- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Образ С.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чунское районное муниципальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
п. Весёлый Чунский район Иркутская область
Рассмотрено на заседании ШМО учителей предметов гуманитарного цикла.
Протокол №____ от ________.
Руководитель ШМО: _______
(С.В.Образ)
Согласовано на заседании методического совета школы.
Протокол № ____ от________.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:________________
(С.Ю.Кулемина)
Утверждено директором
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.
Приказ № ____ от _________.
Директор МОБУ СОШ №7: _________ (В.И.Калашников)
м.п.
Рабочая программа
учебного предмета «Биология. Общая биология»
базовый уровень, 9 класс,
на 2015-2016 учебный год
(разработана на основе
авторской программы Н.И.Сонина,
2 часа в неделю, 68 часов за год).
-
Составитель:
Образ Светлана Викторовна, учитель биологии
МОБУ СОШ №7 п. Весёлый.
Высшее образование.
Первая квалификационная категория.
Литература:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Константинова И.В.. Биология. Основной курс.
2. Сонин Н. И., Захаров В.Б. Биология . Общая биология. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа» 2015.
п. Весёлый
I. Пояснительная записка.
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189.
-
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Письмом министерства образования Иркутской области от 16.05.2011г. № 55-37-2727/11 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений».
-
Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы», утверждённым распоряжением министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. № 920-мр.
-
Письмом Министерства образования Иркутской области от 04.06.2014г. №55-37-5064/14 «Об использовании регионального учебного плана общеобразовательными организациями Иркутской области».
-
Уставом муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №7 п. Весёлый, утверждённым постановлением мэра Чунского района Иркутской области 12.12.2011г. №685.
-
Приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 31.08.2015 года № О-77.2 «Об утверждении учебного плана МОБУ СОШ №7 п. Весёлый на 2015-2016 учебный год».
-
Положением о промежуточной аттестации обучающихся 1-11 классов, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 11.05.2015 года № О-64.1.
-
Положением о рабочей программе педагога МОБУ СОШ №7 п. Весёлый, утверждённым приказом МОБУ СОШ №7 п. Весёлый от 11.05.2015 года № О-64.1.
-
Бессрочной лицензией на право ведения образовательной деятельности (серия РО № 045859, регистрационный № 4701), выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 03.04.2012 года.
-
Свидетельством о государственной аккредитации (серия 38АО1 № 0000646, регистрационный №2480), подтверждающим государственный статус общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, выданным Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области 26.03.2014 г.
Структура документа.
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Общая биология» представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы:
I. Пояснительная записка, включающая разделы:
- нормативно-правовая основа создания рабочей программы,
- структура документа,
- общая характеристика учебного предмета,
- цели и задачи изучения учебного предмета,
- место учебного предмета в учебном плане,
II. Перечень контролируемых элементов содержания (КЭСов), проверяемых на едином государственном экзамене по биологии (Кодификатор, раздел I)
III. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, проверяемому на едином государственном экзамене по биологии (Кодификатор, раздел II)
IV. Учебно-тематический план, включающий разделы:
- № раздела по порядку
- раздел
- количество часов,
- количество контрольных ,лабораторных и практических работ по разделам
V. Календарно-тематическое планирование учебного материала, включающее разделы:
- № урока по порядку
- тема урока
- контролируемые элементы содержания (коды контролируемых элементов)
- требования к уровню подготовки (код требования)
- форма контроля на уроке
- дата: план/факт
VI. Перечень учебно-методических и технических средств обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Биология находится на стыке естественных и общественных наук. Она является как бы точкой пересечения всех естественнонаучных знаний и философской мысли. Занимая промежуточное положение между естественными и общественными науками, она всегда испытывала давление этических и эстетических норм, запросов человеческого общества. Биологические знания всегда формировали и формируют определённое мировоззрение личности, её отношение к природе, обществу, культурным ценностям. Это, в свою очередь , определяет жизненную позицию человека, его идеалы, отношение
Окружающей действительности, глобальным проблемам современности. В настоящее время выживание и дальнейшее развитие человеческого общества основано на понимании уникальности жизни и биосферы в целом. Исторический и культурологический подход к изучению биологии позволит преодолеть разобщенность школьных предметов, показать взаимное влияние различных наук и их взаимодействие с миром .Биология-наука о жизни. Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле- эволюционное учение. Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения. Так, микробиология изучает мир бактерий; ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений; зоология- царства животных. Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов: генетика- закономерности наследования признаков, биохимия- пути превращения органических молекул, экология- взаимоотношения популяций с окружающей средой. Функции живых организмов изучает физиология.
В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как молекулярная биология, цитология- наука о клетке, гистология-учение о тканях. Биология использует самые различные методы: исторический, описательный, инструментальный.
В самых различных областях биологии всё больше возрастает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками- физикой, химией, математикой. В дальнейшем практическое значение биологии ещё больше возрастёт. Это связано с быстрым ростом населения планеты, а также с постоянно возрастающей численностью городского населения
Основные цели и задачи
Целью предмета является формирование современных взглядов на пути к познанию живой природы, формирование научного представления о природе физиологических процессов живых организмов, о механизмах их регуляции, об основных закономерностях взаимодействий организма с внешней средой.
Задачи:- формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла.
Развивать знания о живой и неживой природе, полученных в курсах природоведения.
Формирование основополагающих понятий и опорных знаний.
Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.
Развивать исследовательские и прогностические умения, совершенствовать навыки работы с разными источниками информации, совершать логические операции.
Место учебного предмета « Биология» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на преподавание учебного предмета «Биология. Введение в биологию» в 9 классе отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). Данная рабочая программа по объёму и содержанию соответствует авторской.
II. Перечень контролируемых элементов содержания (КЭСов), проверяемых на едином государственном экзамене по биологии (Кодификатор, раздел I)
Код
раздела
Код контролируемого
элемента
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
1
Биология как наука. Методы научного познания.
1.1
Биология как наука, её достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.
1.2
Основные уровни организации живой природы.
2
Признаки живых организмов.
2.1
Клеточное строение организмов как доказательство их родства ,единства живой природы. Гены и хромосомы.
2.2
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость-свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3.
Система, многообразие и эволюция живой природы
3.1
Царство Бактерий. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии возбудители заболеваний растений, животных, человека.
3.2
Царство Грибы. Роль грибов в природе и жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека.
3.3
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности
3.4
Царство животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.
3.5
Учение об эволюции органического мира .Ч.Дарвин- основоположник учения об эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
4.
Человек и его здоровье
4.1
Сходство человека с животными и отличия от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
4.2
Нейро- гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. нервная система. Рефлекс . Рефлекторная дуга .Железы внутренней секреции. Гормоны.
4.3
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
4.4
Дыхание. Система дыхания.
4.5
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа ,тканевая жидкость. Группы крови . Иммунитет.
4.6
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая система.
4.7
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
4.8
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
4.9
Покровы тела и их функции.
4.10
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
4.11
Опора и движение. Опорно -двигательный аппарат.
4.12
Органы чувств и их роль в жизни человека.
4.13
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память ,эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, Характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
4.14
Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание кожи. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами. Инфекционные заболевания. Профилактика отравлений.
4.15
Приёмы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего, кровотечениях, травмах.
5
Взаимосвязи организмов и окружающей средой
5.1
Влияние экологических факторов на организмы приспособления к различным экологическим факторам. Популяция .
5.2
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистемах. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
5.3
Биосфера - глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
III. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, проверяемому на едином государственном экзамене по биологии (Кодификатор, раздел II )
Код
требования
Умения, проверяемые на едином государственном экзамене
1
Знать и понимать
1.1
Признаки биологических объектов
1.1.1
Живых организмов
1.1.2
Генов ,хромосом ,клеток;
1.1.3
Популяций, экосистем, агроэкосистем
1.2
Сущность биологических процессов:
12.1
Обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость.
1.2.2
круговорот веществ в природе и превращение энергии в экосистемах
1.3
Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
2
Уметь
2.1
Обьяснять:
2.1.1
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
2.1.2
Родство, общность происхождения растений и животных.
2.1.3
Роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности.
2.1.4
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
2.1.5
Роль биологического разнообразия ив сохранении биосферы.
2.1.6
Необходимость защиты окружающей среды;
2.1.7
Родство человека с млекопитающими животными;
2.1.8
Взаимосвязи человека и окружающей среды.
2.1.9
Зависимость собственного здоровья от окружающей среды
2.1.10
Причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека.
2.1.11
Роль гормонов и витаминов в организме.
2.2
Изучать биологические объекты и процессы:
2.2.1
Описывать и объяснять результаты опытов.
2.2.2
Описывать биологические объекты;
2.3
Распознавать и описывать;
2.3.1
На рисунках и фотографиях основные части и органоиды клеток;
2.3.2
На рисунках и фотографиях органы и системы органов человека;
2.3.3
На рисунках и фотографиях органы цветковых растений ,растения разных отделов;
2.3.4
На рисунках и фотографиях органы и системы органов животных, животных отдельных видов и классов;
2.3.5
Культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
2.4
Выявлять изменчивость организмов ,приспособления организмов к среде обитания, типы разных видов в экосистеме;
2.5
Сравнивать биологические объекты( клетки,ткани,органы и системы органов) и делать выводы;
2.6
Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе;
2.7
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
2.8
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно- популярном тексте необходимую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями.
3
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3.1
для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемые растениями, животными ,бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек4нарушения осанки, зрения. слуха.
3.2
Оказания первой медицинской помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах.
3.3
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
3.4
Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
IV. Учебно-тематический план
Наименование раздела.
Всего часов
Из них
Практические и лабораторные работы
Контрольные работы
Введение
1
1.Эволюция живого мира на земле
19
2
Лабораторная работа № 1 « Выявление приспособленности к среде обитания».
Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости критериев вида, результатов искусственного отбора».
1
Контрольная работа по теме « Учение об эволюции органического мира»
Структурная организация живых организмов.
16
1
Практическая работа№1 «Изучение клеток растений и животных»
1
Контрольная работа по теме « Клетка»
Размножение и индивидуальное развитие организмов
5
Наследственность и изменчивость
13
1
Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов»
Практическая работа №3 «Решение генетических задач».
1
Тестовая контрольная работа по теме «Наследственность и изменчивость»
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
10
4
Практическая работа № 2 «Составление схем передачи веществ и энергии»
Практическая работа №4 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме».
Практическая работа №5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Обобщение
4
Всего
68
8
3
V. Календарно-тематическое планирование учебного материала
№
Тема урока
Коды контролируемых элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ
Коды требований к умениям обучающихся, проверяемым на ЕГЭ
Форма контроля на уроке
Дата
План
Факт
Введение(1час)
1
Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.
1.1
2.1.1
Прочитать введение с.3-5. Ответить на вопросы.
Эволюция живого мира на Земле(19часов из них 2-л.р. 1- к.р.)
2
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Вопросы на странице 17.
3
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Подготовить сообщения
4
Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе.
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Задания1-4. (глава 3)
5
Формы естественного отбора.
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Решение творческих задач.
6
Результат эволюции- приспособленность организмов к среде обитания
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Таблица.
7
Выявление приспособленности к среде обитания. Лабораторная работа№1 «Выявление приспособленности к среде обитания».
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Отчёт по лабораторной работе.
8
Вид, его критерии и структура.
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Задания со свободным ответом
9
Популяция
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Выучить термины.
10
Видообразование Лабораторная работа№2 «Изучение изменчивости критериев вида, результатов искусственного отбора»
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
.Отчёт о проделанной работе.
11
Биологические последствия адаптаций
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Задания 1-3.стр.,в рабочей тетради.
12
Главные направления эволюции
3.5;6.2.
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Глава 6,п.12 вопросы. Привести примеры из дополнительных источников.
13
Современные представления о происхождении жизни
3.5;6.2
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Подготовить сообщения.
14
Начальные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни.
3.5;6.2
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Задания 1-10 стр.30-31,в рабочей тетради
15
Развитие жизни в протерозойскую эру.
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Учебник п.16.Учить термины. Таблица
16
Развитие жизни в палеозойскую эру.
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Учебник п.17 .Таблица.
17
Развитие жизни в кайнозойскую и мезозойскую эру
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Учебник п. 16.Таблица
18
Место и роль человека в системе органического мира.
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
п.20 вопросы к тексту.
19
Эволюция человека.
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Повторить материал 7глава.Подготовиться к зачёту
20
Контрольная работа по теме «Учение об эволюции органического мира
3.5
1.2.1;2.1.1;2.1.2.
Раздел 2 .Структурная организация живых организмов (16 часов из них 1-к.р. 1-п.р.)
21
Признаки живых организмов
2.1;3.
1.1.1;2.2.2;2.3.
Классификация живых организмов.
22
Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.
2.1;3.
1.1.1;2.2.2;2.3.
Составление классификаций живых организмов
23
Элементный состав клетки. Неорганические вещества клетки
2.2
1.1.1;2.2.2;2.3.
Опорный конспект.
24
Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
2.2
Учебник п.22 опорный конспект
25
Органические вещества клетки. Белки
2.2
Выполнение заданий в рабочей тетради.
26
Нуклеиновые кислоты.
2.2
Повторить тему « Обмен веществ и энергии».тест.
27
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
2.2
п.23. Вопросы 1-5.
28
Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.
2.2
Повторить термины.п.24.Задания в рабочей тетради.
29
Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.
2.2
п.24 вопросы 1-4 Задания в рабочей тетради.
30
Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. Практическая работа №1 «Изучение клеток бактерий» по рисункам.
2.1;3.1.
1.1.1;2.2.2;2.3.
Отчёт о проделанной работе.
31
Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.
2.1
1.1.1;2.2.2;2.3.
Вопросы 1-4. Таблица
32
Эукариотическая клетка. Ядро.
2.1
1.1.1;2.2.2;2.3.
Учебник п.27 .Вопросы 1-7.
33
Изучение клеток растений и животных Лабораторный работа№3 «Изучение клеток растений и животных».
2.1
1.1.1;2.2.2;2.3.
Отчёт по лабораторной работе.
34
Деление клеток.
2.1
Схема. Таблица.
35
Клеточная теория строения организмов.
2.1
1.1.1;2.2.2;2.3.
Вопросы со свободным ответом .
36
Контрольная работа по теме «Клетка».
2.1
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5часов)
37
Размножение. Бесполое размножение.
3.1;3.2;3.3;3.4.
1.2.1;2.4.
Задания в рабочей тетради.
38
Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
3.1;3.2;3.3;3.4.
1.2.1;2.4.
Вопросы. опорный конспект.
39
Онтогенез. Эмбриональный период развития.
3.1;3.2;3.3;3.4.
1.2.1;2.4.
Вопросы со свободным ответом.
40
Постэмбриональный период развития.
3.1;3.2;3.3;3.4.
1.2.1;2.4.
Задания в рабочей тетради.
41
Общие закономерности развития.
3.1;3.2;3.3;3.4.
1.2.1;2.4.
Карточки. Тест.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов(13часов из них 1-л.р. 1-п.р.1-к.р.)
42
Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности..
2.1
1.2.1;2.4.
Составление схем .Таблица.
43
Законы Г.Менделя.
2.1
1.2.1;2.4.
Таблица Задачи..
44
Законы Г.Менделя.
2.1
1.2.1;2.4.
Решение задач.
45
Генетика пола.
2.1
1.2.1;2.4.
Составление родословной своей семьи ( по желанию)
46
Генотип как система взаимодействующих генов.
2.1
1.2.1;2.4.
Задания в рабочей тетради.
47
Решение генетических задач. Практическая работа №2 «Решение генетических задач».
2.1
1.2.1;2.4.
Решение задач
48
Наследственная (генотипическая )изменчивость
2.1
1.2.1;2.4.
Задания в рабочей тетради.
49
Фенотипическая изменчивость
2.1
1.2.1;2.4.
Задания в рабочей тетради.
50
Выявление изменчивости организмов. Лабораторная работа№3 «. Выявление изменчивости организмов .Построение вариационной кривой».
2.1
1.2.1;2.4.
Отчёт по лабораторной работе.
51
Контрольная работа по теме «Наследственность и изменчивость»
2.1
1.2.1;2.4.
52
Селекция . Центры многообразия и происхождения культурных растений.
2.2
1.2.1;2.4.
Задания в рабочей тетради.
53
Методы селекции растений и животных.
2.2
1.2.1;2.4.
Таблица. Ответить на вопросы
54
Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.
2.2
1.2.1;2.4.
Вопросы к тексту..
Раздел 5.Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии(10 часов из них 3-п.р.)
55
Структура биосферы
5.3
2.1.5
Описание рисунков учебника.
56
Круговорот веществ в природе.
5.3
2.1.5
Составление схем. Задания со свободным ответом
57
Экологические факторы.
5.1
2.1.5
Задания в рабочей тетради.
58
Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.
5.1
2.1.5
Составление схем. Задания со свободным ответом
59
Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. Практическая работа№3 «Составление схем».
5.1
2.1.5
Отчёт о проделанной работе
60
Биотические факторы.
5.1
2.1.5
Задания в рабочей тетради.
61
Изучение и описание экосистем своей местности. Практическая работа№4 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»
5.1
2.1.5
Отчёт о проделанной работе.
62
Природные ресурсы и их использование.
5.1
2.1.5
Вопросы и задания к тексту. Сообщения учащихся.
63
Роль человека в биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах.
5.1
2.1.5;2.1.3.2.7.
Вопросы и задания к тексту.
64
Глобальные экологические проблемы.
5.1
2.1.5;2.1.3.2.7.
Мини-проекты (буклеты ,памятки).
Раздел 6.Обощение(4часа)
65
Становление современной теории эволюции
2.1;2.2;5.1.
2.1.5;2.1.3.2.7.
Разноуровневые тесты.
66
Клетка- структурная и функциональная единица живого
2.1;2.2;5.1.
2.1.5;2.1.3.2.7.
тестирование
67
Закономерности наследственности и изменчивости.
2.1;2.2;5.1.
2.1.5;2.1.3.2.7.
Решение задач.
68
Взаимодействие организмов
и среды обитания.
2.1;2.2;5.1.
2.1.5;2.1.3.2.7.
тестирование
VI. Перечень учебно-методических и технических средств обучения.
Литература для педагога и обучающихся
Учебно-методическая литература:
1.Н.И. Сонин. Биология «Общая биология» - М.:Дрофа,2015г.
2. М.В. Высоцкая. Биология. Пособие для учителя. Волгоград: Учитель.
3.Л. А. Попова. Открытые уроки: Биология: 9-11классы-М: ВАКО,2010г.
4.Ю.В. Щербаков. Занимательная биология. -М.: Глобус,2010г.
5.С.Н. Березина. Контрольно - измерительные материалы.- М.: ВАКО,2014г.
Технические средства обучения:
1.Биология. Общая биология. 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина.
2. Интернет - ресурсы:
* http;//bio.1September/ru-газета «Биология»
* sbio.enfo- научные новости биологии
Оставляю за собой право корректировки календарно - тематического планирования в течение учебного года.
Учитель____________________ Образ С.В.