• Преподавателю
  • Биология
  • Общественная значимость социально - экологического образования школьников (из опыта работы)

Общественная значимость социально - экологического образования школьников (из опыта работы)

Сложность и серьезность современной ситуации развития определяется не только ухудшением природы, экономики и других сфер общественной жизни, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом жизни, потребностями, поведением. Поэтому возникает необходимость в преобразовании личности, переориентации ее на разумное взаимодействие с окружающей средой. В связи с этим существенно возрастает значение экологического образования, а именно формирование социально - экологи...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО - ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

Социально - экологическое образование школьников предполагает целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой, сберегающих среду жизни для будущих поколений. Сложность и серьезность современной ситуации развития определяется не только ухудшением природы, экономики и других сфер общественной жизни, но и кризисным состоянием самого человека, обусловленным веками сложившимся образом жизни, потребностями, поведением. Поэтому возникает необходимость в преобразовании личности, переориентации ее на разумное взаимодействие с окружающей средой. В связи с этим существенно возрастает значение экологического образования, к числу его составляющих относится и формирование социально - экологической культуры. Воспитанию экологической культуры школьников необходимо уделять особое внимание, как в рамках общего, так и дополнительного образования. Воспитание любви к своей исторической Родине, охрана природы, решение экологических проблем местного значения на основе интенсивного внедрения краеведческого компонента в изучение биологии, организация научно-исследовательской работы и реализация социально - значимых экологических, природоохранных проектов - реальные, эффективные направления по экологическому образованию и воспитанию школьников, формирования их нового экологического мышления. Высокий уровень образованности обучающихся в их взаимодействии со средой становится все более обязательным для сохранения благоприятной ситуации существования люде в перспективе, повышения уровня культуры, экологического знания.

Важным звеном в социально - экологическом образовании является участие школьников в общественном экологическом движении, которое привносит неоценимый вклад в общее дело формирования экологической культуры личности и общества. В каждой школе есть инициативные дети, чья энергия требует постоянного выхода, но не задействованные в каких-то дополнительных образовательных проектах. Необходима поддержка таких детей, их инициативы, творческого начала. С большим удовольствием они включаются в волонтёрскую работу, становятся активистами общественного экологического движения. Главным является всяческая поддержка детской инициативы, доступное объяснение целей и задач проектов, совместное их решение, работа над совместными проектами, проявление креативности и творчества. Сила примера в данном случае - наиболее побудительный мотив участия детей в экологической деятельности, через которую они осознают свою сопричастность в общем деле охраны природы и в результате которой формируется осознанное стремление лично способствовать сохранению окружающей среды путем разумных, научно аргументированных действий. Очень важным фактом является и то, что педагог должен ненавязчиво и доходчиво аргументировать данные, уметь сливаться с коллективом и быть не просто учителем, но ещё и товарищем и соратником. Также важным условием является сотрудничество с социальными институтами, общественными организациями, освещение результатов работы.

На базе МБОУ «Боханская СОШ № 1» уже более 10 лет функционирует детское творческое объединение «Родник», члены которого является активистами общественного экологического движения в посёлке. Это обучающиеся 8 - 11 классов, разрабатывающие и выполняющие социально - значимые проекты, участники региональных экологических проектов. «Родниковцы» являются активистами общественного водоохранного движения «Чистые воды Прибайкалья», движения «Чистый мир», «Чистый город» и др. Ребята разрабатывают и реализуют такие проекты, как «Чистый берег - чистая река», «Чистый посёлок», «Домашний махаон» и многие другие. Проектная работа неотьемлимо связана с исследовательской. Школьниками были выполнены и успешно защищены на научно - практических конференциях различного уровня такие исследовательские работы о жизнедеятельности стволовых насекомых, синантропных мух, иксодовых клещей, различных энтомофагов, общественных насекомых. Их работа неоднократно награждалась грамотами Иркутского областного отделения ВООП, Агентства лесного хозяйства Иркутской области, грамотами МО «Бохан», МО «Боханский район». В 2014 году члены детского творческого объединения «Родник» стали участниками губернаторского бала «Хрустальное сердце Сибири», победив в региональном конкурсе Бала Добровольцев Сибирского Федерального округа в номинации «Добровольческая экологическая программа».

С учётом современного состояния окружающей среды экологическое образование и воспитание становится всё более актуальным, наиболее актуальными и результативными являются различные формы игры, практическая деятельность, исследовательская работа и научное наблюдение. Чем разнообразнее процесс экологического образования, тем более результативным он будет. Не нужно рассматривать экологическое образование лишь как обязательный, в какой то мере даже формальный аспект воспитания в целом. Это неотъемлемая часть воспитания душевности, самосознания, самовоспитания. Единение с природой даёт человеку гармонию с внутренним миром, с окружающим и с другими людьми.


© 2010-2022