ»

(УМК «БИОЛОГИЯ », авторская программа общеобразовательных учреждений В.В.Латюшин

Москва «Дрофа», 2010 г.)

7 класc

Составила:Нугаева Л.А.,

учитель биологии первой категории Чишмы, 2015-2016г

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Биология» 7 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного (полного) общего образования (приказ МО РФ № 1089 от 05.09.2004 г.);

3.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9.03.2004 №1312, в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 №74);

4Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования (Приказ МО РБ № 905 от 29.04.2015 г.)

5 Учебный план филиала МБОУ Гимназия муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ООШ с.Сафарово муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (приказ № 118 от 21.08.2015 г.)

6.Примерная основная образовательная программа основного общего образования - Москва «Просвещение», 2011 г.;

7.Примерная программа по учебным предметам. Биология 5-9 классы - Москва «Просвещение», 2011 г.;

8.Авторская программа общеобразовательных учреждений Биология 5 -9 классы В.В.Латюшин- Москва «Дрофа», 2010 г.;

9.Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом от 08 июня 2015 года № 576;

Место учебного предмета в учебном плане

филиалаМБОУ Гимназии ООШ с.Сафарово

Количество часов по учебному плану по биологии в 7 классе составляет 70 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует

авторской программе В.В.Латюшин Издательство «Дрофа», Москва, 2010.

Цели учебного предмета


  • знакомство учащихся с зоологией - наукой о животных, этапами её развития,

  • раскрытие роли животных в природе и их значения для человека

Задачи учебного предмета


  • развитие познавательного интереса к изучению природы,

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру

  • формирование понятия о необходимости охраны животных.

  • развитие познавательной деятельности уч-ся, их мотивированности к самостоятельной учебной работ

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; остроении, жизнедеятельности и средообразующей ро ли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; о методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными; биологических экспериментов; работы с различными источниками информации

-воспитание позитивного целостного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному здоровью, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в природе, норм здорового образа жизни/

Особенности содержания принципов и методов преподавания предмета

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ГОД

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1

2

1

1

5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

5

2

3

0

10

ЭКСКУРСИИ

1

0

0

1

2

ВСЕГО УРОКОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

16

16

20

16

68



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Темы уроков

Количество часов

1

Введение

2

2

РАЗДЕЛ I. Многообразие животных

34

Тема 1. Простейшие

2


Тема 2. Многоклеточные животные Беспозвоночные

Позвоночные

16

16

3

РАЗДЕЛ II. Многообразие животных

32

Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем

14

Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле

4

Тема 5. Биоценозы

6

Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Лабораторных, практических работ - 10

8

Содержание учебного предмета

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)История изучения животных. Методы изучения животных.

Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Многообразие животных (38 ч) Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и

поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрацияживых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение.

Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №1: «Знакомство с многообразием кольчатых червей.»

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Демонстрация разнообразия моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие.Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №2:«Знакомство с разнообразием ракообразных.»

К л а с с П а у к о о б р а з н ы е . М н о г о о б ра з и е . Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3:«Изучение представителей отрядов насекомых.»

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №4: «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».

Класс Земноводные. Многообразие:безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

К л а с с П р е с м ы к а ю щ и е с я . М н о г о о б р азие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение.Биологические и экологические особенности. Значение в природеи жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа №5:Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Экскурсия № 1:«Изучение многообразия птиц».

К л а с с М л е к о п и т а ю щ и е . В а ж н е й ш и е представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.

Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторная работа № 6:«Изучение особенностей различных покровов тела».

Индивидуальное развитие животных (3ч)Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни .Лабораторная работа №7:«Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

Развитие животного мира на Земле (3 ч).Доказательства эволюции: сравнительно- анатомические, эмбриологические,

палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат

эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции

№2 Экскурсия в Дарвиновский музей «Эволюция животного мира на Земле».

Биоценозы (6ч)Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: №3. «Изучение связи животных с другими компонентами биоценоза». «Фенологические наблюдения за весенними явлениям и в жизни животных»Животный мир и хозяйственная деятельность человека (8 ч).Воздействие человека и его деятельности Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся

Обучающиеся должны

Знать:

- основные черты сходства и отличия животных и растений, основные виды животных своей местности,

  • биологические и экологические особенности животных своей местности,

  • связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания,

  • сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,

  • связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,

  • особенности индивидуального и исторического развития животных,

  • роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды,

  • значение животных в природе и жизни человека и законы об охране животного мира

Уметь:

- пользоваться лабораторным оборудованием,

  • определять принадлежность животных к систематическим категориям,

  • вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.

Иметь представление

- о животных одноклеточных многоклеточных и колониальных;

- о внутреннем строении многоклеточных животных и особенностях их строения;

- об эволюции животных, эволюции внутренного строения различных живот

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Кол-во ч

Дата

запл





Дата факт

Тема

Дидактические

единицы

стандарта

Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы

ИКТ

ОБОРУДОВАНИЕ





Введение (2 часа) 1 четверть

Инструктаж





1

1

01.09


История развития зоологии


Систематические категории



2

1

04.09


Современная зоология

Этология, зоогеография, энтомология







РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34 часа)









Тема 1. Простейшие (2 часа)




3

1

08.09


Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики

Инструктаж по ТБ

Циста, раковина

Лаб.работа №1

«Знакомство с м/n разнообразием простейших»

Модели простейших животных

4

1

11.09


Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории

Тест по теме « Тип простейшие»

Колония







Тема 2. Многоклеточные животные








Беспозвоночные (16 часов)




5

1

15.09


Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные

Скелетные иглы


Видеофильм

« Морские беспозвоночные


6

1

18.09


Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Тест по теме « Тип кишечнополостные «

Симметрия, щупальца, эктодерма, энтодерма


Модель гидры

Видеофильм о

7

1

22.09


Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные

Гермафродит


Учебные рисунки

8

1

25.09


Тип Круглые черви

Разнополость


§8

9

1

29.09


Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты Инструктаж по ТБ

Параподии, щетинки

Лаб.работа №2

«Знакомство с разнообразием кольчатых червей»


Живые препараты

Стекло игла пр

10

1

02.10


Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки

Тест по теме « Тип черви» Инструктаж по ТБ

Гирудин, анабиоз

Лаб.работа №3

«Внешнее строение дождевого червя»

11

1

06.10


Тип Моллюски

Мантия, тёрка, железы


Влажный препарат и коллекция ракушек


12

1

09.10


Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Перламутр, чернильный мешок

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин

Влажный препарат

« Моллюски»

13

1

13.10


Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры

Тест по теме « Тип иглокожие»

Водно-сосудистая система

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильм

Видеофильм или диск» Иглокожие «

14

1





16.10





Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Инструктаж по ТБ

Хитин, партеногенез

Лаб.работа №4

«Знакомство с разнообразием ракообразных»

Коллекция членистоногих

таблица

15

1

20.10




Класс Насекомые Инстуктаж по ТБ


Лаб.работа №5

«Изучение представителей отрядов насекомых»

Видео или проектор о насекомых

16

1

23.10


Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки



Коллекция насекомых

17

1

27.10


Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

Развитие с превращением


Проектор или видеофильм

18

1

30.10


Отряд насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи



Коллекция и таблицы по классу « Насекомые «

19

1

06.11


2 четверть

Отряд насекомых: Перепончатокрылые

Мёд, прополис, воск, соты


Видеофильм

« Класс насекомые 2

20

1

10.1


Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»Контрольный тест



тест





Позвоночные (18 часов)




21

1

13.11


Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные

Хорда, череп


22

1

17.11


Классы рыб: Хрящевые, Костные Инструктаж по ТБ №6


Лаб.работа №6

«Внешнее строение и передвижение рыб»

Влажный препарат

Таблица

Видеофильм

23

1

20.11


Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные


Демонстрация видеофильма об акулах и скатах

Таблица

24

1

24.11


Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные

Тест по теме « Класс рыбы»



Диск по классу « Рыбы»

Таблица

Видеофильм

25

1

27.11


Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


Головастик

Демонстрация видеоклипа о редких земноводных

таблица

26

1

01.12


Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые




Видеофильм

Диск

27

1

04.12


Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы

Тест по теме « Класс прес-ся»



Видеофильм

Диск по теме

« Класс пресс-ся

28

1

08.12


Класс Птицы. Отряд Пингвины Инструктаж по ТБ №7

Гнездовые, выводковые, инкубация

Лаб.работа №7

«Изучение внешнего строения птиц»

Чучело птицы

Рельефная таблица


29

1

11.12


Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные



Рисунки таблицы

Видеофильм

30

1

15.12


Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные



Таблицы и рисунки

31

1

18.12


Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые

Тест по теме « Класс птицы»




32

1

22.12


Экскурсия «Изучение многообразия птиц» Инструктаж по ТБ


Демонстрация видеофильма о многообразии птиц


33

1

25.12


Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые

инструктаж по ТБ

Яйцекладущие


Диск « Класс млекоп «

Видеофильм

34

1

30.12


Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные

3 четверть

Резцы


Таблицы видеофильм

35

1

15.01


Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные


Миграции, бивни

Демонстрация видеофильма о китообразных

Рисунки таблицы

видеофильм

36

1

19.01


Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные

Сложный желудок


37

1

21.01


Отряд млекопитающих Приматы


Демонстрация видеофильма о приматах

Диск» Класс млекопитающие «

38

1

22.01


Обобщающий урок по теме . КТ«Многоклеточные хордовые животные»




тест





РАЗДЕЛ II. Многообразие животных (34 часа)









Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)




39

1

29.01


Покровы тела Инструктаж по ТБ

Плоский эпителий, кутикула, эпидермис

Лаб.работа №8

«Изучение особенностей покровов тела»

Коллекция

40

1

02.02


Опорно-двигательная система

Наружный скелет, пояс конечностей, сустав

Демонстрация скелетов различных животных

Скелеты животных

41

1

05.02


Способы передвижения животных. Полости тела

Амебоидное движение


Живые объекты

42

1

09.02


Органы дыхания и газообмен Инструктаж по ТБ

Диффузия, газообмен

Лаб.работа №9

«Изучение способов дыхания животных»

43

1

12.02


Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Ферменты


Рельефная таблица млек

44

1

16.02


Кровеносная система. Кровь

Аорта, лейкоциты, эритроциты, гемоглобин


Схема учебного рис

Рельефная таблица «Внутреннее строение»

45

1

19.02


Органы выделения

Канальцы, почка, мочеточник, мочевой пузырь


46

1

26.02


Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Раздражимость, нервы


Таблица « Нервная система»

47

1

02.03


Органы чувств. Регуляция деятельности организма


Монокулярное зрение



48

1

05.03


Продление рода. Органы размножения

Размножение: половое, бесполое



49

1

09.03


Способы размножения животных. Оплодотворение

Почкование, живорождение


Видеофильм

50

1

12.03


Развитие животных с превращением и без превращения

Инструктаж по ТБ

Метаморфоз

Лаб.работа №10

«Определение возраста животных»

коллекции

51

1

16.03


Периодизация и продолжительность жизни животных

Онтогенез


52

1

19.03


Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

Контрольная работа» Внутреннее строение животных»








Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле 4 четверть

(4 часа)




53

1

02.04


Доказательства эволюции животных

Филогенез, атавизм, рудимент



54

1

06.04


Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Наследственность, изменчивость


Портрет ученого

55

1

09.04


Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Дивергенция, видообразование


Коллекция аналог и гомолог органов

56

1

13.04


Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Тест по теме « Эволюция животных»

Эндемик, космополит, реликт


Диск





Тема 5. Биоценозы

(6 часов)




57

1

16.04


Естественные и искусственные биоценозы

Продуценты, консументы, редуценты


58

1

20.04


Факторы среды и их влияние на биоценозы

Абиотические, биотические, антропогенные



59

1

23.04


Цепи питания. Поток энергии


Пищевая пирамида


Видеофильм

60

1

27.04


Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

биоценоз


61

1

30.04


Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» Инструктаж по ТБ




62

1

04.05


Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»

Контрольная работа



тест





Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

(6 часов)




63

1

07.05


Воздействие человека и его деятельности на животный мир


Промысел



64

1

11.05


Одомашнивание животных


Отбор, селекция



65

1

14.05


Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Биосферный заповедник



66

1

18.05


Охрана и рациональное использование животного мира

Акклиматизация, Красная книга

Демонстрация видеофильма о редких животных

диск

67

1

21.05


Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных» Инструктаж по ТБ




68

1

25.05


Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». Летние задания









Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя:
  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  2. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. Волгоград: Издательство Учитель-АСТ, 2002.

  3. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  4. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

  5. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.

Литература для обучающихся


  1. В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.

  2. Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.

  3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.

  4. Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с

Образовательные сайты и электронные ресурсы

  1. Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие

  2. nrc.edu.ru/est/

  3. Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас

  4. med.claw.ru

  5. Мир животных

  6. animal.geoman.ru

  7. Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт

  8. skeletos.zharko.ru

  9. Палеоэнтомология в России

  10. palaeoentomolog.ru

  11. Проблемы эволюци

Учебно-методическое пособие:

Литература для учителя:

  1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина

«Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

4) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;

  1. Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа,

6Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику

Литература для обучающихся


  1. В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.

  2. Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.

  3. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.

4) Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с

Образовательные сайты и электронные ресурсы:

  • Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа,

  • Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С»,

  • Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

  • Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф»,




ЛИТЕРАТУРА



Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная и научно-популярная литература
  1. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  2. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. Волгоград: Издательство Учитель-АСТ, 2002.

  3. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  4. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

  5. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.


© 2010-2022