Урок по технологии критического мышления Состав и функции крови

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Безбожник Мурашинского района Кировской области.











КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:

«СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ»



Урок по технологии развития

критического мышления

разработала Гусева Л.В.,

учитель биологии высшей

квалификационной категории

МОКУ СОШ п. Безбожник



Тема урока: СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ТДЦ:

Познавательный аспект

Создать условия для формирования у учащихся представлений о:

- составе крови;

- значении для организма клеток крови.

Создать условия для осмысления того, что функции крови определяются ее

составом.

Развивающий аспект

Способствовать развитию разнообразных приемов работы с текстом учебной статьи: находить необходимые сведения и выделять главную мысль в содержании текста, определять причинно-следственные связи.

Воспитательный аспект

Способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению других.

МО: репродуктивный, частично-поисковый

ФОПД: работа в паре, фронтальная, индивидуальная

Урок проводится по технологии развития критического мышления

Ход урока


ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА.

Оргмомент

Проверяет готовность класса к уроку.

Готовятся и настраиваются на урок.

Мотивация и целеполагание

Все жидкости нашего организма составляют внутреннюю среду.

С какой жидкостью вашего организма вы знакомы?

Важна ли для вас эта жидкость?

Сегодня мы начнем более подробно знакомиться с кровью, а именно с ее составом и функциями.

Работаем, используя прием ЗУХ, но используем двучастный дневник.

Отвечают на вопросы.

Кровь

Отвечают на вопрос.

Пишут в тетради тему урока.

Чертят таблицу.

Вызов.

«Мозговой штурм» - пишем в первую графу все, что знаем о крови.

Обобщаем знания класса.

Что мы хотим сегодня на уроке узнать о крови?

Изучение темы

проводится с помощью приема «разбивка на кластеры или идеи».

Учащимся предлагается выделить основные идеи темы. Составляет схему на доске.

Первая группа шариков отражает составные части крови, вторая - их функции.

Урок по технологии критического мышления Состав и функции крови

Пишут, работая индивидуально или в паре.

Проговаривают свои записи.

Состав и ее функции.


Определяют направления деятельности, согласно теме урока.

Записывают только круг со словом «кровь» в тетрадь во вторую графу таблицы.

Осмысление.

Читаем текст под заголовком «Кровь». Учащимся предлагается определить состав крови.

Прием «Чтение с пометками».

Что входит в состав крови?

Что в тексте для вас было непонятно по данному вопросу?

Отвечает на вопросы.

Читаем текст под заголовком «Плазма крови». Выделяем ее роль для организма.

Задает вопросы по тексту и заполняет кластеры вместе с классом.

Что в тексте для вас было непонятно?

Отвечает на вопросы.

Так же работаем с текстами «Эритроциты», «Лейкоциты», «Тромбоциты».

Используя, составленную нами схему, давайте определим функции крови в нашем организме.

Читают текст и заполняют первую группу шариков.

Читают свои пометки в тексте и заполняют схему.

Задают вопросы.

Читают текст

Заполняют кластеры, относящиеся к плазме крови.


Отвечают на вопросы.

Заполняют схему.

Задают вопросы

Транспортная, защитная, обмен веществ, газообмен.

Размышление.

Прием «возвращение к мозговому штурму». Все ли знания были верны? Узнали ли мы что-нибудь новое по данной теме?

Слушают высказывания и оценивают их.

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

Активная

Средняя

Пассивная

Оценивают работу.

Домашнее задание

Стр. 118-119. Составить рассказ о составе и функциях крови.

Составить таблицу сравнительной характеристики клеток крови.

Записывают в дневник.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Тексты для этапа - «осмысление».

КРОВЬ

Жидкая соединительная ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека. Состоит из плазмы и форменных элементов: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах. Кровь характеризуется относительным постоянством химического состава, осмотического давления и активной реакции (pH). У человека в среднем 5,2 л крови (у мужчин) и 3,9 л (у женщин).

ЭУрок по технологии критического мышления Состав и функции кровиРИТРОЦИТЫ (красные кровяные клетки).

Высокоспецифичные клетки крови животных и человека, содержащие гемоглобин. Переносят кислород от легких к тканям и оксид углерода (4) от тканей к органам дыхания. Сухое вещество эритроцита человека содержит около 95% гемоглобина и 5% других веществ - белков и липидов. У человека и у млекопитающих животных эритроциты лишены ядра и имеют форму двояковогнутых дисков, что увеличивает возможности газообмена. У акул, лягушек и птиц эритроциты овальной или округлой формы, содержат ядра. Средний диаметр эритроцитов человека 7-8 мкм, что приблизительно равно диаметру кровеносных капилляров. Эритроцит способен «складываться» при прохождении по капиллярам, просвет которых меньше диаметра эритроцита.

ТУрок по технологии критического мышления Состав и функции кровиРОМБОЦИТЫ

Участвуют в свертывании крови. Тромбоциты млекопитающих и человека, называемые кровяными пластинками, представляют собой округлые или овальные уплощенные фрагменты клеток диаметром 3-4 мкм, окруженные мембраной и обычно лишенные ядра. Они содержат в большом количестве митохондрии, элементы комплекса Гольджи, рибосомы. При повреждении сосуда тромбоциты активируются, становятся шаровидными и приобретают способность к прилипанию к стенке сосуда, и слипанию друг с другом. Образующийся тромб восстанавливает целостность стенок сосуда.

ЛУрок по технологии критического мышления Состав и функции кровиЕЙКОЦИТЫ (белые кровяные клетки).

Бесцветные клетки крови человека и животных. Все типы лейкоцитов шаровидной формы, имеют ядро и способны к активному амебоидному движению. Лейкоциты играют важную роль в защите организма от болезней - вырабатывают антитела и поглощают бактерий. В 1 мкл крови в норме содержится 4-9 тыс. лейкоцитов. Количество лейкоцитов в крови здорового человека подвержено колебаниям: оно повышается к концу дня, при физической нагрузке, эмоциональном напряжении, приеме белковой пищи, резкой смене температуры окружающей среды.

Существуют несколько видов лейкоцитов.

Фагоциты. Основная их функция- обнаружение, захват (фагоцитоз) и переваривание с помощью ферментов болезнетворных бактерий, обломков тканей и другого подлежащего удалению материала, специфическое распознавание которого осуществляется при помощи рецепторов. После осуществления фагоцитоза они погибают. Фагоцитарная активность, наиболее выражена у людей в возрасте 18-20 лет, с возрастом она уменьшается. Они могут изменять свою форму, могут протискиваться между клетками образующими стенки сосудов и покидать пределы кровеносного сосуда. Освобождение токсичного для тканей содержимого этих клеток в местах их массивной гибели может приводить к образованию обширных локальных повреждений. В этих местах может возникнуть воспаление: краснота, припухлость, местное повышение температуры, образовывается гной (это погибшие фагоциты).

Лимфоциты. Лимфоциты составляют 20-45% общего числа лейкоцитов. Они округлой формы, содержат крупное ядро и небольшое количество цитоплазмы. В цитоплазме немного лизосом, митохондрий, минимум эндоплазматической сети, достаточно много свободных рибосом. Выделяют 2 морфологически сходные, но функционально различающиеся группы лимфоцитов: Т-лимфоциты (80%), образующиеся в тимусе (вилочковой железе), которая находится рядом с щитовидной железой и В-лимфоциты (10%), образующиеся в лимфоидной ткани, в лимфоузлах. Лимфоциты играют центральную роль во всех иммунных реакциях организма - образование антител, уничтожение опухолевых клеток и т. д. Антитела - это особые вещества белковой природы, которые вызывают гибель вирусов. В норме большинство лимфоцитов крови находится в функционально неактивном состоянии. В ответ на специфические сигналы, лимфоциты выходят из сосудов в соединительную ткань. Главная функция лимфоцитов состоит в узнавании и уничтожении клеток-мишеней (чаще всего вирусов при вирусной инфекции). Продолжительность жизни лимфоцитов варьирует от нескольких дней до десяти и более лет.

ПЛАЗМА КРОВИ

Жидкая часть крови. В плазме крови находятся во взвешенном состоянии форменные элементы (клетки крови).

Плазма крови составляет 55-60 % от общего объема крови. Она содержит 90-94% воды и 7-10% сухого вещества, в котором 6-8% приходится на долю белковых веществ, а 1,5-4% - на другие органические и минеральные соединения. Вода служит источником воды для клеток и тканей организма, поддерживает кровяное давление и объем крови. В норме концентрации одних растворенных веществ в плазме крови все время остаются постоянными, а содержание других может колебаться в определенных пределах в зависимости от скорости их поступления в кровь или удаления из нее.

Одни из основных компонентов плазмы крови - разного типа белки, образующиеся главным образом в печени. Белки плазмы вместе с остальными компонентами крови поддерживают постоянство концентрации водородных ионов на слабощелочном уровне (рН 7,39), что жизненно важно для протекания большинства биохимических процессов в организме.

Кроме того, в плазме крови содержатся питательные вещества (углеводы, жиры), витамины, гормоны, ферменты, участвующие в метаболических процессах. Они попадают в плазму из пищеварительной системы и вместе с ней разносятся ко всем клеткам организма.

В плазму крови поступают продукты жизнедеятельности организма, подлежащие удалению, например мочевина, мочевая кислота. С током крови они переносятся в почки. Концентрация продуктов жизнедеятельности в крови имеет свои допустимые границы.



© 2010-2022