- Преподавателю
- Биология
- Контрольный срез по биологии 11 класс
Контрольный срез по биологии 11 класс
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Патокина Н.В. |
Дата | 10.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Срез по биологии 11 класс.
Тест состоит из частей А, В, С. На его выполнение отводится 45 мин. Часть А включает 15 заданий, часть В - 3 задания, часть С - 2 задания.
I вариант.
Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только 1 верный. Выберите верный по Вашему мнению ответ.
А1. Согласно взглядам Ж.Б. Ламарка, движущей силой эволюции организмов является:
-
постепенное усложнение строения организмов в ходе градации;
-
стремление организмов к совершенствованию;
-
борьба за существование;
-
наследственная изменчивость.
А2. Элементарной единицей эволюции является:
-
отдельный вид;
-
отдельная особь данного вида;
-
отдельная популяция данного вида;
-
группа близкородственных популяций одного вида.
А3. Макроэволюция приводит к:
-
изменению генотипов отдельных особей в популяциях;
-
обособлению популяций;
-
изменению генофондов популяций и образованию новых видов;
-
формированию новых родов, семейств, отрядов, классов и т.п.
А4. Органы, развивающиеся из одинаковых эмбриональных зачатков, - это:
-
гомологичные органы;
-
аналогичные органы;
-
рудименты;
-
атавизмы.
А5. Элементарным материалом для эволюции служит:
-
генофонд особей популяции;
-
генотип отдельной особи в популяции;
-
генотип нескольких особей в популяции;
-
генетическая изменчивость особей популяции.
А6. Эволюционный успех систематической группы в ходе эволюции, приводящий к увеличению численности и расширению ареала - это:
-
биологический прогресс;
-
биологический регресс;
-
ароморфоз;
-
идиоадаптация.
А7. Крупнейшим ароморфозом в истории растительного мира на Земле явилось:
-
развитие стержневой и мочковатой корневых систем;
-
возникновение листьев разной формы и размера;
-
возникновение цветков и плодов;
-
возникновение разнообразных способов распространения плодов и семян.
А8. К эмбриологическим доказательствам эволюции относятся:
-
явление гомологии органов;
-
проявление атавизма;
-
сходство зародышей у организмов разного вида;
-
наличие рудиментарных органов.
А9. Случайные ненаправленные изменения частот аллелей в популяции - это:
-
мутации;
-
дрейф генов;
-
популяционные волны;
-
наследственная изменчивость.
А10. К одному из результатов эволюции относится:
-
борьба за существование;
-
изменчивость организмов;
-
естественный отбор;
-
многообразие видов.
А11. Сложные взаимоотношения особей одной популяции, нуждающихся в одинаковой пище, одинаковых условиях существования, является проявлением:
-
борьбы с неблагоприятными условиями существования;
-
внутривидовой борьбы за существование;
-
межвидовой борьбы за существование;
-
творческой роли естественного отбора.
А12. К движущим силам эволюции относится:
-
многообразие видов;
-
постепенное усложнение и повышение организации живых существ;
-
наследственная изменчивость;
-
возникновение приспособленности.
А13. Фактором эволюции, имеющим направленный характер, является:
-
наследственная изменчивость;
-
миграция особей;
-
популяционные волны;
-
естественный отбор.
А14. Усложнение строения древних земноводных по сравнению с рыбами способствовало вступлению земноводных на путь:
-
крупных ароморфных изменений;
-
частных приспособлений к среде обитания;
-
усиления внутривидовой борьбы за существование;
-
биологического регресса.
А15. Согласно взглядам Ч.Дарвина, движущими силами эволюции являются:
-
постепенное усложнение строения организмов в ходе эволюции;
-
стремление организмов к совершенствованию;
-
наследование благоприобретенных признаков и естественный отбор;
-
наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Часть В.
В задании В1 выберите 3 верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В1. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?
а) редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;
б) появление полового размножения;
в) возникновение семян у голосемянных;
г) приобретение покровительственной окраски у щуки;
д) возникновение теплокровности;
е) возникновение длинной шеи у жирафа.
Ответ:________________________
В2. Установите соответствие между формой естественного отбора и ее особенностями.
Особенности
Форма естественного отбора
-
Выступает в качестве творческой силы эволюции.
-
Наблюдается в том случае, если условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными.
-
Создается впечатление, что популяция или вид не изменяются.
-
От поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении.
А) движущая форма естественного отбора.
Б) стабилизирующая форма естественного отбора.
1.
2.
3.
4.
В3. Установите последовательность явлений.
а) выживание особей, у которых признаки строения больше соответствуют условиям существования;
б) обеспечивание генетической гетерогенности популяции;
в) непрерывный процесс возникновения новых мутаций;
г) возникновение приспособленности к данным условиям существования;
д) оставление многочисленного потомства особями, признаки строения которых больше соответствуют условиям существования.
1.
2.
3.
4.
5.
Часть С.
С1. Объясните цели осенней и весенней вспашки полей, прополки, прореживания с точки зрения эволюционной теории.
С2. В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
Срез по биологии 11 класс
Тест состоит из частей А, В, С. На его выполнение отводится 45 мин. Часть А включает 15 заданий, часть В - 3 задания, часть С - 2 задания.
II вариант.
Часть А.
A1. Согласно взглядам К.Линнея, виды организмов, в основном, возникли в результате:
-
прямого воздействия условий среды;
-
акта Божественного творения и гибридизации друг с другом;
-
постепенного усложнения в ходе эволюции;
-
наследственной изменчивости и гибридизации.
А2. Органы, развивающиеся из различных эмбриональных зачатков, но выполняющие сходные функции у различных организмов, - это:
-
гомологичные органы;
-
аналогичные органы;
-
рудименты;
-
атавизмы.
А3. Эволюционный упадок систематической группы в ходе эволюции, приводящий к уменьшению численности и сокращению ареалов, - это:
-
биологический прогресс;
-
идиоадаптация;
-
общая дегенерация;
-
биологический регресс.
A4. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:
-
стихийным;
-
дизруптивным;
-
стабилизирующим;
-
движущим.
А5. Многообразие видов живых организмов является результатом:
-
активного мутационного процесса;
-
эволюции;
-
межвидовой борьбы;
-
комбинативной изменчивости.
А6. Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями, называют:
-
дрейфом генов;
-
естественным отбором;
-
мутационной изменчивостью;
-
волками жизни.
А7. К палеонтологическим доказательствам эволюции относятся:
-
ископаемые переходные формы организмов;
-
атавизмы, проявляющиеся у разных групп организмов;
-
сходство зародышей у организмов разного вида;
-
наличие рудиментарных органов.
А8. Мутационная и комбинативная изменчивость в популяции вызывают:
-
изменение ее генофонда;
-
сохранение ее генофонда неизменным;
-
выживание наиболее приспособленных особей;
-
гибель наименее приспособленных особей.
А9. Ароморфозом, способствовавшим выходу позвоночных животных на сушу, было появление:
-
полового размножения;
-
двухкамерного сердца;
-
легочного дыхания;
-
теплокровности.
А10. Микроэволюция - это:
-
происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов;
-
незначительные эволюционные изменения;
-
эволюция микроорганизмов;
-
эволюция биоценозов.
А11. А.Н.Северцовым впервые были определены:
-
движущие силы эволюции;
-
основные направления эволюционного процесса;
-
причины эволюции организмов;
-
причины мутаций и их роль в эволюции.
А12. Частные приспособления организмов к разным условиям среды без повышения уровня их организации - это:
-
ароморфоз;
-
дегенерация;
-
идиоадаптация;
-
мутация.
А13. Изоляция как фактор эволюции является:
-
условием генетической однородности популяции;
-
условием генетической разнородности популяции;
-
преградой для свободного обмена генами между особями разных видов;
-
преградой для свободного обмена генами между популяциями одного вида.
А14. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей в популяции выступает изоляция:
-
генетическая;
-
этологическая;
-
экологическая;
-
географическая.
А15. Результатом действия факторов эволюции в популяциях является:
-
сохранение гомозиготных особей;
-
гибель наименее приспособленных особей;
-
появление новых мутантных особей;
-
совершенствование приспособлений у особей.
Часть В.
В задании В1 выберите 3 верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В1. Элементарными эволюционными факторами в популяции являются:
а) мутации;
б) изоляция;
в) модификационная изменчивость;
г) плотность популяции;
д) недостаточная приспособленность особей;
е) естественный отбор.
Ответ:________________________
В2. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции:
Признак
Направление эволюции
1. Повышение уровня общей энергии жизнедеятельности организма;
2. Часто приводит к переходу в новую среду обитания;
3. Открывают возможность прогрессивного развития организмов без повышения уровня организации;
4. Приспособления к специальным условиям среды, полезные в борьбе за существование;
5. Эволюционное преобразование, повышающее уровень организации организма.
6. Занимают более длительные периоды после крупных эволюционных преобразований.
А) Ароморфоз.
Б) Идиоадаптация.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В3. Установите последовательность процессов и явлений:
а) возникновение репродуктивной изоляции;
б) прекращение свободного обмена генами;
в) возникновение географической изоляции;
г) накопление различных наследственных изменений в изолированных частях ареала популяции;
д) возникновение нового вида;
е) появление больших различий в генофонде изолированных популяциях;
ж) разнонаправленность действия естественного отбора в разных условиях среды.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Часть С.
С1. В пойме нижней Волги образовались виды щетинника, которые дают семена до разлива реки или после него. Какой это способ видообразования? Как это происходит.
С2. Как объяснить возникновение рудиментарных глаз у крота с точки зрения эволюции
Ответы. Контрольный срез . 11класс
Часть А. Правильный ответ-1 балл
Часть В. Правильный ответ-2 балла
Часть С. Правильный ответ-3 балла
Общее количество баллов, которое может набрать ученик - 27 баллов.
Оценка «3» ставится, если ученик набрал не менее 15 баллов,
«4» - не менее 20 баллов,
«5» - не менее 24 баллов
Вариант №1 Вариант №2
-
2 1-2
-
3 2- 2
-
4 3-4
-
1 4- 3
-
4 5-2
-
1 6-2
-
3 7-1
-
3 8-1
-
2 9-3
10- 4 10-1
11- 2 1 1-2
12-3 12-3
13- 4 13-4
14- 1 14-4
15- 4 15 -4
Часть В
В1- Б, В, Д. В1-А, Б, Е
В2- А, Б, Б, А В2-А, Б, Б, Б, А, Б
В3- В, Б, А, Г, Д В3- В, Б, Ж, Е, Г, А, Д
Часть3