О методическом пособии Виртуальные экскурсии в природу

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О методическом пособии «Виртуальные экскурсии в природу»

Составитель: Черногородова Л.А. chernogorodova.mila@mail.ru

Учитель биологии высшей квалификационной категории

МКОУ «Косьинская СОШ»,Свердловская обл.,г. Нижняя Тура, пос. Косья, ул.Ленина 35.

Введение

У каждого учителя биологии в его календарно - тематическом планировании есть экскурсии с выходом на природу. Но это оказывается не всегда осуществимо: нехватка времени, отсутствие транспорта и пр. Экскурсии ограничены временными рамками урока. Часто сложно организовать экскурсию и из-за погодных условий.

Экскурсии есть и в планах преподавателей дополнительного образования. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала дополняющих, иллюстрирующих, более полно раскрывающих тему, отраженную в других видах методической продукции. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные экскурсии.

Информация о виртуальных экскурсиях в природу в интернет - сети представлена довольно скудно. На сайте festival.1september.ru/articles/563486/ помещена интересная работа Буторовой Светланы Геннадьевны, учителя химии, «В мир виртуальных экскурсий». На сайте «Сеть творческих учителей» - существует творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий. Много виртуальных экскурсий в музеи, театры, по городам и странам. Виртуальные экскурсии в природу мне не встретились.

За много лет работы у меня накопился ценный фотоматериал, снятый на экскурсиях Школы дикой природы. (Ежегодно, с1995 г., группа учеников нашей школы 5-8 человек на базе нашей школы в течение 18 дней, летом занимаются исследованиями в дикой природе. На занятиях Школы дикой природы учащиеся не только узнают флору и фауну Урала, но и собирают богатый дидактический материал для кабинета биологии, экспонаты для школьного музея). Эти фотоматериалы позволили мне создать комплект презентаций в формате Power Point, который можно рассматривать как методическое пособие «Виртуальные экскурсии в природу». Это - вспомогательный материал, дополняющий реальную экскурсию.

Данная работа отвечает на вопросы:

1.Как в условиях городской школы, недостатке времени, познакомить детей с объектами живой природы, дать определенный объем натуралистических знаний.

2.Как электронные средства могут оказать помощь учителю?

3.В чем преимущества виртуальных экскурсий для учителя и учащихся?

Считаю, что за виртуальными экскурсиями в природу - будущее.



Основная часть

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В любом случае нужно помнить о том, что хорошо и правильно составленная виртуальная экскурсия - это возможность развить и повысить интерес к изучению предмета! Что значит - правильно составленная ? Что необходимо учесть при подготовке методического пособия?

Подробнее о том, как создавались виртуальные экскурсии:

1.Вначале выбираю идею, например: «Весна. Первоцветы». Определяю цели и задачи экскурсии. Задача экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы. Целями экскурсии могут быть:

  • Знакомство с природой Урала

  • Воспитание любви и уважения к своей малой родине

  • Экологическое воспитание

  • Эстетическое воспитание

  • Расширение кругозора, получение дополнительных знаний.

2.Собираю в отдельную папку все фото на тему весны, первоцветов. Проводится отбор и изучение экскурсионных объектов.

3.Подбираю текст. Его должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый рассказ. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

4.Начинаю монтаж презентации: захожу в программу Мicrosoft Office Power Point.

Начинаю создавать слайды: копирую из папки «Весна. Первоцветы» фото и переношу их на слайд. Подбираю соответствующий макет. Таким образом, составляется видеоряд.

Первый слайд - название презентации, затем следует введение в тему, цели, задачи. После основной части, которая несет информацию по заявленной теме, следует проверка знаний в виде теста, ответы к нему. Конечно, виртуальная экскурсия не должна быть сухим изложением знаний. В связи с этим в нее всегда должны быть включены элементы игры, эксперименты.

5.Подбираю интересное домашнее задание. Например:

«Когда расцветают подснежники, восторженные поэты пишут прекрасные стихи о них, художники - красивые картины, музыканты сочиняют божественную музыку, фотографы делают неповторимые снимки. Получаются чудесные творения! Попробуйте и вы! Это могут быть фотографии, плакаты в защиту первоцветов, собственные стихи, рисунки на весеннюю тему и др. Желаю вам творческих успехов!»

6.Указываю источники информации, адрес школы и электронной почты, дата создания методической продукции.

7.Подбираю дизайн и анимацию.

Комплект «Виртуальные экскурсии в природу» включает в себя следующие презентации:

1.Весна. Первоцветы.

2.Обитатели временных водоемов.

3.Водные и околоводные растения.

4.Рыбы уральских рек

5.Экскурсия в места обитания бобров.

6.Орхидеи уральского леса.

7.Экскурсия в сосняк.

8. Экскурсия в ельник.

9. Грибы.

10.Кто ходит по лесу зимой?

11.Памятник природы «Елкинские скалы».

12. Бабочки.

13.Лишайники

После экскурсий запланирован необходимый объем практических работ. Практические работы требуют определенной подготовки, проводить их лучше после реальной экскурсии, на которой можно собрать материалы для исследования. Само исследование лучше производить лабораторно. Темы практических работ:


  1. Определение крахмала в подземных органах первоцветов.

  2. Знакомство с грибами, собранными на экскурсии. Работа по определению видов.

  3. Изучение спор и мицелия гриба методом микроскопирования.

  4. Составление пищевой сети ельника.

  5. Составление пищевой сети сосняка.

  6. Определение хвойных деревьев по коре, иголкам и шишкам.

  7. Определение возраста елового подроста.

  8. Определение возраста рыбы по чешуе методом микроскопирования.

  9. Составление презентации по теме «Речной бобр».

  10. Изучение кожицы плавающего листа под микроскопом.

  11. Обнаружение крахмала в корневищах водных растений.

  12. Обнаружение наружных жабр у личинок стрекоз.

  13. Изучение разнообразия «домиков» у личинок ручейника.

  14. Изучение внешнего строения прудовика и беззубки.

  15. Составление пищевых сетей водоема.

  16. Изготовление буклетов.

  17. Очистка от мусора мест отдыха туристов в памятнике природы.

  18. Обнаружение чешуек крыла бабочки методом микроскопирования.

  19. Строение фасеточного глаза насекомого.

Порядок действий таков:

1.Реальная экскурсия с детьми во внеурочное время, на занятиях дополнительного образования: Школа дикой природы, юннатские кружки, внеурочная деятельность по программе ФГОС «Тропинка в природу» и другие объединения экологического направления. Сбор объектов для практической работы по теме экскурсии.

2.Практическая работа в кабинете биологии на занятиях дополнительного образования (углубление знаний).

3. Виртуальная экскурсия в кабинете биологии на занятиях дополнительного образования (как повторение и закрепление).

4. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.

В качестве закрепления проводится тестирование по теме экскурсии.


5. Учащиеся получают интересные домашние задания.

Заключение

Ценность методического пособия «Виртуальные экскурсии в природу» заключается в том, что при его изготовлении использовались многолетние наблюдения за природой, богатый накопленный фотоматериал, собранный лично учителем биологии и учащимися Школы дикой природы на экскурсиях. Это пособие вобрало в себя все интересные моменты экскурсий, оно знакомит всех желающих с красотой и многообразием нашей уральской природы. Все презентации содержат интересные сведения о различных представителях царства грибов, растений и животных Свердловской области, видах, занесенных в Красную книгу.

Созданная система виртуальных экскурсий дает ряд преимуществ:

  • объекты показаны крупным планом, видны всем, можно использовать даже микрообъекты;

  • четко укладываемся в рамки урока;

  • не зависим от погодных условий;

  • учащиеся становятся соучастниками учебного процесса;

  • не наносим вред природе, прививаем любовь ко всему живому;

  • компьютерная техника позволяет в рамках урока рассмотреть разные объекты, которые подчас трудно найти в природе.

  • сочетание виртуальной экскурсии с практической работой, наилучшим образом способствует решению учебных и воспитательных задач, предъявляемых к уроку-экскурсии.

Несколько советов по применению предложенных презентаций, хотя каждый учитель сможет самостоятельно определить им место в своей работе:

1. Внеурочная деятельность учащихся, интересующихся изучением родной природы, на занятиях дополнительного образования .

2.Виртуальные экскурсии содержат богатый материал для составления рефератов, исследовательских работ натуралистического содержания, т.к. «работают» в качестве определителей.

3. Виртуальные экскурсии целиком, или их фрагменты, можно с успехом применять на уроках биологии в 7 классе. В них представлены живые организмы из царства Грибов, Растений, Животных, что соответствует курсу 7 класса «Многообразие живых организмов». В 7-ом классе, по новой программе, цветковые растения, и их классификация изучаются, к сожалению, в зимний период. Задача виртуальной экскурсии: ознакомить учащихся с миром цветковых растений окружающей местности, понять причину их разнообразия. Мне они помогают провести урок более качественно, ведь на кадрах - картины родной природы и сами ребята - участники экскурсий.

4. Методическое пособие можно использовать на классных часах, декадниках по биологии. Например, в презентации «Кто ходит по лесу зимой», содержится игра «Следопыт», которую можно использовать во внеклассной работе. В презентации «Рыбы уральских рек» помещена шуточная викторина, в которой по описанию нужно узнать вид рыбы.

5. Виртуальная экскурсия «Весна. Первоцветы». Проведите ее совместно с учителем литературы и организуйте конкурс чтецов стихов на тему весны.

6. Виртуальные экскурсии «Грибы», «Рыбы уральских рек», «Кто ходит по лесу зимой», «Экскурсия в места обитания бобров» будут интересны и учащимся начальной школы.

7. Презентации «Экскурсия в ельник», «Экскурсия в сосняк», «Обитатели временных водоемов» можно использовать в 11классе, при составлении пищевых сетей данных биоценозов.

8. Данное методическое пособие я с успехом применяла на летних занятиях Школы дикой природы, на занятиях по программе ФГОС «Тропинка в природу» в начальной школе, на уроках и во время декадников по биологии. Виртуальные экскурсии в преподавании биологии дают возможность соприкоснуться с миром уральской природы, почувствовать ее красоту и многообразие. Таким образом, применение данного пособия позволит учителям биологии, экологии и дополнительного образования сделать свою работу интересней и результативней, а учащиеся от этого только выиграют.

Источники информации:

Амфибии и рептилии Среднего Урала (справочник -определитель),Екатеринбург, Сократ,2007

Атлас охотничьих и промысловых птиц и зверей. Том 2.Звери. Изд.-во Академии наук СССР.1

Бабочки Среднего Урала (справочник -определитель),Екатеринбург, Сократ,2007

Биологические экскурсии. Измайлов И.И., Михлин В.Е., Шашков Э.В. - М.: Просвещение, 1993.

Грибы Среднего Урала (справочник -определитель),Екатеринбург, Сократ,2007

Деревья и кустарники Среднего Урала (справочник - определитель) Екатеринбург, Сократ,2006.

Жуки Среднего Урала ( справочник - определитель) Екатеринбург, Сократ, 2008.

Зоологические экскурсии. Б.Е. Райков, М.Н. Римский - Корсаков - М. : Топикал, 1994

Красная книга Среднего Урала. Изд-во Урал.ун-та,1996.

Красная книга Свердловской области.Екатеринбург, Баско,2008

Лекарственные растения Среднего Урала (справочник - определитель) Екатеринбург, Сократ,2006

Млекопитающие Среднего Урала (справочник - определитель) Екатеринбург, Сократ,2006

Определитель сосудистых растений Среднего Урала. РАН, Институт экологии растений и животных. М: Наука,1994

Особо охраняемые природные территории Свердловской области. УНЦ АН СССР,1985.

Птицы Среднего Урала (справочник - определитель) Екатеринбург,Сократ,2007

Рыбы Среднего Урала (справочник - определитель) Екатеринбург, Сократ,2006

Травянистые дикорастущие растения Среднего Урала (справочник - определитель), Екатеринбург, Сократ,2006

Учебно - полевая практика по зоологии позвоночных. Дерим-оглу Е.Н., Леонов Е.А. М:,Изд.-во Просвещение,1979.

Школьные походы в природу. М.А. Папорков, М.: Учпедгиз,1965



  • ru.wikipedia.

  • bio.1september.ru

  • zoobot.ru/strekozy-odonata

  • wildportal.ru

  • ribak66.3dn.ru/

  • plantarium.ru

  • lepidoptera.ru



  • o-prirode.














7


© 2010-2022