Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии

и во внеурочной деятельности


Автор - учитель биологии МБОУ «Школа № 43»

Половинкина Т.В., первая категория

В основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный подход, как основа определения требований к результатам образования. Образовательная деятельность в современных условиях направлена на создание опыта работы с информацией, ее целесообразного применения, обеспечивающего развитие каждого обучающегося. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащихся проблем. Процесс обучения планируется, организуется и направляется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися в соответствии с содержанием образования (программой), личностным опытом, познавательными интересами и потребностями детей.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности (познавательная, ценностно-ориентированная, практическая, коммуникативная). Такая ситуация обосновывает совершенно понятный компонент идеологии нового Стандарта - обучение в деятельности и обучение через деятельность. Новизна ФГОС общего образования заключается еще и в том, что он предоставляет возможность выбора учителю разных форм организации образовательной деятельности.

В связи с этим, организация научной и учебно-исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования. Такая деятельность учащихся способствует истинному обучению, поскольку она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. В проектах, согласно со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы. Во время работы над проектом каждый учащийся имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Конечным итогом образовательного проекта должен явиться какой-то образовательный продукт. Данный образовательный продукт есть не что иное, как результат решения практически или теоретически значимой проблемы.

Цель проектного обучения - создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания.

Задачи:

- научиться пользоваться разными источниками информации;

- научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, творческих и практических задач;

- развитие коммуникативных умений, работая в группах;

- развитие исследовательских умений (умение выявлять проблемы, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезу);

- развитие системного мышления.

Проектная деятельность учащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.

Этапы работы над проектом


I. Подготовительный.

Содержание работы: определение темы, постановка цели, формулировка задач, формирование творческих групп, обсуждение возможных вариантов исследования, подготовка материалов к исследовательской работе, выбор способа предоставления результатов и критериев оценки результата и процесса.

Деятельность учителя: предлагает темы, проводит организационную работу, принимает участие в обсуждении, разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности.

Деятельность учащихся: обсуждают темы, выбирают одну, объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности, обсуждают и корректируют формы представления результата и критерии оценивания, отдельные учащиеся привлекаются к разработке заданий.

II. Планирование.

Содержание работы: определение источников, способов сбора и анализа информации,

Деятельность учителя: предлагает основную литературу, способы сбора информации.

Деятельность учащихся: самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.

III. Разработка проекта.

Содержание работы: исследование, решение конкретных задач, накопление информации и ее обобщение.

Деятельность учителя: консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Деятельность учащихся: осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации.

IV. Оформление результата.

Содержание работы: оформление результатов согласно выбранной форме отчета.

Деятельность учителя: консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Деятельность учащихся: оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

V. Реализация и презентация проекта.

Содержание работы: представление выполненной работы.

Деятельность учителя: организует экспертизу, привлекая учителей школы или других учащихся.

Деятельность учащихся: докладывают о результатах своей работы (один учащийся от группы или все члены группы).

VI. Оценивание.

Содержание работы: оценка работы согласно разработанным критериям, анализ успехов и ошибок.

Деятельность учителя: оценивает, отмечает неиспользованные возможности, качество отчета.

Деятельность учащихся: участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки.

Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельностиПроектная деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Пример оценивания исследовательского проекта


№ п/п

Критерии

Максимальный балл

Оценка

Оформление работы

1

Оформление (титульный лист, оглавление, содержание работы, выводы, литература)

0,5


2

Формулировка цели и задач

0,5


3

Описание аспектов работы

1


4

Новизна и полнота изученной литературы

0,5


5

Ясность, логичность, последовательность изложения материала

0,5


6

Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных)

0,5


7

Сложность выполнения работы

0,5


8

Наличие иллюстрирующего материала (таблицы, рисунки, графики и т.п.)

0,5


9

Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленным задачам

0,5



Итого

5


Защита работы

1

Формулировка и обоснование цели

1


2

Последовательность, логичность, ясность изложения сути выполнения работы

2


3

Наличие и качество иллюстрирующего материала

1


4

Четкость обобщения, выводов, их соответствие поставленной задаче

1



Итого

5



Итого

(из двух оценок выводится средняя оценка)

5 / 5 = 5











Примеры проектов, реализованных на уроках биологии


1. Информационная карта проекта

«Микромир: кто они? И как с ними бороться?»


1

Наименование проекта

«Микромир: кто они? И как с ними бороться?»

2

Автор проекта

учащиеся 9 «а» класса

3

Руководитель проекта

учитель биологии

4

Кураторы проекта

(если есть)

-

5

Целевая группа

9 классы МБОУ «Школа № 43»

6

Количество участников

25 человек

7

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

В настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов - бактерий и вирусов, их влияния на организм человека. Ученые всего мира работают над созданием вакцин против многих инфекционных болезней

8

Цели и задачи проекта

Цель проекта: расширить знания учащихся о вирусных и бактериальных формах жизни, об иммунитете и его механизмах

Задачи проекта:

- формирование у учащихся знаний о строении неклеточных форм жизни и доядерных организмов, особенностях их жизнедеятельности и размножения, о возбудителях заболеваний человека, способах борьбы с ними и мерах профилактики

- закрепить знание основных гигиенических правил с целью предупреждения заражения бактериальными и вирусными инфекциями

9

Краткая аннотация содержания проекта

Учащиеся работают в группах с литературой и Интернет-ресурсами, выбирают нужную информацию в ее большом потоке. Группы для проведения исследований: эпидемиологи, бактериологи, иммунологи,

вирусологи

10

Сроки выполнения проекта

ноябрь

11

Результат деятельности

Доклады, презентации

2. Информационная карта проекта

«Природные источники здоровья»

1

Наименование проекта

«Природные источники здоровья»

2

Автор проекта

учащиеся 7 «а» класса

3

Руководитель проекта

учитель биологии

4

Кураторы проекта

(если есть)

член школьного родительского комитета, фармацевт

5

Целевая группа

6-7 классы МБОУ «Школа № 43»

6

Количество участников

25 человек

7

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Применение народных средств для профилактики и лечения многих заболеваний очень актуально

8

Цели и задачи проекта

Цель проекта: собрать информацию о лекарственных растениях

Задачи проекта:

- изучить литературу о лекарственных растениях Нижегородской области

- изучить особенности влияния растений на организм человека

9

Краткая аннотация содержания проекта

Учащиеся с помощью литературы и Интернет-ресурсов изучают лекарственные растения Нижегородской области, узнают о сроках сбора разных растений и их лекарственных свойствах. Знакомятся с предложениями фармацевтической промышленности - сборы трав.

10

Сроки выполнения проекта

февраль

11

Результат деятельности

Сообщения учащихся о лекарственных растениях - как природных источниках здоровья










3. Информационная карта проекта

«Витамины и их роль в организме человека»


1

Наименование проекта

«Витамины и их роль в организме человека»

2

Автор проекта

учащиеся 8 «а» класса

3

Руководитель проекта

учитель биологии

4

Кураторы проекта

(если есть)

школьная медсестра

5

Целевая группа

8 классы МБОУ «Школа № 43»

6

Количество участников

25 человек

7

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

В аптеках широкий выбор витаминов, мы часто слышим, что нужно употреблять больше витаминов - а как правильно выбрать необходимые витамины конкретному человеку и с какой целью их принимать - вопрос, который волнует многих

8

Цели и задачи проекта

Цель проекта: изучить физиологическое воздействие витаминов на организм

Задачи проекта:

- рассмотреть классификацию витаминов

- изучить состав, строение витаминов и их влияние на организм

9

Краткая аннотация содержания проекта

Учащиеся с помощью различных источников информации изучают классификацию, состав, строение и физиологическое воздействие на организм человека витаминов. Определяют качественное и количественное содержание витаминов в различных пищевых продуктах. Рассчитывают суточную потребность человека в витаминах. Делают выводы о возможности применения витаминов в различных ситуациях

10

Сроки выполнения проекта

Март

11

Результат деятельности

Информационный альбом «Витамины и их роль в организме человека»








4. Информационная карта проекта

«Первоцветы»


1

Наименование проекта

«Первоцветы»

2

Автор проекта

учащиеся 6 «а» класса

3

Руководитель проекта

учитель биологии

4

Кураторы проекта

(если есть)

-

5

Целевая группа

5-6 классы МБОУ «Школа № 43»

6

Количество участников

25 человек

7

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Защита подснежников - важная часть природоохранной деятельности

8

Цели и задачи проекта

Цель проекта: собрать информацию о первоцветах нашей области

Задачи проекта:

- наблюдение за пробуждением природы весной

- сбор информации о первых цветах, которые появляются в нашем крае

9

Краткая аннотация содержания проекта

Учащиеся наблюдают за первоцветами в разных районах Нижегородской области, ведут дневники наблюдений, с помощью определителей определяют названия растений, из дополнительных источников собирают информацию об увиденных растениях. Обсуждают проблему охраны исчезающих видов подснежников

10

Сроки выполнения проекта

Апрель-май

11

Результат деятельности

Презентация «Первоцветы»





Пример проекта, реализованного во внеурочной деятельности


Информационная карта проекта

«Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека»


1

Наименование проекта

«Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека»

2

Автор проекта

учащиеся 8 «а» класса

3

Руководитель проекта

учитель биологии

4

Кураторы проекта

(если есть)

Заместитель директора по ВР

5

Целевая группа

6-8 классы МБОУ «Школа № 43»

6

Количество участников

25 человек

7

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей

8

Цели и задачи проекта

Цель проекта: выяснить, как влияют на здоровье человека никотин и алкоголь

Задачи проекта:

- изучить физиологические основы влияния вредных привычек на организм человека

- выяснить влияние никотина и этилового спирта на активность амилазы слюны

9

Краткая аннотация содержания проекта

Учащиеся изучают теоретический материал, проводят эксперимент - выявление влияния алкоголя и никотина на активность фермента слюны амилазы, анализируют и сравнивают результаты экспериментов. Проводят социологические опросы подростков и взрослых об отношении к вредным привычкам.

10

Сроки выполнения проекта

Апрель

11

Результат деятельности

Стенгазета «Жизнь или смерть», выступление агитбригады о вреде курения и употребления алкогольных напитков


Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А.Якушина и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186с.

3. verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm

4. Б.Райзенберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь. 2-е изд.,1999 г.

5. ru.wikipedia.org/wiki/Проект

10


© 2010-2022