Технологическая карта экологического проекта (1-5 класс)

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации


БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогического образования


Курсы профессиональной переподготовки

«Метапредметное содержание школьного образования в контексте ФГОС»

Разработка экологического проекта в рамках занятия ГПД МОБУ «Лисьеполянская основная общеобразовательная школа»





Заведующий кафедрой

__________

(подпись)

__________

(дата)

Л.А. Омельяненко


Слушатель курсов переподготовки, воспитатель ГПД МОБУ «Лисьеполянская основная общеобразовательная школа»

__________

(подпись)

__________

(дата)

С.В.Лысова
















Бузулук 2014

1. Тип: систематизация и обобщение знаний и умений (внеклассное мероприятие)

2. Цели.

Образовательные: Формировать познавательный интерес к природе и школьным предметам естественного цикла. Закреплять знания о растениях и животных края, формировать навыки исследовательской работы.

Развивающие: На практике применять приёмы и методы исследовательской работы.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, родному краю, селу.

3. Задачи: Познакомить ребят в игровой форме с экологическими проблемами родного края, посёлка и правилами поведения в природе.

4. Краткое описание хода мероприятия: мероприятие состоит из трёх этапов, которые проходят в разное время.

1-й этап: разведка экологических проблем посёлка

2-й этап: подготовительный

3-й этап: экологический турнир

На первом этапе ребята отправляются (экскурсия с ГПД) в разведку по одному из двух маршрутов. В их задачу входит исследовать участки территории посёлка и найти экологические проблемы, документально их зафиксировать (фотодокумент или зарисовка) и заполнить маршрутный лист, где есть раздел "Возможный вариант решения проблемы". Всё это позволит им составить фоторепортаж или оформить газету (информационный плакат).

На втором этапе ребята все вместе продумывают ход мероприятия, распределяют роли, изготавливают информационный плакат, с рисунком, символизирующим защиту природы.

На третьем этапе проходит само мероприятие в форме конкурса. Сначала команды представляют свои команды и фоторепортажи в виде газеты или плаката о результатах экоразведки. Потом участникам предлагают отгадать загадки о животных и растениях края, ответить на вопросы викторины, сложить пословицы, расшифровать экологические знаки. В конце мероприятия ребята приглашают присутствующих в виртуальное путешествие по самым красивым местам края, которое сопровождается релаксирующей музыкой (домашнее задание команд - фильм о природе посёлка). По итогам всех конкурсов определяется самая лучшая команда и самые активные участники.

Рефлексия проходит в виде интервьюирования ребят, гостей.

Участники турнира получают перспективное задание: охранять природу - охранять Родину.

5. Метапредметные знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. воспитанники группы в ходе мероприятия.

Личностные: формируем личностное мировоззрение и жизненное самоопределение, умение определять и формулировать правила жизнедеятельности;

Познавательные: формируем умение находить в окружающем мире необходимую информацию, систематизировать её и классифицировать;

Регулятивные: формируем умение определять успешность своего дела и конкурентоспособность;

Коммуникативные: формируем навыки работать в команде, умение оформлять свои мысли в текст, в графический объект с последующим представлением аудитории устно и наглядно.

Этап мероприятия

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Экскурсия - разведка экологических проблем посёлка

1.Организация начала занятия, просмотр видеоматериалов.

Словесный и наглядный методы мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим людям и природе;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на занятие.

Мы с вами проживаем в одном из удивительных уголков нашей страны Оренбургском крае. Наш край прекрасен природой. Какие интересные уголки природы вам известны?

Показ видеоматериалов «Бузулукский бор», «Заповедник Оренбургский», блиц опрос по результатам просмотра:

Что нового вы узнали о нашем крае?


Эвристическая беседа: От чего зависит красота окружающей природы?

Самоорганизация на учебную деятельность.


Вероятные ответы:

а) заповедники

б) памятники природы.


Вероятные ответы:

- о заповедниках области и района, - растениях и животных нашего края, занесённых в Красную книгу, - как красив наш край.

- От климата и погоды.

- От поведения человека.

- От размещения рядом предприятий и населённых пунктов, дорог.

2. Мотивация к учебной (исследовательской) деятельности

Словесный

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: целеполагание.

познавательные УУД: изучение правил поведения в природе во время экскурсии, методов изучения природы.

Эвристическая беседа: А чем красива природа нашего посёлка? Как это доказать?




Есть ли территории, на которых критическая экологическая ситуация и природе требуется наша помощь? Предложите способы решения этих экологических ситуаций. Что необходимо для реализации ваших предложений?

Вероятные ответы: У нас красивые лес, луга, речка «Чернейка», пруд своей чистотой и неповторимостью

Можно зарисовать или сфотографировать и устроить выставку рисунков или фотографий, снять фильм и показать его жителям нашего посёлка.

Да, на территории посёлка и рядом с ним можно увидеть свалки мусора.

Предположения ребят или рассказ об увиденном.

«Мозговой штурм»

3. Основной этап занятия.

Наблюдение как метод познания, беседа, фиксация результатов

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

познавательные УУД: овладение навыками поведения в природе во время экскурсии, изучение методов изучения природы.

Инструктаж по технике безопасности на дороге и участке природы.

Консультации по выполнению заданий маршрутного листа и фиксации результатов наблюдений.

Выполнение требований инструктажа.

Выполнение заданий маршрутного листа.

Фиксация своих наблюдений (выполнение зарисовок, фотографирование)

4. Итоги занятия. Рефлексия.

Словесные, наглядные.

регулятивные УУД: рефлексия,

коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вы рассмотрели участок луга и леса на окраине нашего посёлка. Оцените экологическое состояние этих участков. Предложите своё решение проблемы.

Выступления звеньев с оценкой экологического состояния участков:

а) луга,

б) леса

и предложением решения проблемы.

Этап 2. Подготовительный.

Обработка результатов экологической разведки, подготовка к проведению мероприятия

Словесные,

информационно-обобщающий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый

Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Регулятивные: Переопределение познавательной задачи в практическую.

Познавательные: Развитие знаково-символических (знаково-символические средства: цифры, буквы, схемы, рисунки) учебных действий.

Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника

Консультации учителя при подготовке к мероприятию.

Продумывают ход мероприятия, распределяют роли, изготавливают информационный плакат, с рисунком, символизирующим защиту природы.

Этап 3. Внеклассное итоговое мероприятие «Мой край родной»

1.Организация начала занятия, просмотр видеоматериалов.

Словесный, наглядный.

Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов,

формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Регулятивные:

Переопределение познавательной задачи в практическую.

Познавательные: Развитие знаково-символических (знаково-символические средства: цифры, буквы, схемы, рисунки) учебных действий.

Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника

Показ фильма ученицы Лисьеполянской школы Шкарбаненко Дарьи о красоте природы Лисьей Поляны.

Рассказ на фоне фильма: Приложение 1.

Просмотр фильма ученицы Лисьеполянской школы Шкарбаненко Дарьи о красоте природы Лисьей Поляны. Прослушивание вступления учителя.

2. Сообщение темы и целей занятия.

Словесный, наглядный.

Вы провели большую работу по изучению природы и экологической ситуации в природе нашего посёлка. Сегодня я вам предлагаю показать свои знания и умения.

3. Основная часть занятия

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Приглашение команд, членов независимого жюри.

1. Конкурс: Загадок.

2. Хвостатая викторина

3. Составить пословицу или поговорку.

4. Расшифровать экологические знаки.

5. Домашнее задание: Фильм о природе родного посёлка.

Представление команд зрителям. Выступления с итогами своей экологической разведки.

Командное участие в конкурсах.

Показ фильмов о природе родного посёлка.

4. Итог занятия. Рефлексия.

Словесные

личностные УДД: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

регулятивные УУД: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность познавательные УУД: овладение логическими действиями, активность в решении задач.

коммуникативные УУД: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Награждение команд. Проведение интервьюирования ребят, гостей. Чтение стихотворения и постановка перспективного задания: охранять природу - охранять Родину.

Участие в награждении, интервьюировании. Формулируют вывод по результатам своей деятельности и итогам мероприятия.

Список литературы:

  1. Учебники А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 2- 3 кл.

  2. Я познаю мир (детская энциклопедия).Животные. -М.: аст, 1997г.

  3. Олимпиадные задания. Окружающий мир 2-4 кл. Г.Т.Дьячкова -Волгоград: Учитель, 2006г.

  4. Г.С Игонина, Н.А. Горелова "Наша Родина - Россия".

  5. Кроссворды, ребусы, головоломки. Москва "Просвещение" 2007.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. lib2.podelise.ru/docs/16304/index-4176.html

  2. u14.edu35.ru/index.php/fgos/fgosooo/34-tabluud.html

  3. fizmet.org/ru/L8.htm





Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Посёлок Лисья Поляна находится на территории бассейна реки Самара, её притоков - Чернейка, Ток. Занимаемая площадь посёлка и прилегающих территорий 120 га.

Западные и южные участки равнинные, восточные и северные - холмистые. Холмы разделяют мелкие ручьи и овраги.

Климат континентальный, лишён влияния влажных воздушных масс. Ослабляет влияние климата наличие лесных насаждений и мелких естественных и искусственных водоёмов.

Фауна в основном представлена млекопитающими, птицами, рыбами, пресмыкающимися, амфибиями, насекомыми.

Во флоре территории абсолютное большинство составляют покрытосеменные растения, на долю споровых и голосеменных приходится немногим более 1%

Природные сообщества леса, лугов, водоёмов широко используются человеком в народном хозяйстве для выпаса скота, рыбалки, сбора ягод, грибов, лекарственных растений.

Природа посёлка имеет и огромное эстетическое значение для местного населения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

  1. Лесной недотрога (ёж)'
    2. Слепой туннелестроитель (крот)
    3. Речные инженеры-строители (бобры)
    4. Чемпион по тихоходности (улитка)
    5. Шипящая верёвка (змея)
    6. Бесплатная начинка яблок, груш (червяк)
    7. Волосатый червяк (гусеница)
    8. Пернатая журналистка (сорока)
    9. Живые ножки (ласточки, сидящие на проводах)
    10 .Лесной доктор (дятел)
    11. Пернатая кошка (сова)
    12 .Крылатый почтальон (голубь)
    13. Крылатый чемпион по бегу (стрекоза)
    14. Летающий цветок (бабочка)
    15. Плавучий фонтан (кит)
    16. Лесной вампирчик (комар)
    17. Весенняя фабрика сока (берёза)
    18 .Дедушка розы (шиповник)
    19.Лысеющий на ветру цветок (одуванчик)

20. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Лес)

По одному баллу за каждый правильный ответ.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ХВОСТАТАЯ ВИКТОРИНА

Отгадайте животное по описанию его хвоста.

◘ Его хвостик летом серый, а зимой белый.

◘ Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.

◘ Нос пятачком, хвостик крючком.

◘ Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.

◘ Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик.

◘ Он ловил хвостом рыбу в проруби.

◘ Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.

◘ Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму.

◘ Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь.

◘ Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко.

◘ Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы.

◘ Он в известной сказке потерял свой хвост.

◘ Сапоги со шпорами, хвост с узорами.

◘ Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу.

◘ Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.

◘ Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице.

◘ Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак.

◘ Эта птица «поёт» хвостом. И эта песня напоминает блеяние ягнёнка: «Бе-е-е». За это она получила прозвище «лесной барашек».

◘ Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой.

◘ Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.

◘ Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.

◘ Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.

По 1 баллу за правильный ответ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

Правильный ответ оценивается в 2 балла. При выполнении задания ребята могут обратиться за помощью к залу (зрителям, классным руководителям)

  1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства.

  2. Сбился с азимута среди трех голосеменных.

  3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.

  4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество

  5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат.

  6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья.

  7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива.

  8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции.

  9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.

  10. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

КТехнологическая карта экологического проекта (1-5 класс)Технологическая карта экологического проекта (1-5 класс)аждый знак или изображение на плакате несёт в себе определённую информацию. Например:




Расшифруйте следующие экологические знаки:

Технологическая карта экологического проекта (1-5 класс)





ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах

Не растопчи её полей,

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши -

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна!


© 2010-2022