Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: ·        Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования ·        Стандарт среднего (полного)  общего  образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ·        Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к исполь...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию и делам молодёжи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

____________________

« » августа 20 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

______________________

« » августа 20 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

Протокол №

« » августа 20 г.

Рабочая программа

по биологии 10-11 классы




Рабочая программа составлена на основе программы Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5-11 классы/ авт.-сост. И.Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2011.)


Составитель Любовникова Евгения Владимировна , учитель биологии , высшей квалификационной категории


г.Камень-на-Оби

2013-2014




Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

  • Стандарт среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год. БИОЛОГИЯ (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Биология) МТО

  • Нормы оценок по биологии

Основой для составления рабочей программы являются:

  • Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования

  • Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 138с),

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  2. овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  4. воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Ряд требований реализуется за счет формирования более конкретных умений

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  1. выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  2. определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  3. отличать научные методы, используемые в биологии;

  4. определять место биологии в системе естественных наук;

  5. доказывать, что организм - единое целое;

  6. объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;

  7. обосновывать единство органического мира;

  8. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  9. отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  1. определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  2. приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  3. объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;

  4. указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;

  5. отличать биологические системы от объектов неживой природы.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Результаты обучения

  1. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

  2. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

  3. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

  4. Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

  5. Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

  6. Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  7. Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

  8. Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

  9. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

  10. Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

  11. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля

В 10 классе:

Лабораторные работы:

Л. Р. №1 " Опыты по определению каталитической активности ферментов" ( урок №7)

Л, р. №2 "Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом"(урок №11)

Л, р. №3 "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука" (урок №12)

Л. р. №4 " Изучение модификационной изменчивости на примере изучения длины семени фасоли". (урок №31)

Контрольные работы:

К.р. №1 "Учение о клетке - клеточное строение организмов" (урок №15)

К.р. №2 " Размножение и развитие организмов." (урок №32)

В 11 классе:

Лабораторные работы.
Л.р. №1 "Выявление изменчивости у особей одного вида" (урок №7)

Л.р. №2 " Выявление приспособлений организмов к среде обитания". (урок №9)

Л.р. №3 "Составление схем передачи веществ и энергии " (цепей питания) (урок №26).

Пр.р. №1 " Главные направления органической эволюции" (урок №11)

Пр. р. №2 " Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. " (урок №15)

Пр.р №3 " Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Свойства местности" (урок №25)

П.р. № 4 "Решение экологических задач."(урок №32)

Контрольные работы.

К.р. №1 ""Основные закономерности эволюции" (урок №13)

К.р. №2 " Учение об эволюции органического мира." (урок №21)

К.р.№ 3" Структура и функции биосферы" (урок №33)

Критерии оценки учебной деятельности по биологии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 10-15 мин.

  2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

  2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003

Основное содержание тем разделов

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (3 час)

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Сущность жизни. Свойства живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

Раздел 2. Клетка (12 час)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Раздел 3. Организм (18 часов)

Организм - единое целое. Многообразие организмов:одноклеточные, колониальные, многоклеточные

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. типы питания.

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания

Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Раздел 4. Вид (21 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Раздел 5. Экосистемы(13часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Учебно-методический комплект

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, ЕЛ. Захарова. - М.: Дрофа, 2012. -368 с;

а также методических пособий для учителя.

1) Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, ЕЛ. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2011. - 140 с;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. /сост. И.Б. Морзунова. - М.: Дрофа, 2011 256 с;

дополнительной литературы для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

6) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;п

для учащихся:

1) Батуев А.С.Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;

4) Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с;

5) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Электронное приложение к учебнику Общая биология 10-11 классы авт. В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова М.; Дрофа, 2012

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

bio.nature.ru - научные новости биологии edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

















Содержание тем учебного предмета

Разделы учебного предмета (курса)

Количество часов

Виды деятельности

Планируемые результаты

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

3

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

демонстрации

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки

Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

2

демонстрации

Объяснять отличительные признаки и критерии живого организма

Раздел 2. Клетка

12

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

1

демонстрации

Знать строение биологических объектов, их строение, положения клеточной теории

Тема 2.2. Химический состав клетки

5

Демонстрации

Роль химических веществ для процессов , происходящих в клетке.

Тема 2.3. Строение Эукариотической и прокариотической клеток

3

Демонстрации, лабораторные и практические

Знать значение клеточных структур, их роль

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

1

Демонстрации

Знать сущность строения роль молекул ДНК и РНК

Тема 2.5.Вирусы

2

Демонстрации

Строение, отрицательную роль вирусов как неклеточных организмов, способы профилактики вирусных заболеваний

Раздел 3. Организм

19

Тема 3.1. Организм - единое целое. Многообразие живых организмов

1

демонстрации

Объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов

Тема 3.2. Обмен и превращение энергии.

2

демонстрации

Объяснять значение и сущность, виды обмена веществ

Тема 3.3. Размножение

4

демонстрации

Объяснять сущность биологического процесса: размножения (половое и бесполое размножение), оплодотворения

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

2

Демонстрации, беседы

Объяснять этапы онтогенеза, типы послезародышевого развития

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

8

Беседы, лабораторные и практические, демонстрации

Объяснять причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, решать элементарные задачи; составлять схемы скрещивания

Тема 3.6. Селекция: основные методы и достижения

2

Беседы, демонстрации, лабораторные и практические

Объяснять сущность и значимость селекции в современных условиях; биотехнологии. Оценивать эстетические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Итого за 10 класс

34

Раздел 4. Вид

21

Тема 4.1. История эволюционных идей

4

демонстрации

Знать вклад выдающихся ученых в развитие биологии, вклад биологических теорий в формировании научного мировоззрения, естественнонаучной картины мира

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

9

Беседы, демонстрации, лабораторные и практические

Знать основные положения биологических теорий(клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина)

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле

3

Беседы, демонстрации, лабораторные и практические

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни

Тема 4.4 Происхождение человека

5

Беседы, демонстрации, лабораторные и практические

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни человека

Раздел 5. Экосистемы

13

Тема 5.1. Экологические факторы

3

Демонстрации

Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)

Тема 5.2. Структура экосистем

4

Беседы, демонстрации, лабораторные и практические

Сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы Алтайского края

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема

2

Демонстрации

Знать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере , анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

Тема 5.4. Биосфера и человек

4

Беседы, демонстрации, лабораторные и практические

Знать сущность, анализировать и оценивать глобальных экологических проблем и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Итого за 11 класс

34

Итого за 10-11 класс

68











.Поурочное планирование

№ урока

Название темы

урока

Вид деятельности (контрольные, лабораторные и практические...)

сроки

1

2

3

4

І

Раздел 1Биология как наука. Методы научного познания




Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук.



1

Краткая история развития биологии. Методы изучения биологии

Эвристическая беседа.

Проблемный. Работа с текстом. Фронтальный опрос.


Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

2

Сущность и свойства живого.

Эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником. Опрос-беседа.

3

Уровни организации и методы познания живой природы.

Эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником. Проверочная работа "Критерии живого. Уровни организации живой природы"

ІІ

Раздел 2 клетка



Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

Ответы на вопросы. Фронтальный опрос, эвристическая беседа

4

История изучения клетки. Клеточная теория

Эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником


Тема 2.2. Химический состав клетки

5

Химический состав клетки. Микро -и макроэлементы .Строение и функции неорганические вещества.

Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником Фронтальный опрос.

6

Строение и функции органических веществ. Липиды и углеводы

Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником. Заполнение таблицы " Классификация органический веществ"

7

Белки. Строение. Функции. Ферменты.

Л. Р. №1 " Опыты по определению каталитической активности ферментов"

8

Нуклеиновые кислоты

Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником. Выполнение тестовой работы " Нуклеиновые кислоты"

9

Нуклеиновые кислоты

Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником. Решение задач.


Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

Пересказ текста

Рисунки моделей Вселенной. Урок- путешествие, проблемный

10

Строение клетки. Основные органоиды клетки. Ядро, хромосомы, их строение, химический состав и функции.

Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником. Решение тестовых заданий. Фронтальный опрос.

11

Урок-практикум

Л, р. №2 "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука"

12

Сходства и различия в строении прокариот и эукариот.

Л, р. №3 "Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом"


Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке

13

Реализация наследственной информации в клетке. Биосинтез белкка

Самостоятельная работа с учебником, решение задач. Беседа по проблеме.


Тема 2.5.Неклеточные формы жизни.

14

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Диалог, полилог, самостоятельная работа с дополнительным материалом. С.р. по вариантам.

15

Контрольная работа №1

Учение о клетке - клеточное строение организмов.


Раздел 3. Организм


Тема 3.1. Многообразие живых организмов

16

Многообразие живых организмов

Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником


Тема 3.2. Обмен и превращение энергии.

17

Обмен веществ и превращение энергии. Энергитический обмен

Эвристическая беседа. Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником, заполнение таблицы, схемы " Типы и сущность обмена веществ"

18

Пластический обмен. Фотосинтез

Эвристическая беседа. Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником. Проверочная работа по вариантам 10 минут по теме "Обмен веществ"


Тема 3.3. Деление клетки

19

Деление клетки. Митоз.

Эвристическая беседа. Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником. Тестовый контроль, заполнение таблицы "Этапы, сущность митоза"

20

Размножение: бесполое и половое .

Беседа. Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы "Виды размножения"

21

Образование половых клеток. Мейоз.

Эвристическая беседа по таблицам. Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником

22

Оплодотворение.

Эвристическая беседа. Демонстрация учебного фильма, презентации, с. р. с учебником. Прверочная работа на 10 минут "Размножение"


Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

23

Индивидуальное развитие организмов

Беседа. Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы "Типы развития живых организмов".

24

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

Диалог, полилог ( дискуссия). Индивидуальные задания по карточкам.


Тема 3.5. Закономерности наследственности и изменчивости

25

Закономерности наследственности и изменчивости. Генетика-наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Беседа. Самостоятельная работа с учебником. Решение задач. Биологический диктант

26

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивания.

Беседа. Самостоятельная работа с учебником Решение задач. Устная работа по терминам.

27

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.

Беседа. Самостоятельная работа с учебником Решение задач. Фронтальный опрос.

28

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование

Беседа. Самостоятельная работа с учебником Решение задач. Тестовая работа по вариантам.

29

Современное представление о гене и геноме.

Беседа. Самостоятельная работа с учебником Решение задач. Фронтальный опрос.

30

Генетика пола.

Беседа. Самостоятельная работа с учебником Решение задач. Биодиктант.

31

Изменчивость: наследственная и ненаследственная. Генетика и здоровье человека

Л. р. №4 " Изучение модификационной изменчивости на примере изучения длины семени фасоли". Фронтальный опрос.

32

Контрольная работа №2

Размножение и развитие организмов.


Тема 3.6. Селекция: основные методы и достижения

33

Селекция: основные методы и достижения

Эвристическая беседа, с. р. с учебником. Подготовка к к уроку-конференции. Заполнение таблицы " Селекция: основные методы и достижения"

34

Биотехнология: достижения и перспективы развития

Урок - конференция сообщения учащихся о достижении современной биологии и ее отраслей.


11 класс


Раздел 4. Вид

Тема 4.1. История эволюционных идей

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея.

Диалог. Конспект урока..

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Диалог. Конспект урока..

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Диалог. Конспект урока..Выполнение теста на сопоставление.

4

Эволюционная теория Ч.Дарвина

Эвристическая беседа. С.р. с учебником. Устно ответить на вопросы темы.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение

5

Вид. Критерии и структура.

Фронтальный опрос, с. работа с учебником по таблице " Морфологические особенности различных видов"

6

Популяция- структурная единица вида и эволюции

Тест. С.р. с учебником по вариантам. : 1- плотность популяции, причины ее колебаний; 2-рождаемость, смертность; 3- эффективная численность, регуляция численности, ее значение.

7

Факторы эволюции

Л.р. №1 "Выявление изменчивости у особей одного вида"

8

Естественный отбор-главная движущая сила эволюции

Тест. Работа с таблицами по теме. Фронтальный опрос.

9

Адаптация организмов к условиям обитания

Л.р. №2 " Выявление приспособлений организмов к среде обитания".

10

Видообразование как результат эволюции

Работа с таблицами по теме. Фронтальный опрос. Тест. " Видообразование как результат эволюции"

11

Сохранение многообразия видов как устойчивого развития биосферы

Пр.р. №1 " Главные направления органической эволюции"

12

Доказательства эволюции органического мира.

Устный опрос. Тест " Доказательства эволюции органического мира." .

13

Контрольная работа. №1

Тестовая контрольная работа по вариантам. "Основные закономерности эволюции"

Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле

14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

Фронтальный опрос.

15

Современные представления о возникновении жизни на Земле

Пр. р. №2 " Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. " Тест-опрос.

16

Развитие жизни на Земле

Фронтальный опрос.

Тема 4.4 Происхождение человека

17

Гипотезы происхождения человека. в

Демонстрация коллекции муляжей "Этапы эволюции человека ". Эвристическая беседа, с. р. с учебником, составление таблицы " Этапы эволюции человека"

18

Положение человека в системе животного мира

Демонстрация коллекции муляжей "Этапы эволюции человека ", скелетов человека, млекопитающих. Эвристическая беседа, с. р. с учебником. Устный опрос по вариантам.

19

Основные этапы эволюции человека

Демонстрация коллекции муляжей "Этапы эволюции человека ". Эвристическая беседа, с. р. с учебником. Тест. Фронтальный опрос.

20

Человеческие расы

Устный ответ, диалог. Тест, терминологический диктант.

21

Контрольная работа № 2

Учение об эволюции органического мира.

Раздел 5. Экосистемы

Тема 5.1. Экологические факторы

22

Организм и среда. Экологические факторы

Биологический диктант : вставить пропущенные слова, дать определение терминам по теме "Экология. Экологические факторы".

23

Абиотические факторы среды

Фронтальный опрос. С.р. с учебником.

24

Биотические факторы среды

Биологический диктант : вставить пропущенные слова, дать определение терминам по теме "Экология. Экологические факторы".

Тема 5.2. Структура экосистем

25

Структура экосистем

Тест. Пр.р №3 " Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем. Свойства местности" Решение экологических задач.

26

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

Л.р. №3 "Составление схем передачи веществ и энергии " (цепей питания) Фронтальный опрос.

27

Причины устойчивости и смены экосистемы

Тест проверочный " Типы экосистем"

28

Влияние человека на экосистемы

Эвристическая беседа. самочстоятельная работа с дополнительными источниками литературы, сайтами : заполнение таблицы " Глобальные экологические проблемы"

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема

29

Биосфера - глобальная экосистема

С.р. с учебником. Устный ответ, фронтальная работа.

30

Роль живых организмов в биосфере

С.р. с учебником. Устный ответ, фронтальная работа.

Тема 5.4. Биосфера и человек

31

Биосфера и человек

Устный ответ, терминологический диктант. Подготовка мини-проектов в группах (мультимедийные презентации для итогового урока)

32

Основные экологические проблемы современности, пути их решения

П.р. № 4 "Решение экологических задач."

33

Контрольная работа №3

Структура и функции биосферы

34

Роль биологии в будущем

Мультимедийные презентации-защиты мини-проектов.

Итого за 11 класс

34 урока
















Лист изменений

Номер изменений

Дата

Страницы (пункты) с изменениями

Основания для внесения изменений

Содержание откорректированных разделов (тем)

Подпись











































© 2010-2022