«И лес нам стал дорог и мил. .. »

Способствовать развитию интереса к биологии. Развивать внимание, все виды памяти, речь, логическое мышление. Продолжить формирование умений работать с учебником, с дополнительной литературой, выделять главное, решать творческие задачи. Тип урока: комбинированный с применением ИКТ. Форма урока: урок-путешествие. Межпредметные связи: экология и география. Оборудование и обеспечение урока: таблица «Размножение сосны»; презентация «И лес нам стал дорог и мил.»; веточки хвойных растений, шишки, кедровые орешки, украшения из янтаря, можжевеловый спил, пена для ванн на основе масла пихты и можжевельника, зубная паста «Кедровый комплекс», фотографии растений, выставка работ учащихся «Голосеменные растения», таблица «Сравнительная характеристика хвойных (на каждой парте), «Лист контроля знаний». УМК:     7 класс «Биология. Многообразие живых организмов»; В.Б. Захаров, Н.И. Сонин;  РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по биологии «Многообразие организмов» 7 класс. – Спб.: Издательство «Паритет» Техническое обеспечение:  ПК, демонстрационный экран, проектор. Структура урока: Организационный момент - 1 мин.Проверка знаний учащихся – 5 минИзучение нового материала – 25 мин  Физминутка – 1минЭтап первичной проверки понимания изученного – 3 минДомашнее задание – 1мин.Итог урока – 7 минРефлексия  - 1мин
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Тема: «И лес нам стал дорог и мил...» (Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение)

Ф.И.О. Поспелова Елена Николаевна

Место работы: МБОУ №1 п. Восточный, Сосьвинский ГО Должность: учитель химии и биологии

Предмет: биология

Уровень образования школьников: 7 класс

Продолжительность урока: 45минут

Тема и номер урока в теме: « Отдел Голосеменные растения » урок №2

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, парная, индивидуальная.

Цель урока: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные: дать представление о многообразии голосеменных растений, показать их роль в природе и практическом значении для человека. Обобщить знания по изученной теме, уделив внимание приспособленности растений.

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

  • Развивающие: способствовать развитию интереса к биологии. Развивать внимание, все виды памяти, речь, логическое мышление. Продолжить формирование умений работать с учебником, с дополнительной литературой, выделять главное, решать творческие задачи.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ.

Форма урока: урок-путешествие.

Межпредметные связи: экология и география.

Оборудование и обеспечение урока: таблица «Размножение сосны»; презентация «И лес нам стал дорог и мил.»; веточки хвойных растений, шишки, кедровые орешки, украшения из янтаря, можжевеловый спил, пена для ванн на основе масла пихты и можжевельника, зубная паста «Кедровый комплекс», фотографии растений, выставка работ учащихся «Голосеменные растения», таблица «Сравнительная характеристика хвойных (на каждой парте), «Лист контроля знаний».

УМК: 7 класс «Биология. Многообразие живых организмов»; В.Б. Захаров, Н.И. Сонин; РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по биологии «Многообразие организмов» 7 класс. - Спб.: Издательство «Паритет»

Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.

Структура урока:

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Проверка знаний учащихся - 5 мин

  3. Изучение нового материала - 25 мин

  4. Физминутка - 1мин

  5. Этап первичной проверки понимания изученного - 3 мин

  6. Домашнее задание - 1мин.

  7. Итог урока - 7 мин

  8. Рефлексия - 1мин

Ход урока:

1.Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших добрых глаз.

  1. Проверка знаний учащихся:

На предыдущем уроке вы познакомились с отделом Голосеменные.

Давайте вспомним:

  1. Каковы особенности строения голосеменных растений? Почему так назван отдел?

  2. Приведите примеры голосеменных растений.

  3. Назовите особенности строения хвойных.

  1. Изучение нового материала.

Мотивация учебной деятельности:

Учитель: мы продолжаем изучение растений отдела Голосеменные. Ваша оценка зависит от активной творческой работы на уроке. Перед вами на парте лежит «Лист контроля знаний», куда в течение урока вы будете вносить баллы на каждом этапе урока.

Цель нашего урока: Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Демонстрация презентации «Систематика голосеменных растений». Работа с «Классификацией отдела Голосеменные растения» (на каждой парте)

- Сколько классов включает отдел?

- Перечислите семейства каждого класса.

-Запишите в тетрадь названия классов голосеменных.

Отдел голосеменных растений объединяет около 800 видов. Ныне живущиеголосеменные относят к четырем классам: Саговниковые, Гнетовые, Гинкговые и Хвойные.

Сообщение учащегося «А знаете ли вы ,что…»

Гинкго - древнее голосеменное растение, ныне сохранилось только в Японии, Корее, Китае. По лесам из гингко когда-то прогуливались динозавры. Это красивые деревья, высотой до 30м, со светлым стволом, листья похожи на веер.
Саговники, их расцвет приходится на эпоху динозавров. Их обычно называют саговыми пальмами.

Внешне это пальмовидные деревья от 1 до 7 метров в высоту, перистые листья длиной до 5-6 метров отходят прямо от корневища. На верхушках стеблей развиваются огромные шишки (до 1 метра).

Гнетумы-к ним относится Вельвичия удивительная , напоминающая пень, от которого отходят два лентовидных листа, достигающих 6м в длину и 1,8 м в ширину. Они нарастают от основания, расщепляясь на ленты. Возраст листа достигает 2000 лет.

Более подробно мы остановимся на изучении класса Хвойные.

Наш урок будет проходить в виде урока-путешествия. Наш маршрут будет проходить со следующими остановками: « Историческая», « Географическая»,

«Биологическая», « Исследовательская».

Станция « Историческая» (на фоне музыки «Вальс о Восточном»)

Учитель: В этом году наш поселок отмечает 65 лет со дня основания. И сейчас мы с вами вспомним, как это начиналось…

Три года как закончилась война. Стране необходим был строительный материал. И тогда решено было на Урале открыть леспромхозы.

Были Марковы горы, ни дорог, ни тропы,

Но пришли лесорубы - началось с той поры

Рос рабочий поселок - только дым в облаках,

А кругом голубая, голубая тайга.

Все было действительно так.

Ученик - историк: Все было действительно так. В Российском государстве, в уральском царстве, на славной р. Туре, чьи воды бороздили струги Ермака, на том месте, где скрывался в густых лесах на крутом берегу разбойник, Марко, наводивший страх на проплывавших со своим товаром купцов, селение зародилось. Воздвигнуто оно было лесорубами и Восточным названо. Народу тут съехалось с разных концов царства-государства видимо-невидимо и всяк со своим умением и мастерством. В 1948 году приехали первые покорители тайги с разных мест и открыли леспромхоз. Среди них были Дубовкины, Щипачевы, Кайбелев, Гордиенко и первый начальник Петр Меленович Ремезов.

Дата рождения поселка 27.07.1949г., когда вышел приказ №154 по тресту «Свердллес» об организации Отрадновского ЛПХ. За время существования предприятия стали известными имена и фамилии лучших рабочих, руководителей, героический труд которых был отмечен высокими государственными наградами. Среди них: Герой социалистического труда Бачинин Иван Елисеевич (моторист электропилы); Герой социалистического труда, Лауреат Государственной премии Шумков Владимир Михайлович (оператор полуавтоматических линий на раскряжевке хлыстов); кавалер Ордена Трудового Красного знамени, Почётный житель посёлка Восточный Шимова Зинаида Петровна (начальник цеха древесно-волокнистых плит).

Ты родиной стал нам, Восточный,

Нам музыка - шум бензопил.

Сроднились и свыклись мы с запахом сосен,

И лес стал нам дорог и мил.

На школы, больницы и клубы,

На шахты, заводы и ГЭС

Ведут эшелоны от нас, лесорубов,

Зеленое золото - лес.

Край зеленый, лесной простор

Ветер свежий с Уральских гор

Там ведет по душам разговор

С лесорубом сосновый бор.

Станция «Географическая»

Ученик: Посёлок Восточный находится на востоке от Уральских гор на Туринской равнине на левом берегу р. Туры. Территория реки была известна своими лесами и обилием болот, это связано с преобладанием здесь избыточно влажного климата. Мы живём в удивительном краю земли, на Урале. Природа здесь суровая, но никого не оставляет равнодушным. Она вдохновляет писателей и поэтов.
Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал; Как девочки, сосны босые

Сбегают с подоблачных скал.

(Л.Татьяничева)

В наших лесах растут сосна обыкновенная, ель европейская, можжевельник - кустарник с игловидными листьями и тёмно-синими шишками, сосна сибирская, лиственница сибирская.

Станция «Биологическая»

Учитель: (Релаксация) Скоро Новый год- наш любимый праздник.Закройте глаза и представьте себе Новогоднюю елку, только не искусственную, а натуральную. Чувствуете, как пахнет хвоя? Она пахнет смолой, лесом, свежестью! Такой замечательный запах бывает только у хвойных растений.

Выступления «биологов»

Сообщение 1.

Сосна сибирская. Это одни из самых древних хвойных деревьев. Они возникли 200 млн. лет назад и сохранились почти без изменений. От других сосен отличаются хвоинками, собранными в пучки по 5 и крупными бескрылыми семенами - «орехами». Семена тёмно - бурые граненые, орешки до 1 см в диаметре. Отличается от сосны обыкновенной тем, что в пучке у них по пять хвоинок, а не по две. Достигает 35 м в высоту и 1,5 м в диаметре. Кора у них буровато - серая, шишки крупные - 8 - 13 см в длину и 5 - 8 см в ширину.

Сообщение 2 .

Пихта сибирская распространена почти по всему Российскому Северу. Любит плодородные и незаболоченные почвы, холодостойка и теневынослива, чувствительна к запылённости загазованности воздуха. Живёт до 300 лет. Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев - это, пожалуй, листья. Только издалека они похожи на иголки - хвоинки. Но это узкие, 1,5 - 2 мм. плоские листочки. На разных побегах они разные. На побегах, где нет шишек, они слегка вогнуты. На побегах с шишками листья четырёхгранные с беловатыми полосками.

Станция «Исследовательская»

Учитель: А теперь познакомимся подробнее с биологическими особенностями сосны и других хвойных растений (работа с текстом)

У вас у каждого таблица «Сравнительная характеристика хвойных»:

1 ряд составляет характеристику сосны, 2 ряд - ели, 3 ряд - лиственницы.

Сравнительная характеристика хвойных.

Признаки сравнения

Сосна

Ель

Лиственница

1. Продолжительность жизни дерева

2. Высота дерева.

3.Отношение к почве.

4.Отношение к свету.

5.Продолжительность жизни хвоинок.


Проверка заполнения таблицы.

Цель: выявить пробелы на данном этапе работы.

Сравнительная характеристика хвойных

Признаки сравнения

Сосна

Ель

Лиственница

1. Продолжительность жизни дерева

350-400лет

до 250 лет

до 400-500 лет

2. Высота дерева.

30-40 метров

более 40 метров.

30 метров

3.Отношение к почве.

По отношению к почве сосны не требовательны. Они растут на скалах, на болотах и песках.

Ель требовательна к почве и хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве

Она может расти на сухих песках, каменистых и заболоченных почвах.

4.Отношение к свету.

Сосна очень светолюбива, поэтому ее нижние ветви довольно рано отмирают.

более теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев.

Светолюбивое дерево.

5.Продолжительность жизни хвоинок.

2-3 года.

5-7 лет.

лиственница на зиму сбрасывает хвою.

Физкультминутка Цель: отвлечь детей от умственного труда и провести комплекс упражнений для укрепления здоровья.

Учитель: Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней..

(Стоя на одной ноге, потягиваемся - руки вверх, потом тоже, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперед-назад)
Ветки гнутся взад - вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души,
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты)

Учитель: Чтобы лес всегда был, необходимо знать какую пользу приносит каждое дерево в природе и в жизни человека.

Выступления учащихся «специалистов»

Учитель: Во время выступления «специалистов» необходимо заполнить таблицу в тетради «Значение голосеменных растений в природе и жизни человека» (р.т. №3 стр.45)

Выступления «лесничих»

Сообщение 1 .Сосна обыкновенная.

Благодаря мощным, длинным и разветвлённым корням сосна скрепляет сыпучие пески дюн на морском побережье, не даёт весенним паводкам и дождевым потокам размывать почву. Сосны - хранители вод, под их сенью не высыхают и не мелеют реки.
Как говорили в старину: «Где сосна взошла, там и в дело пошла». А дел для неё всегда хватало. Древесина сосны прочная, используется в виде круглого леса (столбы, брёвна). В распиленном виде (балки, брусья, доски, тёс). Используется для постройки домов, в судостроении, вагоностроении, мебельном производстве. Древесина при перегонке даёт скипидар, сосновый дёготь, смолу, канифоль.Канифоль применяется при производстве красок и лаков. Без нее на бумаге нельзя писать чернилами, а мыло не мылится. Ею натирают смычки музыкальных инструментов. В хвое сосны содержатся эфирные масла, дубильные вещества, ряд микроэлементов, витамины.

Даже сосновый воздух - драгоценность. У сосны есть способность очищать воздух от бактерий. Пораненный ствол сосны обильно выделяет прозрачный золотистый сок - смолу (живицу). Застывшие и окаменевшие капли этого сока в виде природного янтаря используют для изготовления украшений.

Сообщение 2.
Сосна сибирскаяДревесина мягкая, легкая, достаточно прочная, хорошо колется и строгается, отлично полируется. Самое ценное ее свойство - она легко режется во всех направлениях, что делает ее бесценным сырьем для производства карандашей. Красивый цвет и текстура древесины позволяет использовать ее для производства мебели.

Обладая превосходными резонансными качествами, кедровая древесина применяется при изготовлении музыкальных инструментов, в частности роялей.
Хвоя кедра используется для получения витаминов, для приготовления лечебных экстрактов.
Семена кедра - питательное лакомство не только для людей, но и для животных (птиц, бурундуков, белок, соболей, медведей). «Где нет кедра,- говорят охотники, - там нет и соболя». Кедровые орешки не только вкусны, но и полезны: их ядра содержат 28% масла, а также белки, крахмал, витамины и микроэлементы.
В Сибири это дерево называют не только кормильцем, но и врачевателем. В кедровых лесах воздух практически стерилен - эфирные масла, содержащиеся в хвое, уничтожают микробов.

Сообщение 3.

Ель сибирская Главная ценность ели - её древесина. Мягкая, лёгкая, малосмолистая древесина, однородного белого цвета, волокна распределены равномерно. Она легко колется вдоль волокон и поэтому ее издавна использовали на изготовление колотых материалов (кровельная дрань). А ели с особенно ценной древесиной, обладающей резонансными свойствами, - на изготовление музыкальных инструментов. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Самые лучшие скрипки, в том числе и инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из ели. Древесина ели - лучшее сырье для получения целлюлозы, бумаги, картона, вискозы. Из еловой живицы поучают скипидар и канифоль.

Лакомятся семенами ели дятлы, мышевидные грызуны, белки и многие другие обитатели лесов.

Сообщение4.
Пихта сибирская. Лёгкая и мягкая древесина её служит сырьём для изготовления бумаги, представляет собой неплохой строительный материал. Из ветвей с хвоей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары и всевозможных кремов, зубной пасты и др. Пихтовая смола преломляет лучи света, это её свойство нашло применение для склеивания оптических стёкол в микроскопах, биноклях.

Лиственница. Особенно славится древесина лиственницы. Она очень тяжелая (свежесрубленные стволы тонут в воде), упругая, смолистая, обладает исключительно высокой прочностью, особенно в подводных сооружениях. Она без специальной пропитки идет на шпалы и практически не подвергается гниению. Используется при возведении гидротехнических сооружений, в судостроении. Она без специальной пропитки идет на шпалы и особенно хороша для подводных сооружений - причалов, мостов, платин, где, как говорится, не знает сносу.

Кажется, какое отношение имеют к лиственнице шёлковые ткани, виноградный сахар, целлофан, спирт, уксусная кислота, красители, сургуч, удобрения, корма и многие другие изделия? Оказывается, самое непосредственное. Но при помощи химических превращений.

В настоящее время из лиственницы получают лекарственные препараты, укрепляющие хрупкие капилляры при лечении гипертонической болезни.

Выступление учащегося «врача-фармацевта»

Сосна - одно из древнейших лекарственных растений, целая лесная аптека.

На Руси было принято жевать смолу сосны для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Чистую живицу (смолу) прикладывали к ране вместо бинта или пластыря. В старину разведенную спиртом живицу применяли для растирания мышц и суставов.

И сегодня хвойные деревья широко используются в народной медицине.

  • Отвар хвои употребляют в качестве противоцинготного средства. Во время ВОВ сотрудниками Ботанического института были разработаны способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокадный голод.

  • Ранозаживляющими свойствами обладают настой коры и хвои лиственницы, сосны, мази на основе пихтового масла.

  • При воспалительных процессах органов дыхания рекомендуют (применяют) отвар почек, молодых шишек и побегов сосны, ели, лиственницы.

  • При лечении почечно-каменной болезни используют отвар хвои ели, молодых побегов лиственницы, эфирное масло хвои сосны.

  • Пихтовые ванны из настоя хвои применяют для лечения простудных заболеваний и радикулита.

Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубных паст в качестве бактерицидного и дезодорирующего средства, в состав питательных кремов для кожи лица и шеи.

Выступление учащегося «эколога»

Ученые всего мира отмечают глобальное ухудшение состояния лесов, особенно хвойных, которые, как выяснилось, обладают высокой чувствительностью к загрязнителям. Хвойные растения - индикаторы загрязнения воздуха, они очень чувствительны к его чистоте, поэтому плохо живут в городах (кроме лиственницы). Наиболее чувствительна к загрязнениям ель, затем пихта и сосна, потом лиственница. В зонах сильного загрязнения хвоя приобретает темно-красную окраску, в хвоинках накапливаются ядовитые вещества, а устьица забиваются копотью. Затем хвоя отмирает и опадает, просуществовав всего 1 год. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий нашей страны. Хвойные леса необходимо беречь и охранять от пожаров, которые часто бывают по вине человека.

Взлетает в прозрачное небо дымок: Туристы в лесу разожгли костерок, И песня с дымком понеслась в высоту Про искры, что гаснут порой на лету . Туристы ушли - не потухли уголья . Тут ветер повеял с соседнего поля. Он искры раздул, загорелась трава И лес запылал, как сухие дрова . Три долгих, опасных, мучительных дня

В лесу укрощали стихию огня.

Учитель:

Каково же значение голосеменных растений?

Что вы записали в таблице «Значение голосеменных растений » (р.т. №3 стр. 45)

Значение голосеменных растений
1. Значение в природе
а) основа растительного покрова некоторых природных зон;
б) поставляют в атмосферу кислород;
в) семенами питаются животные.
2. Значение в жизни человека
а) строительный материал;
б) изготовление бумаги, картона, искусственных волокон, подобных шелку;
в) получают скипидар, спирт, канифоль, кедровое масло.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, неверные представления у учащихся.

Биологическая разминка «Верю - не верю»

1.Голосеменные - это хвойные растения.

2.Голосеменные размножаются спорами.

3.Голосеменные размножаются семенами.

4.Голосеменныепредставлены в основном деревьями.

5.Среди голосеменных нет травянистых растений.

6.Семена не покрыты оболочкой и лежат открыто.

7.Семена хвойных растений распространяются с помощью ветра.

8.Голосеменные образуют плоды.

9.В шишках созревают семена.

10.Древесина хвойных - ценный строительный материал.

Правильные ответы:1,3.4.5.6.7.9.10

Учащиеся поднимают сигнальные карточки красной или зеленой стороной.
Зеленый цвет - «утверждение верно»
Красный цвет - «не согласен с утверждением»

V.Домашнее задание:

-работа с учебником: с. 68-69, пересказ, ответы на вопросы.

-подготовить мини-сообщения или презентации на темы (по выбору):

«История одного дерева», «Мой личный вклад и вклад моей семьи в решении экологических проблем края, страны…», « Экология края» (по материалам печати).

VI. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса в целом и отдельным учащимся.

Оценка деятельности класса. Сдача листов контроля.

-Вот и закончился наш урок- путешествие, на котором мы совершили экскурс в историю основания нашего посёлка, вы вспомнили то, что было вам уже известно и узнали много нового и интересного об удивительных хвойных растениях нашего края и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

VII. Этап рефлексии.
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Ёлка настроения (учащиеся украшают ёлку розовыми, зелёными и жёлтыми шариками в зависимости от своего настроения).

- Я благодарю вас за урок. Но прежде, чем вы покинете кабинет, обратите внимание на елку, которую вы сейчас украсите разноцветными шарами. Каждый цвет символизирует ваше настроение. Для этого вы должны взять 1 шарик и прикрепить его к веточке. Я сделаю это первой, показав вам свои впечатления от работы с вами.

Образовательные результаты, которые будут достигнуты учащимися.
Учащиеся получают представление о многообразии голосеменных растений, прослеживают их роль в биосфере и жизни человека, определяют отличительные черты голосеменных

Литература:
1. А.Антонов «Малая Родина», Серов 2002

2.В. Рохлов «Занимательная ботаника», изд. «АСТ-Пресс». 1998 г.
3. В.Г.Капустин «География Свердловской области», Екатеринбург, Сократ 2006

4. Д. И. Трайтак «Книга для чтения по ботанике», М., Просвещение, 1978. Интернет - ресурсы














Приложение 1.

ЛИСТ КОНТРОЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А) ВЫСТУПЛЕНИЯ

Б) РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ, СО СХЕМОЙ


Шкала оценки:

Максимум 5 баллов.

От 12 до 15 - «5»

От 8 до 11 - «4»

Меньше 8 - «3»









Приложение 2

Лиственница (Larixsibirica) Дерево достигает высоты 30- 40 метров.
Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинками. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие; расположены спирально на удлинённых побегах и пучками на укороченных. Возраст отдельных лиственниц достигает 900 лет, но чаще 300 лет.

Ель сибирская (Piceaobovata) Высокой и стройной она вырастает лишь в том случае, если её самая верхняя почка развивается нормально. Ель растёт всю жизнь. И каждый год отрастает прямой однолетний побег. Если у молодого дерева эта почка была повреждена или срезан побег, на котором она находилась, рост главного стебля прекращается, ветви непомерно толстеют, изгибаются.

Сосна обыкновенная. (Pinus) . Деревья, достигающие сорокаметровой высоты (а бывают и восьмидесятиметровые), живут 350-400 лет. Сосны экономно расходуют влагу, встречаются иногда на скалах, стойко переносят сильные ветры,пожары, низкое плодородие почвы. Только одно пугает сосну - темнота. Ей надо много света. Как и у других светолюбивых растений, у сосны ажурная крона, хорошо пропускающая солнечные лучи. Поэтому сосновый лес светлый. Продолжительность жизни хвои 2-3 года.





Приложение 3

Сравнительная характеристика хвойных.

Признаки сравнения

Сосна

Ель

Лиственница

1. Продолжительность жизни дерева

2. Высота дерева.

3.Отношение к почве.

4.Отношение к свету.

5.Продолжительность жизни хвоинок.




17


© 2010-2022