Доклад по биологии Использование метода проектов на уроках биологии

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Доклад

Орлова С.А., учитель высшей категории

Ученические проекты как способ формирования здоровьесберегающих компетенций на уроках биологии

Внедрение метода проектов в учебный процесс способствует выработке исследовательских навыков у школьников, развивает познавательный интерес, приучает к самостоятельному выполнению домашних заданий. В словаре понятий терминов «Интернет школы» метод проектов имеет следующее значение: «Метод проектов - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, который интегрирует в себе проблемный подход, групповые формы работы, презентативные, исследовательские, поисковые и другие методики ». Метод проектов позволяет достичь дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным определенным образом. Благодаря этому методу ученики получают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий, которые постепенно усложняются. У учащихся развиваются личные черты характера, интеллектуальные и физические возможности, волевые качества и творческие способности, обладающих объективная и субъективная новость, имеющих практическое значение.

В связи с этим метод проектов имеет много преимуществ. К ним относятся:

  • Максимальное развитие и самореализация особенности ученика

  • Изменение роли учителя

  • Формирование коллективизма

  • Соблюдение межпредметных связей

  • Усиление мотивации к обучению

  • Разнообразие средств обучения.

Влияние метода проектов на развитие личности и самореализации ученика базируется на том, что его важной чертой является гуманизм, внимание и уважение к каждому ученику, создание позитивного настроя, который направлен не только на получение знаний, но и на развитие личности. Реализация этого метода ведет к изменению роли учителя, его позиция по носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Особенно важным при этом является выполнение учителем роли независимого консультанта. Если он видит, что дети что-то выполняют неправильно, следует воздержаться от подсказок, а ожидать вопросы школьников. Если подобные проблемы возникают у многих учащихся, то целесообразно провести семинар - консультацию для коллективного рассмотрения проблемы. У школьников при выполнении проекта возникают специфические трудности, но они носят объективный характер, а их решение является одним из педагогических задач метода. Изменяется и психологический климат в классе, так учителю приходится переориентировать свою учебно - воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности поискового, исследовательского и творческого характера.

Меняется и роль учащихся в обучении: они являются активными участниками процесса. При этом происходит формирование такого конструктивного, критического мышления, которое трудно сформировать при обычной «урочной» системы обучения. У школьников вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию. Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Даже неудачно выполненный проект имеет положительное значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новым знаниям. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро - и макросоциума. В ходе проекта школьники попадают в среду неопределенности способствует активизации их познавательной деятельности. Кроме того, метод проектов позволяет сформировать такую ​​важную качество личности, как коллективизм, развивающийся лишь в действии и не быть усвоен вербально. Это касается, в первую очередь, групповых проектов, где работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности возникает умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, анализировать результаты деятельности. Очень важна способность ощущать себя членом команды - подчинять темперамент, характер, время, собственные интересы общему делу. Особенность проекта, как метода заключается в том, что есть возможность рассматривать предмет изучения не отдельно, а целостно. Поэтому при создании биологических проектов они содержат знания по различным учебным предметам, в частности физики и химии, то есть учитывают межпредметные связи. В основной школе, когда начинается изучение большого объема материала, у учащихся ослабляется интерес к тому или иному предмету. Проведение однообразных уроков, использование традиционных методов и средств обучения не воспринимают активизации познавательной деятельности и мотивации к получению знаний. Метод проектов позволяет усилить мотивацию к обучению. Важным в организации познавательной деятельности является разнообразие средств обучения. В частности, использование информационных технологий. Это могут быть современные средства (компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, видео-, мульти -медийни и педагогические программные средства) и традиционные (энциклопедии, пособия, средства массовой информации).

Рассмотрим возможности метода проектов при изучении биологии на примере одной из тем с привлечением компьютерных технологий. Стоит отметить, что биологию начинают изучать в 7-м классе, это возрастная категория 12-13 лет. Для таких детей темы проектов должны быть простыми, доступными. На одном уроке реализовать метод проекта невозможно. Для этого нужно заранее спланировать определенную тему. Метод может быть использован при изучении одной темы раздела, курса, между курсами (между курсовой), между различными предметами (межпредметных). Конечно, будет затрачено и соответствующий время на выполнение этой работы. Использование данного метода при обучении биологии не означает, что он занимает весь урок. Это невозможно. На выполнение проекта потребуется значительное время, поэтому сначала структурируется тема, которая изучается, а затем и конкретный урок. Структурирование осуществляется в соответствии с логикой познавательной деятельности учащихся над данной темой, вопросами программы, определяется время на каждом уроке для работы над проектом.

Основные этапы работы с проектом.

  1. Планирование учителем проекта в рамках программы.

  2. Выдвижение идеи учителем на уроке.

  3. Обсуждение идеи с учеником, выдвижение ими собственных идей.

  4. Формирование микрогрупп.

  5. Распределение задач в микрогруппа.

  6. Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

  7. Промежуточная проверка результатов работы.

  8. Обсуждение способов оформления проекта.

  9. Мультимедийная презентация результатов.

  10. Итог работы над проектом обсуждения результатов, выставления оценок, план будущего проекта.

Осуществление проекта будет эффективным в случае если задействовать не только традиционные, но и другие источники информации, например педагогические программные средства (ППС) обучение, Интернет. Подготовка к презентации будет осуществляться с помощью Microsoft Word Интернета. При этом ученики создают поиск и сохранение информации, подбирают фото, рисунки, схемы, анимации. Этот этап работы интересен тем, что они учатся анализировать информацию, отбирать ту, которая касается темы, исследования, и компоновать материал. Учитель отслеживает каждый этап работы учеников над проектом и, при необходимости, консультацию.

Метод проектов можно использовать, например, при изучении темы «Высшие споровые растения» с использованием компьютерных технологий. На изучение темы в 6-м классе отводится 5ч. На первом уроке изучают общую характеристику высших споровых растений. После этих вопросов отводится время на определение целей проекта, осуществляется организационная работа: формулируется проблема исследования, выдвигается гипотеза, определяются направления поиска информации, организуются группы, распределяются роли каждого участника. Класс делится на 4 группы: первая - знатоки мхов «Бриологи», вторая - плаунов «Ликоподиологи», третья - хвощей «Еквизетологи», четвертая - папоротников «Подиподиологи». Каждая группа определяется с темой проекта, способами и методами исследования, происходит обмен информацией в пределах групп. На втором занятии, при изучении общих признаков строения и развития представителей мохообразных ученики класса выполняют лабораторную работу №7 «Строение мохообразных». Ученики из группы «Бриологив» дополняют рассказ учителя, выполняют роль консультантов. А на «пятиминутке» в группах происходит обмен собранной информации, ее анализ, определение формы отчетности и оформления. На третьем уроке ученики выполняют лабораторную работу №8 «Строение плауна булавами подобного и хвоща полевого», изучают и сравнивают особенности строения двух представителей высших споровых растений. Учитель приводит примеры плаунов и хвощей, растущих в ближайшем окружении. Ученики из групп «Ликоподиологив» и «Еквизетологив» могут быть для учителя активными помощниками, а для одноклассников - консультантами. При обсуждении этих вопросов в группах ученики делают выводы и аргументируют свою работу над проектом. На этом уроке учитель отводит время на распределение ролей для защиты проекта. К четвертому уроку завершается сбор информации и ее обсуждения в группах. Ученики изучают папоротникообразные и выполняют лабораторную работу № 9 «Строение щитника мужского или мужской папоротника». Участники из группы «Подиподиологив» дополняют рассказ учителя, выполняют роль консультантов. На очередной «пятиминутке» учитель отводит время на составление сценария защиты проекта. На пятом уроке происходит мультимедийная презентация проекта каждой группы с использованием компьютера. При этом ученики могут использовать гербарные образцы, таблицы, фото и видео изображения представителей отдельных отделов. Происходят обсуждения и установления оценок. Для поощрения учащихся, проект которых оказался лучше, можно предложить презентацию в других классах или во внеклассной работе по биологии (кружки, факультативные занятия и т.п.).

Итак, метод проектов:

  • Способствует повышению активности и самостоятельности учащихся в работе;

  • Образует устойчивую положительную мотивацию к изучению биологии;

  • Формирует чувство ответственности за выполненную работу;

  • Способствует развитию творческого подхода к выполнению задания;

  • Дает возможность достичь образовательных целей.



© 2010-2022