- Преподавателю
- Биология
- Рабочая учебная программа по биологии
Рабочая учебная программа по биологии
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Матющенко Л.Б. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Система менеджмента качества
Коммунальное государственное казенное предприятие
«Усть - Каменогорский политехнический колледж» УО ВКО акимата
стр. 9 из 9
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Биология.»
УСТЬ - КАМЕНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Приложение 2
форма «Титульный лист Рабочей программы»
Рассмотрена на заседании ЦМК
Председатель ЦМК
Протокол № 1 от «_1_» сентября 2014_ г. _________
Протокол № 1 от «__» сентября 20__ г. _________
Протокол № 1 от «__» сентября 20__ г. _________
Утверждаю
Зам. директора по УР
«__» сентября 201___ г. ________
«__» сентября 201___ г. ________
«__» сентября 201___ г. ________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Матющенко Ларисы Борисовны
(Ф.И.О. преподавателя)
Биология
(дисциплина)
Составлена на основании типовой учебной программы утвержденной _____________________________________________________________________________________ от «___»__________ 20_____года регистрационный № ________
для специальностей ___________________________________________________________________
(шифры
__________________________________________________________________
и наименование специальностей)
__________________________________________________________________
В соответствии с ГОСО, рег. № , утвержденным « » 20 __ г. пр.№ ____________
В соответствии с ГОСО, рег. № , утвержденным « » 20 __г. пр.№ ____________
В соответствии с ГОСО, рег. № , утвержденным « » 20 __г. пр.№ ____________
Распределение учебного времени:
Курс
Всего часов
Из них
Теорет. занят
Лаборат. работы
Практ. занят
Курс. проект
Экзамен
ОКР
1 сем
2 сем
1 сем
2 сем
1 сем
2 сем
1 сем
2 сем
1 сем
2 сем
1 сем
2 сем
1
38
36
2
-------
-------
------
-------
2 ч
Предмет изучается в группах:
Учебный год
Курс
Шифр группы
2015-20156
1
15АТП 1, 15ТУ 1, 15 СБ1, 15 ЭП 1, 15 ВТ 1
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Вид занятия
Основные вопросы
Планируемые результаты обучения
Учебно-методическое и информационное обеспечение
1
Урок № 1
.
История развития биологии. Уровни организации живой природы Клеточная теория.
2
теоретическое
Биология - наука о жизни. Разделы биологии. Уровни организации живого. Важнейшие открытия в биологии. Методы изучения биологии. Вклад ученых РК Цитология-наука о клетке. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. . Строение эукариотов.
Должен знать: Терминологию. Задачи курса. Объекты и методы исследования биологии. Значение биологических знаний. Вклад ученых в развитие биологии. : Положения клеточной теории
Должен уметь: Давать определения терминам, Объяснять основные уровни организации живой материи, приводить примеры
Л.1стр стр 5-9 Л.1стр 9-13
Медиапроектор, презентация
2
Урок № 2
Химический состав клетки.
2
теоретическое
Химический состав клетки: биогены, неорганические вещества. Значение неорганических веществ. Белки. Жиры. Углеводы.
АТФ.ДНК.РНК.
Долен знать Роль воды в клетке. Роль минеральных солей. Роль в клетке ионов. Роль Белков, жиров, углеводов
АТФ.ДНК.РНК
Должен уметь: Объяснять значение неорганических веществ Составлять схему «Химический состав клетки». Составлять таблицу «Значение воды , минеральных солей для клетки». Составлять сравнительную таблицу Органические вещества Анализировать биологическое значение органических веществ. Работать с учебником
Л.2 ст 8-12
Л..3 стр 6-11
Л.4 стр 7-9
Л.5 стр 4-5,12,14
Л.1 стр 13-44
Л.2 стр 12-27
Л.4 стр9-21
Л.5 стр 6-11, 12-15
Медиапроектор, презентация
3
Урок № 3
Органоиды клетки
2
теоретическое
Строение и роль в клетке цитоплазмы, Ядра. Плазматической мембраны, митохондрий, лизосом, рибосом, хлоропластов, ЭПС, клеточного центра, микротрубочек и др
Должен знать: положения клеточной теории, названия и роль органоидов цитоплазмы. Отличия клеток эукариот и прокариот
Должен уметь: Объяснять значение ядра и других органоидов для жизнедеятельности клетки
Л.1стр 26-40
Л.2.стр 30-43
Л.3. стр 11-36
Л.4 стр 49, 22-30
Л.5 стр 16-27
Медиапроектор, презентация
4
Урок № 4
Обмен веществ и энергии в клетке
2
теоретическое
Автотрофы, гетеротрофы. Хемотрофы Ассимиляция. Диссимиляция.
Анаболизм .Катаболизм.
Фотосинтез.
Гликолиз.
Хемосинтез Пластический обмен. Биосинтез белка
Роль ДНК и РНК в биосинтезе белка. Генетический код. Реакции матричного синтеза.
Должен знать: Определение метаболизма, катаболизма, анаболизма, фотосинтеза, хемосинтеза. Фазы фотосинтеза. Уравнение фотосинтеза.
Источники энергии для фотосинтеза. Определения пластического обмена, биосинтеза, гена, генетического кода. Сущность реакций матричного синтеза
Должен уметь: Анализировать учебный материал, составлять таблицу Фазы фотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза для живого мира на Земле. Записывать уравнение фотолиза воды и фотосинтеза Объяснять роль ДНК и РНК при биосинтезе. Разъяснять сущность транскрипции, трансляции, обратной транскрипции Объяснять роль ДНК и РНК при биосинтезе. Разъяснять сущность транскрипции, трансляции, обратной транскрипции
Л.1стр 43-48
Л.2.стр 46-54
Л.3. стр 50-60
Л.4 стр31-39,50
Л.5 стр 28-34.
Л.1стр 101-114
Л.2.стр 58-67
Л.3. стр 60-64
Л.4 стр39-50
Л.5 стр 34-37
Медиапроектор, презентация
5
Урок № 5
Деление клеток
2
Теоретическое
Митоз. Мейоз. Амитоз.
Гаметогенез
Должен знать: Определения, био
логическое значение, названия фаз, процессы кариокинеза и цитокенеза. Должен уметь : Объяснять различия митоза и мейоза,амитоза
Л.1стр 79-99
Л.2.стр 74-83
Л.3. стр 66-69
Л.4 стр 54-64
Л.5 стр 44-52
Медиапроектор, презентация
6
Урок № 6
Размножение организмов.
Онтогенез
2
теоретическое
Бесполое и половое размножение организмов. Двойное оплодотворение Партеногенез.
Онтогенез. Пост-эмбриональное развитие организмов
Должен знать Определения вегетативного размножения. онтогенеза, зародышевых листков, гаплоидный, диплоидный набор хромосом,
Определения вегетативного размножения. онтогенеза, зародышевых листков, гаплоидный, диплоидный набор хромосом,
Должен уметь: Определять вид постэмбрионального развития, определять значения зародышевых листков . Объяснять различия полового и бесполого размножения, особенности партеногенеза.
Л Л.1 стр.115-131
Л.2. стр 77-90
Л.3 с.64, 70-75
Л.4 стр 64-74, 56-57
Л.5 стр 42-44, 52-53
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
7
Урок № 7
Основы генетики.
Законы Менделя Практическая работа
«Генетические задачи»
2
теоретическое
История развития генетики. Моногибридное скрещивание..
1,2,3 закон Менделя.
Анализирующее скрещивание
Должен знать: Термины: ген, генотип, фенотип,, определения 1,2,3 законов Менделя и формулы расщепления признаков. Генетические символы порядок оформления генетических задач, формулировку законов Менделя, генетическую символику, формулы расщепления признаков, генетические термины.
Должен уметь: Определять тип скрещивания; решать генетические задачи записывать формулы расщепления, Кратко записывать условие задач, составлять схемы скрещиваний, решетку Пеннета
Л.1 141-157
Л.2. стр 94-101
Л.3 стр76-83
Л.4 стр 75-77,78-89
Л.5 стр 58-59
Л.1 стр152-153
Л.2. стр 276-278
Л.3стр83-85
Л.4 стр 81-101
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
8
Урок № 8
Хромосомная теория наследственности
Кодоминирование. Полимерия
2
Теоретическое
Хромосомная теория наследственности. Полигибридное скрещивание Крос-
синговер Цитоплазматическая наследственность. Плейотропия
Генетический анализ. Генетические карты. Взаимодействие генов.
Комплиментарность.
Эпистаз. Полимерия.
Многоаллельность.
Задачи по определению групп крови
Должен знать: сущность хромосомной теории., определение кодоминирования. Полимерии, эпистаза, многоаллельности.
Должен уметь: применять генетическую терминологию для объяснения материала, составления схемы скрещивания, объяснять результаты скрещивания.
Л.1 стр. 161-165
Л.3 с 90,91,
Л.4 стр89-99
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
9
Урок № 9
Генетика пола
Методы изучения наследственности человека
2
теоретическое
Генетика пола Генетика человека. Методы изучения наследственности. Профилактика наследственных болезней человека
Должен знать: Методы изучения генетики человека. Хромосомные болезни у человека, сцепленные и не сцепленные с полом. Отдельные генные болезни у человека и причины их Вызывающие. Социальную значимость генетики.
Должен уметь Объяснять причины признаков сцепленных с полом. Решать задачи
Л.1 стр.184-191
Л.2. стр 108-125
Л.3 ст 92-96
Л.4 стр 103-104,100-102
Л.5 стр 60-61
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
10
Урок №10
Обязательная контрольная работа
2
Теоретическое
Законы Менделя.
Методы изучения наследственности человека Кодоминирование. Сцепленное наследование. Полимерия.
Наследование групп крови.
Должен знать: генетические термины. Формулы расщепления признаков. Определения законов Менделя. Хромосомную теорию Моргана. Эпистаз. Полимерию. Плейотропию. Кодоминирование
Должен уметь применять полученные знания для решения задач.
Л.1.стр. 211
Л.3 стр 130-138
Л.4 стр 81-103
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
11
Урок №11
Селекция
растений и животных
2
Теоретическое
Задачи селекции. Центры происхождения культурных растений. Методы селекции. Селекция растений, животных микроорганизмов. Достижения Казахстанских селекционеров
Должен знать Терминологию. Основные методы селекции растений: гибридизация, искусственный отбор, инбридинг, аутбридинг, полиплоидия, отдалённая гибридизация. метод предварительного вегетативного сближения, метод посредника, метод направленного воспитания сеянцев, метод опыления смесью пыльцы. Явление гетерозиса. Достижения селекции растений в стране.
Должен уметь: Объяснять вклад выдающихся ученых в развитие селекции; описывать методы селекции животных, растений, микроорганизмов
Л1.стр 213-228
Л.2. стр 128-139
Л.3стр 158
Л.4 стр 75-78, 113-114
Л.5 стр 64-65
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
12
Урок № 12
Теории происхождения жизни на Земле
Развитие жизни на Земле
2
Теоретическое
Гипотезы происхождения жизни на Земле: самопроизвольного зарождения, идеалистическая, панспермии, абиогенная
Методы изучения истории Земли.
Развитие жизни на Земле в протерозойскую , палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры
Главные ароморфозы на Земле
Должен знать: Сущность гипотез происхождения жизни на Земле: самопроизвольного зарождения, идеалистическая, панспермии, абиогенная.
Методы изучения истории Земли,
Эры по порядку.
Основные животные и растения в данный период. Основные ароморфозы в данный период
Должен уметь Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни. Объяснять: единство живой и неживой природы, Сравнивать животные и растительные организмы по эрам анализировать путь усложнения их строения, объяснять значение главных ароморфозов.
Л.6 стр 4-16
Л.2. стр 179-182
Л.4 стр151-157
Л.5 стр 86-105
Л.7. стр 4-26
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
13
Урок №13
Основные положения эволюционной теории
2
Теоретическое
Концепции, креационизм, трансформизм, ламаркизм, дарвинизм Синтетическая теория эволюции. Роль отечественных учёных в создании теории. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.
Положения эволюционной теории
.Должен знать: ученых-эволюционистов. Положения теории Ч.Дарвина.
Должен уметь Анализировать достижения ученых, называть недостатки теорий, приводить примеры
Л.6 стр 23 29
Л.2. стр 142-176
Л.4 стр 115-140
Л.5 стр 70-74
Л.7 стр 18-30
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
14
Урок №18
Макроэволюция. Микроэволюция. Вид и его критерии. Происхождение человека.
2
Теоретическое
Биологический прогресс и регресс. Ароморфоз. Идиоадаптация.
Дегенерация.
Вид .Критерии вида. Гипотезы происхождения человека.
Систематика человека. Доказательства
животного происхождения человека
Сходство и отличия человека и животных.
Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки,
человек умелый, питекантропы,
неандертальцы, кроманьонцы.
Биологические и социальные движущие
силы антропогенеза. Расовые отличия,
происхождение человеческих рас. Критика
расовой теории и социального дарвинизма.
Должензнать:.Определение макроэволюции, направления макроэволюции. Пути. Определение вида, критерии вида. Положение человека в систематике. Сходство и отличие
человека от животных.
Этапы антропогенеза.
Движущие силы антропогенеза
Должен уметь: определять основные ароморфозы, приводить примеры идиоадаптации, дегенерации. называть все систематич. единицы по порядку
Л.6 стр 65-81
Л.2. стр 174
Л.4 стр 135, 144-148
Л.5 стр 73-74
Л.7 стр 30-37
Л.6 стр 102-123
Л.2. стр 217-233
Л.4 стр161-178
Л.5 стр 106-121
Л.7.стр 52-69
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
15
Урок №15
Методы и
направления экологии Экологические факторы. Организм и среда обитания.
2
Теоретическое
Направления экологии.
Взгляды и народные традиции по охране природы. Методы экологических исследований. Роль жизненной среды.
Факторы среды.
6 видов жизненных форм растений. Местообитания, экологическая ниша,
нейтрализм, аменсализм, комменсализм,
протокооперация, мутуализм, симбиоз,
хищничество, паразитизм, конкуренция.
Должен знать: Направления экологии.
Методы экологических исследований. Законы Б.Коммонера.
Термины. предмет изучения экологии, методы экологии. Определения факторов среды.
Характеристику 6 видов жизненных форм растений.
Три уровня воздействия факторов
Должен уметь Давать характеристику старых и новых методов экологии.
Объяснять народные пословицы и традиции по охране природы. Объяснять влияние экологических факторов, Объяснять влияние среды на организм
Л.2. стр 235
Л.6 стр 135-142
Л.4 стр 179-182
Л.5 стр 122
Л.7 стр 70-75
Л.6 стр 147-152
Л.2. стр
Л.4 стр 183-191
Л.5 стр 122-124
Л.7 стр 75-76
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
16
Урок № 16
Экологические сообщества. Популяции
2
Теоретическое
Биоценоз. , биогеоценоз,
экосистема.
Агроценоз.
Отличия..
Продуктивность экосистем.
История формирования сообществ живых организмов Автотрофы, гетеротрофы, продуценты,
консументы, редуценты. Пищевые цепи и
сети, экологические пирамиды Понятие популяции. Роль популяции в
эволюционном процессе, взаимоотношения
организмов в популяциях.
Должен знать: Определения биоценоза, агроценоза,
популяции.
Отличия биоценозов и
агроценозов, виды цепей питания
Продуктивность экосистем определение
популяции, цепей питания,
Должен уметь: Объяснять части биоценозов.
Называть отличия
Агро и биоценозов.
Давать геологическую
характеристику круговорота веществ.
Давать характеристику особенностей первичной продукции.
Л.6 стр 166-175
Л.2. стр 239-243
Л.4 стр196-206
Л.5 стр 125-126 стр 89-98
Л.7.стр89-92
Л.6 стр 154-162, 60
Л.3 стр. 238-243
Л.4 стр 191-196
Л.5 стр 126-130
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
17
Урок № 17
Биосфера.
2
Теоретическое
Биосфера и её границы.
Геосферы планеты Земля.
Биомасса суши и океана. Круговорот воды, азота, фосфора, углекислого газа в природе
Должен знать: Круговорот воды, азота, фосфора, углекислого газа в природе.
Определения. Сферы Земли.
Функции живых организмов.
Роль И.И. Вернадского
Должен уметь
Характеризовать оболочки Земли.
Применять знания.
Л.6 стр 222-237
Л.2. стр 260-266
Л.7 стр 98-111
Л.4стр 179-216
Л.5 стр 130-136
Л.7 стр 98-108
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
18
Урок № 18
Биосфера и научно-технический прогресс. Возникновение и развитие ноосферы.
2
Теоретическое
Основные
5 направлений
влияния чел-ка на
окружающую среду Техносфера, ноосфера. Охрана природы,
типы загрязнения окружающей среды.
Приёмы рационального
природопользования. Правила поведения в
природной среде.
Должен знать: Последствия деятельности человека в
окружающей среде. Локальные и
региональные экологические проблемы.
Охрана природы ВКО.
Должен уметь
.приводить примеры рационального
природопользования
Л.6 стр237-242
Л.2. стр 267-273
Л.7 стр 108-111
Медиапроектор, презентация
Электронный учебник «Общая биология»
19
Урок № 19
Экологическая обстановка в Казахстане. Красная книга Казахстана
2
Теоретическое
Общий обзор экологических бедствий.
Современное состояние
окруж. Среды Казахстана Животные Красной книги.
Растения красной книги.
Должен знать:
Основные 5 направлений
влияния человека на окр. среду.
Виды экологических бедствий. цель создания Красной книги Казахстана, её структуру, животных и растения Красной книги.
Должен уметь
Объяснять какие эколог-е бедствия опасны для леса. Называть
Районы экологических бедствий.
Объяснять прям и косв.влияние
человека на природу
Л.6 стр180-208
Л.7 стр 79-89
Медиапроектор, презентация
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Урок № 13 «Решение генетических задач»
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Т.Касымбаева, К.Мухамбетжанов. Общая биология 10. Алматы, 2010 ,240с
-
Д.К.Беляев. Общая биология 10-11 М., Просвещение, 1998г, 287с
-
А.Соловьева, Э.Ильясова. Биология. Методическое руководство. Алматы «Атамура», 2011, 192с
-
Р.А.Петросова, Н.Н.Пилипенко Дидактический материал по общей биологии, Минск «Белфарпост». 1997г, 224 с
-
А.В.Теремов Тестовые задания по общей биологии, М, «Сфера», 1999г., 144с
-
Р.Сатимбеков, Р.Алимкулова Биология 11кл,Алматы, «Мектеп» ,2007г, 272 с.
-
Сатимбеков Р. Биология Дидактические материалы для 11 класса Алмааты, «Мектеп» 2008г 111 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
2.bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку.
3. bio.nature.ru - научные новости биологии
4.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
5. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
6. ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
7. djvu-inf.narod.ru/- электронная библиотека
8.biology.ru/index.php - Сайт является Интернет - версией учебного портала
курса на компакт-диске "Открытая Биология"
9.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.