Конспект внеурочного учебного занятия по биологии ФГОС ООО в 5 классе на тему Почва

Разработка включает технологическую карту и сценарий внеурочного занятия. Цели: 1.     Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, для усвоения учащимися начальных знаний о составе почвы, значении почв в природе и жизни человека. 2.     Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования   3.     Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выпол...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта внеурочного учебного занятия по биологии ФГОС ООО

5 класс

Учитель: Ратьева Наталья Александровна - учитель биологии и химии МБОУ «Травинская СОШ» Камызякского района Астраханской области

Цели:

  1. Создать условия для формирования у учащихся знаний о почве, для усвоения учащимися начальных знаний о составе почвы, значении почв в природе и жизни человека.

  2. Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

  3. Продолжить работу по формированию у учащихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва, плодородие; выяснить состав почвы.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.

Основная часть

Тема: «Почва. Её состав и свойства»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.

Сформировать представление об основных признаках почвы, познакомить с разнообразием почв, выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными, соблюдать правила поведения и работы с веществами и оборудованием в учебной лаборатории.

Метапредметные

Научить проводить простейшие исследования и наблюдения, ставить учебную задачу под руководством учителя, систематизировать и обобщать различные виды информации, составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные

Сформировать ответственное отношение к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению, навыков работы с приборами для выполнения экспериментов. Закрепить знания с целью здоровьесбережения, гигиеническим навыкам работы с почвой, спиртовкой, стеклянной посудой.

Решаемые учебные проблемы

Самостоятельно провести первое исследование.

Узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас. Какое значение имеет почва для жизни растений и всего живого.

Правила оформления лабораторной работы в тетради

Основные понятия, изучаемые на занятии

Почва, предметное стекло, пипетка, спиртовка, минеральные вещества, перегной, плодородие почвы.

Вид используемых на уроке ИКТ

Слайд-презентация,поясняющая основные понятия и этапы выполнения работы.

Образовательные интернет-ресурсы

ict.edu.ru/lib/school-catalog

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

Организационная структура занятия

1 этап. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Актуализация знаний по вопросам, изученным на других предметах: Земля-планета, земля-суша, земля-страна.

  • Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов.

  • Формирование устной речи и записи информации.

  • Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества при работе в группах.

Деятельность учителя:

ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ:

  1. «Земля»-какой смысл мы вкладываем в это слово?

2. Видел ли ты когда-нибудь семечко одуванчика? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было пушистое семечко - как солнышко горит цветок.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Вы догадались, как она называется?

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).

Деятельность учащихся:

  • Делают выводы, что общего между изображениями на картинках.

  • Где можно наблюдать такие пейзажи

  • Природа-источник жизни.

  • Земля-планета

  • Земля-часть суши на планете.

  • Земля-страна (родная земля).

2 этап. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Учитель:

Создает проблемную ситуацию:

  • Обладая знаниями о ЗЕМЛЕ, что можно сказать о её значении для жизни растений, животных, человека?

  • Как можно назвать верхний слой земного покрова?

  • Задает вопросы, которые приводят к правильному ответу, используя слайды презентации.

Ученик:

Вступая в диалог с учителем, выявляют противоречия - проговаривают и осознают их.

3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

  • Формирование представлений о простейших связях между почвой, растительностью, животными.

  • Учитель должен: формировать рефлексивные умения, определять границу между знанием и незнанием.

  • Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: основное свойство почв - плодородие.

Учитель:

создает готовность предстоящей деятельности

Учащиеся: проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности, изучение составляющих частей и физических свойств почвы.

4 этап. ПЛАНИРОВАНИЕ

Задачи учителя:

  • Определение содержания и последовательность действий для решения поставленной задачи.

  • Умение сравнивать состояние экспериментальных данных учащихся.

  • В течение урока учиться проводить исследование.

  • Продолжить формирование навыков работы в группе, делать выводы на основе увиденного во время эксперимента.

Учитель: представляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию.

Учащиеся:

Участие в самостоятельном исследовании

Коррекция знаний о строении и свойствах почвы.

5 этап: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ.

  • Воспитание способности объяснять увиденное во время эксперимента, самостоятельно проводить исследование.

  • Воспитание культуры диалога, положительного отношения к мнению партнера, умение дополнять, исправлять, корректировать ответы одноклассников.

Учитель:

  • Восприятие деятельности для решения проблемной ситуации

  • Побуждает к теоретическому объяснению фактов

  • Стимуляция всех детей в поисковой деятельности.

  • Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового?

Учащиеся:

  • Мотивируются на самостоятельное проведение исследования.

  • Обсуждают в группе увиденное во время эксперимента.

  • Оформление результатов исследования в тетради, оценивание правильности своих выводов

6 этап: УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА. ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

Учитель:

  • Создает ситуации успеха

  • Побуждает к дальнейшему желанию узнать больше о почве и её значении.

  • Групповая и межгрупповая работа по устранению недочётов и ошибок.

  • На основе полученных знаний мы выяснили, строение и состав почвы, её основное свойство.



  • Вступают в диалог (пассивно или активно)

.

Принципиально важно при этом:

  • Использование форм работы: индивидуальную, парную, внутригрупповую, межгрупповую.

  • Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась речь

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

  1. Осмысление задания

  2. Добыть информацию из дополнительной справочной литературы.

  3. Найти закономерности строения почвы.

  4. Мысленно сформулировать ответ

  5. Дать устный ответ.

7 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог занятия)

Формировать способности объективно оценивать цели урока

Учитель:

  • Предлагает вспомнить тему и задачи занятия

  • Что нового узнали на занятии?

  • Понравилось ли проводить эксперименты?

Ученики:

  • Называют тему занятия.

  • Отмечают наиболее понравившиеся этапы.

  • Отмечают успешные ответы, интересные вопросы, трудности в проведении исследовательской работы.

Оборудование: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка, 2 банки с водой, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), предметное стекло, металлическая крышка, держатель, свеча, спички, мультимедийная презентация: files.dnevnik.ru/file.aspx?user=555641&file=32341112&message=filesaved

Сценарий занятия

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 10. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 10 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.

Видел ли ты когда-нибудь семечко одуванчика? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было пушистое семечко - как солнышко горит цветок.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Вы догадались, как она называется?

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).

Тема нашего занятия: Почва, ее состав и свойства.

А знаете ли вы, какое главное свойство почвы?

Почва - это верхний плодородный слой земли.

Что имеют ввиду, когда говорят «плодородный»?

Видимо, содержащиеся вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов.

Чтобы узнать, что растения получают из почвы, предлагаю вам изучить ее состав, провести некоторые опыты и наблюдения.

Определите цвет почвы. (Темный). А если посмотрим через лупу, то увидим остатки полусгнивших корешков и листочков растений, части тел червяков, насекомых. Почву называют «Подземным царством». Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).

Смотрим слайд с изображением подземных жителей.

-Чем они дышат? Как и все воздухом.

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

Опыт 1. Опустите в банку с водой почву. Что наблюдаете?

- Как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Что объясняет этот опыт?

Вывод: в почве есть воздух.

Скажите, где воздуха в почве больше - в местах, которые посещают люди (плотно утрамбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой).

- Давайте проверим.

Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди - тропинки (уплотненной почвы).

Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.

Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).

- Где подземным жителям легче дышать?

- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?

Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 2. Налейте в стакан с почвой воды, дайте отстояться. Затем с помощью пипетки возьмите несколько капель воды и поместите на предметное стекло. Нагрейте стекло над пламенем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет. Это минеральные соли. Что доказывает этот опыт? (Этот опыт доказывает, что в почве содержатся минеральные соли).

Опыт 3. Почву поместите на металлическую крышку и нагрейте ее над огнем свечи. Над почвой подержите стекло. На нем становятся видны капельки воды. Что доказывает этот опыт? (Этот опыт доказывает, что в почве есть вода).

Опыт 4. Если продолжить нагревать почву, то мы увидим дым. Это сгорает перегной. После того, как весь перегной сгорит, почва приобретает серый цвет. Что это означает? (Это значит, что темный цвет почве придает перегной).

Опыт 5. Налейте в стакан с почвой воды, хорошо размешайте и дайте отстояться. Мы видим образование слоев: на дне - слой песка, следующий за ним - слой глины, а сверху - слой темного цвета. Это перегной. Что доказывает этот опыт?

Оформите результаты опытов в тетради и сделайте вывод о составе почвы.

Таким образом, почва имеет следующий состав:

  1. Воздух

  2. Вода

  3. Минеральные соли

  4. Перегной

  5. Песок

  6. Глина.

Ребята, я просила вас найти информацию о воздействии человека на почву. Сделайте сообщение на эту тему. Учащиеся делают сообщение.

- Воздействие человека на почву вызывает ухудшение ее качества и плодородия. К особо опасным последствиям воздействия человека на почву следует отнести эрозию почвы, загрязнение химическими веществами, неправильные методы земледелия, засоление, заболачивание, а также прямое уничтожение и занятие почв под постройки и т. д.
Возможности для дальнейшего увеличения площади пахотных земель в мире почти полностью исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.

При рассмотрении проблемы мелиорации земель можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

1.. Почему орошение может привести к вторичному засолению?
2. Какое значение в орошении почв имеет рельеф?

Понятия "эрозия почв", "мелиорация" можно рассмотреть после анализа содержания опорных схем. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на самом важном в изучаемом материале, наглядно вскрыть сложные взаимосвязи в цепочке "почва - человек - почва".

Беседа по вопросам:

  • Ребята, как вы думаете, почему кострище несколько лет не зарастает травой?

  • Верна ли пословица «Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо поливать?»

  • Почему вокруг полей сажают лесозащитные полосы?

  • Как можно защитить почву от выдувания ветром, размыва, образования оврагов?

  • Каким образом корни растений повышают плодородие почвы?

  • Что такое почва?

  • Назовите основное свойство почвы.

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в жизни нашей планеты - она переходное звено от неживого к живому.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

- Наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы узнали? Что вам понравилось на занятии?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Ганич Л. Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активации познания: М.: Школа-пресс, 1998.

  2. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал " Исследовательская деятельность", 2004, № 1.

  3. forchel.ru/18219-konspekt-zanyatiya.html

  4. menobr.ru/materials/1233/42417/

  5. ecosystema.ru/08nature/soil/i07.htm

  6. festival.1september.ru/articles/610310/

© 2010-2022