Рабочая программа по биологии 6 класс с учетом требований ФГОС

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

по УМК Н.И.Сонина «Живой организм» 6 класс (1час в неделю).

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные предметные знания

Планируемые результаты

Виды деятельности, форма работы

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

Универсальные учебные действия (УУД)

Предметные умения:

Метапредметные универсальные действия (УУД):

По плану

По факту

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (11ч)

Тема 1.1. Строение растительной и живой клеток (4 ч)


1

Введение. Основные свойства живых организмов

Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражение рост, развитие, воспроизводство, движение.

научатся называть основные признаки живых организмов.

познавательные: общеучебные- использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации. Систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; регулятивные: осуществление учебных действий: отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

Личностные умения: самоопределение -

демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Выделяют основные признаки живых организмов; работают с учебником. Беседа, составление таблицы, решение проблемных задач.

Фронтальный опрос по теме.

С. 3-4 (читать). Повторить строение растительной и животной клетки.

2

Строение растительной и животной клетки.

Клетка - элементарная частица живого. Строение прокариотической и эукариотической клеток. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Особенности строения растительной и животной клетки.

научатся называть клеточные структуры клеток и их значение, функции органоидов клетки, отличительные признаки растительной клетки от животной; характеризовать понятия: хлорофилл, хлоропласты, органоиды;

Выделяют основные составляющие клетки, называют особенности растительной клетки, ее отличия от животной.

Индивидуальный опрос.

Работа по карточкам

Пар. 1, с. 6-10 вопросы с. 12 № 1-11 (устно), 12-13-письмено.

3

Лабораторная работа № 1: «Строение клеток живых организмов»

Строение растительной и животной клетки.

знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы; научатся пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; распознавать и описывать клеточные структуры.

познавательные: общеучебные - демонстрировать приемы работы с информацией, систематизировать информацию; логические- подводить итоги работы, делать вывод; коммуникативные: уметь корректно вести диалог; регулятивные: составлять план работы, планировать алгоритм действия, выполнять работу согласно поставленной цели.

Личностные умения: осуществлять оценку изучаемого материала.

Выполнение лабораторной работы: рассматривание микропрепаратов, распознавание и описание частей и органоидов клетки.

Письменный отчет о проделанной работе.

Пар. 1, с. 10, вопросы с. 12 № 14,15 (устно).

4

Деление клеток. Митоз.

Жизненный цикл клетки. Рост, развитие, деление клетки (митоз, мейоз).

научатся распознать и описывать: стадии деления клетки; характеризовать следующие понятия: митоз, хроматиды, называть структуры клетки, участвующие в делении, роль хромосом; мейоз, биологическая роль мейоза.

познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию. Находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя, контроль, коррекция, оценка, поиск информации в предложенных источниках

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Распознавать и описывать

стадии деления клеток, работают с картинками учебника.

Индивидуальный опрос

Пар. 2, вопросы с. 16 (устно).

Тема 1.2. Ткани растений и животных (2 ч)


5

Ткани растений

Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие значение, особенности строения.

давать определение «ткань»; называть основные группы тканей растений и животных; устанавливать соответствие между строением ткани и выполняемыми функциями

познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные

Личностные умения: смыслообразование: понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя.

Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником: распознают описывают строение и функции тканей сравнивают разные группы тканей

Индивидуальный опрос

Пар. 3, с. 17-19, вопросы с. 22 № 1-6 (устно)

6

Ткани животных

Особенности строения и жизнедеятельности тканей животных

Лабораторная работа № 2 «Ткани животных»

Письменный отчет о проделанной работе.

Пар. 3, с. 20-22, вопросы с. 23 № 8-16, № 7, 15,16- письменно

Тема 1.3. Органы и системы органов (5 ч)


7

Органы цветковых растений. Корень.

Особенности строения и жизнедеятельности органов, организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов - основа целостности растительного организма.

Строение растительного организма на примере покрытосеменных растений.

научатся, что орган - это обособленная часть организма, выполняющая определенную работу (функцию); типы корней главный, придаточные, боковые; типы корневых систем: мочковатая и стержневая; дыхательные корни, корни подпорки корни прицепки; строение и функции и виды корневой системы; строение и функции корневых волосков; распознать и описывать зоны корня и его функции; сравнивать по заданным критериям типы корневых систем; различать корневые системы однодольных и двудольных

познавательные:

общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

Личностные умения: самоопределение - ориентироваться на качественное получение образования

Обзорная презентационная лекция,

Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником, гербарием, решение проблемных задач

Фронтальный опрос.

Пар. 4, с. 24-26, вопросы с. 36, № 1-6 (устно).

8

Органы цветковых растений. Побег.

Особенности строения и жизнедеятельности органов, организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов - основа целостности растительного организма

научатся что вегетативными органами высокоразвитого растения являются корень и побег; строение листа; простые и сложные листья; стебель-осевой орган побега; почка-зачаточный побег; листовые и цветочные почки;

Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником: называют части побега, описывают внутреннее строение побега.

Индивидуальный опрос.

Пар. 4, с. 28-31, вопросы с. 37 № 7-8 (устно).

9

Органы цветковых растений. Цветок и плод

Особенности строения и жизнедеятельности органов, организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов - основа целостности растительного организма

научатся называть органы растительного организма на примере покрытосеменных растений; что цветок - орган полового размножения покрытосеменных растений; строение цветка и его главные части; давать определение понятиям: репродуктивные органы; органы цветкового растения, их роль в жизни растения; многообразие соцветий.

Называют органы цветкового растения. Сравнивают по определенным критериям двудольные и однодольные растения. Составление сравнительной таблицы.

Работа с карточками, рисунками.

Пар. 4, с. 33-36, вопросы с.37 № 9-15, № 15-письменно

10

Органы и системы органов животных

Особенности строения и жизнедеятельности органов, систем органов животных, их взаимосвязь как основа целостности организма

Научатся- называть системы органов животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции; распознавать и описывать по рисункам строение органов и систем органов насекомых, членистоногих, червей, хордовых; устанавливать соответствие между функциями органов и систем органов, выполняющих данную функцию; объяснить взаимосвязь деятельности дыхательной и кровеносной систем

познавательные:

общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя

планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

Личностные умения: самоопределение - ориентироваться на качественное получение образования

Обзорная презентационная лекция,

Работа с информационными ресурсами, работа с таблицей, учебником: называют основные органы и системы органов животных, объясняют функции систем органов животных.

Тест.

Пар. 5, вопросы с. 44 (устно)

11

Организм как единое целое

Лабораторная работа №3

«Распознавание органов

у растений и животных»

Особенности строения и жизнедеятельности клеток, органов, систем и прочих органов растений и животных, их взаимосвязь как основа целостности организма

должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научат пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснить значение и роль биологических знаний в повседневной жизни и для развития наук; давать определение понятиям «ткань», «орган».; называть особенности строения и функции многоклеточного организма признаки взаимосвязи органов; распознать и описать на таблицах органы и системы органов: Растения и животные - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и среда

познавательные: общеучебные- демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;

логические-подводить итог работы, формулировать выводы; коммуникативные: владеть коммуникативными умениями, опытом межличностной коммуникации;. Уметь корректно вести диалог и участвовать в дискуссии;

регулятивные: планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу

Личностные умения: самоопределение- правильно инфицировать себя с позиции школьника; проявлять интеллектуальные и творческие способности

Выполнение лабораторной работы. Работа с информационными ресурсами, таблицами, учебником.

Письменный отчет по проделанной работе

Пар. 6, термины с. 46.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23 ч)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (3 ч)


12

Особенность питания растительных организмов. Почвенное и воздушное.

Фотосинтез.

Понятие «питание».

Питание растений: минеральное (почвенное) и воздушное (фотосинтез)

Научатся описывать механизм почвенного питания, механизм фотосинтеза; давать определение «фотосинтез»и образование в его результате углеводов и кислорода.

познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию;

взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Обзорная презентационная лекция,

работа с учебником: описывают особенности питания растений, процесс фотосинтеза.

Биологический диктант.

Пар. 7, с. 48-49, вопросы с. 58 № 1-5, № 6-письменно

13

Питание животных.

Различие организмов

по способу питания: травоядные, хищники, трупоядные, симбиониты, паразиты.

Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение

Научатся понимать, что животные не способны к процессу фотосинтеза и органические вещества получают вместе с пищей; понятия «продуценты», «редуценты», «консументы», «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «пищеварение»;. что для всех организмов необходимо поступление энергии из окружающей среды; что источником энергии для жизнедеятельности животного является дыхание.

познавательные: общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию;

взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание-осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно

Личностные умения: самоопределение - демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Определяют типы питания животных. Называют основные отделы пищеварительной системы. Обосновывает взаимосвязь органов пищеварительной системы.

Фронтальный опрос.

Пар. 7, с. 50-55, вопросы с. 58 № 7-9 (письменно).

14

Пищеварение и его значение

Пищеварение и его значение. Эволюция пищеварительной системы.

Научатся объяснять различия между понятиями «питание» и «пищеварение», давать определение этим понятиям; выделять сущность

сущность биологических процессов: питание животных, пищеварение; процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения.

Называют основные отделы пищеварительных систем животных.

Устный опрос.

Пар. 7, с. 56-57, повторить тему «Питание и пищеварение».

Тема 2.2. Дыхание (2 ч)


15

Сущность дыхания.

Дыхание у животных.

Жизнедеятельность животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания.

Научатся: давать определение понятию «дыхание»; сущности биологических процессов: дыхания.

Характеризовать: особенности дыхания у животных; роль дыхания в жизни животных; называть типы дыхания у животных.

познавательные:

Общеучебные: организовывать свою учебную деятельность; участвовать в групповой работе; формулировать ответы на вопросы учителя; применять знания при решении биологических задач;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

регулятивные:

осуществление учебных действий-отвечать на поставленные вопросы; работать с текстом параграфа и его компонентам; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно

Личностные умения:

самоопределение - проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала.

Обзорная презентационная лекция.

Работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником: определяют сущность процесса дыхания; сравнивают процессы дыхания и фотосинтеза; называют органы растения, участвующие в дыхании растений.

Называют типы дыхания животных, органы, участвующие в дыхании животных.

Фронтальный опрос.

Пар. 8, с. 59-62, вопросы с. 63.

16

Дыхание

растений.

Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

Научатся характеризовать особенности дыхания у растений; описать опыты, подтверждающие дыхание растений, выделять приспособления растений для дыхания; сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания

Тестирование.

Пар. 8, повторить тему «дыхание»

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)


17

Передвижение веществ в организме. Передвижение веществ в растениях.

Сосуды, ситовидные трубки,

корневые волоски, древесина, луб,

сердцевина,

корневое давление.

Предметные умения:

Научатся называть этапы водообмена у растений; распознавать и описывать растения различных экологических групп; использовать приобретенные знания и умения для выращивания комнатных растений, ухода за ними; описывать сущность и значение процесса переноса веществ в растении

познавательные:

общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание: формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Личностные умения: демонстрировать интеллектуальные и творческие способности; самоопределение - осуществлять адекватную позитивную самооценку

Практическая работа № 1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Фронтальный опрос. Составление отчета о проделанной работе.

Пар. 9, с. 64-65, вопросы с. 69 № 1, 6-9 (устно)

18

Передвижение веществ в организме животного.

Особенности переноса веществ в организме животного. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа. Кровь, ее составные части.

научатся: характеризовать понятие кровь плазма гемоглобин, гемо лимфа, типы кровеносной системы, вены, артерии, капилляры предсердие желудочек; описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного его значение ; называть органы кровеносной системы ; описывать функции органов кровеносной системы

Описывают кровообращение млекопитающих, устанавливают связь кровеносной и дыхательной систем. Характеризуют особенности транспорта веществ животных.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам.

Пар. 9, с.66-68, вопросы с. 69 № 2-4, № 5 письменно

Тема 2.4. Выделение (2 ч)


19

Выделение как физиологический процесс живых организмов.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности. Продукты выделения у растений. Выделение у животных.

Научатся характеризовать сущность процесса выделения, его значение; особенности процесса выделения у растений и животных

Различать органы выделения различных животных и узнавать их на таблицах; находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у животных.

познавательные:

общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;

целеполагание формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно

Личностные умения: демонстрировать интеллектуальные и творческие способности; самоопределение - осуществлять адекватную позитивную самооценку

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами: определяют существенные признаки процесса выделения, определяют его значение в жизнедеятельности живого организма.

Фронтальный опрос.

Пар. 10, вопросы с. 76 (устно).

20

Обмен веществ в живом организме.

Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ в растительном и животном организме.

Научатся: характеризовать понятие «обмен веществ», сущность процесса обмена веществ у растений и животных, его значение.

Обзорная презентационная лекция,

работа с учебником: доказывают, что обмен веществ - важнейший признак живого.

Устный опрос

Пар. 11, вопросы с. 81-82 (устно).

Тема 2.5. Опорные системы (2 ч)


21

Опорная система растений

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений

Предметные умения:

научатся называть значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных; характеризовать понятия кости связки сухожилия, строение кости

познавательные:

общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: ответственное отношение к природе, осознавать необходимости защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Обзорная презентационная лекция. Называют и описывают строение опорных систем растений.

Тестирование.

Пар. 12 , читать, вопросы с. 88 № 1,3,4,5 (устно).

22

Опорные системы животных.

Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно - двигательная система позвоночных

Научатся: называть значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных; характеризовать понятия кости связки сухожилия, строение кости: скелет наружный, внутренний; скелет позвоночных может состоять из кости и хряща; что такое сухожилие; постоянная форма теле поддерживается скелетом; что части скелета могут быть соединены друг с другом подвижно; что наружный скелет - это не только опора, но и защита.

Лабораторная работа № 4: «Разнообразие опорных систем животных».

Письменный отчет по проделанной работе

Пар. 12, вопросы с. 88 № 7-10 (устно), № 2-письмено.

Тема 2.6. Движение (2 ч)


23

Движение. Значение двигательной активности.

Движение одноклеточных и растительных организмов. Двигательные реакции растений: тропизмы,

настии.

Научатся: объяснять роль движений в жизни живых организмов; характеризовать понятие «движение», реснички, жгутик; дать определение понятиям тропизм, настия; принципы устройства жгутиков, ресничек; как движутся одноклеточные животные.

познавательные:

общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщение в соответствии с учебной задачей, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

регулятивные: осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу целеполагание - осуществлять постановку учебную задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Личностные умения: самоопределение -осознавать значение ответственного отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды

Работа с информационными ресурсами, учебником, терминологией, решение биологических задач.

Фронтальный опрос.

Пар. 13, вопросы с. 99 № 1,2 (устно).

24

Движение животных в водной и наземной

среде

Движение,

реснички,

жгутик,

реактивное движение,

хвостовой плавник,

плавательные перепонки,

крыло.

перья,

опахало,

очин,

грудные мышцы

Научатся: объяснять, как движутся одноклеточные и многоклеточные животные, населяющие разные среды обитания; что такое реактивное движение и его способы. Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ; научатся пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы.

Лабораторная работа № 5: « Движение инфузории туфельки», «Перемещение дождевого червя».

Письменный отчет по проделанной работе

Пар. 13, вопросы с. 99 № 3-14 (устно).

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)


25

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

научатся давать определение понятиям: «раздражимость», «нервная и эндокринная системы»; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы; называть основные отделы и органы нервной системы; системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принципы работы нервной системы; типы нервных систем у животных.

познавательные:

общеучебные демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Сравнивать разные точки зрения. Аргументировать свою точку зрения. Отстаивать свою позицию;

планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы;

Личностные умения: смыслообразование-понимать значение знаний, образования в жизни человека, проявлять желание и стремление учится, делать правильный выбор для себя: как надо учиться и чему

Работа с информационными ресурсами.

Называют и определяют части регуляторных систем.

Устный опрос.

Пар. 14, с. 100-103, вопросы с. 12 № 1-5 (устно).

26

Координация и регуляция процессов жизнедеятельности позвоночных животных и растений.

Передний мозг, мозжечок, средний мозг, задний мозг, большие и малые полушария головного мозга.

Давать определение раздражимость, нервная и эндокринная системы, строение головного мозга; передний мозг мозжечок; средний мозг; задний мозг; большие и малые полушария головного мозга; распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией, решение биологических задач.

Фронтальный опрос.

Пар. 14, с.104-105, вопросы с. 12 № 6-8 (устно).

27

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности животных. Ростовые гормоны.

Эндокринная система, железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

научаться называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; принцип работы эндокринной системы, сравнивать нервную и эндокринную системы и объяснять роль гормонов в процессах регуляции жизнедеятельности организма.

Работа с учебником. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельнеости.

Устный опрос.

Пар. 14, с. 106-109, вопросы с. 12 № 9-14, № 10, 14- письменно

Тема 2.8. Размножение (3 ч)


28

Размножение и его виды. Бесполое размножение.

Органы размножения. Типы размножения. Половые клетки. Виды бесполого размножения: спорами, прямое деление, вегетативное деление растений.

научаться: давать понятие «размножение», выделять различные типы размножения, отличительные особенности полового и бесполого размножения; отличать опыление от оплодотворения; приводить примеры бесполого размножения растений, размножающихся вегетативно; называть и описывать способы вегетативного размножения.

познавательные:

общеучебные: демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

регулятивные: осуществлять учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников;

планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы;

Личностные умения: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека

самоопределение - правильно идентифицировать себя с позиции школьника проявлять интеллектуальные и творческие способности

Практическая работа № 2: «Вегетативное размножение комнатных растений».

Фронтальный опрос.

Письменный отчет по проделанной работе

Пар. 15, вопросы с. 118, № 6,9,10-письменно

29

Половое размножение животных.

Особенности полового размножения животных. Органы полового размножения животных. Оплодотворение.

Сперматозоид, яйцеклетка,

гаметы.

яичники,

семенники,

гермафродит

научатся различать изученные объекты в природе на таблицах; давать определения понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота; органы полового размножения животных; женские и мужские половые клетки; объяснять преимущества полового размножения по сравнению с бесполым

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией.

Определяют преимущество полового размножения в процессе приспособления живого организма.

Фронтальный опрос.

Пар. 16, вопросы с. 124 (устно).

30

Половое размножение растений.

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

научатся суть чередования бесполого и полового размножения у растений, особенности полового размножения низших и высших растений; давать: определения понятиям: размножение, самоопыление, оплодотворение, спора, заросток, голосеменные и покрытосеменные растения:

характеризовать способы опыления и их значение, достоинства и недостатки. Уметь: приводить примеры голосеменных и покрытосеменных растений: называть: значение полового размножения, органы полового размножения растений: описывать: строение цветка как органа полового размножения; сущность полового размножения у растений - двойное оплодотворение: использовать: полученные знания для выращивания культурных растений, уход за ними

Называют и описывают части цветка в размножении растений. Делают выводы о биологическом значении цветка, плода, семени.

Устный опрос, работа с карточками.

Пар. 17, вопросы с. 130 (устно).

Тема 2.9. Рост и развитие (3 ч)


31

Рост и развитие растений.

Рост и развитее растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

научатся различать изученные объекты в природе на таблицах; давать определения понятиям: индивидуальное развитие; зигота, зародыш; семя, основные способы распространения плодов и семян; распознавать и описывать: на таблицах части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. Называть: роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян. Наблюдать: за ростом и развитием растений. Использовать: полученные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Познавательные: общеучебные-демонстрировать приемы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию выполнять постановку и формулировать проблему; логические: осуществлять поиск информации дополняющей и расширяющей представления о цветковых растениях

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные учителем вопросы

Личностные умения проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала.

Обзорная презентационная лекция,

работа с информационными ресурсами, работа с таблицами, учебником, терминологией. Объясняют особенности роста и развития растений.

Тестирование.

Пар. 18, вопросы с. 135 (устно).

32

Особенности

индивидуального развития животных.

Особенности развития животных. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитее животных. Прямое и непрямое развитие.

научатся различать изученные объекты в природе на таблицах; давать определения понятиям: зигота, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие, этапы развития животных, сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

типы постэмбрионального развития животных,

Практическая работа № 3: « Прямое и непрямое развитие насекомых»

Устный опрос. Письменный отчет по проделанной работе

Пар. 19, вопросы с. 140, № 13-письменно

33

Организм как единое целое.

Клетка, ткань, орган, система органов, рост, развитие, размножение, жизнедеятельность организмов.

Научаться объяснять сущность взаимосвязи клеток, тканей и органов в организме; устанавливать связи между биологическими процессами, различать изученные объекты

познавательные общеучебные: использовать приемы работы с информцией, выполнять поиск и отбор необходимой информации, систематизировать ее, формулировать проблему; логические: осуществлять поиск информации, расширяющей представления о жизнедеятельности живых организмов; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.

Называют единицы строения живых организмов. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения органов живого организма и функциями, который он выполняет.

Фронтальный опрос.

Пар. 20, вопросы с. 143. Подготовиться к итоговой контрольной работе.

34

Итоговая контрольная работа по курсу «Живой организм»

Питание, пищеварение, дыхание, кровообращение, выделение, обмен веществ, нервная система, эндокринная система, ткань, орган.

научаться применять полученные знания в самостоятельной работе, объяснять роль растений и животных в жизни человека.

познавательные: владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу, планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи. Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности, понимать необходимость учения, осознавать свои возможности.

Итоговая работа в нескольких вариантах из заданий разного вида:

- с выбором одного правильного ответа

- на соответствие

-на заполнение сравнительных таблиц

- на нахождение ошибок в приведенном тексте

- выполнение задания с развернутым ответом

Пар. 21, повторить термины с. 145.

35

Обобщение и повторение по теме: «Строение и свойства живых организмов»

Живые организмы, их строение, свойства. Жизнедеятельность живых организмов.

должны уметь различать изученные объекты живой природы, ткани, органы, системы органов; описывать основные процессы жизнедеятельности.

познавательные:

общеучебные - использовать приемы работы с информацией: отбор, систематизацию, обобщение; логические - устанавливать причинно-следственые связи; коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание, использовать речь для регуляции своих действий; регулятивные - ориентироваться в содержании и заданиях учебника, тетради. Личностные: владеть способами самоорганизации учебной деятельности, умение ставить цель, планировать учебную деятельность, проводить самооценку.

Объясняют сущность взаимосвязи органов живого организма, принципы его регуляции, а так же взаимосвязь организма с окружающей средой.

Беседа.

Повторить пройденные темы.


© 2010-2022