Рабочая программа электива Клетки и ткани (10класс)

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Устьянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

На заседании ШМО

естественнонаучного цикла

Протокол №… от

«….» август 2015г.

Принято

На педагогическом совете школы

Протокол №… от

«…» август 2015г.

Утверждаю

Директор МКОУ «Устьянская СОШ»

____________Т.М.Никулина

Приказ №…… от

02.09. 2015г.

Рабочая программа

Элективного курса. Биология.

«Клетки и ткани»

10 класс

Профильный уровень

на 2015- 2016 учебный год

Учитель химии и биологии

Всего часов в год -35, в неделю-1час.

Планирование составлено на основе Программы «Естествознание» Министерства РФ, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, 2004г., по которому работает школа, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.

Учебное пособие: Д.К. Обухов, В.Н.Кириленкова « Клетки и ткани» 10- 11классы, элективные курсы, профильное обучение, Издательство «Дрофа», Москва, 2008.











Рабочую программу составила:

Плотникова Н. В. учитель химии и биологии высшей квалификационной категории







Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для учащихся 10 класса, проявляющих интерес к цитологии. Изучение элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника.

Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений, проектов по избранным темам.

Цель курса: углубление и систематизация знаний учащихся по разделу общей биологии «Клетка и ткани» на базе сформированных понятий об особенностях строение разных царств живой природы.

Задачи курса:

1. формирование системы теоретических знаний и практических умений в области биологии клетки;

2. создание условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;

3. ориентация воспитательного процесса на общечеловеческих ценностях, осознание роли природы в жизни человека и человека в дальнейшем существовании природы.

4. создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.

Элективный курс рассчитан на 35 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач, проблем, проведение семинаров.

Основная концепция курса представлена:

Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7-9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.

Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А.А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных в функциональном отношении тканей и органов.

Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук.

Историко-патриотический акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30-50-е гг. XX в. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.

Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак) стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.

Большой объем практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и орга­нов (в разделах «Ткани», «Органы»), Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики, но и задействовать их на занятиях по биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).

Проверка и оценка качества знаний. Контроль знаний не является главным в работе на занятиях. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы.

В качестве основного образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:

  • жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;

  • умение оперировать знаниями;

  • эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха и успеха других.

Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель - ученик, активного обсужде­ния материала в форме ученик(и) - ученик(и), ученик - учитель.

В качестве дополнения к данному курсу (учебнику), учитывая развитие информационных технологий в современной школе, планируется издание Приложения в виде CD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволит восполнить недостаток наглядного и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и органов животных.

Средствами обучения является учебное пособие Д.К. Обухов, В.Н.Кириленкова Клетки и ткани 10-11 классы, элективные курсы, профильное обучение, Издательство «Дрофа», Москва, 2007; практикум В.Н.Кириленкова, Д.К.Обухов Клетки и ткани 10-11 классы, элективные курсы, профильное обучение, Издательство «Дрофа», Москва, 2008; таблицы, микроскопы, микропрепараты.

Структура изучаемого элективного курса

Наименование раздела, тема

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие

практические

1.

Часть I. Общая цитология (Биология клетки).

17+1



Тема

1.

Введение в биологию клетки

1


Лр. №1,2.

Тема

2.


Общий план строения клеток живых организмов.

2


Лр .№ 3,4,5.

Тема

3.

Основные компоненты и органоиды клеток.

2


Лр. №6.

Тема

4.

Метаболизм-преобразование веществ и энергии.

4


Лр. №9.

Тема

5.

Ядерный аппарат и репродукция клеток.

4


Лр.№10,11, 12, 7.

Тема

6.

Вирусы как неклеточная форма жизни.

3



Тема

7.

Эволюция клетки.

2




Обобщающий семинар. Клетка - элементарная генетическая и структурно - функциональная единица живого.

2



2.

Сравнительная (эволюционная) гистология - учение о тканях многоклеточных организмов.

15



Тема

8.

Понятие о тканях многоклеточных организмов.

1



Тема

9.

Эпителиальные ткани

2


Лр.№ 13.

Тема

10.

Мышечные ткани

2


Лр.№ 14.

Тема

11.

Ткани внутренней среды (соединительная ткань)

5


Лр.№ 15.

Тема

12.

Ткани нервной системы.

4


Лр.№ 16.


Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека.

1




Итого

35


15



Календарно - тематический план


Наименование раздела программы, тема занятия

Всего часов

дата

по плану

фактич.

ЧАСТЬ I

ОБЩАЯ ЦИТОЛОГИЯ (БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ)

18



Тема

1

Введение в биологию клетки.

1.



1.1.1.

Задачи современной цитологии. Клеточная теория - основной закон строения живых организмов.

Л.р. № 1 Устройство микроскопа.

Л. р. № 2. Методика приготовления временного микропрепарата.

1



Тема

2.

Общий план строения клеток.

2.



2.1.2.

Прокариоты и эукариоты. Сходство и различия.

Л. р. № 3. . Особенности строения клеток прокариот

1



2.2.3.

Животная и растительная эукариотическая клетка. Теории происхождения эукариотической клетки. Л.р. № 4. Изучение молочнокислых бактерий.

Л.р. №5. Особенности строения клеток эукариот.

1



Тема 3.

Основные компоненты и органоиды клеток.

2.



3.1.4.

Мембрана и надмембранный комплекс. Универсальный характер строения мембран всех клеток. Л. р. № 6. Изучение клеток простейших

1



3.2.5.

Цитоплазма и органоиды. Мембранные органоиды клетки. Л.р. № 9. Основные компоненты и органоиды клеток.

1



Тема 4.


Метаболизм - преобразование веществ и энергии.

4.



4.1.6.

Митохондрии и хлоропласты. Типы обмена веществ в клетке.

1



4.2.7.

Гетеротрофы и автотрофы. Фотосинтез.

1



4.3.8.

Рибосомы. Типы и структура рибосом про - и эукариот. Л. р. № 9. Основные компоненты и органоиды клеток.

1



4.4.9.

Синтез белка. Основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке.

1




Тема 5.


Ядерный аппарат и репродукция клеток.

4.



5.1.10.

Ядро эукариотической клетки и нуклеоид прокариот. Строение и значение ядра.

1



5.2.11.

Понятие о хроматине (эу- и гетерохроматин). Структура хромосом. Ядрышко- его строение и функции.

1



5.3.12.

Понятие о жизненном цикле клеток - его периоды. Митоз - его биологическое значение. Теория «стволовых клеток» - прорыв в современной биологии и медицине. Л. р. № 10. Митоз в клетках корней лука. Л. р. № 11. Митоз животной клетки.

1



5.4.13.

Мейоз- основа генотипической, индивидуальной, комбинативной изменчивости. Биологическое значение мейоза. Старение клеток.

Л. р. № 12. Мейоз в пыльниках цветковых растений.

Л. р. № 7. Особенности строения дрожжей

1



Тема 6.


Вирусы как неклеточная форма жизни.

3



6.1.14.

Строение вирусов и их типы.

1



6.2.15.

Жизненный цикл вирусов (на примере вируса СПИДа или гепатита).

1



6.3.16.

Современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями

1



6.4.17.

Вакцинация - достижения и проблемы.

1



Тема 7.


Эволюция клетки.

2.



7.1.18.

Первичные этапы биохимической эволюции на Земле.

1



7.2.19.

Теории эволюции про - и эукариотических клеток. Происхождение многоклеточных организмов.

1



ЧАСТЬ II

Сравнительная (эволюционная) гистология - учение о тканях многоклеточных организмов




Тема 8.


Понятие о тканях многоклеточных организмов.

1.



8.1.20.

Определение ткани. Классификация тканей. Происхождение в эволюции многоклеточных животных и развитие тканей в процессе индивидуального развития организма (онтогенезе).

1



Тема 9.


Эпителиальные ткани.

2.



9.1.21.

Покровные эпителии позвоночных и беспозвоночных животных. Одни функции - разные решения.

1



9.2.22.

Кишечные эпителии. Типы пищеварения в животном мире - внутриклеточное и полостное.

Л. р. № 13. Изучение эпителиальной ткани.

1



Тема 10.


Мышечные ткани.

2.



10.1.23.

Типы мышечных тканей у позвоночных и беспозвоночных животных.

1



10.2.24.

Л.р. №14. Изучение мышечной ткани.

1



Тема 11.


Ткани внутренней среды (соединительная ткань).

5



11.1.25.

Опорно-механические ткани (соединительная ткань, хрящ, костная ткань). Схемы их строения и элементы эволюции опорных тканей у животных.

1



11.2.26.

Трофическо - защитные ткани (кровь, лимфоидная ткань, соединительная ткань). Кровь.

Л.р. № 15. Изучение тканей внутренней среды.

1



11.3.27.

Воспаление и иммунитет. Иммунитет - понятие об основных типах иммунитета.

1



11.4.28.

Факторы, влияющие на функционирование иммунной системы: экология, вирусные и инфекционные заболевания, аутоиммунные заболевания.

1



11.5.29.

СПИД - чума ХХ века - смертельная опасность этой болезни и пути борьбы с ее распространением.

1



Тема 12.


Ткани нервной системы.

4.



12.1.30.

Значение нервной системы как главной интегрирующей системы нашего организма.

1



12.2.32.

Элементы нервной ткани - нейроны и глиальные клетки. Л.р. № 16. Изучение нервной ткани.

1



12.3.33.

Работа над проектом «Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».

1



12.4.34.

Работа над проектом »Экстероцепторы и поступление информации из внешней среды».

1



Тема


Заключение. Значение эволюционного подхода при изучении клеток и тканей животных и человека.

1



35.

Общебиологические закономерности, открытые при изучении основных структур и процессов в живой природе - основа современной молекулярной биологии и медицины.

1




ИТОГО:

35






Перечень лабораторных работ.


Лабораторная работа № 1. Устройство микроскопа.

Лабораторная работа № 2. Методика приготовления временного микропрепарата.

Лабораторная работа № 3. Особенности строения клеток прокариот.

Лабораторная работа № 4. Изучение молочнокислых бактерий.

Лабораторная работа № 5. Особенности строения клеток эукариот.

Лабораторная работа № 6. Изучение клеток простейших.

Лабораторная работа № 7. Особенности строения дрожжей.

Лабораторная работа № 9. Основные компоненты и органоиды клеток.

Лабораторная работа № 10. Митоз в клетках корней лука.

Лабораторная работа № 11. Митоз животной клетки.

Лабораторная работа № 12. Мейоз в пыльниках цветковых растений.

Лабораторная работа № 13. Изучение эпителиальной ткани.

Лабораторная работа № 14. Изучение мышечной ткани.

Лабораторная работа № 15. Изучение тканей внутренней среды.

Лабораторная работа № 16. Изучение нервной ткани.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать/ понимать

  • принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

  • положения клеточной теории;

  • особенности прокариотической и эукариотической клеток;

  • сходство и различия животной и растительной клеток;

  • основные компоненты и органоиды клеток: мембрана и надмембранный комплекс, цитоплазма и органоиды, митохондрии и хлоропласты, рибосомы;

  • основные этапы синтеза белка в эукариотической клетке - транскрипция (синтез и созревание РНК) и трансляция (синтез белковой цепи);

  • особенности ядерного аппарата и репродукции клеток;

  • строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирус­ными инфекциями;

  • реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

  • определение и классификацию тканей, происхожде­ние тканей в эволюции многоклеточных;

  • строение основных типов клеток и тканей многокле­точных животных;

  • иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.

Уметь:

  • работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами

  • уметь «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клеток и ее органоидов;

  • изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования;

  • определять тип ткани по препарату или фотографии;

  • уметь выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

  • иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

  • работать с современной биологической и медицинской литературой (книгами) и Интернетом;

  • составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, уметь представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

  • применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.


Перечень рекомендуемой литературы

  1. Андреева Н.Г., Обухов Д.К. Эволюционная морфология нервной систе­мы позвоночных. 2-е изд. - СПб.: Лань, 1999.

  2. Барнс Р., Кейлоу П., Олив., Голдинг Д. Беспозвоночные (новый обоб­щенный подход) / Пер с англ. - М.: Мир, 1992.

  3. Белый У., Шшорх Ф. Введение в цитологию и гистологию животных / Пер. с нем. - М.: Мир, 1976.

  4. Галактионов К.В. Современное многообразие живого и пути его становления. - СПБ.: СПбГУПМ, 2002.

  5. Горышина Е.Н., Чага О.Ю. Сравнительная гистология тканей внут­ренней среды с основами иммунологии: Учеб. пособие. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

  6. Грин Н., Стаут У, Тейлор Д. Биология: В 3 т. / Пер. с англ.; под ред. Р. Сопера. - М.: Мир, 1990.

  7. Дюв К. де. Путешествие в мир живой клетки / Пер с англ. - М.: Мир, 1987.

  8. Дюв К.де. Путешествие в мир живой клетки / Пер. с англ.; предисл. Ю.А. Овчинникова, - М.: Мир, 1987.

  9. Жданова В.М., Гайдамович С.Я. Общая и частная вирусология. - М.: Медицина, - 1982.

  10. Заварзин А.А. Основы частной цитологии и сравнительной гистоло­гии многоклеточных животных. - Л.: Наука, 1976.

  11. Заварзин А.А. Сравнительная гистология: Учебник / Под ред. О.Г. Стро­евой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

  12. Заварзин А.А., Харазова А.Д., Молитвин М.Н. Биология клетки: Учебник. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 1992.

  13. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую мик­робиологию: Учеб. пособие. - М.: Книжный дом - Университет, 2001.

  14. Зуев В.А. Третий лик (Жизнь замечательных людей). - М.: Знание, 1979.

  15. Из базы данных km.ra/

  16. Карпов С.А. Строение клетки протистов: Учеб. пособие. - СПб.: ТЕССА, 2001.

  17. Крстич Р. В. Иллюстрированная энциклопедия по гистологии чело­века. - СПб.: СОТИС, 2001.

  18. Кусакин О.Г., Дроздов А.Л. Филема органического мира. - СПб.: На­ука, 1997.

  19. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология: В помощь выпуск­нику школы и абитуриенту. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Паритет, 2000.

  20. Левитина Т.П., Левитин М.Г. Общая биология: Словарь понятий и терминов. - СПб.: Паритет, 2002.

  21. Левкович Е.Н., Погодина В.В., Засухина Г.Д., Карпович Л.М. Вирусы комплекса клещевого энцефалита. - М.: Медицина, 1969.

  22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой наше­го города: Школьный практикум: 9-11 кл. - М.: ВЛАДОС, 2001.

  23. Мозг (сборник статей) / Пер. с англ. - М.: Мир, 1982.

  24. Мусил Я., Новикова О., Кущ К. Современная биохимия в схемах / Пер. с англ. 2-е изд. - М. : Мир, 1984.

  25. Немечек С. Введение в нейробиологию / Пер. с чеш. - Прага.: Ави-ценум, 1978.

  26. Парфанович М.И., Тодд Ф. Еще один губительный вирус // Междуна­родный ежегодник «Наука и человечество». 1990.

  27. Погодина В.В., Фролова М.П., Ерман Б.А. Хронический клещевой энцефалит. - М., Наука.

  28. Пуговкин А. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

  29. Лунин М.Ю. Гистологическая организация кишечных эпителиев приапулид, брахиопод, двустворчатых моллюсков, полихет. - СПб.: На­ука, 1991.

  30. Лунин М.Ю. Кишечная регуляторная система беспозвоночных жи­вотных. - СПб.: Наука, 2001.

  31. Рейва П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: В 2 т. / Пер. с англ. - М.: Мир, 1990.

  32. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. - М.: Наука, 1990.

  33. Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам (иллюстрированное введе­ние в молекулярную биологию) / Пер. с англ. - М.: Мир, 1988.

  34. Ройт А., Бростофф Док., МейлД. Иммунология / Пер. с англ. - М.: Мир, 2000.

  35. Ройтбак А.И. Глия и ее роль в нервной деятельности. - СПб.: На­ука, 1993.

  36. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист, 2003.

  37. Уголев A.M. Эволюция пищеварения и принципы эволюции функ­ций. - Л.: Наука, 1985.

  38. Фрейдлин И.С. Иммунная система и ее дефекты. - СПб.: ПОЛИ-САН, 1998.

  39. Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология / Пер. с нем. - М.: Мир, 1989.

  40. Хаитов P.M., Игнатьева Г.А. Сидорович И.Г. Иммунология: Учеб­ник. - М.: Медицина, 2000.

  41. Цитология. Биология размножения: Методические указания/ Под ред. Г.В. Хомулло. - Тверь: Тверская Государственная медицинская акаде­мия. Кафедра медицинской биологии и генетики, 1999.

  42. Шапиро Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы: Учеб. по­собие. - СПб.: ЭЛСБИ-СПБ, 2003.

  43. Шлегель Г. Общая микробиология / Пер. с нем. - М.: Мир, 1987.

  44. Шубникова Е.А. Функциональная морфология тканей:Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

  45. Шубникова Е.А., Юрина Н.А., Гусев Н.Б. и др. Мышечные ткани: Учеб. пособие.- М.: Медицина, 2001.

Сайты: it-n.ru, zavuch.info, 1september.ru, school-collection.edu.ru

© 2010-2022