КТП по биологии 5 класс ФГОС

На этой странице вы можете посмотреть и скачать Календарно-тематическое планирование по биологии с учетом по ФГОС. КТП 5 класс по ФГОС Пасечник. Календарно-тематическое планирование биология «Бактерии, грибы, растения»Курс биологии обладает возможностями для формирова­ния коммуникативных ценностей, основу которых состав­ляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: • правильному использованию биологической терминоло­гии и символики; • развитию п...
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Ярковская средняя общеобразовательная школа имени Романова К.Г.



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

на заседании МО зам.директора школы по УВР:

гуманитарных наук ___________ /Елкова С.А/ протокол № «___»__________ 2014г.

от «___»_________ 2014г.

Руководитель МО:

_________/Балакина И.И./



Календарно-тематическое планирование

по предмету «Биология»

для учащихся среднего (полного) общего образования

на 2014 - 2015 учебный год


Составитель:

Балакина И.И.

учитель географии и биологии




2014





Раздел

Тема учеб-

ного занятия

Планируемые образовательные результаты

Основные виды деятельности

Д/З

Дата

Предметные

Метапредметные

Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные (Р,П,К)

Личностные

1











Введение






Биология - наука о живой природе.

Имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоение понятий «биология», «биосфера», «экология».

Р - корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами;

П - анализирует полученные знания; структурирует полученные знания,

К - выражает в ответах свои мысли,

обсуждает с учителем и учащимися их ответы.

Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Знакомится с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

& 1 ,вопросы,р .т 1-5

2

Методы исследования в биологии.

Знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете.

Р - осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;

П - практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.

К - выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения

Формируется ответственное отношение и правила техники безопасности в биологическом кабинете.

Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике, сотрудничество с одноклассниками при их обсуждении.

&2,задания ,р т .з.6,9

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.

Знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы.

Р - планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

П - развитие навыков работы с текстом и иллюстрациями учебника.

К - планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера

Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого и неживого.

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

&3,р.т .11,12

4










Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

Умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.

Р - корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П - формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

К - выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Ра бота с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

&4,р .т 14,17

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Практическая работа № 1. Ведение дневника наблюдений.

Умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.

Р - корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П - развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.

К - выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение

Формируются элементы экологической культуры

Работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

&5,вопросы,р .т 18,19,20

6

Экскурсия «многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» Практическая работа №2. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Имеют начальное представление о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; приобретаю навыки правильного поведения в природе.

Р - корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П - развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

К - выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение

Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта по экскурсии.

& отчет

7











Клеточное строение организмов.


Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 3 «Устройство лупы и о микроскопа, приёмы работы»

Знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

Р - ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку;

П - моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию;

К - разрешает конфликты, ставит вопросы

Понимание важности открытия увеличительных приборов

Учатся работать с лупой и световым микроскопом, рассматривают клеточное строение организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

П .6,правилы работы с микроскопом

8








Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания

Р - корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П - развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления её результатов.

К - выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Формирование познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.

& .7.в .1-3 устно

9

Лабораторная работа № 4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

П .7 ,вопросы ,р .т .27.28

10







Особенности строения клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 5 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Знакомится с названиями химических веществ клетки, обобщает знания о клетки

Р - определяет цель важности клетки для живого организма;

П - анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

К - разрешает конфликты

Осознание сложности строения клеток

Схематическое изображение строения клеток в тетради, работа с текстом и иллюстрациями в учебнике.

&п .8,вопрсы к пар .

11

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

Имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

Р - корректирует свои знания;

П - развитие умению обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава;

К - ставит вопросы, выражает свои мысли

Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательства единства живой природы.

Знакомство с химическим составом объектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника.

&9,в 1-5 ,з .31р. т

12

Жизнедеятельность клетки (дыхание, питание). Лабораторная работа № 6.Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Формируется первоначальные представления о жизнедеятельности клетки

Р -корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания;

П - исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание дыхания, соотносит свой способ питания с другими;

К - отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками

Формирование познавательных мотивов на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов наблюдений.

&9,вопрсы ,р.т .34,35

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.

&10 ткани .р . т.39

14

Деление клетки.

Знают, умеют описывать процесс деления клетки и её рост.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.

Работа с тестом и иллюстрациями учебника

&10,р т 34,35

15

Ткани. Лабораторная работа № 7. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клетки.

Работа с тестом и иллюстрациями учебника

&10,вопрсы

16

Контрольно- обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

Сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого.

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицу.

Стр .49-50 тренир .задания

17









Царство Бактерий

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразие.

Р - корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ;

П - развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника;

К - ставит вопросы, выражает свои мысли

Понимание особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, их формы, разнообразие и распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

&11,вопросы

18











Роль бактерий в природе.



Имеют первоначальные сведения о роли бактерий в природе

Р -корректирует свои знания о роли бактерий в природе, осуществляет самоконтроль,

П - самостоятельно выполняют биологические исследования

К - отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками

Осмысление роли бактерий в природе.

Определяют понятия клубеньковые бактерии, симбиоз, болезнетворные бактерии, эпидемия, объясняют роль бактерий в природе.

&12,ворп.1-3 письм .

19

Роль бактерий в жизни человека

Имеют первоначальные сведения о роли бактерий в жизни человека

Р -корректирует свои знания о роли бактерий в жизни человека, осуществляет самоконтроль,

П - самостоятельно выполняют биологические исследования

К - отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками

Осмысление роли бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Объясняют роль бактерий в жизни человека.

&п .12,раб .тетр .47

20








Царство Грибы.

Общая характеристика грибов.

Знать строение и основные процессы жизнедеятельности грибов, разнообразие и распространение грибов; уметь давать общую характеристику грибов, отличать от других живых организмов, отличать съедобные от ядовитых, объяснять роль грибов в природе.

Р - осуществляет самопроверку, корректирует свои знания;

П - ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов;

К - выражает свои мысли в ответах.



Уметь работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Формирование научного мировоззрения на основе изучения строения и роли грибов.

Понимание ценности здорового образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека.

Различают на таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой медицинской помощи при отравлениях ядовитыми грибами.

Определяют понятие «грибы -паразиты», объясняют их роль в природе и жизни человека. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.

Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека»

&п .13,р т .48,49



&п .14,вопросы .р .т 51-52



&п .15,вопросы



&п .16,р т .56.57


&стр .86 тренир .задания

21

Шляпочные грибы. Лабораторная работа

№8. Строение плодовых тел шляпочных грибов.

22

Плесневые грибы. Лабораторная работа

№9. Строение плесневого гриба мукора.

23

Грибы-паразиты. Лабораторная работа

№10. Строение дрожжей.

24

Обобщающий урок

25

Царство Растения.

Ботаника - наука о растениях

Имеют представление о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Формирование экологической культуры на основе понимания важности охраны растений.

Выделяют существенные признаки растений. Выделяю на таблицах низшие и высшие растения

& п .17,вопросы

26

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №11. «Строение зелёных водорослей»

Выделение существенных особенностей в строении водорослей их значение в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы

Понимание строения водорослей связанные со средой обитания.

Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры.

Смотрят кинофрагмент и отвечают на заданные вопросы.

Выполняют лабораторную работу, делают рисунки и подписи к ним.

&18,вопросы1-3

27

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

&18,р .т 62,63

28

Лишайники

Обобщение полученных знаний на уроке о применении лишайников природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека.

Ученики заполняют опорные конспекты пользуясь текстом параграфа

&19,вопросы,р .т.66,67 .

29

Мхи, папоротники, хвои, плауны Лабораторная работа №12 ,13,14«Строение мха, спороносящего хвоща, спороносящего папоротника

Распознают части папоротника, отличают на гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов.

Значение папоротников в образовании каменного угля.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимают необходимость воды для размножения папоротников. Выполняют ТБ

Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Учащиеся работают с коллекцией и делают необходимые записи в тетрадь.

Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа.

&п .20,з .2

30

Голосеменные растения Лабораторная работа №15 «Строение хвои и шишек»

Знание особенностей строения органов голосеменных на примере сосны и ели.

Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Познавательные УУД

умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп

Представляют о голосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания на практике.

Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Называют виды голосеменных растений и заполняют таблицу.

&22 ,з .1,сообщения

31

Покрытосеменные растения Лабораторная работа №16 «Строение цветкового растения».

Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные.

Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.

Представляют преимущества покрытосеменных растений, позволившие им занять господствующее положение в современном мире растений.

Выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных.

Называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений. Применяют знания о движущих силах эволюции.

&23,вопросы ,р т 75,76

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека.

Умение приво­дить примеры дикорастущих и культурных рас­тений

Познавательные УУД:

уме­ние воспроизводить ин­формацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осознание значимости растений в природе и жизни человека, необходимости охраны растений

Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы.

&24,тренировочн .задания

33

Повторение темы «Царство Растения»

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: анализ информации, установление причинно-следственных связей.

К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи.

Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

Знание правил поведения в природе;

Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, умение реализовать теоретические познания на практике, умение слышать и слушать другое мнение.

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.

&тестовые задания

34

Урок обобщение изученного за год

Контрольные вопросы

35

Заключительный урок по курсу «Биология 5 класс». Летнее задание






© 2010-2022