Разработка заочного путешествия Мир пернатых друзей

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации

Губкинского городского округа


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов» города Губкина Белгородской области













Методическая разработка заочного путешествия

Мир пернатых друзей



















Губкин-2015

МИР ПЕРНАТЫХ ДРУЗЕЙ

Объяснительная записка

Экологическая игра - одна из форм обучения и воспитания в области образования и просвещения. Познавательно-развлекательная игра-путешествие даёт возможность более эффективно привлекать внимание обучающихся к тем или иным знаниям, что способствует привитию любви и бережного отношения к родной природе, развитию экологического образования.

Представленное мероприятие достаточно традиционно по структуре. Но содержание, средства его представления совершенно необычны. Именно благодаря необычности содержания, мероприятие придает необходимое ускорение развитию личности. Мероприятие имеет развивающее значение, так как в процессе участия обучающиеся узнают что-то новое, необычное, решают разнообразные творческие задания, а также умения видеть, прогнозировать, аргументировать ответы. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет педагог.

Методическая разработка «Мир пернатых друзей» - заочная игра-путешествие на экологическую тему конкурсно - познавательной направленности. Предназначена для учащихся в учреждениях дополнительного образования детей в качестве внеаудиторного мероприятия.

Цель мероприятия: создание условий, обеспечивающих взаимодействие учащихся, организация интересного досуга учащихся.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

-познакомить учащихся с многообразием пернатых;

-дать представление о разновидностях птиц;

-воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе;

-формировать положительные качества личности, как любознательность, чувство прекрасного;

-проверить природоведческие знания учащихся;

-развивать сообразительность, память, логическое мышление, умения и навыки.

Используемые методы:

  • словесный: выступления педагога, участников мероприятия;

  • наглядный: использование фотографий, рисунков, презентаций;

  • практический: игровые задания, загадки.

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Оборудование и оформление:

  • мультимедийная установка,

  • компьютер,

  • слайдовые презентации,

  • карточки с заданиями,

  • музыкальное сопровождение,

Реквизит: открытки и рисунки с изображением птиц; запись птичьих голосов, кроссворд.

Методические советы на подготовительный период:

Роль педагога заключается в следующих действиях:

  • составления целеполагания

  • разработка сценария путешествия

  • обеспечение звукового и мультимедийного сопровождения

  • прогнозирование количества участников

  • обеспечение оборудования и реквизита

  • оформление помещения

  • организация детского коллектива

  • непосредственное проведение мероприятия

  • подведение итогов программы

  • награждение победителей

  • рефлексия

Участники мероприятия:

  • Ведущий - педагог;

  • Учащиеся.

План мероприятия:

1. Организационное начало мероприятия.

2. Основная часть мероприятия:

-Задание 1. «Представление команд»

-Задание 2. «Отгадай загадку»

-Задание 3. «По словесному портрету скажи нам, кто же я?»

-Задание 4. «Типография»

-Задание 5. «Пословицы, поговорки, крылатые выражения»

-Задание 6. «История про…»

-Задание 7. «Перекличка»

-Задание 8. «Ну-ка прочитай»

-Задание 9. «Угадай песенку»

-Задание 10. «Голоса птиц»

3. Итог мероприятия.

Содержание мероприятия:

1.Организационное начало мероприятия.

Педагог. Ребята! В этом учебном году вы много путешествовали на занятиях в школе: побывали в мире слов, совершали полёт на далёкие планеты, где справлялись с труднейшими математическими заданиями.

Но сегодня нам предстоит совершить другое увлекательное путешествие. Это путешествие в страну Птиц. Птицы чаще, чем другие животные, привлекают наше внимание. Для них не существует земных и водных границ, они в постоянном движении, полёте, плавании, парении, беге, прыжках, наконец, нырянии…

Сколько радостных минут дарят они людям пением и красотой! Как много загадок они задают ещё учёным!

Красивые и невзрачные, маленькие и большие птицы приносят человеку большую пользу и радость. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Но перед тем как мы отправимся в путь, я хочу проверить, готовы ли вы к такому путешествию.

Ответьте на вопрос:

-Смог бы мир существовать без птиц?

Дети /отвечают/: Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые, клещи, грызуны, убытки от которых исчислялись мил. руб. Без птиц же мало что осталось бы от наших урожаев. Ведь птицы прожорливы. Большая синица уничтожает за день до 6 тыс. насекомых, колония розовых скворцов за месяц съедает 100 тонн саранчи, а пара конюков истребляет за лето до тыс. грызунов, что сберегает 1,5 т зерна. Как же бережно должны мы относиться к нашим пернатым друзьям!

2. Основная часть мероприятия:

Педагог. Итак, я вижу, что вы готовы. И работать мы будем в командах. Вы - ребята дружные и у вас это получается хорошо, но нелишне будет вспомнить правила работы в команде. Кто поможет нам?

Дети /отвечают/:

Нужно говорить по очереди.

Не перебивать друг друга.

Спрашивать, если что-то непонятно.

Если не согласен - возражать вежливо.

Педагог: Молодцы, вот вам первое задание:

Задание 1. «Представление команд»

Выбрать капитана и придумать название связанное с птицами, например, «Ласточки», «Стрижи» и др. Время - 2 минуты.

/Педагог помогает командам записать название на табличке, названия команд выносятся на доску/.

Задание №2. «Отгадай загадку»

Педагог: Говоря о музыке, мы обычно подразумеваем, что её исполняет человек. Но давайте вспомним, чей хор мы можем услышать в лесу? Конечно же, птичий. Я приготовила для вас загадки об этих певцах.

/За каждое правильное задание команды получают фишки/.

Оформление доски

ДЕНЬ ПЕРНАТЫХ ДРУЗЕЙ /рис. дерева/

Педагог: Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Дети /отвечают/: Сорока

Педагог: Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая.

Крикунья хриповатая -

Известная персона.

И это всё- …

Дети /отвечают/: Ворона

Педагог: Эта птичка никогда

Для птенцов не вьёт гнезда.

Сядет где- то на суку

И кричит: «Ку- ку! Ку- ку!».

Дети /отвечают/: Кукушка

Педагог: Маленький певец лесной,

Как прекрасен голос твой!

Дети /отвечают/: Соловей

Педагог: Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик- чирик!»

Дети /отвечают/: Воробей

Педагог: В лесу под, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд- приятель!»

И ставит подпись

Дети /отвечают/: Дятел

Педагог: И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и…

Дети /отвечают/: Совы

Педагог: На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина

Дети /отвечают/: Орла

Педагог: Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно - бронзовый

Дети /отвечают/: Скворец

Педагог: А теперь предлагаю вам третье задание.

Задание №3. «По словесному портрету ты скажи нам, кто же это?»

/Каждой команде вручается конверт - письмо с описанием птиц, нужно прочитать письмо, назвать птицу/.

1 письмо.

У этой птицы массивное тело и короткая шея, он нам покажется неуклюжим, тяжёлым, хотя весит всего 75 граммов. Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, потешно шествует он за плугом. Выдёргивает из отваленных пластов земли дождевых червей и жучков. Иногда осенью стаи скворцов совершают налёты на сады. Но этот вред несравним с той пользой, которую они приносят, выкармливая птенцов. Летом за долгий световой день оба родителя прилетают к гнезду до 300 раз! Вот и представьте, сколько гусениц, жуков и червяков уничтожит одна пара этих птиц. Его называют ещё пересмешником. С поразительной похожестью умеет он передать всё, что услышит в дальних своих странствиях. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц и их песенки, но и отчаянный мальчишеский свист, кваканье лягушек, рычание собаки и даже скрип тележного колеса.

Дети /отвечают/: Скворец

2 письмо.

Эта птица не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. И вот у хозяина гнёздышка появляется прожорливый птенец. В отсутствие своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда птицам ничего не остаётся, как выкармливать его одного. Это достаточно большая птица коричневого окраса.

Дети /отвечают/: Кукушка

3 письмо.

У этой птицы длинная шея, покрытая пухом и очень маленькая голова. На туловище чёрные или серые перья, а крылья и хвост белоснежные. Птица эта совсем не умеет летать, а крылья ей служат лишь украшением. Но ноги длинные и очень сильные. Птица бегает так же быстро, как лошадь. Эта птица считается самой крупной птицей в мире.

Дети /отвечают/: Страус

4 письмо.

Из соломок и глины эта птица лепит свои гнёзда под балконами, под крышами жилых домов. Она так же может выкопать себе нору на высоком берегу реки. Птица редко опускается на землю. Ловит мошек, пьёт воду и даже купается на лету. Чтобы отдохнуть, садится на тонкие веточки деревьев или провода.

Дети /отвечают/: Ласточка

5 письмо.

Птичка эта ростом с воробья. У неё белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, а на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, крылья серо-голубые. Зимой её часто можно увидеть в городе около домов. Ест она всё подряд: зерно, крупу, хлебные крошки, даже кусочки мяса. Но больше всего птичка любит сырое сало.

Дети /отвечают/: Синица

6 письмо.

С раннего утра и до позднего вечера слышится в лесу стук этой птицы. Упёршись хвостом в ствол дерева, она крепко держится сильными лапами и долбит дерево клювом. Язык у неё длинный и узкий. Им она добывает себе пищу из выдолбленных отверстий: жучков и гусениц.

Дети /отвечают/: Дятел

7 письмо.

Эта птица очень маленьких размеров. В народе её называют «птица-муха». Она умеет летать и на боку, и на спине, и даже хвостом вперёд. Птица умеет зависать над цветком, как бабочка, и собирать нектар. Её пёрышки переливаются на солнце и меняют окраску.

Дети /отвечают/: Колибри

Педагог: А теперь следующее задание.

Задание № 4. «Типография».

/Каждому играющему раздаётся одна из карточек с буквой. Педагог читает загадку, а ребята, отгадав её, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово отгадку. Очко достаётся команде, которая быстрее составит слово/.

ж

а

в

о

р

н

щ

п

г

л

с

е

и

р

я

Педагог: Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения!

Дети /отвечают/: Жаворонок

Педагог: Пёстрая птичка,

Сама невеличка,

А голос хорош!

Песню на ветке завёл

Звонкоголосый …

Дети /отвечают/: Щегол

Педагог: Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца…

Дети /отвечают/: Снегиря

Педагог: Осторожная слишком,

Стоя прямо под ней,

Её можно услышать,

А увидеть трудней …

Дети /отвечают/: Иволга

Педагог: С виду скажем, неприметна,

Оперение неярко,

Шелушить же любит зёрна

И зовётся …

Дети /отвечают/: Коноплянка

Задание № 5. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»

Педагог: Птицы дороги нам не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу. Объясните пословицу о птицах.

Соловей берёт пением, а человек - умением.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Соловья баснями не кормят.

Сердце соколье, а смелость воронья.

Видна птица по перьям, а человек по делам.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Задание №6. «История про…»

Педагог: Сочините историю про

- ворону, которая любила кататься на велосипеде.

- воробья, который любил играть на гитаре.

Задание № 7. «Перекличка».

Домашнее задание. Задача участников конкурса кто больше расскажет стихов о птицах.

Задание № 8. « Ну-ка прочитай».

Педагог: Решите кроссворды. Я вручаю вам листы с кроссвордами. /Участники игры должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее/. Команды выполняют задания. Побеждает та, которая первой сдаёт.

Д

Ф

Е

Л

Е

А

Я

М

И

Д

Я

Н

Г

Д

Я

О

А

Т

К

С

О

Т

С

Р

А

Ш

А

С

Т

У

С

Н

Г

И

Ш

Л

Е

У

И

Ш

Е

Х

И

А

Е

Р

Ь

Ш

О

Д

М

З

О

И

М

К

З

У

О

М

О

Ш

З

А

Р

Щ

Я

Ь

Б

Щ

А

Ч

А

Ь

А

И

Щ

Ь

К

Ь

Н

Л

И

Д

П

И

Р

Н

О

Л

И

Ф

П

Н

Л

А

Э

Ю

Б

М

Я

Р

Я

Э

Б

О

М

Я

М

К

Э

Б

В

Ё

С

Ч

В

Г

Т

Г

Ё

В

Р

Ч

И

Ё

В

Ж

Н

Т

Р

М

Я

Н

М

С

О

Н

Г

У

Н

З

К

А

Ф

О

Ч

В

Д

Ф

С

Я

Ж

Н

Ж

Ч

К

Д

А

Ф

Ответы: фламинго, коршун, глухарь, дикуша, рябчик, дрофа, юрок, стриж, трясогузка, овсянка.

Задание №9. «Угадай песенку»

Педагог: Для каждой команды приготовлено по две картинки с изображением птиц из песен. Команда должна вспомнить песни, в которых упоминается об этих птицах, и напеть отрывок из них.

/Рисунки птиц: ласточка, чибис, кукушка, пингвин/.

Песня «У дороги чибис» слова Иорданский М., музыка Пришелец А.

У дороги чибис,

У дороги чибис,

Он кричит, волнуется, чудак:

А скажите, чьи вы?

А скажите, чьи вы?

И зачем, зачем идёте вы сюда.

А скажите, чьи вы?

А скажите, чьи вы?

И зачем, зачем идёте вы сюда.

Не кричи, крылатый,

Не тревожься зря ты-

Не войдём мы в твой зелёный сад.

Видишь - мы ребята,

Мы друзья пернатых,

Мы твоих, твоих не тронем чибисят.

Видишь - мы ребята,

Мы друзья пернатых,

Мы твоих, твоих не тронем чибисят.

Небо голубое,

Луг шумит травою,

Тут тропу любую выбирай!

Это нам с тобою

Всем нам дорогое-

Это наш родной, родной любимый край.

Это нам с тобою

Всем нам дорогое-

Это наш родной, родной любимый край.

И когда цветёт он,

И когда зовёт он -

Мы уходим в дальние пути.

По степным широтам,

Через речки бродом,

Всю страну, страну нам хочется пройти.

По степным широтам,

Через речки бродом,

Всю страну, страну нам хочется пройти.

«Ласточка» слова Шаферан И., музыка КрылатовЕ.

Не прошла зима, снег ещё лежит,

Но уже домой ласточка спешит.

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя.

Нет порою сил, труден перелёт,

Только как весна без неё придёт.

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя.

Будь её гнездо трижды золотым,

Тот далёкий край не назвать родным.

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя.

Не прошла зима, и земля бела,

Но уже вдали машут два крыла.

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя

На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя.

«Кукушечка»

О кукушке много песен было спето

И наверно не последняя и эта

В тихой роще, на зелёной на опушке

Повстречалась мне кукушечка кукушка.

Ку-ку-ку-ку, кукушечка моя

Мне расскажи, кукушечка,

Всю правду не тая, накукуй, накукуй мне красавица лесная

Много-много лет, а я их посчитаю.

Пусть кукушечка мне любовь накукует,

Необычную любовь, неземную.

Чтоб от счастья голова закружилась,

Чтобы долго-долго это всё длилось.

Ку-ку-ку-ку, кукушечка моя

Мне расскажи, кукушечка,

Всю правду не тая, накукуй, накукуй мне красавица лесная

Много-много лет, а я их посчитаю.

«Три пингвина»

Жили были три пингвина
Пи, Па, По.
Хорошо и дружно жили
Пи, Па, По.
Как-то утром на рыбалку
Пи, Па, По.
Зашагали в перевалку
Пи, Па, По.

Жили-были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.
Жили-были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.

Наловили много рыбы
Пи, Па, По.
И ещё поймать смогли бы
Пи, Па, По.
Ели дружно с целой кружки
Пи, Па, По.
Кроме маленькой рыбёшки
Пи, Па, По.

Жили-были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.
Жили-были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.

Дружно бросилися в драку
Пи, Па, По.
Учинив большую свалку
Пи, Па, По.
Чтобы жить всё время дружно
Пи, Па, По.
Уступать друг другу нужно
Пи, Па, По.

Жили-были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.
Жили-были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.

Жили-были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.
Жили-были три пингвина,
Хорошо и дружно жили.

Задание №10. «Голоса птиц».

Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывают более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. /Звучит запись птичьих голосов/.

-Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

-Узнай птицу по голосу.

3. Итог мероприятия.

Педагог: Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Учащийся.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Всё, что рядышком со мною,-

Это всё моё родное!

Как же мне в краю родном

Не заботится о нём!

Педагог. Уважаемые участники конкурсов, болельщики, наше путешествие подошло к концу.

/Педагог подводит итоги соревнований команд, называет команду- победительницу/.

Педагог: Закончим наш праздник песней «Просьба» муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского.


Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась...
Этот сон давнишний
До сих пор мне снится:
На траве кровавой
Вздрагивает птица.

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!

Люди-исполины,
Люди-великаны,
Есть у вас винтовки,
Сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье,
Сила есть навечно -
И должно быть сердце,
Сердце человечье!

Припев.

Люди, человеки,
Страны и народы!
Мы теперь навечно
Должники природы.
Надо с этим долгом
Как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья
Раненая птица!

Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо,
А море без рыб - не море,
И земля без зверей - не земля!
Не земля!
Не земля!



© 2010-2022