Разработка открытого урока Закономерности наследственности

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Себряковский технологический техникум»

(ГБПОУ «СТТ»)






Методическая разработка

Урок на тему:

« Закономерности наследственности»





Выполнила:

преподаватель ГБПОУ «СТТ»

Сучкова Екатерина Алексеевна

Тел: 8 902 364 33 48





2016 г.

«О разрешите мне загадку жизни
Мучительно старинную загадку…..
Скажите, что такое человек?»
Г.Гейне немецкий поэт, публицист и критик.


Урок на тему: « Закономерности наследственности»


Цели урока:

  1. Формирование научного мировоззрения (объективность биологических закономерностей);

  2. Показать единство биологических закономерностей для живой природы;

  3. Ознакомить с методами изучения наследственности человека. Раскрыть области практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения;

  4. Нравственное воспитание (ознакомление учащихся с успехами медицинской генетики и гуманной сущностью медицинской науки);

  5. Формирование у обучающихся навыков проектной деятельности в раскрытии методов изучения генетики человека;

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: деловая игра с элементами беседы, теоретической и практической работы.

Оборудование: Таблица «дигибридное скрещивание гороха», мультимедийная доска, карточки задания для определения степени усвоения материала.


ПЛАН УРОКА.

1. Организационный момент - концентрация внимания.

2. Актуализация знаний (интересные факты о генетике).

3. Изучение нового материала (представление обучающимися нового материала в виде выступления историков, корреспондентов, генетиков, медиков - ролевая игра), решение задачи на дигибридное скрещивание.

4. Закрепление полученных знаний (степень усвоения материала), работа обучающихся с карточками заданиями для определения степени усвоения материала.

5. Подведение итогов урока (рефлексия, оценки за урок).

6. Домашнее задание.



Ход урока.

1.Организационный момент.

Подготовка обучающихся к восприятию нового материала

Преподаватель формулирует тему урока: «Закономерности наследственности» и предлагает вниманию обучающихся несколько интересных фактов о «Генетике»

2. Актуализация знаний

Преподаватель приводит примеры интересных фактов о генетике, задавая обучающимся вопросы, а студенты пытаются на них ответить, затем преподаватель даёт правильные ответы.

  1. Как Вы думаете, какая знаменитость имеет специальную группу стерилизаторов, не допускающих кражу её ДНК?

В гастрольной команде Мадонны есть специальная группа, задача которой - не допустить кражу ДНК певицы. После того как Мадонна выходит из гримёрки, эти работники тщательно вычищают все волосы, частички кожи и капельки её слюны, и только после этого разрешают доступ в комнату других людей.

  1. Почему популяция гепардов в мире сокращается?

Численность гепардов во всём мире постоянно сокращается. Связано это в первую очередь с очень малым генетическим разнообразием среди их особей. Если у большинства исследуемых генетиками животных гены совпадают примерно на 80%, у гепардов этот показатель доходит до 99%. Такая уникальная идентичность объясняется тем, что во время последнего ледникового периода популяция гепардов прошла через так называемое «бутылочное горлышко» - возможно, все живущие ныне гепарды являются потомками всего одной пары. Следствием кровосмешения стала повышенная восприимчивость вида к малейшим изменениям окружающей среды и вирусам.

  1. Каким кошкам для продолжения рода нужно скрещиваться с другой породой?

В 1961 году была выведена новая порода кошек - шотландская вислоухая. Причиной загнутых вперёд и вниз ушей явилась генная мутация. Спаривание кошек этой породы вызывает нарушения опорно-двигательного аппарата у потомства, поэтому для получения новых вислоухих котят нужно скрещивать вислоухих кошек с нормальными особями.

3.Изучение нового материала.

Преподаватель предлагает записать в тетрадь задачи, которые стоят перед генетикой.

1. Изучение механизма действия генов.

2. Создание новых сортов растений и пород животных.

3. Решение многих медицинских вопросов.

4. Последствия загрязнений окружающей среды мутагенами.

Преподаватель распределяет роли среди обучающихся.

  1. К вашему вниманию по изучаемой теме сейчас для вас выступят:

Историки - расскажут об основоположнике генетики Г.Менделе и науке евгенике;

Корреспонденты - расскажут о представлении окружающих о генетике

Генетики - они расскажут нам о закономерностях наследственности и причинах наследственных заболеваний;

Медики - расскажут о мерах профилактики с наследственными заболеваниями;

  1. Историки (2 человека)

(рассказ обучающегося №1) Основоположником генетики был австрийский ученый Г. Мендель. Основные закономерности наследования признаков впервые были описаны им во второй половине 19 века. Он смог обнаружить закономерности в передаче признаков от поколения к поколению. В качестве экспериментальных растений Мендель использовал разные сорта гороха, поэтому потомство, получаемое в таких внутривидовых скрещиваниях, было плодовито; горох - самоопыляющееся растение; неприхотлив и имеет высокую плодовитость. При обработке получаемых данных Мендель вел строгий математический учет фенотипов всех растений и семян.

В течение восьми лет Мендель экспериментировал с 22 сортами гороха, которые отличались друг от друга по семи признакам. За это время он получил в общей сложности более 10 тысяч растений. Скрещивая различные организмы и исследуя получаемое потомство, Мендель, по сути, разработал основной и специфический метод генетики.

(рассказ обучающегося №2)

Евге́ника - учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869). В 1883 году Гальтон ввёл понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. В1907 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство. Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики), подлежат обязательной стерилизации. Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники, в современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.


  1. Корреспонденты (2 человека) представление окружающих о генетике

«Корреспонденты» проводят анкетирование обучающихся по составленным вопросам о генетике.

Анкета

Вопрос 1: Что вам известно о Генетике?

Вопрос 2 : Что изучает генетика?

Вопрос 3: Какие задачи ставит перед собой генетика?

Вопрос 4: Задумывались Вы о том, какие качества Вы унаследовали от родителей, а какие от бабушек и дедушек?

Вопрос 5: Какие Вы знаете наследственные заболевания?

Вопрос 6: Есть ли у вас знакомые с наследственными заболеваниями?

Вопрос 7: Как Вы относитесь к людям с наследственными заболеваниями?

Вопрос 8: Как Вы думаете помогает Генетика бороться с наследственными заболеваниями?


  1. Генетики (2 человека) расскажут нам о закономерностях наследственности и причинах наследственных заболеваний;

(рассказ обучающегося №1)

Наследственность - свойство организмов сохранять генетическую информацию, особенности развития и жизнедеятельность потомков. Наследственность закрепляет признаки, характерные для вида.

Наследование - способ передачи наследственной информации от одного поколения к другому.

Ген - единица наследственности. В структурном отношении - это определенная последовательность нуклеотидов ДНК, кодирующая структуру полипептидной цепи.
Гены располагаются в хромосомах линейно. Участок хромосомы, в котором расположен определенный ген, называется локусом.

Аллель - одно из возможных состояний гена.

Аллельные гены - гены, определяющие развитие одного и того же признака (цвет) в одинаковых или разных фенотипических проявлениях (желтый, зеленый); локализованы в одинаковых локусах гомологичных хромосом.

Неаллельные гены - гены, определяющие развитие разных признаков (цвет и форма).

Гомозиготные организмы - имеют в своём генотипе два одинаковых аллеля - оба доминантные или оба рецессивные (АА; аа; вв), образует один тип гамет.

Гетерозиготные организмы - имеют один из аллелей в доминантной форме, а другой - в рецессивной (Аа; Вв; АаВв); образует разные типы гамет.

Гибридизация - скрещивание гомозиготных особей, отличающихся по генотипу (фенотипу).

При изучении закономерностей наследования обычно скрещивают особи, отличающиеся друг от друга альтернативными (взаимоисключающими) признаками (например, жёлтый и зелёный цвет, гладкая и морщинистая поверхность горошин). Признак и соответствующий ему ген, проявляющийся у гибридов первого поколения, называют доминантным, а не проявляющийся (подавленный) - рецессивным.

Моногибридное скрещивание - скрещивание при котором родители отличаю.тся только по одной паре признаков.

Дигибридное скрещивание - скрещивание при котором родители различаются по двум признакам.

Полигибридное скрещивание - скрещивание при котором родители отличаются по нескольким признакам (три и более).

Преподаватель просит студентов посмотреть на мультимедийный экран и записать в тетради законы сформулированные Грегором Менделем:

Законы выводятся на экран мультимедийной доски, преподавать объясняет сущность законов.

Первый закон Г.Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения (При скрещивании чистых линий у всех гибридов первого поколения проявляется один признак - доминантный).

Второй закон Г.Менделя - закон расщепления признаков (гибриды первого поколения при их скрещивании расщепляются в определенном числовом соотношении 3:1, т.е. доминантный признак составляет ¾ часть от общего числа потомков).

(рассказ обучающегося №2)

Особенности генетики человека

Человек - сложный объект генетического анализа. Особенность человека состоит в том, что он объединяет в себе законы органической эволюции и законы социальной жизни. При изучении наследственности и изменчивости человека учене сталкиваются с определёнными трудностями:

1.Медленная смена поколений (приблизительно через 25-30 лет). Продолжительность жизни человека, как объекта наблюдений, может превышать продолжительность жизни исследователя.

2.Небольшле количество детей в каждой семье.

3.Сложный кариотип, который включает 46 хромосом, или 23 пары состоящие из 22 пар аутосом и одной пары половых хромосом, которые обозначаются как Х- и Y-хромосомы. Женщины имеют две Х - хромосомы, а мужчины - одну Х- и одну Y - хромосому.



  1. Медики - (2 человека) расскажут о мерах профилактики с наследственными заболеваниями;

(рассказ обучающегося №1)

Медицинская генетика - раздел генетики, который изучает роль наследственности в генетических заболеваниях человека. Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Предметом изучения медицинской генетики являются наследственные болезни человека, она изучает их особенности, разрабатывает методы диагностики, лечения и профилактики, исследует соотносительную роль наследственных и ненаследственных факторов в развития болезней. Основная задача медицинской генетики - изучения наследственных болезней человека с целью предупреждения их развития в ряде поколений, охрана наследственности человека от вредных факторов среды.

(рассказ обучающегося №2)

По опубликованным данным в 1966 г. было известно 1487 наследственных болезней, 1982 г. - около 4000 наследственных болезней, 2000 г. - 6678 наследственных болезней.

Разделом медицинской генетики является клиническая генетика, её цель в них предоставить помощь больному, предотвратить появление наследственных болезней в поколениях. Медицинская генетика исследует генетические закономерности, общие для всех наследственных болезней или большой группы их. Медицинская генетика и медицина в борьбе за здоровье людей в каждом поколении ориентируются прежде всего на профилактику наследственных болезней путем пренатальной (дородовой) диагностики, медико-генетического консультирования, выявления гетерозиготных носителей патологических генов, советов супружеским парам с повышенным риском рождения больного ребенка, разработке законодательных актов, направленных против загрязнения окружающей среды мутагенами.

После того как выступающие закончили, преподаватель выводит на экран слайд и предлагает вместе решить задачу на дигибридное скрещивание гороха, обучающиеся должны попробовать ответить на вопросы задачи (преподаватель помогает при необходимости).

Задача. Рассмотрите рисунок и определите по каким признакам различаются родительские формы гороха. Почему данный вид скрещивания называют дигибридным? Запишите фенотипы и генотипы родительских форм. Какая форма и окраска семян доминирует у особей в первом поколении? Сколько типов гамет образуют родительские формы?

ААВВ
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

ААВв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

АаВВ
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

АаВв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

ААВв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

ААвв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

АаВв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

Аавв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

АаВВ
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

АаВв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

ааВВ
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

ааВв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

АаВв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

Аавв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

ааВв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

аавв
Разработка открытого урока Закономерности наследственности

4.Закрепление полученных знаний.

Преподаватель: А теперь посмотрим на степень усвоения материала:

Обучающиеся делятся на две команды (название команды участники придумывают сами), выбирая капитанов (научных руководителей), из числа сильных студентов преподаватель назначает независимых экспертов (три человека), которые будут вести подсчёт правильных ответов.

Преподаватель: К нам на урок пришли научные руководители института генетики «Глобус» и « Потомство» Научные руководители поочерёдно снимают карточки с вопросами (с помощью магнита карточки прикреплены к доске обратной стороной, так, что вопроса не видно) и задают их команде соперников.

Задания:

1. Кто считается основоположником генетики? (Г. Мендель)

2. Какие закономерности изучает генетика? (Наследственности и изменчивости)

3. Что является единицей наследственной информации? (Ген)

4. Некоторое качество или свойство по которому можно отличить один организм от другого? (признак)

5. Совокупность всех генов организма? (генотип)

6. Совокупность всех признаков организма? (фенотип)

7. Как при решении генетических задач обозначается потомство (гибриды)? (F)

8. Как при решении генетических задач обозначаются гомозиготные особи? (Аа; Вв)

9. Как при решении генетических задач обозначается гетерозиготные особи? (АА; ВВ)

Независимые эксперты подсчитывают количество правильных ответов и присуждают победу одной из команд институтов генетики «Глобус» или

« Потомство».

5.Подведение итогов

Рефлексия: Уважаемые студенты, а теперь вы оцените нашу совместную деятельность, были ли достигнуты цели урока.

Преподаватель обращается к обучающимся с вопросами:

Что было для Вас самое интересное?

Довольны ли вы результатом своей работы?

Кто из обучающихся на Ваш взгляд был более убедителен?

Сможете ли Вы применить полученные знания на сегодняшнем уроке в своей повседневной жизни?

Понравилось ли вам решать задачу по генетике?

Что не понравилось на уроке?

Преподаватель

Оценки за урок получили все обучающиеся (выступления + усвоение материала (работа команд «Глобус» и « Потомство»):

Историки 2 человека

Корреспонденты 2 человека

Генетики 2 человека

Медики 2 человека

Независимые эксперты 3 человека

Команды «Глобус» и «Потомство»

  1. Домашнее задание

Ответьте на вопросы и решите задачу

  1. Как называется организм с генотипом аа ?

  2. Как называется признак который внешне не проявляется у гибридов?

  3. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.


© 2010-2022