Программа элективного курса «Шаг в мир медицины» 9 класс

Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии. Курс предназначен для предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов, он рассчитан на 17 часов, из них 3 часа выделено на посещение медучреждений и 4 часа на практические работы.
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29»






ПРОГРАМА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО БИОЛОГИИ

для учащихся 9 класса


«Ш А Г В М И Р М Е Д И Ц И Н Ы»



Составлена учителем биологии

высшей квалификационной категории

МОСШ№29 Рачко С.Н.







г. Нижневартовск 2013г.





Аннотация для родителей и учащихся

Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.

Курс предназначен для предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов, он рассчитан на 17 часов, из них 3 часа выделено на посещение медучреждений и 4 часа на практические работы.

Цель: профессиональное самоопределение учащихся основной школы.

Задачи:

  • Способствовать профессиональному самоопределению учащихся основной школы, выбору профиля обучения на старшей ступени образования.

  • Сформировать понятие учащихся основной школы о профессиях, требующих биологических знаний.

  • Развивать навыки сохранения и укрепления здоровья.

  • Углублять знания учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, профилактике заболеваний и правилах оказания первой помощи.

Сроки реализации программы: предпрофильная подготовка учащихся 9 классов, 17 часов.

Основные принципы отбора и структурирования материала:

Программа курса включает круг вопросов, показывающих проблемы и задачи медицины в человеческом обществе, знакомит со структурой здравоохранения, формами традиционной и нетрадиционной медицины, включает лабораторные работы, самонаблюдения, упражнения, полезные советы, основы первой медицинской помощи при бытовых травмах.

В процессе освоения программы курса учащиеся знакомятся с разнообразными учебными заведениями, в которых можно получить медицинское образование. Также предусматривается выполнение практических работ, которые позволяют углубить и расширить знания учащихся в области общей и возрастной физиологии, психологии, гигиены. Успешному решению задач курса будет способствовать организация встреч с медицинскими работниками, студентами и выпускниками школы из профильных медицинских вузов.

Особенностью курса является то, что он требует активной творческой работы учащихся: обсуждение проблем, работа над проектами, написание докладов и рефератов.

Методы обучения:

  • методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность;

  • учащихся, лабораторно-практические работы, графические работы, развивающие творческую инициативу учащихся;

  • интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач);

  • самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, обеспечивают информационно-коммуникационную компетентность.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий: Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в ВУЗ. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий.

На лекции предусматривается крупноблочное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций.

Семинар предполагает творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать знания, делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, ролевых игр, круглых столов.

При проведении практических занятий целесообразно использование ресурсов медицинского кабинета, а также сотрудничество с медицинским работником.

На занятиях предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, мультимедийного приложения, атласов, таблиц, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению материала.

Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсии в медицинскую лабораторию. интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары,

лабораторные работы, защита творческих проектов и др.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • основные медицинские специальности;

  • современные достижения медицины;

  • правила оказания первой помощи;

  • информацию о медицинских учреждениях города и округа и региона, требования к студентам медикам.

Учащиеся должны уметь:

  • планировать и проводить самонаблюдение, лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследования, формулировать выводы;

  • готовить рефераты, сообщения, работать над проектами, пользоваться дополнительными источниками информации.

У учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:

1. Учебно-познавательные:

определять наиболее рациональную последовательность при выполнении практических работ;

самостоятельно оценивать свою деятельность;

уметь выделять причинно-следственные связи;

творчески решать практические задачи.

2. Коммуникативные:

вести диалог, выступать публично;

участвовать в коллективной мыслительной деятельности;

убеждать, доказывать, формулировать выводы.

3. Общекультурные:

управлять своим поведением, настроением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;

соблюдать технику безопасности при выполнении практических работ.

4. Информационные:

конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы;

описывать полученные результаты, делать выводы;

использовать ресурсы Интернет при составлении презентаций.

Формы контроля

  1. Сообщения, выступления.

  2. Рефераты.

  3. Практические работы.

  4. Проектные работы.

  5. Решение ситуационных задач

  6. Тестовые задания

Для стимуляции личностного роста можно использовать балльную систему мониторинга достижений, фиксируя результаты в приведенной ниже таблице.

Ф.И. учащегося

Тема

Работа в группе

Устный ответ

Выступление с докладом

Практическая работа

тестирование

Защита проекта, презентация.





В результате освоения программы курса учащиеся должны защитить проект или представить презентацию. При успешной защите учащиеся получают зачет.

Характеристика ресурсов:

Электронные таблицы, динамические пособия, учебные диски, видеофильмы, инструктивные карточки, электронные тесты, интерактивные задания, презентации, ресурсы Интернета, флэш- анимации.


























У Ч Е Б Н О - Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н


элективного курса


«Ш А Г В М ИР М Е Д И Ц И Н Ы»

Цель:

профессиональное самоопределение учащихся основной школы

Класс:

9 класс

Срок обучения:

17 часов

Режим занятий:

1 раз в неделю










Тема

Количество часов:

Форма контроля

всего

Аудитор-ных

Внеауди-торных

Практи-ческих

1.

Размышление о профессии врача

1

1

Анкетирование, анализ анкет

2.

Медицина - ровесница человечества. История медицины.

1

1

Тестирование, сообщения,

отчет об экскурсии

3.

Врачи - наследники Гиппократа

1

1

Оценка сообщений.

4-5

Медицинская сестра - главный помощник врача. История профессии.

2

1

1

Оценка сообщений, отчет об экскурсии.

6

Общие сведения о десмургии. Виды повязок, наложение повязок.

1


1

Анализ выполнения практич.работы

7

Служба «Скорой помощи» - организация и персонал. Плюсы и минусы работы в «Скорой помощи».

Виды первой помощи.

1

1

тестирование

8

Кровотечения, способы остановки кровотечений.

1

1

Анализ выполнения практической работы.

9

10

Переломы костей, их распознавание. Способы временной иммобилизации.

2

1

1

Тестирование

Решение ситуативных задач.

11

12

Педиатрия. Педиатр - детский врач.

Антропометрические исследования.

2

1

1

Анализ выполнения практических работ.

13

Современные методы диагностики в медицине.

1

1

Тестирование, оценка сообщений.

14

Нетрадиционная медицина.

1

1

Оценка сообщений

15

Фототерапия. Лечение травами.Гомеопатия.

1.

1

Оценка сообщений.

16

Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье.

1

1

Оценка работы микрогрупп.

17

Путь к вершине

1

1

Защита проектов,

Отчет об экскурсии.

Содержание программы

Раздел 1. Размышление о профессии врача.(2ч)

Тема 1. Чем привлекательна профессия медика?

Качества необходимые медицинскому работнику. Мифы и реальности. Система здравоохранения. Особенности медицинской карьеры. Этика и этикет в медицине. Самоанализ своих индивидуальных качеств, мотивация к выбору профессии, прогнозирование будущего образования. Мнение людей о врачах и медицине в целом.

Тема 2. Врач - профессия, которой более 5 тысяч лет.

«Отец медицины» - Гиппократ. История медицины от древних времен до наших дней. Среднеазиатский ученый, врач, математик, поэт Авиценна. Врач эпохи возрождения Парацельс. Итальянский врач и естествоиспытатель Андреас Везалий. Французский врач, основоположник современной хирургии, Амбруаз Паре. Уильям Гарвей, английский врач, открывший круги кровообращения. Луи Пастер, великий французский химик, основоположник микробиологии. Австрийский иммунолог Карл Ландштейнер, открывший группы крови у человека. Александр Флеминг - начало эры антибиотиков. Русский ученый и хирург, основоположник военно-полевой хирургии, Н. И. Пирогов. Врач и ученый, основоположник русской школы физиологов, И. М. Сеченов. И. И. Мечников - автор фагоцитарной теории иммунитета. Выдающийся русский ученый И. П. Павлов. Русский врач-терапевт С. П. Боткин. Хирург, один из основоположников нейрохирургии Н. Н. Бурденко.

Использование ИКТ:

презентации о истории медицины, биографиях врачей и их открытиях, мультимедийное пособие для уч-ся 8 класса, ресурсы Интернет.

Раздел 2. Врачи - наследники Гиппократа(8ч.)

Тема1. Краткая характеристика основных медицинских профессий и специальностей.

Тема 2. Медицинская сестра - главный помощник врача.

История профессии. Виды медицинских сестер: палатная, хирургическая, медсестра диспансера, физиотерапевтического кабинета, процедурного кабинета, массажист. Профессия - фельдшер.

Тема 3. Общие сведения о десмургии. Виды повязок, наложение повязок.

Десмургия - раздел хирургии, разрабатывающий методы применения и технику наложения повязок. Перевязочный материал, используемый в древности. Виды мягких повязок. Повязки головы, шеи, конечностей. Матерчатые повязки. Техника наложения повязок.

Тема 4. Служба «Скорой помощи» - организация и персонал. Плюсы и минусы работы в «Скорой помощи».Виды первой помощи.

Тема 5. Кровотечения, типы кровотечений, способы остановки кровотечений.

Кровотечение - это истечение крови из кровеносного сосуда во внешнюю среду, в полости и ткани. Опасность кровопотери. Кровотечения травматические и нетравматические. Первичные и вторичные кровотечения. Наружные и внутренние кровотечения. Артериальные, венозные, смешанные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Особенности остановки кровотечения у детей.

Тема 6. Переломы костей, их распознавание. Способы временной иммобилизации.

Перелом - частичное или полное нарушение целости кости, вызванное действием механической силы или патологическим процессом. Врожденные, или внутриутробные и приобретенные переломы. Приобретенные переломы: травматические и патологические. Переломы открытые и закрытые. Переломы полные и неполные; одиночные и множественные. Распознавание переломов. Первая медицинская помощь при переломах. Правила наложения шинных повязок.

Тема 7. Педиатрия. Педиатр - детский врач.

Основные этапы индивидуального развития человека. Особенности лечения детей. Изменение пропорций и строения тела с возрастом. Антропометрические исследования: соматометрические, соматоскопические, физиометрические.

Тема 8. Современные методы диагностики и лечения в медицине.

Электрокардиограф, ультрафиолетовое и рентгеновское излучение, флюорография, маммонография, ультразвуковое обследование, использование лазеров в медицине, томография и др.

Экскурсии (2ч)

1. Экскурсия в школьный медицинский кабинет. Знакомство с оборудованием, медикаментами кабинета, профессией школьный фельдшер

.2. Экскурсия в детскую поликлинику №5. Знакомство с современным оборудованием диагностического отделения.

Практические работы (4ч)

  1. Виды повязок, правила наложение повязок.

  2. Кровотечения, способы остановки кровотечений.

  3. Переломы костей, их распознавание. Оказание первой помощи при переломах костей конечностей.

  4. Антропометрические исследования.

Использование ИКТ:

Презентации о профессии врача стоматолога, врача офтальмолога, история профессии медицинской сестры, особенности организации труда медсестры физиотерапевтического кабинета, о современных методах обследования и лечения в медицине, об оказании первой медицинской помощи при переломах и кровотечениях.

Мультимедийное пособие для учащихся 8 классов

Интерактивные задания и электронные тесты.

Интернет ресурсы.

Раздел 3.. Нетрадиционная медицина.(2ч.)

Тема 1.Традиционная и нетрадиционная медицина.

Народная медицина. Знахарское врачевание: история, знахари-травники, знахарские рецепты. Цветотерапия. Лечение цветом. Ароматерапия. Разнообразные масла и их использование в медицинских целях.

Тема 2. Фототерапия. Лечение травами.

Фармакология - раздел медицины, изучающий действие лекарственных веществ на организм, разрабатывающий новые лекарственные средства и методы их применения. Лекарственные вещества минерального, растительного, животного происхождения и продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Лекарственные формы: таблетки, мази, драже, капсулы, гели, растворы. Инъекционные препараты. Внутримышечное, подкожное, внутривенное, капельное введение. Вред самолечения. Использование лекарственных растений. Классификация лекарственных растений по их выраженному биологическому действию.

Гомеопатия. История этой науки. Врач-гомеопат. Особенности лечения гомеопатическими препаратами.

Использование ИКТ:

Презентации о нетрадиционных методах лечения, ароматерапии, гомеопатии. Интернет ресурсы.

Раздел 4. Путь к вершине.(2ч.)

Тема 1. Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие здоровье.

Факторы, влияющие на здоровье человека: образ жизни, генетика, внешняя среда, природно-климатические условия, уровень развития здравоохранения. Факторы риска. Факторы, укрепляющие здоровье: двигательная активность, рациональное питание, режим труда и отдыха.

Самостоятельная работа: Составление "Кодекса здоровья" и программ самосовершенствования.

Тема 2. Медицинское училище города. Высшее медицинское образование. Требования к студентам-медикам. Трудности обучения. Подведение итогов. Представление Портфолио.

Экскурсии (1ч)

1. Экскурсия в медучилище.

Использование ИКТ:

Презентации о вреде курения, алкоголя, неправильного питания, Интернет ресурсы о высших медицинских учреждениях округа и области.

Примерные темы индивидуальных творческих и проектных работ

  • Артериальное давление и пульс - показатели состояния сердечно-сосудистой системы.

  • Диета и здоровье.

  • Профессия - врач (невропатолог, психолог, окулист, кардиолог).

  • Профессия - медсестра

  • Неотложная медицинская помощь.

  • Режим дня и здоровье человека.

  • Личная гигиена и здоровье человека.

  • Закаливание как средство оздоровления организма.

  • Современные методы исследования организма человека.

  • Достижения медицины

  • Нетрадиционная медицина.

  • История развития медицины

  • Медицинские династии в нашем городе.

  • Ароматерапия

  • Влияние биоритмов на работоспособность человека

  • Хочешь подрасти?

Список литературы:


  1. Абаскалова Н. П. "Здоровью надо учить", Новосибирск, "Лада", 2000.

  2. Баенбаева Н.Б. Основы медицинских знаний. Волгоград, издательство «Учитель»

  3. Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье. М., 2000

  4. Мультимедийное приложение "Анатомия человека", М., 2006..

  5. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9класс. М.,2000.

  6. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.М.2002.

  7. Справочник практического врача. М., "Баян", 1993.

  8. Степкна Е. В. Анатомия человека. Волгоград, издательство «Учитель» 2006. Сборник программ элективных курсов (рекомендовано Волгоградским государственным институтом повышения квалификации работников образования)

  9. Суравегина И. Т. Здоровье и окружающая среда. М.,1992.

  10. Спиридонова Н. А. Бережем здоровье. С-П. «Паритет»2006

  11. Федорова М. З., Кумченко В.С. Экология человека. М., 2004.

  12. Широкова М. карьера в медицине. Энциклопедия профессий. М., 2003.

  13. Энциклопедия для детей. Аванта+. Человек том18. М.,2001.

© 2010-2022