- Преподавателю
- Биология
- Урок по технологии критического мышления Состав и функции крови
Урок по технологии критического мышления Состав и функции крови
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусева Л.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Безбожник Мурашинского района Кировской области.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ»
Урок по технологии развития
критического мышления
разработала Гусева Л.В.,
учитель биологии высшей
квалификационной категории
МОКУ СОШ п. Безбожник
Тема урока: СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ТДЦ:
Познавательный аспект
Создать условия для формирования у учащихся представлений о:
- составе крови;
- значении для организма клеток крови.
Создать условия для осмысления того, что функции крови определяются ее
составом.
Развивающий аспект
Способствовать развитию разнообразных приемов работы с текстом учебной статьи: находить необходимые сведения и выделять главную мысль в содержании текста, определять причинно-следственные связи.
Воспитательный аспект
Способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению других.
МО: репродуктивный, частично-поисковый
ФОПД: работа в паре, фронтальная, индивидуальная
Урок проводится по технологии развития критического мышления
Ход урока
ЭТАП
ДЕЯТЕЛЬНОСЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА.
Оргмомент
Проверяет готовность класса к уроку.
Готовятся и настраиваются на урок.
Мотивация и целеполагание
Все жидкости нашего организма составляют внутреннюю среду.
С какой жидкостью вашего организма вы знакомы?
Важна ли для вас эта жидкость?
Сегодня мы начнем более подробно знакомиться с кровью, а именно с ее составом и функциями.
Работаем, используя прием ЗУХ, но используем двучастный дневник.
Отвечают на вопросы.
Кровь
Отвечают на вопрос.
Пишут в тетради тему урока.
Чертят таблицу.
Вызов.
«Мозговой штурм» - пишем в первую графу все, что знаем о крови.
Обобщаем знания класса.
Что мы хотим сегодня на уроке узнать о крови?
Изучение темы
проводится с помощью приема «разбивка на кластеры или идеи».
Учащимся предлагается выделить основные идеи темы. Составляет схему на доске.
Первая группа шариков отражает составные части крови, вторая - их функции.
Пишут, работая индивидуально или в паре.
Проговаривают свои записи.
Состав и ее функции.
Определяют направления деятельности, согласно теме урока.
Записывают только круг со словом «кровь» в тетрадь во вторую графу таблицы.
Осмысление.
Читаем текст под заголовком «Кровь». Учащимся предлагается определить состав крови.
Прием «Чтение с пометками».
Что входит в состав крови?
Что в тексте для вас было непонятно по данному вопросу?
Отвечает на вопросы.
Читаем текст под заголовком «Плазма крови». Выделяем ее роль для организма.
Задает вопросы по тексту и заполняет кластеры вместе с классом.
Что в тексте для вас было непонятно?
Отвечает на вопросы.
Так же работаем с текстами «Эритроциты», «Лейкоциты», «Тромбоциты».
Используя, составленную нами схему, давайте определим функции крови в нашем организме.
Читают текст и заполняют первую группу шариков.
Читают свои пометки в тексте и заполняют схему.
Задают вопросы.
Читают текст
Заполняют кластеры, относящиеся к плазме крови.
Отвечают на вопросы.
Заполняют схему.
Задают вопросы
Транспортная, защитная, обмен веществ, газообмен.
Размышление.
Прием «возвращение к мозговому штурму». Все ли знания были верны? Узнали ли мы что-нибудь новое по данной теме?
Слушают высказывания и оценивают их.
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
Активная
Средняя
Пассивная
Оценивают работу.
Домашнее задание
Стр. 118-119. Составить рассказ о составе и функциях крови.
Составить таблицу сравнительной характеристики клеток крови.
Записывают в дневник.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Тексты для этапа - «осмысление».
КРОВЬ
Жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека. Состоит из плазмы и форменных элементов: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах. Кровь характеризуется относительным постоянством химического состава, осмотического давления и активной реакции (pH). У человека в среднем 5,2 л крови (у мужчин) и 3,9 л (у женщин).
ЭРИТРОЦИТЫ (красные кровяные клетки).
Высокоспецифичные клетки крови животных и человека, содержащие гемоглобин. Переносят кислород от легких к тканям и оксид углерода (4) от тканей к органам дыхания. Сухое вещество эритроцита человека содержит около 95% гемоглобина и 5% других веществ - белков и липидов. У человека и у млекопитающих животных эритроциты лишены ядра и имеют форму двояковогнутых дисков, что увеличивает возможности газообмена. У акул, лягушек и птиц эритроциты овальной или округлой формы, содержат ядра. Средний диаметр эритроцитов человека 7-8 мкм, что приблизительно равно диаметру кровеносных капилляров. Эритроцит способен «складываться» при прохождении по капиллярам, просвет которых меньше диаметра эритроцита.
ТРОМБОЦИТЫ
Участвуют в свертывании крови. Тромбоциты млекопитающих и человека, называемые кровяными пластинками, представляют собой округлые или овальные уплощенные фрагменты клеток диаметром 3-4 мкм, окруженные мембраной и обычно лишенные ядра. Они содержат в большом количестве митохондрии, элементы комплекса Гольджи, рибосомы. При повреждении сосуда тромбоциты активируются, становятся шаровидными и приобретают способность к прилипанию к стенке сосуда, и слипанию друг с другом. Образующийся тромб восстанавливает целостность стенок сосуда.
ЛЕЙКОЦИТЫ (белые кровяные клетки).
Бесцветные клетки крови человека и животных. Все типы лейкоцитов шаровидной формы, имеют ядро и способны к активному амебоидному движению. Лейкоциты играют важную роль в защите организма от болезней - вырабатывают антитела и поглощают бактерий. В 1 мкл крови в норме содержится 4-9 тыс. лейкоцитов. Количество лейкоцитов в крови здорового человека подвержено колебаниям: оно повышается к концу дня, при физической нагрузке, эмоциональном напряжении, приеме белковой пищи, резкой смене температуры окружающей среды.
Существуют несколько видов лейкоцитов.
Фагоциты. Основная их функция- обнаружение, захват (фагоцитоз) и переваривание с помощью ферментов болезнетворных бактерий, обломков тканей и другого подлежащего удалению материала, специфическое распознавание которого осуществляется при помощи рецепторов. После осуществления фагоцитоза они погибают. Фагоцитарная активность, наиболее выражена у людей в возрасте 18-20 лет, с возрастом она уменьшается. Они могут изменять свою форму, могут протискиваться между клетками образующими стенки сосудов и покидать пределы кровеносного сосуда. Освобождение токсичного для тканей содержимого этих клеток в местах их массивной гибели может приводить к образованию обширных локальных повреждений. В этих местах может возникнуть воспаление: краснота, припухлость, местное повышение температуры, образовывается гной (это погибшие фагоциты).
Лимфоциты. Лимфоциты составляют 20-45% общего числа лейкоцитов. Они округлой формы, содержат крупное ядро и небольшое количество цитоплазмы. В цитоплазме немного лизосом, митохондрий, минимум эндоплазматической сети, достаточно много свободных рибосом. Выделяют 2 морфологически сходные, но функционально различающиеся группы лимфоцитов: Т-лимфоциты (80%), образующиеся в тимусе (вилочковой железе), которая находится рядом с щитовидной железой и В-лимфоциты (10%), образующиеся в лимфоидной ткани, в лимфоузлах. Лимфоциты играют центральную роль во всех иммунных реакциях организма - образование антител, уничтожение опухолевых клеток и т. д. Антитела - это особые вещества белковой природы, которые вызывают гибель вирусов. В норме большинство лимфоцитов крови находится в функционально неактивном состоянии. В ответ на специфические сигналы, лимфоциты выходят из сосудов в соединительную ткань. Главная функция лимфоцитов состоит в узнавании и уничтожении клеток-мишеней (чаще всего вирусов при вирусной инфекции). Продолжительность жизни лимфоцитов варьирует от нескольких дней до десяти и более лет.
ПЛАЗМА КРОВИ
Жидкая часть крови. В плазме крови находятся во взвешенном состоянии форменные элементы (клетки крови).
Плазма крови составляет 55-60 % от общего объема крови. Она содержит 90-94% воды и 7-10% сухого вещества, в котором 6-8% приходится на долю белковых веществ, а 1,5-4% - на другие органические и минеральные соединения. Вода служит источником воды для клеток и тканей организма, поддерживает кровяное давление и объем крови. В норме концентрации одних растворенных веществ в плазме крови все время остаются постоянными, а содержание других может колебаться в определенных пределах в зависимости от скорости их поступления в кровь или удаления из нее.
Одни из основных компонентов плазмы крови - разного типа белки, образующиеся главным образом в печени. Белки плазмы вместе с остальными компонентами крови поддерживают постоянство концентрации водородных ионов на слабощелочном уровне (рН 7,39), что жизненно важно для протекания большинства биохимических процессов в организме.
Кроме того, в плазме крови содержатся питательные вещества (углеводы, жиры), витамины, гормоны, ферменты, участвующие в метаболических процессах. Они попадают в плазму из пищеварительной системы и вместе с ней разносятся ко всем клеткам организма.
В плазму крови поступают продукты жизнедеятельности организма, подлежащие удалению, например мочевина, мочевая кислота. С током крови они переносятся в почки. Концентрация продуктов жизнедеятельности в крови имеет свои допустимые границы.