Урок по теме Класс паукообразные

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Класс Паукообразные.

Цели урока: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.

Задачи:

Обучающие:

-расширить знания о признаках класса

-обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков класса паукообразные, показать значение пауков в природе и жизни человека;

-познакомить с многообразием представителей класса паукообразных;

-учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;

Развивающие:

-развивать познавательную деятельность через эксперимент и посредством заданий развивающего характера;

-продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы;

-формировать навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы;

-учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Воспитывающие:

- формировать у учащихся научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде.

Методы обучения: Сравнительный анализ информации, проблемно-поисковый, метод контрольных вопросов, постановка проблем.

Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, телевизор, карты с заданиями по теме, дополнительный материал для групп, учебник Биология. Животные. 7 класс, авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Москва изд. «Вентана-Граф» 2008г.

l. Организационный момент. Порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

ll.Активизация познавательной деятельности.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Тема нашего урока «Паукообразные»

Пауки всем знакомы, и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной, интересной и многообразной группе животных. В дословном переводе это кривоножка и криворучка. Слайд 1

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.

В древнейшие годы Арахна жила. Из тоненьких нитей полотна ткала. И возгордилась своими трудами, Твердо решив состязаться с богами

С богиней Афиной спор завела, Что лучше ее полотна плела! Решила Афина выткать людей. Арахна сплела море божих страстей! Слайд 2

Работа Арахны прекрасней была. Богиня со злости ее порвала! Арахну она в паука превратила, Чтоб вечно ткачиха плела паутину,

Чтоб люди труды ее вечно срывали,

Паучьи глаза ее, чтобы пугали…

Столетья прошли, но Арахна живет!

И с тем же уменьем полотна плетет!

Вот так и появилось название науки о пауках - Арахнология.

И так, сегодня на уроке речь пойдет о пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам.

III. Активизация личностных ассоциаций.

Когда вы должны найти незнакомый вам предмет, о чем вы спрашиваете? Как выглядит? Вот и мы рассмотрим особенности внешнего строения паука. Попытайтесь нарисовать паука. Изображая паука, ребята обычно испытывают ряд затруднений, не знают, как нарисовать туловище, сколько у него конечностей, глаз, есть ли усики. Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о пауках (Слайд 4)

Оформление кластера ( можно вначале записывать идеи на доске, а затем упаковать их в смысловые блоки - Слайд №5) и его обсуждение

Питание

Среда

обитания

Дыхание

Урок по теме Класс паукообразныеУрок по теме Класс паукообразныеУрок по теме Класс паукообразные

Урок по теме Класс паукообразные


Строение

РазмножениеУрок по теме Класс паукообразныеУрок по теме Класс паукообразные

Урок по теме Класс паукообразныеУрок по теме Класс паукообразные


Многообразие

Значение



  • Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.

Все о чем мы будем говорить, поможет нам определить все характерные особенности. Определим по биологической сказке " Путешествие паучка-крестовичка Кузи".

Жил-был маленький паучок-крестовичок Кузя. Надоело ему сидеть на одном месте под крышей деревянного дома, захотелось ему на мир посмотреть, родственников своих поискать. Посмотрел он вокруг своими восемью глазками, спустился на землю на своих восьми ножках и не успел сделать несколько шагов, как поднялся сильный ветер и унес Кузю далеко-далеко в теплые края.- Ой, кто это такой страшный с шипом на задней части тела?- сказал паучок, увидев перед собой скорпиона.- Ты ядовитый?- Да, при укусе я впрыскиваю в жертву 3 миллиграмма яда. Такое количество смертельно для животного весом до 10 килограммов.- А этот паук совсем не страшный,- сказал Кузя, но скорпион его вовремя остановил. Перед ними была "черная вдова", которая убивает и съедает своих самцов после спаривания. Опасна она и для других пауков. Не успел паучок Кузя спрятаться за кучку горячего песка, как перед ним появилось огромное мохнатое чудовище - паук-птицеед. 11 сантиметров длиной и размахом лап до 25 сантиметров он действительно выглядел устрашающе.- Чем же ты питаешься?- спросил Кузя- Крупными насекомыми и мелкими позвоночными, включая птенцов. Мой укус опасен и для человека,- ответил птицеед. Страшно и одиноко вдруг стало паучку-крестовичку и он решил вернуться домой. Шел долго-долго, устал, остановился отдохнуть возле большого живописного озера. Тут из воды вынырнул паук-серебрянка.- Как ты живешь под водой? Ведь все пауки дышат атмосферным воздухом с помощью трахей и легочных мешков,- промолвил Кузя.- Мое брюшко покрыто многочисленными волосками, удерживающими под водой запас воздуха для дыхания. А самка может строить из паутины колоколообразное подводное гнездо с запасом воздуха, в которое помещается кокон с яйцами и охраняет его до выхода молоди. Далее путь его лежал через лес и в лесной чаще паучок-крестовичок Кузя увидел маленького противненького клеща со слитным телом и челюстями, приспособленными к прокалыванию и сосанию. - Ты тоже мой родственник?- спросил паучок.- Конечно, я тоже отношусь к паукообразным,- ответил клещ. И, наконец, вернувшись домой, он увидел много прекрасных ажурных паутинок, которыми были затянуты ветки деревьев и кустов. Все они были разных размеров, форм и рисунков.- И я умею плести паутину,- сказал Кузя.- Посмотрите какие у меня на брюшке классные паутинные бородавки. Вот путешествие и закончилось. - Всем пока! Паучок-крестовичок забрался под крышу своего родного дома, сплел паутину, спрятался в норке, и жил наш паучок долго и счастливо.

(Слайд 6)

-Назовите отделы тела? (головогрудь и брюшко)

-Какие органы располагаются на головогруди? (4 пары ходильных ног, простые глаза)

- Но кроме этого имеются ещё ротовые конечности. Первая пара конечностей - верхние челюсти, или хелицеры (отсюда и название подтипа Хелицеровые). Они служат для нападения, прокусывания добычи. Вторая пара конечностей - ногощупальца, или педипальпы, играют вспомогательную роль при захватывании и удержании жертвы.

- Назовите органы, имеющиеся на брюшке (на нижней стороне брюшка находятся паутинные бородавки, через которые паук выделят паутину)

- Если у пауков усики? (нет) Это ещё один признак отличающий их от ракообразных. (Слайд 7)

Учитель: Мы видим, что у паука есть признаки типа Членистоногих и признаки, отличающие его от ракообразных. Пауки освоили сушу. Давайте подумаем, какие особенности дают им возможность жить на суше?

Учащиеся дают ответы.

Предполагаемые ответы:

  1. дыхание при помощи легких и трахей,

  2. возможность питаться на суше, Наличие мощных челюстей.

  3. тело защищено от высыхания. Наличие хитинового покрова

  4. Наличие ядовитых желез.

Пауки - одно из чудес живой природы. Их разнообразие поражает воображение. Науке известно около 70 000 видов пауков. Размеры сильно варьируют: от самых маленьких (0,8 мм) до самых крупных (11 см). Пауки - одни из самых распространенных животных. Наиболее богаты пауками области с обильным растительным покровом, но встречаются они во всех ландшафтных и климатических зонах, от полярных областей и высоких гор до сухих степей и раскаленных пустынь. Пауки найдены в Гренландии близ ледников и на антарктических островах, многие виды обычны в горах на высоте 2-3 тыс. м, а один вид скакунов найден на Эвересте на высоте 7 тыс. м. Места обитания пауков чрезвычайно разнообразны. Они живут в почве и на ее поверхности, в лесной подстилке, во мху, на травянистой и древесной растительности, под корой, в дуплах, под камнями, в трещинах скал, в пещерах, в норах и гнездах других животных, в жилище человека.

V. Мотивация на новую деятельность.

Мы определили внешнее строение, среду обитания, а каковы особенности внутреннего строения.

Самостоятельная работа учащихся в тетради с печатной основой.

Давайте изучим внутреннее строение паука. Откройте рабочую тетрадь задание 2, пользуйтесь параграфом учебника. (Слайд 8)

1 группа. Изучить пищеварительную систему паука

2 группа. Изучить кровеносную и нервную систему паука.

3 группа. Изучить дыхательную систему паука.

4 группа. Изучить выделительную и половую систему паука.

V. Физкультминутка «Угадай рак или паук».

Руки вверх - рак, руки в стороны - паук, наклон вперед - рак и паук.

  1. 10 ног (рак) - руки вверх

  2. 8 ног (паук) - руки в стороны

  3. Дышим легкими (паук) - руки в стороны

  4. Дышим жабрами (рак) - руки вверх

  5. Хитиновый покров (рак, паук) - наклон вперед

  6. Глаза простые (паук)- руки в стороны

  7. Глаза сложные (рак) - руки вверх

  8. Отделы тела головогрудь и брюшко (рак, паук) - наклон вперед

VII. Проблемная ситуация. (Паутина вопросов)

Вопросы к работе:

1. Отличается ли кровеносная система паукообразных от ракообразных?

( нет, она незамкнутая, сердце на спинной стороне).

2.Отличается ли выделительная система? ( Да, органы выделения - мальпигиевые сосуды, открываются в задний отдел кишечника)

3. Отличается ли дыхательная система? (Да. Легкие и трахеи).

Мы изучили внешнее и внутреннее строение, а теперь посмотрим отдельных представителей этого класса

Таковы характерные признаки представителей класса Паукообразных. Но наряду с общими для всех признаками. Животные - арахниды отличаются друг от друга по ряду признаков, которые лежат в основе деления их на группы.

Класс паукообразных объединяет более 10 отрядов, из которых мы рассмотрим 4 широко распространённых.

VII. Работа в группах. (Слайд 9)

- Следующее задание будем выполнять по группам. Каждая группа получает вопросник, дополнительный текст и материал , чистый лист бумаги. Вы так же можете использовать материал в учебнике на страницах 122 - 124.

- После выполнения задания вы должны назвать общие, отличительные для каждой группы, признаки.

1 группа «Отряд Пауки»

1.Где встречаются пауки? (Слайд 10)

2. Что представляет собой паутина? Все ли пауки строят ловчую сеть? (Слайд 11)

3. Кому не страшен яд каракурта? (Слайд 12)

После выступления группы учитель дополняет: (Слайд 13,14)

но это ещё не всё. Живёт в наших водоёмах паук - серебрянка. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Как дышит паук - серебрянка?»

2 группа «Отряд Скорпионы». (Слайд 15)

1.Где встречаются скорпионы?

2.Каковы особенности строения тела скорпионов?

3.На конце брюшка имеется вздутие с острым крючком. Для чего скорпионы используют его?

3 группа «Отряд Клещи». (Слайд 16)

1.Каковы особенности тела клещей? (Слайд 16)

2. Где встречаются клещи и почему к ним проявляют интерес и агрономы, врачи и ветеринары? (Слайд 17)

3. Вирус, какого заболевания передаётся при укусе таёжного клеща?

(Слайд 17) (Слайд 18)

- Каковы меры защиты от таёжного клеща при походе в лес? (слайд-схема)

4 группа «Отряд Сенокосцы».

1.Где встречаются сенокосцы, какова их форма тела? (Слайд 19)

2. Почему сенокосцев называют «косиножками»?

3. Плетут ли паутину сенокосцы?

IX . Закрепление изученного материала.

Проверь свои знания. Выбери верные утверждения. (Слайд 20)

Задание 1.

1. Тело паука состоит из двух отделов.

2. Головогрудь несет шесть пар конечностей.

3. У взрослых паукообразных брюшко лишено типичных конечностей.

4. Все пауки - хищники.

5. Органами дыхания всех пауков являются легочные мешки.

6. Глаза паука сложные.

7. У паукообразных внутреннее оплодотворение.

8. Все паукообразные откладывают яйца.

9. Класс Паукообразные подразделяется на отряды «Скорпионы» и «Пауки».

Верные утверждения - 1, 2, 3, 7.

X. Рефлексия. Индивидуальная работа. Корзина, чемодан ,мясорубка

Положить жетоны

Задание на дом.

Обязательный уровень: изучить § 25, выписать новые термины, дать им объяснения

Повышенный уровень: составить 3 -5 вопросов по содержанию темы

Творческий уровень: составить кроссворд в по теме «Паукообразные»

© 2010-2022