- Преподавателю
- Биология
- Программа по профориентации Мир профессии
Программа по профориентации Мир профессии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мухамбеталиева М.М. |
Дата | 16.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе воспитанника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно воспитаннику иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. К тому же, экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области в другую. О множестве новых профессий дети практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если надо - поменять специальность, предприятие, должность. В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.
Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. В дальнейшем эти дисциплины (науки) могут стать основой будущей профессии.. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий не велик, знания о них минимальны и даются отрывочно.
Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Всем известно, что большое внимание проф ориентационной работе уделяется в дошкольных учреждениях, где часть игровой зоны посвящена различным профессиям: воспитатель, нянечка, продавец, парикмахер и др. и в старших классах, когда от ученика уже требуется сделать определенный выбор. Это позволит нам создать действенную систему профориентации которая будет способствовать формированию у учащихся потребности в профессиональном определении, а также повысит положительную мотивацию к учебе.
Цель
1. Расширение представлений о профессиях.
2. Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
3. Формирование добросовестного, положительного отношения к труду.
4. Понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.
5. Первоначальный интерес к каким-либо профессиям.
6. Сформировать у воспитанников нравственные, идейные основы выбора профессии, общественно значимые мотивы трудовой деятельности
Задачи
1. Сформировать у воспитанников ценностное отношение к познанию окружающего мира через развитие интереса к профессиям, основанное на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, досуговой деятельности.
2. Побуждать воспитанников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.
3. Разъяснять общественную значимость различных профессий, их важности и необходимости.
4. Прививать элементарные трудовые навыки.
5. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями.
6. Диагностировать и выявить склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения.
7. Познакомить с историей некоторых профессий
Формы работы:
1. беседы о профессиях.
2. Тренинговые и тематические занятия.
3. Конкурсы рисунков.
4. Экскурсии.
5. Игры-викторины.
6. Встречи с людьми разных профессий.
7. Описание профессий.
8. Письменные работы: мини-сочинения.
9. Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.
10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.
11. Реклама профессий.
12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
13. Дискуссия.
Воспитанники должны знать:
- уровень развития своих профессионально важных качеств;
- сферы трудовой деятельности;
- правила выбора профессии, карьеры;
- значение правильного самоопределения для личности и общества;
- возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Воспитанники должны уметь:
- проводить самоанализ развития своей личности; продуктивности учебной деятельности;
- осуществлять самооценку готовности к обучению по выбранному направлению;
- ориентироваться в мире профессий;
Тематический план программы на Декабрь.
Название темы и форма проведения
Дата
Место проведения
Вводное занятие « Труд и творчество в жизни человека»
Классная комната
Игровое занятие « Зачем мне трудится»
Классная комната
Мини-сочинение « Кем хочу быть и почему»
Классная комната
Игра-аукцион « Что я знаю о мире профессии»
Классная комната
Игровое занятие « Ярмарка профессии»
Классная комната
Беседа « Марафон профессии»
Классная комната
Тематический план программы на Январь.
Название темы и форма проведения
Дата
Место
проведения
Игры-конкурсы « Угадай профессию»
Классная комната
Занятие-инсценировка « Мужественные профессии»
Классная комната
Игра Поле чудес « Профессия человека»
Классная комната
Просмотр презентации « Продавец»
Сюжетно-ролевая игра « Магазин»
Классная комната
Занятие « знакомство с профессии пожарного» Экскурсия с детьми в пожарную часть.
Классная комната
Занятие « Знакомство с профессии почтальон» Экскурсия в почтовое отделение.
Классная комната
Тематический план программы на Февраль.
Название темы и форма проведения
Дата
Место
проведения
Час общения « Редкие профессии»
Классная комната
Занятие « Знакомство с профессии Стоматолог»
Экскурсия с детьми в сельскую амбулаторию. Беседа со стоматологом о своей профессии.
Классная комната
Занятие - презентация « Знакомство с профессии Шахтер»
Классная комната
Занятие« Знакомство с профессии Повар» экскурсия в столовую. Беседа с поваром о его работе.
Классная комната
Занятие « Знакомство с профессии Маляр»
Классная комната
Анкетирование « Моя будущая профессия»
Классная комната
Литература, использованная при составлении программы.
-
Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Под общей ред. Семья Г.В., Боровик В.Г.- М., БФРГТЗ «СЛОВО», 2003.
-
Захаров Н.Н. Симоненко В.Д. "Профессиональная ориентация школьников.-М., «Просвещение", 1999.
-
Климов Е.А. Как выбирать профессию.-М., "Просвещение", 1990.
-
Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь. Принцип развития в психологии.- М., 2010.
-
Методические рекомендации по проведению профконсультационной работы: Сост. И.В. Кузнецова.- Ярославль, 2009
-
Пряжников Н.С. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения.- М., 2006.
-
Резапкина С.В. Скорая помощь в выборе профессии.-М.,2006.
ГКОУ АО для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей « Улыбка»
« Утверждаю»-------------------------- / Е.В. Лебедева
Директор ГКОУ АО « Улыбка»
Срок реализации программы 3 месяца.
Программу составила : Воспитатель 1 гр.
Мухамбеталиева М.М