Рабочая программа по биологии, 11 класс

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« НОВОДОЛОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО учителей

Естественнго цикла

МКОУ«Новодолоновская

СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2015 г.

Руководитель МО Ф.И.О.Тимонина О.В.

СОГЛАСОВАНО

Заседание МС

МКОУ«Новодолоновская СОШ»

Протокол № _____

от «____» августа 2015 г.

Зам. директора по УВР

Ф.И.О.Чумакова С.С.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___________

от «___»______________2015г.

Директор МКОУ «Новодолоновская СОШ»

Ф.И.О ___________(Макуха Н.П.)




Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

для обучающихся 11 класса

на 2015-2016 учебный год




Образовательная область: «Естествознание»




Разработала:

Тимонина Ольга Валентиновна

учитель биологии-химии,

второй квалификационной категории.













п.Новодолоново


2015 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного предмета «Биология » для обучающихся 10 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе примерной (авторской) программы для общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы,И.Б.Агафонов, В.И. Сивоглазов - М:Дрофа, 2009 г допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта 2004 г. и основной обще образовательной программой образовательного учреждения.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой увеличено количество часов из резерва каждого раздела на два часа из резерва; не включены экскурсии и одна лабораторная работа из темы 5.2. из-за нехватки времени.

Данная рабочая программа образовательной области « Естествознания» и учебного предмета « Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призвана не только систематизировать и обобщить биологические знания обучающихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии и выполняет функции:

- информационно-методическая функция позволяет продолжить представление о целях, содержании, обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета « общая биология»;

- организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала по общей биологии.

-познавательная функция позволяет использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез

Цель учебного предмета: направлена на формирование у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, формирование научного мировоззрения.

Изучение данного учебного предмета направлено на достижение следующих задач:

  • формирование естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности обучающихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.


Общая характеристика учебного предмета

Сегодня биология - наиболее бурно развивающаяся область естествознания Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды и т.д.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у обучающихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной

организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических

закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития обучающихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. При составлении рабочей программы учитывались возрастные особенности обучающихся.

В 11классе обучающиеся обобщают и углубляют знания полученные в девятом классе.

В начале изучение рассматриваются вопросы об эволюции начиная с истории эволюционных идей заканчивая происхождением человека, что способствует формированию естественнонаучного мировоззрения. Раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Рабочая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся 11 класса.

Место предмета в учебном плане

Биология как учебный предмет относится к предметам учебной деятельности федерального компонента учебного плана, образовательной области «Естествознания».

Рабочая программа по биологии для обучающихся 11 класса рассчитана на 34 часа

(1 час в неделю) в соответствии с РУП Иркутской области на 2015-2016 учебный год.




Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Всего

Контрольные работы

Практическая часть

1.

Вид

21

1

6

2.

Экосистемы

13

1

6

Итого

34

2

12







Содержание программы

4.Вид (21 ч).

Тема 4.1 История эволюционных идей (4ч)

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль теории в формировании современной картины мира.

Демонстрация

Гербарные материалы, коллекции, фотографии, показывающие изменчивость и разнообразие культурных растений и пород домашних животных.

Основные понятия

Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный и естественный отбор. Борьба за существование.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (8ч)

Вид и его критерии. Популяция- структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции6 мутационный процесс, популяционные волны, изоляция. Естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий отбор. Адаптация организмов к условиям среды обитания. Видообразование. Способы и пути видообразования..

Сохранения многообразия видов. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрация

Схема, иллюстрирующая критерии вида. Муляж « Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных».Гербарии, коллекции демонстрирующие приспособленность организмов к среде. Муляжи и таблицы « Гомологичные органы».

Практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Лабораторные работы

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Основные понятия

Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.

Тема4.3. Происхождение жизни на земле (4ч)

Развитие представлений на возникновение жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле \в процессе эволюции

Демонстрация

Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических организмов, « Эволюция р Лабораторные работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Основные понятия

Теория Опарина-Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция.

Тема 4.4. Происхождение человека (5ч)

Гипотеза происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение рас. Видовое единство человечества.

Демонстрация

Схема «Этапы эволюции человека». Таблица « Скелет человека и позвоночных животных».

Лабораторные работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательство родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Основные понятия

Происхождения человека. Основные этапы эволюции. Движущие силы эволюции антропогенеза. Человеческие расы, их единство.

5.Экосистемы ( 13ч)

Тема 5.1 Экологические факторы (3ч)

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторв на организмы. Взаимоотношения между организмами.

Демонстрация

Материалы, демонстрирующие влияния экологических факторов на организмы. Примеры симбиоза.

Основные понятия

Экология . Экологические факторы. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.

Тема 5.2 Структура экосистем (4ч)

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости экосистем .Влияние человека на экосистемы. Агроценоз.

Демонстрация

Схема « Пространственная структура». Схемы и таблицы « Пищевая цепь». « Экологическая пирамида».

Лабораторные работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистемах и агроэкосистемах своей местности.

Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме.

Тема 5.3 Биосфера - глобальная экосистема (2ч)

Состав и структура бисферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биологическая масса земли. Биологический круговорот вещества.

Демонстрация

Схема , таблица « Структура биосферы», « Круговорот воды», « Круговорот углерода».

Основные понятия

Биосфера. Живое, биогенное, косное вещество. Биомасса земли.

Тема 5.4 Биосфера и человек (4ч)

Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Охрана природы.

Демонстрация

Таблица « Экологические проблемы»

Лабораторные работы

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Основные понятия

Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природоиспользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книг


Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся


должны знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и

биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственныйотбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение,алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-методическое обеспечение программы

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, за счёт использования технологий:

- проблемное обучение состоит в создании проблемных си­туаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими зако­номерности. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на её разрешение, то учителю и обучающимся периодически придётся возвращаться к началу урока, к то­му, как она была поставлена;

-технология проектного обучения позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся в процессе обучения через совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов направленных на сохранения здоровья ибо на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем;

-технология уровневой дифференциации открывает перед обучающимися возможности выбора уровня обучения, поэтому использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех обучающихся класса, но в них учитываю разный уровень;

-информационно-коммуникационные технологии позволяют визуализировать учебный материал, проводить лабораторные работы с помощью компьютерных программ (из за нехватки оборудования), повышать мотивацию обучения на уроке, повышать уровень индивидуализации и дифференциации обучения, организовывать опе­ративный контроль за усвоением знаний, осуществлять тренировку в процессе обучения и самоподготовку обучающихся, проводить исследовательскую работу;

-игровые технологии способствуют стимулировать познавательную деятельность обучающихся, активизируется их мышление; выявляются личностные черты характера обучающихся, усиливается мотивация к изучению данного предмета ("Найдите соответствие","Ассорти","Чужой среди своих" и т.д), а также использую и здоровьесберегающии технологии (физкультминутки, проблемная задача).

Используя данные технологии позволяет обучающимся реально оценивать свои возможности, повышается интерес к предмету, между учителем и обучающимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение обучающихся на уроках.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности обучающихся.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы, поэтому основными формами организации обучения являются: индивидуальная, парная, групповая

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно - урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лабораторно-практические занятия;

  • домашняя самостоятельная работа;

  • консультация;

  • факультативные занятия.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа по составление синквейнов, кластеров, использование различных тестов, познавательных задач, выполнение творческих и проектных работ.











Формы контроля уровня достижения обучающихся и критерии оценки


Система контроля за уровнем учебных достижений обучающихся в процессе реализации

данной рабочей учебной программы включает виды контроля:

  • Стартовый;

  • Текущий;

  • Итоговый;

  • Промежуточный.

И его формы:

  • Срезовые работы;

  • Итоговы работы;

  • Тестовые работы;

  • Самостоятельные работы;

  • Фронтальный опрос;

  • Индивидуальный опрос;

  • Отчет по практической работе;

  • Отчет по лабораторной работе;

  • Творческие задания.

Оценка устных ответов
Оценка "5"ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4"ставится, если ученик:
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:

1. Нет ответа.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.










Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


1.Работа по данному предмету обеспечивается УМК

Агафонова И.Б, Сивоглазов В.И Программа среднего ( полного) общего образования по биологии 10-11классы -М.: Дрофа, 2009

Мультимедийное приложение к учебнику -Дрофа, 2011
Сивоглазов В.И Агафонова И.Б, Захарова Е.Т. Биология. 10-11 класс (учебник) « Общая биология»-М.: Дрофа, 2013
Сивоглазов В.И Агафонова И.Б, Захарова Е.Т. Биология. 10-11 класс «Общая биология» (Рабочая тетрадь).- М.: Дрофа, 2011, 2 часть

2.ЦОР

Биология ( растения, бактерии, грибы, лишайники) - Просвещение,2002

Журнал. Биология-Первое сентября, 2014

Мультимедийное приложение к учебнику -Дрофа, 2011

3.Демонстрационные пособия

I.Таблицы:

строение клетки, ткани растений и животных

II. Раздаточный материал:

1.Микроскопы.

2.Микропрепараты:

3.Кожица лука, лист камелии, пыльца сосны, митоз в корешке лука.

III.Динамическое пособие:

-деление клетки.

IV.Макет:

-зародыши позвоночных

4.Дополнительная литература

Высоцкая М.В.Общая биология. Тренажеры для обучающихся 10-11 кл-Учитель,2006

Газета .1 сентября.Биология,2004

Дикарев С.Д. Генетика.Сборник задач-М: Первое сентября,2002

Журнал « Биология в школе», 2000,2002

Кириленкова В.Н. Обухов Д.К. Элективные курсы. Клетка и ткани-М:Дрофа,2008

Кучменко В.С, Пасечник В.В.Биология. Школьная олимпиада - М: Астрель, 2002

Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. - М.: Эксмо, 2007

Лернер Г.И.Биология.Репититор- М: просвещение,2006

Никишева Е.А.,Шаталова С.П..Биология. Самое полное издание типовых вариантов заданий-М:Астрель, 2014

Островская Р.М. Решаем задачи по генетике-Иркутск, 2010

Рабочие программы по биологии 10-11 класс М: «Планета»,2011

Энциклопедия школьника « 4000 увлекательных фактов»-М: Махаон,2003

Я иду на урок биологии ( книга для учителя),М: Первое сентября, 2000-2002

5.ТСО ПК

6.Интернет-ресурсы

bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

bio.nature.ru

edu.ru - библиотека ЦСОР

sbio.info.ru - новости биологии

edios.ru - энциклопедия

km.ru/educftion - энциклопедия

informatika.ru - электронный учебник "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.

ege.edu.ru - новости о ЕГЭ, материалы ЕГЭ

fipi.ru - тематические тесты ЕГЭ, пробные варианты ЕГЭ

it-n-ru - сайт творческих учителей (презентации и методические разработки учителей)

viki.rdf.ru - детские презентации

prosv.ru - презентации и методические разработки учителей

openklass.ru - презентации к уроку

pedsovet.org - презентации к уроку

internet-school.ru - виртуальная школа (материалы к урокам)

school.bakai.ru - виртуальная школа Бакайл (материалы к урокам)

uroki.ru - материалы к урокам

college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.







































Календарно- тематическое планирование

Дата

№ урока

Тема урока

план

факт

IV.Вид(21).

Тема 4.1. История эволюционных идей ( 4ч).

ЗУН: должны знать: основные понятия данной темы;

историю эволюционных идей, значение работ К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч.Дарвина, роль эволюционных теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира;

уметь работать с дополнительной литературой, делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу.



1.

1.Развитие биологии в додарвинский период. Работы К.Линнея



2.

2.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.



3.

3.Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина



4.

4.Эволюционная теория Ч.Дарвина

Тема 4.2.Современное эволюционное учение (8ч).

ЗУН: должны знать: основные понятия данной темы;

движущие силы эволюции; адаптацию организмов к условиям обитания; способы и пути видообразования;

уметь самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.



5.

1.Вид.Критерии вида. Лабораторная работа

« Описание особей вида по морфологическому критерию».



6.

2.Популяция как структурная единица вида.



7.

3.Популяция как единица эволюции.



8.

4.Факторы эволюции



9.

5.Естественный отбор-главная движущая сила эволюции. Лабораторная работа « Выявление изменчивости у особей одного вида».



10.

6.Адаптпция организмов к условиям среды.



11.

7.Видообразование



12.

8.Сохранение многообразие видов. Практическая работа

« Выявление приспособлений организмов к среде обитания».

Тема 4.3. Происхождение жизни на земле( 4ч).

ЗУН: должны знать: основные понятия данной темы;

главные события ранней жизни на Земле - фотосинтез, многоклеточность, половой процесс;

уметь самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию; работать с геохронологической таблицей, дополнительной литературой, на конкретных примерах делать теоретические обобщения.



13.

1.Доказательства эволюции.



14.

2. Лабораторная работа

« Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».



15.

3.Современные представления о возникновении жизни



16.

4.Развитие жизни на земле.


Тема 4.4. Происхождение человека (5ч).

ЗУН: должны знать: основные понятия данной темы;

место человека в системе животных организмов; движущие силы антропогенеза: биологические и социальные; взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза; основные этапы эволюции человек;

уметь самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.



17.

1.Гипотезы происхождения жизни человека.



18.

2.Положение человека в системе животного мира. Лабораторная работа « Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих».



19.

3.Эволюция человека.



20.

4. Человеческие расы. Лабораторная работа « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека».




21.

5.Контрольная работа № 1 по теме: «Вид»


V.Экосистемы( 13ч).

Тема 5.1. Экологические факторы ( 3ч).

ЗУН: должны знать: основные понятия данной темы;

основные характеристики биомов; взаимодействие факторов среды; ограничивающий фактор, результат проявления его действия;

уметь самостоятельно работать, составлять характеристики флоры и фауны различных биогеографических областей; самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.



22.

1.Экологические факторы



23.

2.Абиотические факторы среды



24.

3.Биотические факторы среды.

Тема 5.2. Структура экосистем (4ч).

ЗУН: должны знать: основные понятия данной темы;

факторы, определяющие естественную смену биоценозов; саморегуляцию экосистем; сущность позитивных отношений между организмами; правила экологических пирамид;

уметь самостоятельно работать, составлять характеристики флоры и фауны различных биогеографических областей и составлять цепи питания; самостоятельно работать с учебником, вести обобщенные записи в тетради и анализировать информацию.



25.

1.Стуктура экосистем. Лабораторная работа

« Решение экологических проблем».



26.

2.Пищевые связи. Лабораторная работа

« Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме».



27.

3.Причины устойчивости и смены экосистем. Лабораторная работа « Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».



28.

4.Влияние человека на экосистемы. Лабораторная работа « Сравнительная характеристика природных систем своей местности».

Тема 5.3. Биосфера- глобальная экосистема ( 2ч).

ЗУН: должны знать: основные понятия данной темы;

Учение В. И. Вернадского о биосфере, живом веществе, его функциях, ноосфере;

уметь работать с текстом, обсуждать результаты работы.



29.

1.Биосфера- глобальная экосистема.



30.

2.Роль живых организмов в биосфере.

Тема 5.4. Биосфера и человек( 4)

ЗУН: должны знать: основные понятия данной темы;

роль человека в сохранении биологического равновесия как необходимого условия дальнейшего существования биосферы; ценность и необходимость природных ресурсов для нормальной жизнедеятельности человечества на Земле; различные последствия хозяйственной деятельности людей для биосферных процессов

уметь работать с текстом, обсуждать результаты работы.



1. Биосфера и человек. Лабораторная работа « Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде».



2.Основные экологические проблемы современности. Лабораторная работа « Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения».



3.Охрана природных ресурсов.



4. Итоговая контрольная работа.












































© 2010-2022