- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа электива Клетки и ткани (10класс)
Рабочая программа электива Клетки и ткани (10класс)
Раздел | Биология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плотникова Н.В. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Устьянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На заседании ШМО
естественнонаучного цикла
Протокол №… от
«….» август 2015г.
Принято
На педагогическом совете школы
Протокол №… от
«…» август 2015г.
Утверждаю
Директор МКОУ «Устьянская СОШ»
____________Т.М.Никулина
Приказ №…… от
02.09. 2015г.
Рабочая программа
Элективного курса. Биология.
«Клетки и ткани»
10 класс
Профильный уровень
на 2015- 2016 учебный год
Учитель химии и биологии
Всего часов в год -35, в неделю-1час.
Планирование составлено на основе Программы «Естествознание» Министерства РФ, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Учебное пособие: Д.К. Обухов, В.Н.Кириленкова « Клетки и ткани» 10- 11классы, элективные курсы, профильное обучение, Издательство «Дрофа», Москва, 2008.
Рабочую программу составила:
Плотникова Н. В. учитель химии и биологии высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10 класса, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений, проектов по избранным темам.
Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по разделу общей биологии «Клетка и ткани» на базе сформированных понятий об особенностях строение разных царств живой природы.
Задачи курса:
1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области биологии клетки;
2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;
3. ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.
4. создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Элективный курс рассчитан на 35 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.
Основная концепция курса представлена:
Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7-9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А.А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.
Историко-патриотический акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30-50-е гг. XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак) стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.
Большой объем практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах «Ткани», «Органы»), Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики, но и задействовать их на занятиях по биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).
Проверка и оценка качества знаний. Контроль знаний не является главным в работе на занятиях. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.
В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:
-
жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;
-
умение оперировать знаниями;
-
эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха и успеха других.
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель - ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) - ученик(и), ученик - учитель.
В качестве дополнения к данному курсу (учебнику), учитывая развитие информационных технологий в современной школе, планируется издание Приложения в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.
Средствами обучения является учебное пособие Д.К. Обухов, В.Н.Кириленкова Клетки и ткани 10-11 классы, элективные курсы, профильное обучение, Издательство «Дрофа», Москва, 2007; практикум В.Н.Кириленкова, Д.К.Обухов Клетки и ткани 10-11 классы, элективные курсы, профильное обучение, Издательство «Дрофа», Москва, 2008; таблицы, микроскопы, микропрепараты.
Структура изучаемого элективного курса
№
Наименование раздела, тема
Количество часов
Всего
Теорети-
ческие
практические
1.
Часть I. Общая цитология (Биология клетки).
17+1
Тема
1.
Введение в биологию клетки
1
Лр. №1,2.
Тема
2.
Общий план строения клеток живых организмов.
2
Лр .№ 3,4,5.
Тема
3.
Основные компоненты и органоиды клеток.
2
Лр. №6.
Тема
4.
Метаболизм-преобразование веществ и энергии.
4
Лр. №9.
Тема
5.
Ядерный аппарат и репродукция клеток.
4
Лр.№10,11, 12, 7.
Тема
6.
Вирусы как неклеточная форма жизни.
3
Тема
7.
Эволюция клетки.
2
Обобщающий семинар. Клетка - элементарная генетическая и структурно - функциональная единица живого.
2
2.
Сравнительная (эволюционная) гистология - учение о тканях многоклеточных организмов.
15
Тема
8.
Понятие о тканях многоклеточных организмов.
1
Тема
9.
Эпителиальные ткани
2
Лр.№ 13.
Тема
10.
Мышечные ткани
2
Лр.№ 14.
Тема
11.
Ткани внутренней среды (соединительная ткань)
5
Лр.№ 15.
Тема
12.
Ткани нервной системы.
4
Лр.№ 16.
Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека.
1
Итого
35
15
Календарно - тематический план
№
Наименование раздела программы, тема занятия
Всего часов
дата
по плану
фактич.
ЧАСТЬ I
ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ)
18
Тема
1
Введение в биологию клетки.
1.
1.1.1.
Задачи современной цитологии. Клеточная теория - основной закон строения живых организмов.
Л.р. № 1 Устройство микроскопа.
Л. р. № 2. Методика приготовления временного микропрепарата.
1
Тема
2.
Общий план строения клеток.
2.
2.1.2.
Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия.
Л. р. № 3. . Особенности строения клеток прокариот
1
2.2.3.
Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки. Л.р. № 4. Изучение молочнокислых бактерий.
Л.р. №5. Особенности строения клеток эукариот.
1
Тема 3.
Основные компоненты и органоиды клеток.
2.
3.1.4.
Мембрана и надмембранный комплекс. Универсальный характер строения мембран всех клеток. Л. р. № 6. Изучение клеток простейших
1
3.2.5.
Цитоплазма и органоиды. Мембранные органоиды клетки. Л.р. № 9. Основные компоненты и органоиды клеток.
1
Тема 4.
Метаболизм - преобразование веществ и энергии.
4.
4.1.6.
Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке.
1
4.2.7.
Гетеротрофы и автотрофы. Фотосинтез.
1
4.3.8.
Рибосомы. Типы и структура рибосом про - и эукариот. Л. р. № 9. Основные компоненты и органоиды клеток.
1
4.4.9.
Синтез белка. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.
1
Тема 5.
Ядерный аппарат и репродукция клеток.
4.
5.1.10.
Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра.
1
5.2.11.
Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко- его строение и функции.
1
5.3.12.
Понятие о жизненном цикле клеток - его периоды. Митоз - его биологическое значение. Теория «стволовых клеток» - прорыв в современной биологии и медицине. Л. р. № 10. Митоз в клетках корней лука. Л. р. № 11. Митоз животной клетки.
1
5.4.13.
Мейоз- основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток.
Л. р. № 12. Мейоз в пыльниках цветковых растений.
Л. р. № 7. Особенности строения дрожжей
1
Тема 6.
Вирусы как неклеточная форма жизни.
3
6.1.14.
Строение вирусов и их типы.
1
6.2.15.
Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита).
1
6.3.16.
Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями
1
6.4.17.
Вакцинация - достижения и проблемы.
1
Тема 7.
Эволюция клетки.
2.
7.1.18.
Первичные этапы биохимической эволюции на Земле.
1
7.2.19.
Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.
1
ЧАСТЬ II
Сравнительная (эволюционная) гистология - учение о тканях многоклеточных организмов
Тема 8.
Понятие о тканях многоклеточных организмов.
1.
8.1.20.
Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).
1
Тема 9.
Эпителиальные ткани.
2.
9.1.21.
Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции - разные решения.
1
9.2.22.
Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире - внутриклеточное и полостное.
Л. р. № 13. Изучение эпителиальной ткани.
1
Тема 10.
Мышечные ткани.
2.
10.1.23.
Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных.
1
10.2.24.
Л.р. №14. Изучение мышечной ткани.
1
Тема 11.
Ткани внутренней среды (соединительная ткань).
5
11.1.25.
Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных.
1
11.2.26.
Трофическо - защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь.
Л.р. № 15. Изучение тканей внутренней среды.
1
11.3.27.
Воспаление и иммунитет. Иммунитет - понятие об основных типах иммунитета.
1
11.4.28.
Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания.
1
11.5.29.
СПИД - чума ХХ века - смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.
1
Тема 12.
Ткани нервной системы.
4.
12.1.30.
Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма.
1
12.2.32.
Элементы нервной ткани - нейроны и глиальные клетки. Л.р. № 16. Изучение нервной ткани.
1
12.3.33.
Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».
1
12.4.34.
Работа над проектом »Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».
1
Тема
Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека.
1
35.
Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе - основа современной молекулярной биологии и медицины.
1
ИТОГО:
35
Перечень лабораторных работ.
Лабораторная работа № 1. Устройство микроскопа.
Лабораторная работа № 2. Методика приготовления временного микропрепарата.
Лабораторная работа № 3. Особенности строения клеток прокариот.
Лабораторная работа № 4. Изучение молочнокислых бактерий.
Лабораторная работа № 5. Особенности строения клеток эукариот.
Лабораторная работа № 6. Изучение клеток простейших.
Лабораторная работа № 7. Особенности строения дрожжей.
Лабораторная работа № 9. Основные компоненты и органоиды клеток.
Лабораторная работа № 10. Митоз в клетках корней лука.
Лабораторная работа № 11. Митоз животной клетки.
Лабораторная работа № 12. Мейоз в пыльниках цветковых растений.
Лабораторная работа № 13. Изучение эпителиальной ткани.
Лабораторная работа № 14. Изучение мышечной ткани.
Лабораторная работа № 15. Изучение тканей внутренней среды.
Лабораторная работа № 16. Изучение нервной ткани.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать/ понимать
-
принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;
-
положения клеточной теории;
-
особенности прокариотической и эукариотической клеток;
-
сходство и различия животной и растительной клеток;
-
основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;
-
основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);
-
особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;
-
строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;
-
реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;
-
определение и классификацию тканей, происхождение тканей в эволюции многоклеточных;
-
строение основных типов клеток и тканей многоклеточных животных;
-
иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.
Уметь:
-
работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами
-
уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;
-
изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;
-
определять тип ткани по препарату или фотографии;
-
уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);
-
иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
-
работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;
-
составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;
-
применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-
Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.
Перечень рекомендуемой литературы
-
Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной системы позвоночных. 2-е изд. - СПб.: Лань, 1999.
-
Барнс Р., Кейлоу П., Олив., Голдинг Д. Беспозвоночные (новый обобщенный подход) / Пер с англ. - М.: Мир, 1992.
-
Белый У., Шшорх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных / Пер. с нем. - М.: Мир, 1976.
-
Галактионов К.В. Современное многообразие живого и пути его становления. - СПБ.: СПбГУПМ, 2002.
-
Горышина Е.Н., Чага О.Ю. Сравнительная гистология тканей внутренней среды с основами иммунологии: Учеб. пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
-
Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. Биология: В 3 т. / Пер. с англ.; под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990.
-
Дюв К. де. Путешествие в мир живой клетки / Пер с англ. - М.: Мир, 1987.
-
Дюв К.де. Путешествие в мир живой клетки / Пер. с англ.; предисл. Ю.А. Овчинникова, - М.: Мир, 1987.
-
Жданова В.М., Гайдамович С.Я. Общая и частная вирусология. - М.: Медицина, - 1982.
-
Заварзин А.А. Основы частной цитологии и сравнительной гистологии многоклеточных животных. - Л.: Наука, 1976.
-
Заварзин А.А. Сравнительная гистология: Учебник / Под ред. О.Г. Строевой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
-
Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки: Учебник. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1992.
-
Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию: Учеб. пособие. - М.: Книжный дом - Университет, 2001.
-
Зуев В.А. Третий лик (Жизнь замечательных людей). - М.: Знание, 1979.
-
Из базы данных km.ra/
-
Карпов С.А. Строение клетки протистов: Учеб. пособие. - СПб.: ТЕССА, 2001.
-
Крстич Р. В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии человека. - СПб.: СОТИС, 2001.
-
Кусакин О.Г., Дроздов А.Л. Филема органического мира. - СПб.: Наука, 1997.
-
Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Паритет, 2000.
-
Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: Словарь понятий и терминов. - СПб.: Паритет, 2002.
-
Левкович Е.Н., Погодина В.В., Засухина Г.Д., Карпович Л.М. Вирусы комплекса клещевого энцефалита. - М.: Медицина, 1969.
-
Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум: 9-11 кл. - М.: ВЛАДОС, 2001.
-
Мозг (сборник статей) / Пер. с англ. - М.: Мир, 1982.
-
Мусил Я., Новикова О., Кущ К. Современная биохимия в схемах / Пер. с англ. 2-е изд. - М. : Мир, 1984.
-
Немечек С. Введение в нейробиологию / Пер. с чеш. - Прага.: Ави-ценум, 1978.
-
Парфанович М.И., Тодд Ф. Еще один губительный вирус // Международный ежегодник «Наука и человечество». 1990.
-
Погодина В.В., Фролова М.П., Ерман Б.А. Хронический клещевой энцефалит. - М., Наука.
-
Пуговкин А. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
-
Лунин М.Ю. Гистологическая организация кишечных эпителиев приапулид, брахиопод, двустворчатых моллюсков, полихет. - СПб.: Наука, 1991.
-
Лунин М.Ю. Кишечная регуляторная система беспозвоночных животных. - СПб.: Наука, 2001.
-
Рейва П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1990.
-
Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. - М.: Наука, 1990.
-
Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам (иллюстрированное введение в молекулярную биологию) / Пер. с англ. - М.: Мир, 1988.
-
Ройт А., Бростофф Док., МейлД. Иммунология / Пер. с англ. - М.: Мир, 2000.
-
Ройтбак А.И. Глия и ее роль в нервной деятельности. - СПб.: Наука, 1993.
-
Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист, 2003.
-
Уголев A.M. Эволюция пищеварения и принципы эволюции функций. - Л.: Наука, 1985.
-
Фрейдлин И.С. Иммунная система и ее дефекты. - СПб.: ПОЛИ-САН, 1998.
-
Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология / Пер. с нем. - М.: Мир, 1989.
-
Хаитов P.M., Игнатьева Г.А. Сидорович И.Г. Иммунология: Учебник. - М.: Медицина, 2000.
-
Цитология. Биология размножения: Методические указания/ Под ред. Г.В. Хомулло. - Тверь: Тверская Государственная медицинская академия. Кафедра медицинской биологии и генетики, 1999.
-
Шапиро Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы: Учеб. пособие. - СПб.: ЭЛСБИ-СПБ, 2003.
-
Шлегель Г. Общая микробиология / Пер. с нем. - М.: Мир, 1987.
-
Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей:Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1981.
-
Шубникова Е.А., Юрина Н.А., Гусев Н.Б. и др. Мышечные ткани: Учеб. пособие.- М.: Медицина, 2001.
Сайты: it-n.ru, zavuch.info, 1september.ru, school-collection.edu.ru