- Преподавателю
- Биология
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 7 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 7 кл
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нугаева Л.А. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии
муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан Основная общеобразовательная школа с. Сафарово
муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
Рассмотрена
на заседании ШМО
протокол № 1 от «____»______ 2015 г.
Согласована
Координатор по УВР
___________ /А.Ш. Калимуллина/
«_____»_________________2015 г
Утверждена
Приказом № __ от «___»________ 2015 г.
Заведующая филиалом
______________/ Л.В. Латыпова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
« БИОЛОГИЯ»
(УМК «БИОЛОГИЯ », авторская программа общеобразовательных учреждений В.В.Латюшин
Москва «Дрофа», 2010 г.)
7 класc
Составила:Нугаева Л.А.,
учитель биологии первой категории Чишмы, 2015-2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Биология» 7 класс разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного (полного) общего образования (приказ МО РФ № 1089 от 05.09.2004 г.);
3.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 9.03.2004 №1312, в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 №74);
4Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования (Приказ МО РБ № 905 от 29.04.2015 г.)
5 Учебный план филиала МБОУ Гимназия муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ООШ с.Сафарово муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (приказ № 118 от 21.08.2015 г.)
6.Примерная основная образовательная программа основного общего образования - Москва «Просвещение», 2011 г.;
7.Примерная программа по учебным предметам. Биология 5-9 классы - Москва «Просвещение», 2011 г.;
8.Авторская программа общеобразовательных учреждений Биология 5 -9 классы В.В.Латюшин- Москва «Дрофа», 2010 г.;
9.Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом от 08 июня 2015 года № 576;
Место учебного предмета в учебном плане
филиалаМБОУ Гимназии ООШ с.Сафарово
Количество часов по учебному плану по биологии в 7 классе составляет 70 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует
авторской программе В.В.Латюшин Издательство «Дрофа», Москва, 2010.
Цели учебного предмета
-
знакомство учащихся с зоологией - наукой о животных, этапами её развития,
-
раскрытие роли животных в природе и их значения для человека
Задачи учебного предмета
-
развитие познавательного интереса к изучению природы,
-
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру
-
формирование понятия о необходимости охраны животных.
-
развитие познавательной деятельности уч-ся, их мотивированности к самостоятельной учебной работ
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; остроении, жизнедеятельности и средообразующей ро ли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; о методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными; биологических экспериментов; работы с различными источниками информации
-воспитание позитивного целостного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному здоровью, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в природе, норм здорового образа жизни/
Особенности содержания принципов и методов преподавания предмета
МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
1Ч
2Ч
3Ч
4Ч
ГОД
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
1
2
1
1
5
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
5
2
3
0
10
ЭКСКУРСИИ
1
0
0
1
2
ВСЕГО УРОКОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
16
16
20
16
68
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
№
Темы уроков
Количество часов
1
Введение
2
2
РАЗДЕЛ I. Многообразие животных
34
Тема 1. Простейшие
2
Тема 2. Многоклеточные животные Беспозвоночные
Позвоночные
16
16
3
РАЗДЕЛ II. Многообразие животных
32
Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем
14
Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле
4
Тема 5. Биоценозы
6
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
Лабораторных, практических работ - 10
8
Содержание учебного предмета
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)История изучения животных. Методы изучения животных.
Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Многообразие животных (38 ч) Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и
поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрацияживых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №1: «Знакомство с многообразием кольчатых червей.»
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Демонстрация разнообразия моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие.Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №2:«Знакомство с разнообразием ракообразных.»
К л а с с П а у к о о б р а з н ы е . М н о г о о б ра з и е . Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа №3:«Изучение представителей отрядов насекомых.»
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №4: «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб».
Класс Земноводные. Многообразие:безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
К л а с с П р е с м ы к а ю щ и е с я . М н о г о о б р азие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение.Биологические и экологические особенности. Значение в природеи жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа №5:Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Экскурсия № 1:«Изучение многообразия птиц».
К л а с с М л е к о п и т а ю щ и е . В а ж н е й ш и е представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения.
Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа № 6:«Изучение особенностей различных покровов тела».
Индивидуальное развитие животных (3ч)Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни .Лабораторная работа №7:«Изучение стадий развития животных и определение их возраста».
Развитие животного мира на Земле (3 ч).Доказательства эволюции: сравнительно- анатомические, эмбриологические,
палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат
эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции
№2 Экскурсия в Дарвиновский музей «Эволюция животного мира на Земле».
Биоценозы (6ч)Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: №3. «Изучение связи животных с другими компонентами биоценоза». «Фенологические наблюдения за весенними явлениям и в жизни животных»Животный мир и хозяйственная деятельность человека (8 ч).Воздействие человека и его деятельности Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся
Обучающиеся должны
Знать:
- основные черты сходства и отличия животных и растений, основные виды животных своей местности,
-
биологические и экологические особенности животных своей местности,
-
связь особенностей внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания,
-
сравнительные морфолого-анатомические характеристики изученных типов животных,
-
связь строения органов и их систем с выполняемыми функциями,
-
особенности индивидуального и исторического развития животных,
-
роль животных в биоценозе и их взаимосвязи с остальными компонентами ценоза и факторами среды,
-
значение животных в природе и жизни человека и законы об охране животного мира
Уметь:
- пользоваться лабораторным оборудованием,
-
определять принадлежность животных к систематическим категориям,
-
вести наблюдения за животными, ставить простейшие опыты.
Иметь представление
- о животных одноклеточных многоклеточных и колониальных;
- о внутреннем строении многоклеточных животных и особенностях их строения;
- об эволюции животных, эволюции внутренного строения различных живот
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Кол-во ч
Дата
запл
Дата факт
Тема
Дидактические
единицы
стандарта
Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы
ИКТ
ОБОРУДОВАНИЕ
Введение (2 часа) 1 четверть
Инструктаж
1
1
01.09
История развития зоологии
Систематические категории
2
1
04.09
Современная зоология
Этология, зоогеография, энтомология
РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (34 часа)
Тема 1. Простейшие (2 часа)
3
1
08.09
Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики
Инструктаж по ТБ
Циста, раковина
Лаб.работа №1
«Знакомство с м/n разнообразием простейших»
Модели простейших животных
4
1
11.09
Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории
Тест по теме « Тип простейшие»
Колония
Тема 2. Многоклеточные животные
Беспозвоночные (16 часов)
5
1
15.09
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные
Скелетные иглы
Видеофильм
« Морские беспозвоночные
6
1
18.09
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы
Тест по теме « Тип кишечнополостные «
Симметрия, щупальца, эктодерма, энтодерма
Модель гидры
Видеофильм о
7
1
22.09
Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные
Гермафродит
Учебные рисунки
8
1
25.09
Тип Круглые черви
Разнополость
§8
9
1
29.09
Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты Инструктаж по ТБ
Параподии, щетинки
Лаб.работа №2
«Знакомство с разнообразием кольчатых червей»
Живые препараты
Стекло игла пр
10
1
02.10
Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки
Тест по теме « Тип черви» Инструктаж по ТБ
Гирудин, анабиоз
Лаб.работа №3
«Внешнее строение дождевого червя»
11
1
06.10
Тип Моллюски
Мантия, тёрка, железы
Влажный препарат и коллекция ракушек
12
1
09.10
Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
Перламутр, чернильный мешок
Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин
Влажный препарат
« Моллюски»
13
1
13.10
Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры
Тест по теме « Тип иглокожие»
Водно-сосудистая система
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильм
Видеофильм или диск» Иглокожие «
14
1
16.10
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные Инструктаж по ТБ
Хитин, партеногенез
Лаб.работа №4
«Знакомство с разнообразием ракообразных»
Коллекция членистоногих
таблица
15
1
20.10
Класс Насекомые Инстуктаж по ТБ
Лаб.работа №5
«Изучение представителей отрядов насекомых»
Видео или проектор о насекомых
16
1
23.10
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки
Коллекция насекомых
17
1
27.10
Отряд насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы
Развитие с превращением
Проектор или видеофильм
18
1
30.10
Отряд насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи
Коллекция и таблицы по классу « Насекомые «
19
1
06.11
2 четверть
Отряд насекомых: Перепончатокрылые
Мёд, прополис, воск, соты
Видеофильм
« Класс насекомые 2
20
1
10.1
Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»Контрольный тест
тест
Позвоночные (18 часов)
21
1
13.11
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные
Хорда, череп
22
1
17.11
Классы рыб: Хрящевые, Костные Инструктаж по ТБ №6
Лаб.работа №6
«Внешнее строение и передвижение рыб»
Влажный препарат
Таблица
Видеофильм
23
1
20.11
Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные
Демонстрация видеофильма об акулах и скатах
Таблица
24
1
24.11
Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные
Тест по теме « Класс рыбы»
Диск по классу « Рыбы»
Таблица
Видеофильм
25
1
27.11
Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые
Головастик
Демонстрация видеоклипа о редких земноводных
таблица
26
1
01.12
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые
Видеофильм
Диск
27
1
04.12
Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы
Тест по теме « Класс прес-ся»
Видеофильм
Диск по теме
« Класс пресс-ся
28
1
08.12
Класс Птицы. Отряд Пингвины Инструктаж по ТБ №7
Гнездовые, выводковые, инкубация
Лаб.работа №7
«Изучение внешнего строения птиц»
Чучело птицы
Рельефная таблица
29
1
11.12
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные
Рисунки таблицы
Видеофильм
30
1
15.12
Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные
Таблицы и рисунки
31
1
18.12
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые
Тест по теме « Класс птицы»
32
1
22.12
Экскурсия «Изучение многообразия птиц» Инструктаж по ТБ
Демонстрация видеофильма о многообразии птиц
33
1
25.12
Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые
инструктаж по ТБ
Яйцекладущие
Диск « Класс млекоп «
Видеофильм
34
1
30.12
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные
3 четверть
Резцы
Таблицы видеофильм
35
1
15.01
Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные
Миграции, бивни
Демонстрация видеофильма о китообразных
Рисунки таблицы
видеофильм
36
1
19.01
Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные
Сложный желудок
37
1
21.01
Отряд млекопитающих Приматы
Демонстрация видеофильма о приматах
Диск» Класс млекопитающие «
38
1
22.01
Обобщающий урок по теме . КТ«Многоклеточные хордовые животные»
тест
РАЗДЕЛ II. Многообразие животных (34 часа)
Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов)
39
1
29.01
Покровы тела Инструктаж по ТБ
Плоский эпителий, кутикула, эпидермис
Лаб.работа №8
«Изучение особенностей покровов тела»
Коллекция
40
1
02.02
Опорно-двигательная система
Наружный скелет, пояс конечностей, сустав
Демонстрация скелетов различных животных
Скелеты животных
41
1
05.02
Способы передвижения животных. Полости тела
Амебоидное движение
Живые объекты
42
1
09.02
Органы дыхания и газообмен Инструктаж по ТБ
Диффузия, газообмен
Лаб.работа №9
«Изучение способов дыхания животных»
43
1
12.02
Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии
Ферменты
Рельефная таблица млек
44
1
16.02
Кровеносная система. Кровь
Аорта, лейкоциты, эритроциты, гемоглобин
Схема учебного рис
Рельефная таблица «Внутреннее строение»
45
1
19.02
Органы выделения
Канальцы, почка, мочеточник, мочевой пузырь
46
1
26.02
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
Раздражимость, нервы
Таблица « Нервная система»
47
1
02.03
Органы чувств. Регуляция деятельности организма
Монокулярное зрение
48
1
05.03
Продление рода. Органы размножения
Размножение: половое, бесполое
49
1
09.03
Способы размножения животных. Оплодотворение
Почкование, живорождение
Видеофильм
50
1
12.03
Развитие животных с превращением и без превращения
Инструктаж по ТБ
Метаморфоз
Лаб.работа №10
«Определение возраста животных»
коллекции
51
1
16.03
Периодизация и продолжительность жизни животных
Онтогенез
52
1
19.03
Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»
Контрольная работа» Внутреннее строение животных»
Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле 4 четверть
(4 часа)
53
1
02.04
Доказательства эволюции животных
Филогенез, атавизм, рудимент
54
1
06.04
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира
Наследственность, изменчивость
Портрет ученого
55
1
09.04
Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции
Дивергенция, видообразование
Коллекция аналог и гомолог органов
56
1
13.04
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных
Тест по теме « Эволюция животных»
Эндемик, космополит, реликт
Диск
Тема 5. Биоценозы
(6 часов)
57
1
16.04
Естественные и искусственные биоценозы
Продуценты, консументы, редуценты
58
1
20.04
Факторы среды и их влияние на биоценозы
Абиотические, биотические, антропогенные
59
1
23.04
Цепи питания. Поток энергии
Пищевая пирамида
Видеофильм
60
1
27.04
Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу
биоценоз
61
1
30.04
Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза» Инструктаж по ТБ
62
1
04.05
Обобщающий урок по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы»
Контрольная работа
тест
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
(6 часов)
63
1
07.05
Воздействие человека и его деятельности на животный мир
Промысел
64
1
11.05
Одомашнивание животных
Отбор, селекция
65
1
14.05
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга
Биосферный заповедник
66
1
18.05
Охрана и рациональное использование животного мира
Акклиматизация, Красная книга
Демонстрация видеофильма о редких животных
диск
67
1
21.05
Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных» Инструктаж по ТБ
68
1
25.05
Заключительный урок по курсу «Биология: животные. 7 класс». Летние задания
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
-
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
-
Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. Волгоград: Издательство Учитель-АСТ, 2002.
-
Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
-
Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
-
Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Литература для обучающихся
-
В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.
-
Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
-
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.
-
Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с
Образовательные сайты и электронные ресурсы
-
Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие
-
nrc.edu.ru/est/
-
Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас
-
med.claw.ru
-
Мир животных
-
animal.geoman.ru
-
Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт
-
skeletos.zharko.ru
-
Палеоэнтомология в России
-
palaeoentomolog.ru
-
Проблемы эволюци
Учебно-методическое пособие:
Литература для учителя:
-
Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина
«Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
-
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
4) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов» - М.: Дрофа, 2006. - 256с;
-
Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа,
6Огородова Н.Б. Биология. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс: к учебнику
Литература для обучающихся
-
В.Б.Захаров, Н.И Сонин. Многообразие живых организмов. 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2006.- 64с.
-
Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.
-
Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., изд. перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.
4) Секреты природы/Пер. с англ. - ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. - 432с
Образовательные сайты и электронные ресурсы:
-
Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
-
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа,
-
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С»,
-
Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
-
Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф»,
ЛИТЕРАТУРА
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная и научно-популярная литература
-
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
-
Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. Волгоград: Издательство Учитель-АСТ, 2002.
-
Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
-
Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
-
Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.