Из опыта подготовки к ЕНТ по биологии

Представленная статья - обощение опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме Единого национального тестирования. Предмет биология не является обязательным для сдачи государственного экзамена в форме ЕНТ.   И, тем не менее, контингент учащихся, выбирающих предмет является очень неоднородным, в числе выбирающих предмет встречаются с самыми различными уровнями подготовленности.   Поэтому  в процессе подготовки к тестированию необходимо организовать в условиях разноуровневой группы сист...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта подготовки к ЕНТ


Ткачева О.М.

Учитель биологии Чистопольской средней школы

Предмет биология не является обязательным для сдачи государственного экзамена в форме ЕНТ. И, тем не менее, контингент учащихся, выбирающих предмет является очень неоднородным, в числе выбирающих предмет встречаются с самыми различными уровнями подготовленности. Поэтому в процессе подготовки к тестированию необходимо организовать в условиях разноуровневой группы систематизацию огромного теоретического материала, объединенного сложными причинно-следственными связями. Кроме того, технология организации ЕНТ такова, что невозможно сообщить учащимся какое-либо количество знаний, которое оказалось бы достаточным для успешной сдачи экзамена. Поэтому непременным условием успешной сдачи экзамена является сформированность предметной компетентности каждого учащегося, что невозможно в краткий период предэкзаменационных консультаций.

Поэтому подготовка не может ограничиваться консультациями, она включает в себя всю систему работы по предмету. Система эта опирается на основные принципы преподавания основ биологической науки.

  • Принцип приоритетности наук естественнонаучного цикла.

  • Принцип историзма научного подхода.

  • Принцип равенства позиций.

  • Принцип доверительности.

  • Принцип обратной связи.

  • Принцип занятия исследовательской позиции.

Согласно этим принципам, необходимым условием организации этой системы является приобретение учащимися субъективности в процессе обучения. Т.е учащийся должен полностью осознанно относится к процессу обучения, понимать, как, с помощью каких средств он обучается, что при этом изменяется в нем самом и нужно ли это ему. Формирование субъективности учащегося в процессе обучения обеспечивается путем создания учебной мотивации учащихся, использования разнообразных приемов активизации деятельности учащихся. Формы и методы обучения выбираются в соответствии с пирамидой эффективности.

Активные методы обучения - необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с интеллектуальным затруднением, вызванным недостатком знаний.

Немаловажную роль играет эмоциональная окраска урока, демонстрация практической и личностной значимости изучаемого материала для школьников.

Способствует формированию субъективности учащихся в процессе обучения использование на уроках тетрадей самоконтроля учащихся, помогающие выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

Важнейшим принципом развивающего обучения является преемственность знаний в учебном процессе, новые знания строятся в логической связи с уже усвоенными знаниями. Поэтому важнейший этап каждого урока - актуализация опорных знаний учащихся. Предпочтение отдается активным формам повторения, позволяющим вовлечь всех учащихся класса. Есть способ, позволяющий превратить этап актуализации опорных знаний в процесс творческой обработки уже знакомой информации. В самом начале урока ученикам дается возможность на протяжении 5 - 7 минут повторить изученный на прошлом уроке теоретический материал по учебнику и записям в тетради, а также составить 5 или более вопросов к тексту параграфа, который был задан на дом. Вопросы, составленные школьниками, должны иметь конкретные ответы и не дублировать вопросы учебника. Целесообразность такого начала урока заключается в следующем:

1. Слабые учащиеся имеют возможность еще раз осмыслить ранее изученный теоретический материал и поэтому оказываются в комфортном психологическим состоянии, снимается потенциальная опасность возникновения стрессовой ситуации.

2. Составление вопросов к тексту способствует более глубокому усвоению материала всеми школьниками, а кроме того - имеет несомненный развивающий эффект.

Затем один из учащихся, выступая в роли учителя, проводит опрос одноклассников с помощью составленных им вопросов. Он оценивает правильность ответов каждого из своих товарищей по следующей системе: "+" - ответ правильный, "-" - ответ неправильный или отсутствует. После окончания этого фрагмента урока учащиеся класса оценивают качество вопросов, составленных юным "учителем", отмечают позитивные и негативные черты его деятельности во время опроса, высказывают свое мнение о заслуженной им оценке. Затем к доске вызывается следующий учащийся, которому предлагается ответить на 5 вопросов, поочередно задаваемых ему другими учащимися класса. При удачном ответе на вопросы он получает плюсы в ведомости ассистента, которые учитываются при выставлении оценки за урок. Все учащиеся, задавшие удачные вопросы, также получают плюсы. Вопросы, составленные учащимися, можно использовать для опроса "цепочка". Вести учет удачных и неудачных ответов помогают назначенные учителем ассистенты.

Эффективней запоминается материал, с которым учащийся имел возможность провести какие-либо интеллектуальные действия, переработать творчески. Творческим можно сделать даже процесс усвоения учащимися формулировок определений теорий, законов. Для этого учащимся предоставляется необходимое количество информации, и на основании новой информации, установив связи с ранее полученным опытом, предлагается сформулировать определение. Каждый учащийся предлагает свой вариант, в процессе диалога выбирается лучший, сравнивается с научным определением и окончательный вариант записывается. Смысл теоретического положения, усвоенный таким образом, не может быть забыт учащимся, даже если забудется точная формулировка.

Учащиеся, готовящиеся к экзамену по биологии, сталкиваются с необходимость запоминать большое количество сложного и разнообразного теоретического материала. Для облегчения запоминания материала на каждом уроке стараюсь материала систематизировать, схематизировать и представить учащимся в виде опорно-логических схем, сводных и сравнительных таблиц и т.п., обучаю учащихся способам систематизации и схематизации информации, основываясь при этом на развитии умения выделять главное, устанавливать логические связи между частями системы. Начинаю с незавершенных схем, которые учащимся предлагается дополнить, затем переходим к немым схемам, затем к самостоятельному составлению схем, таблиц опорных плакатов. Обучаю составлению различных форм планов и конспектов. Формированию умения работать с информацией способствует вот такой справочник школьника, которым на уроке снабжен каждый учебный стол.

Непременным условием хорошей подготовленности учащихся является выработка умения работать по плану. Сначала этот план задается извне с помощью вот такой панели задач, которой также снабжаются на уроке все учащиеся. С помощью нее сознается алгоритм действий на уроке. Это способствует развитию умений формировать внутренний план действий, что необходимо при подготовке к экзаменам.

Значительная роль в процессе обучения уделяется тренингу умения адекватно применять имеющиеся знания.

Это достигается с помощью самых разнообразных приемов. Это и игры-тренинги, и блиц-опросы, интеллектуальные аукционы, биологические диктанты, задания с пропусками, задания-провокации с заведомыми ошибками, разнообразные формы взаимоопросов (вопрос-ответные сообщения, биологические дуэли, опросы-цепочки, взаимоопросы в парах и т.д.).

Особое внимание уделяем работе с тестами. Тесты используем самые разнообразные: открытые, закрытые, составленные по разным принципам, используемые для разных целей, разноуровневые. При оценивании разноуровневых заданий опираемся на требования ГОСО к знаниям и умениям учащихся, в соответствии с которым задания дифференцируются по трем уровням:

  • I. базовый, нормативный, соответствует оценке "удовлетворительно";

  • II. компетентный - соответствует оценке "хорошо";

  • III. творческий - соответствует оценке "отлично". Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала. Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму. Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.

Тестирование - специфическая форма контроля знаний, обладающая наряду с несомненными достоинствами и некоторыми недостатками, к числу которых можно отнести возможность угадывания учащимися правильных ответов, затрудняющую возможность диагностики учителем сформированности знаний и умений учащихся. Поэтому наряду с тренировочными и контрольными тестами обязательно применяются диагностические контрольные работы, анализ результатов таких работ позволяет провести целенаправленную коррекцию знаний и умений учащихся.

Непосредственная подготовка к экзамену в форме ЕНТ включает, в основном, следующие этапы:

  1. Организационно-установочный этап - ознакомление учащихся со списками учебной и дополнительной литературы, со спецификой тестирования по предмету и подготовки к нему.

  2. Диагностический этап осуществляется путем вводного тестирования по всем разделам курса биологии и индивидуальных бесед. При этом анализируются ошибки школьников, выявляются пробелы в знаниях. Так, опыт показывает, что часто затруднительными для учащихся оказываются задания, требующие знаний систематики, классификации и особенностей жизнедеятельности организмов, закономерностей обмена веществ, некоторых вопросов теории эволюции, особенно часто возникают трудности в применении знаний по цитологии и генетике.

  3. Ликвидация выявленных пробелов путем повторения, основываясь построении индивидуальной образовательной траектории, которая строится исходя из предметной осведомленности учащегося, уровня сформированности предметных и общеучебных ЗУНов, особенностей развития личности учащегося.

  4. Промежуточный тематический контроль - в форме тестирований по отдельным темам и фронтальных бесед.

  5. Коррекция знаний и умения применять знания с помощью активных форм и методов обучения (обсуждение в классе затрудняющих вопросов, предположительная формулировка вопросов по тому же материалу и т.д.)

  6. Итоговое тестирование по всем разделам курса биологии.












Из опыта подготовки к ЕНТ по биологии









Из опыта подготовки к ЕНТ по биологии




















Принципы преподавания основ биологической науки.

1. Принцип приоритетности наук естественнонаучного цикла.

Необходимо довести до сознания учащихся мысль о том, что основой благосостояния общества является материальная база, созданная этим обществом. А главным условием создания крепкой материальной базы является развитие естественных наук, и, прежде всего, математики, физики, химии, биологии, географии. На конкретных примерах подчеркивается неразрывная связь этих наук.

2. Принцип историзма научного подхода.

В истории науки есть ключевые моменты, которые дают толчок к резкому развитию той или иной области знаний. Чтобы подчеркнуть это, необходимо прослеживать временную связь между открытиями, сделанными разными учеными в разное время.

3. Принцип равенства позиций.

Действуя согласно этому принципу, учитель не должен навязывать ученикам свое видение вопроса, делая учеников пассивными и некритическими потребителями информации, а побуждать их к высказыванию своего мнения, к столкновению и обсуждению различных мнений, только в случае крайней необходимости направляя эти суждения в нужное русло.

4. Принцип доверительности.

Только доверительная, доброжелательная атмосфера, созданная Учителем на уроке, дает возможность для искренних высказываний учащихся, порой пусть даже наивных.

5. Принцип обратной связи.

Ученикам постоянно внушается, что только открыто и активно высказывая свои суждения о ситуациях, которые возникают в процессе выполнения той или иной задачи, только делясь своими представлениями о том или ином вопросе, можно узнать свои плюсы и минусы, скорректировать эти представления.

6. Принцип занятия исследовательской позиции.

Любая, даже самая маленькая задача может ориентировать учеников на то, чтобы они самостоятельно находили решение, причем следует поощрять различные подходы к решению одной и той же задачи.

Такие люди являются творческими личностями, а развить в личности заложенные природой задатки и сформировать навыки творческого мышления, причем с самого детства, может только образование. К. Д. Ушинский подчеркивал: "Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли".

То есть современная педагогика должна быть сориентирована на формирование у учащихся качеств творческой личности, умеющей анализировать любые проблемы и устанавливать системные связи; выявлять противоречия, находить для них решения, прогнозировать возможные варианты таких решений. Личность с таким стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в окружающем мире, но, наоборот, рассматривает эти изменения как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.

СИз опыта подготовки к ЕНТ по биологииоблюдение вышеназванных принципов в общении с учащимися призвано активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать их занять активную позицию в процессе обучения.



Лекция - 5 %






























Рис. Пирамида усвоения









Форма ведения тетради самоконтроля учащегося

Тема урока

Что должен знать

Знаю

Что должен уметь

Умею

Оценка

Рекомен-дации

Моя

Одноклас-

сников

Учителя































СРЕЗОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по темам «РЫБЫ», «ЗЕМНОВОДНЫЕ» и «ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ».

1 вариант

2 вариант

  1. Какой цифрой обозначено на рисунке сердце земноводных?

  2. Какие органы относятся к пищеварительной системе у рыб?

  3. Какие особенности скелета лягушки говорят о её приспособленности к жизни на суше?

  4. Сравните строение головного мозга земноводных и пресмыкающихся.

  5. Почему у лягушки и ящерицы 2 круга кровообращения в отличие от рыб?

  6. Сформулируйте правила для рыбака, нацеленные на защиту и охрану рыб.

  1. Какой цифрой на рисунке обозначено сердце пресмыкающихся?

  2. Какие органы относятся к дыхательной системе у земноводных?

  3. Какие особенности скелета рыб говорят об их приспособленности к жизни в воде?

  4. Сравните строение кровеносной системы пресмыкающихся и рыб.

  5. Почему лягушка, не имея жабр, не задыхается под водой?

  6. Сформулируйте лозунг, объясняющий людям ценность и значение таких животных, как лягушка.

Таблица для учета результатов срезовой работы


Список класса

Узнавание

(№1)

Запоминание

(№2)

Понимание

(№3)

Сравнение

(№4)

Причинно-следственные связи

(№5)

Творчество

(№6)

Средний

балл












Справочник школьника


Учитесь слушать.

  1. Приведите в порядок рабочее место, чтобы ничто не отвлекало внимания.

  2. Настройтесь на восприятие материала. Примите удобную позу. Помните: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.

  3. Вникните в формулировку темы лекции.

  4. Осознайте поставленную цель.

  5. Изучите план лекции.

  6. Обращайте внимание на интонацию говорящего, следите за повторами в его рассказе - таким образом он выделяет главные, существенные мысли.

  7. Старайтесь представить услышанное.

  8. Сопоставляйте услышанное с уже имеющимися знаниями.

  9. Выделите в лекции основные положения, мысли, объедините их вокруг темы лекции.

______________________________________________________________________________________________________

Учитесь вести записи с голоса.

  1. Не начинайте записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушайте мысль до конца и поймите её.

  2. Приступайте к записи в тот момент, кода учитель, заканчивая изложение мысли, начинает её комментировать.

  3. Не старайтесь записывать материал дословно, отбрасывайте второстепенные слова, т.е. те, без которых главный смысл не теряется.

  4. Сокращайте слова, некоторые из них обозначайте значками. После сокращения оставляйте место, чтобы закончить запись дома.

  5. Учитесь писать быстро, не менее 120 букв в минуту.

  6. Если в лекции встречаются непонятные места - оставьте место в тетради, после урока уточните их у учителя и запишите.

  7. Используйте общие правила написания конспекта (соблюдайте отступы, делайте выделения и т.д.)

  8. Не откладывая надолго, обработайте текст конспекта: выправьте стиль, расставьте знаки препинания, допишите сокращения, подчеркните главное и т.д.

______________________________________________________________________________________________________

Правила записи текста.

  1. Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста - это улучшает его обозреваемость.

  2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения:

  • подчеркивания и отчеркивания (для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой). В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст, вторичное выделение можно делать другим цветом (однако не следует при этом превращать текст в пестрые картинки);

  • отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана);

  • пробельные строки (для отделения одной мысли от другой);

  • нумерацию;

  • выделение текста с помощью рамки (обычно в рамки заключают определения, формулы, правила, законы).

Со временем у Вас должна выработаться своя, удобная для Вас система выделения.

  1. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.

_____________________________________________________________________________________________________

Как делать выписки.

Выписать - найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.

  1. Вчитайтесь в название статьи, осмысли его.

  2. Внимательно читайте текст и по ходу чтения коротко выписывайте основные мысли.

  3. Стремитесь к краткости записи.

  4. Отделяйте одну мысль от другой.

  5. Закончив работу, выпишите все сведения об источнике.

__________________________________________________________________________________________________

Как составить конспект.

Конспект - краткое изложение или краткая запись содержания

Из опыта подготовки к ЕНТ по биологии

Основные требования к написанию конспекта:

  • системность и логичность изложения материала;

  • краткость;

  • убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования:

  1. Прочитайте текст, отметьте в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составьте перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составьте простой план.

  2. Выясните в словаре значения новых непонятных слов, выпишите их в тетрадь.

  3. Вторичное чтение сочетайте с записью основных мыслей автора и их иллюстрацией. Запись ведите своими словами, не переписывайте текст статьи. Стремитесь к краткости, пользуйтесь правилами записи текста.

  4. Прочтите конспект ещё раз, доработайте его.

______________________________________________________________________________________________________

План - конспект.

Это сжатый пересказ прочитанного или услышанного в форме плана Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако через некоторое время Работать с ним становится трудно, т.к. плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

Этапы работы:

  1. Составьте план прочитанного текста или воспользуйтесь готовым.

  2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи.

  3. Сформулируйте и запишите вывод.

______________________________________________________________________________________________________

Текстуальный (цитатный) конспект.

Это конспект, созданный из отрывков подлинников - цитат.

Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, служа, как правило, только иллюстрацией к изучаемой теме.

Этапы работы:

  1. Прочитайте текст, отметьте в нем основное содержание, главные мысли, выделите те цитаты, которые войдут в конспект.

  2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:

…………….. (цитата); или основные вопросы;

………………(цитата); доказательства (цитаты);

……………… (вывод). выводы.

  1. Прочтите написанный текст, сверьте его с оригиналом.

  2. Сделайте общий вывод.

______________________________________________________________________________________________________

Свободный конспект.

Это сочетание выписок, цитат, тезисов.

Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.

Этапы работы:

  1. Используя имеющиеся источники, выберите материал по интересующей Вас теме, изучите и глубоко осмыслите его.

  2. Сделайте необходимые выписки основных мыслей, цитат, составьте тезисы.

  3. Используя подготовленный материал, сформулируйте основные положения по теме.

______________________________________________________________________________________________________

Тематический конспект.

Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.

Характеристика конспекта: он может быть обзорным или хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.

Этапы работы:

  1. Изучите несколько источников и сделайте из них выборку материала по определенной теме или хронологии.

  2. Мысленно оформите прочитанный материал в виде плана.

  3. Пользуясь этим планом, коротко, своими словами изложите осознанный материал.

______________________________________________________________________________________________________

Как составить тезисы.

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

  1. Познакомьтесь с содержанием материала, обратите внимание шрифтовые выделения, эта подсказка Вам поможет в работе.

  2. Разбейте текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчёркиванием).

  3. Определите главную мысль каждой части (можно выделить её подчеркиванием).

  4. Осмыслите суть выделенного, сформулируйте своими словами или найдите подходящую формулировку в тексте.

  5. Тезисы пронумеруйте - это позволит сохранить логику авторских суждений.

  6. Отделяйте пробелом один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ними.

Как подготовить реферат

Реферат - краткое изложение содержимого книги, статьи и т.п.

  1. Подберите литературу по изучаемой теме, ознакомьтесь с её содержанием.

  2. Пользуясь закладками, отметьте наиболее существенные места или сделайте выписки.

  3. Составьте план реферата.

  4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напишите реферат. В заключение реферата обязательно выразите своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

  5. Прочитайте текст и отредактируйте его.

  6. Правильно оформите реферат. На титульном листе укажите:

    • на титульном листе укажите: тему реферата, сведения о себе;

    • текст пишите или печатайте на одной стороне листа формата А4;

    • начните с плана;

    • слева оставляйте широкие поля;

    • не пользуйтесь сокращениями;

    • в конце реферата приведите список использованной литературы, укажите автора книги, её название, издательство, год издания;

    • после реферата оставьте 2 чистых листа для написания рецензии.

______________________________________________________________________________________________________

Правила запоминания.

  1. Сосредоточьтесь, отвлекитесь от других мыслей, нацельтесь на запоминание.

  2. Старайтесь понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

  3. Старайтесь представить, увидеть, услышать всё, о чем читаете.

  4. Уделите особое внимание структуре материала, уясните, чем вызвана такая последовательность его изложения.

  5. Отделите основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не нужно.

  6. Произнесите несколько раз новые слова, даты.

  7. Проговорите вслух формулировки выводов, законов.

  8. Воспроизведите весь материал по плану.

______________________________________________________________________________________________________

Как правильно выражать свои мысли.

  1. Чтобы научиться грамотно говорить, нужно научиться читать и слушать.

  2. Читая, не только вникайте в смысл написанного, но и постарайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные обороты я зыка, речевые обороты.

  3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведите словарь для записи новых слов, тренируйтесь в их запоминании и произношении, подбирайте к ним антонимы и синонимы, изучайте слова, употребляемые в переносном смысле.

  4. Слушая речь других людей, стремитесь не только понять смысл речи оратора, но и запоминайте приёмы её построения.

  5. Следите за тем, чтобы в Вашем рассказе не встречались слова-паразиты, не допускайте ненужных повторов.

  6. Следите за построением предложений, избегайте особенно сложных конструкций.

  7. Ежедневно читайте вслух по 15 - 20 минут, вникайте в смысл текста, определяйте, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.

______________________________________________________________________________________________________

Как работать над понятием.

Понятие - логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действий:

  1. Назовите рассматриваемое понятие, дайте его определение.

  2. Выделите ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

  3. Приведите пример, конкретизирующий данное понятие, найдите область его применения.

  4. Попробуйте связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

  5. Составьте несколько связных предложений, употребляя новое понятие.

______________________________________________________________________________________________________

Общий план изучения явления.

Явление - то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, а также всякое проявление чего-либо.

  1. Внешние признаки явления.

  2. Условия, при которых оно обнаруживается.

  3. Сущность явления.

  4. Механизм протекания.

  5. Связь с другими явлениями.

  6. Количественная характеристика (её может и не быть).

  7. Использование в практике.

______________________________________________________________________________________________________


Учитесь разъяснять теорию.

Теория - учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления

  1. Выявите, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.

  2. Назовите основные понятия, положения теории.

  3. Определите круг явлений, объясняемых данной теорией.

  4. Приведите опытные и экспериментальные данные, которые могут послужить доказательством правильности теории.

  5. Назовите области практического применения данной теории.

Перечень основных теорий, изучаемых в разделе «Общая биология»: теория возникновения жизни (А.И. Опарин, Д.Ж. Холдейн и др.), клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, К. Бэр, Р. Вирхов), теория эволюции (Ч. Дарвин), теория естественного отбора (Ч. Дарвин), хромосомная теория наследственности (Т. Морган), теория антропогенеза (Ф. Энгельс).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Научитесь разъяснять закон.

Закон - связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной действительности.

  1. Выявите, между какими явлениями или величинами устанавливает связь данный закон.

  2. Опишите пути открытия закона.

  3. Приведите формулировку закона.

  4. Попытайтесь записать его в символической форме или через математическое выражение.

  5. Приведите доказательства в пользу существования закона.

  6. Назовите области практического применения данного закона.

Перечень основных законов, изучаемых в разделе «Общая биология»: закон эволюционного развития (Ч. Дарвин), биогенетический закон (Ф. Мюллер, Э. Геккель, А.Н. Северцев), закон передачи признаков в ряду поколений (Г. Мендель), закон зародышевого сходства (К. Бэр), закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов), закон генетического равновесия в популяциях (Г. Харди, В. Вайнберг), закон биогенной миграции атомов (В.И. Вернадский).

______________________________________________________________________________________________________________________________

Как правильно провести сравнение.

Сравнить - значит сопоставить для установления сходства или различия.

Порядок сравнения:

  1. Найдите ответ на вопрос: кто это такой? Или что это такое?

  2. Сопоставьте определения двух предметов или явлений. Найдите основное сходство.

  3. Выделите существенные признаки каждого предмета.

  4. Сопоставьте объекты сравнения по одним и тем же выделенным признакам.

  5. Выясните все признаки сходства или различия объектов.

  6. Найдите и объясните причины сходства и различия.

______________________________________________________________________________________________________

Как провести анализ.

Анализ - процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа:

  1. Мысленно расчлените объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

  2. Постарайтесь обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

  3. Подумайте о причинах такого разделения на блоки.

______________________________________________________________________________________________________

Как провести синтез.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

  1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?

  2. Для ответа на этот вопрос проведите подробный анализ изучаемых явлений.

  3. Найдите связь между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения

______________________________________________________________________________________________________

Как провести обобщение.

Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения:

  1. Найдите наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

  2. Определите их сходство.

  3. Установите связь между ними.

  4. Сформулируйте общий вывод.

______________________________________________________________________________________________________


План проведения эксперимента.

Эксперимент - научный опыт, попытка сделать, предпринять что-либо.

I. Сформулируйте цель проведения эксперимента.

  1. Сделайте предположение о возможных результатах, сформулируй гипотезу.

  2. Выясните связи объекта, выбранного для наблюдения, с другими, уже известными Вам объектами.

II. Спланируйте проведение эксперимента.

  1. Выясните, какие условия, оборудование, материалы необходимы для этого.

  2. Проработайте мысленно схему проведения эксперимента.

  3. Выберите оптимальный способ фиксирования результатов.

III. Проведите эксперимент.

  1. Последовательно осуществите все этапы эксперимента.

  2. Проведите необходимые измерения, зарисовки, запишите результаты.

  3. Проверьте точность полученных результатов.

IV. Обработайте полученные результаты.

  1. Сравните полученный результат с выдвинутой ранее гипотезой.

  2. Сформулируйте вывод.

  3. Объясните, что доказывает данный эксперимент, свяжите его с изученными явлениями, теориями, законами.

___________________________________________________________________________________________________

Как правильно провести наблюдение.

  1. Осмыслите цель наблюдения.

  2. Уточните предмет наблюдения.

  3. Разработайте план наблюдения.

  4. Определите форму регистрации наблюдаемых явлений. В процессе наблюдения или сразу после его окончания).

  5. Наблюдения повторите 2 - 3 раза с целью повышения его объективности.

  6. При описании наблюдаемых явлений обратите внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.

  7. Помните, что цель описания явлений - наиболее полно и точно выявить их признаки.

  8. При описании результатов наблюдений обратите внимание на то, что было обнаружено существенно нового и что общего с ранее известным.

  9. Полученные результаты оформите в виде письменного отчета или графически (в виде таблиц, графиков, рисунков, схем).

____________________________________________________________________________________________


11

© 2010-2022