• Преподавателю
  • Биология
  • Методические материалы в помощь учителю при подготовке к теме Эволюционное учение и развитие жизни на Земле (9-11 классы)

Методические материалы в помощь учителю при подготовке к теме Эволюционное учение и развитие жизни на Земле (9-11 классы)

Методические материалы в помощь учителю при подготовке  по теме "Эволюционное учение и развитие жизни на Земле" содержат: основные понятия изучаемой темы, описание основных закономерностей эволюционного процесса, законы и доказательства эволюционного процесса, примеры проявления законов и закономерностей эволюционного процесса, протекакющие в  природе. Материалы могут быть полезны педагогу на этапах закрепления, проверки знаний учащихся после изучения темы, а также при подготовке к испытаниям го...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические материалы по теме:

«Эволюционное учение и развитие жизни на Земле».

1)Эволюция - закономерный процесс исторического развития живой природы с момента самого возникновения жизни на нашей планете до настоящего времени.

2)Авторы эволюционного учения- 1.Ж.Б.Ламарк

2.Ч.Дарвин

3)Движущие силы эволюции

1.борьба за существование- совокупность многообразных и сложных взаимоотношений

,существующих между организмами и условиями среды.

  • внутривидовая (самая напряженная )

  • межвидовая

  • с неблагоприятными условиями среды.

2.наследственная изменчивость- способность приобретать новые признаки.

  • наследственная (мутационная , генотипическая ) -материал для естественного отбора ,повышает генетическое разнообразие .

  • ненаследственная (модификационная , фенотипическая )- не передается , проявляется в пределах нормы реакции.

  • комбинативная- при половом размножении появляются новые комбинации генов.

3.естественный отбор- это выживание наиболее приспособленных; сохранение особей с

полезными им признаками.

  • движущий- в меняющихся условиях, приводит к появлению новых видов.

  • стабилизирующий- в постоянных условиях, поддерживает старую форму.

  • половой- в любых условиях , для размножения.

4)Результат эволюции

  • новые видов

  • многообразие видов

  • приспособленность организмов.

Эволюция бывает:

  • Микроэволюция- это образование видов.

  • Макроэволюция- это образование крупных систематических групп. (семейств, родов ,и т.д.)

5)Факторы эволюции

  • Естественный отбор - направляющий

  • Изоляция

  • Мутация

6)Главные направления эволюции

  • Арогенез (ароморфоз- это крупные изменения в строении организмов ,позволяющие

освоить новые ресурсы или новую среду обитания )

  • Аллогенез (идиоадаптация- это мелкие изменения в строении ,позволяющие

Приспособиться к конкретным условиям среды )

  • Катагенез (общая дегенерация - это упрощение в строении организмов ,связанное с

паразитизмом или сидячим образом жизни )

7)Закономерности эволюционного процесса

  • Дивергенция-процесс расхождения признаков у генетически близких жизненных форм

в результате приспособления к разным условиям существования.

Гомологичные органы- соответствующие друг другу по происхождению

и строению , независимо от выполняемых функций.

(лист у растений: усики у гороха, иглы барбариса , колючки у кактуса )

(побег: корневище у ландыша ,клубни у картофеля ,донце у лука )

(конечность у млекопитающих: копыто у лошади ,ласты у кита ,крыло у

Летучей мыши ).

  • Конвергенция-возникновение сходных приспособлений к одинаковым условиям

существования у далеких в систематическом отношении организмов

на базе различных по происхождению органов.

Аналогичные органы-органы ,выполняющие сходную функцию ,

но разное строение и происхождение.

(крыло :бабочки -вырост покровов тела ,птицы -видоизменение

Конечности ,летучей мыши -складка кожи)

(конечности крота и медведки -копательная )

(жабры рака и рыбы ).

  • Параллелизм-форма конвергентного развития, свойственная генетически близким видам.

(класс млекопитающие: отряд ластоногие и китообразные- ласты )

8)Правила эволюции

  1. Необратимости

2.Чередования главных направлений эволюции

9)Доказательства эволюции

1.сравнительно-анатомические - сходство строения.

2.эмбриологические - сходство зародышей.

3.палеонтологические -наличие ископаемых переходных форм

организмов.

4.рудименты -органы ,утратившие свои функции (ушные мышцы у

человека, аппендикс , третье веко ).

5.атавизмы -органы ,не характерные для вида ,но существующие у

предков (волосатость и многососковость , хвостатость у человека )

10)Эволюция растений

Бактерии- цианеи(сине-зеленые водоросли )-водоросли-псилофиты-споровые(мхи,хвощи,плауны,

папоротники)-семенные папоротники -голосеменные -покрытосеменные

11)Эволюция животных

Прокариоты (бактерии бродильщики - бактерии фотосинтетики )-одноклеточные эукариоты- колониальные эукариоты -кишечнополостные-губки -черви-бесчерепные-рыбы (хрящевые -костные) -кистеперые рыбы-амфибии(или земноводные) -стегоцефалы -рептилии (или пресмыкающиеся )- млекопитающие и птицы.

12)Эволюция размножения

Бинарное деление -коньюгация одноклеточных -наружное (или внешнее ) оплодотворение-внутреннее оплодотворение -живорождение.



© 2010-2022