Эволюционная теория сегодня - факультатив

Настоящая программа факультативного курса «Эволюционная теория сегодня» по биологии в 10  классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования. Современная биология характеризуется бурным развитием наук, смежных с практическим использованием теоретических знаний. Важное место занимают науки, имеющие практический интерес и профессиональную направленность. Данный курс связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и ск...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Факультативный курс

Эволюционная теория сегодня

(10 класс)

Пояснительная записка

Настоящая программа факультативного курса «Эволюционная теория сегодня» по биологии в 10 классе разработана на основе единой концепции школьного биологического образования.

Современная биология характеризуется бурным развитием наук, смежных с практическим использованием теоретических знаний. Важное место занимают науки, имеющие практический интерес и профессиональную направленность.

Данный курс связан, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьников в сфере дополнительных знаний. Это позволяет школьником выбирать содержание образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Данный курс «компенсирует» ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников в области общей биологии.

Эволюционное учение - наука комплексная. Она изучает необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Эволюционное учение имеет самые тесные связи с другими биологическими науками, например с ботаникой, зоологией, цитологией, а также с молекулярной биологией, химией, физикой, математикой.

Основная цель лекционных занятий данного курса - обобщить, расширить и углубить изучение основ биологии, задачей которых является формирование у школьников научных представлений об общей картине мира, выработка творческого мышления, умений и навыков, помощь сознательному выбору профессии.

Основная цель данного курса - приобретение опережающих знаний для подготовки и участия в предметной олимпиаде.

На освоение программы данного курса отводится 34 часа, из них на лекции 10часов, на лабораторные и практические занятия (решение задач) -16час, семинары -6часов. В качестве контрольных мероприятий предусматриваются зачетные уроки - 2 часа (тестовая форма проведения).

Цели факультативного курса

«Эволюционная теория сегодня»

1. Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественной картины мира.

2. Овладения умениями характеризовать научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты.

3. Развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки.

4. Воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней.

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению по отношению к окружающей среде, собственному здоровью.









Требования к уровню подготовки ученика

В результате изученного курса ученик должен:

Знать

Основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции); сущность законов (зародышевого сходства, биогенетического); гипотез ( сущности и происхождения жизни, происхождение человека)

Строение биологических объектов: клетки, одноклеточных и многоклеточных организмов, вида и популяции.

Сущность биологических процессов и явлений: действие искуственного, двищущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, эволюция биосферы.

 Современную биологическую терминологию и символику.

Уметь

Объяснять: роль биологических теорий, принципов, гипотез в формировании современной естественной картины мира, причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, необходимость сохранения многообразия видов.

Устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции.

Решать задачи разной сложности по биологии.

Составлять схемы.

Описывать особей вида по морфологическому критерию.

Сравнивать процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения.

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас.

Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Дата

Примечание

1-2

История представлений об эволюции живой природы.

Лекция

3

Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Де Сент - Илера. Эволюционная теория Ж._ Б. Ламарка

Семинар

4

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Семинар

5

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Лабораторная работа

«Изучение результатов искусственного отбора»

6-7

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Лекция

8-14

Борьба за существование и естественный отбор.

Решение задач.

15-20

Вид - эволюционная единица. Его критерии и структура.

Решение задач.

21-22

Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций.

Лекция

23-24

Генетические процессы в популяциях. Закон Харди - Вайнберга.

Лекция

25

Приспособленность организмов к среде обитания как действие естественного отбора.

Семинар

26-27

Главные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

Лекция

28

Пути достижения биологического регресса.

Урок - тренинг.

29

Основные закономерности эволюции.

Семинар

30

Результаты эволюции.

Семинар

31

Развитие органического мира.

Экскурсия

32

Стадии эволюции человека.

Семинар

33-34

Происхождение человека.

Зачет



© 2010-2022