- Преподавателю
- Биология
- Рабочая программа по биологии 8 класс, Сонин
Рабочая программа по биологии 8 класс, Сонин
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кшнякина Е.С. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена Утверждена директором
на заседании методического образовательного учреждения
объединения. МБОУ «Красноподгорная СОШ»
Руководитель МО _____________Сидорова Н.В.
___________Егорова Г.П. « » ___________20___г
Протокол №
« » __________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Биология» в 8 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Кшнякина Елена Сергеевна
учитель биологии МБОУ «Красноподгорная СОШ»
2014г.
Пояснительная записка
1) Цель изучения учебного предмета.
Изучение биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
2) Общая характеристика учебного предмета, курса:
- краткая характеристика.
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем (Приложение №1)); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. (Приложение №2)
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Человек Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
- указание, на основе какой примерной (авторской) рабочей программы составлена рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2008. - 72 с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:
Изменений в авторскую программу не внесено.
3) Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин на ступени основного общего образования:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
4) Результаты освоения курса:
Рабочая программа адресована учащимся 8 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Концептуальной основой раздела биологии 8 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 8 классе направлен на формирование у учащихся представлений о месте человека в системе органическог мира, о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.
учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
-
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
-
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
-
проведения наблюдений за состоянием собственного организма
Тематическое планирование
Наименование разделов
и тем
Максимальная нагрузка учащегося (часов)
Теоретическое обучение
Из них
Лабораторно-практические работы
Контрольные работы
Самостоятельная работа
1. Место человека в органическом мире
2
2
2. Происхождение человека
2
2
3. История развития знаний о человеке
1
1
4. Общий обзор строения организма человека
3
3
2
5. Координация и регуляция
11
11
1
6. Опора и движение
6
6
2
7. Внутренняя среда организма
3
3
1
8. Транспорт веществ
5
5
3
9. Дыхание
4
4
1
10. Пищеварение
6
6
2
11.Обмен веществ и энергии
2
2
12. Выделение
2
2
13. Покровы тела
4
4
14.Высшая нервная деятельность
6
6
15 Размножение и развитие
3
3
16. Человек и его здоровье Обобщение повторение
8
8
Итого
68
68
12
Содержание учебного предмета
Место человека в системе органического мира (3 часа)
Значение знаний о строении и функционировании организма человека.
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
Лабораторные и практические работы.
№1. Изучение микроскопического строения тканей.
Координация и регуляция (14 часов)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Лабораторные и практические работы.
№2. Изучение изменения размера зрачка.
№3. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга
Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.
Лабораторные и практические работы.
№4. Изучение внешнего строения костей.
№5. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
Лабораторные и практические работы.
№6. Изучение микроскопического строения крови
Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
Лабораторные и практические работы.
№7. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
№8. Измерение кровяного давления
№9. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.
Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Лабораторные и практические работы.
№10. Определение частоты дыхания.
Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Лабораторные и практические работы.
№11. Воздействие слюны на крахмал
№12. Воздействие желудочного сока на белки
№13. Определение норм рационального питания.
Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
Лабораторные и практические работы.
№14. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи
Размножение и развитие (2 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Лабораторные и практические работы.
№15. Характеристика моих познавательных процессов
Человек и его здоровье (2 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Количество часов
Лабораторно-практические работы
Дата проведения
план
факт
1.
Место человека в системе органического мира
2
1.1.
Место человека в системе органического мира.
Вводный урок
1
1.2.
Особенности человека.
Изучение новой темы
1
2.
Происхождение человека.
2
2.1
Происхождение человека.
Новая тема
1
2.2.
Расы человека их происхождение и единство.
Изучение новой темы
1
3.1.
История развития знаний о строении и функциях организма человека.
Новая тема
1
4.
Общий обзор организма человека.
3
4.1.
Клеточное строение организма
Новая тема
1
Лабораторная работа «Строение животной клетки»
4.2.
Ткани и органы.
Комбинированный
1
Лабораторная работа «Ткани»
4.3.
Органы Система органов.
Комбинированный
1
Пр.раб
5
Координация и регуляция.
11
1
5.1.
Гуморальная регуляция.
Новая тема
1
5.2.
Роль гормонов в обменных процессах
Новая тема
1
5.3.
Зачёт по темам №1-4.
Тест
1
5.4.
Строение и функции нервной системы.
Комбинированный урок
1
5.5
Спинной мозг
Комбинированный урок
1
5.6.
Строение и функции головного мозга.
Изучение нового материала
1
5.7.
Полушария головного мозга.
Комбинированный урок
1
Лабораторная работа: «Безусловные рефлексы человека», «Объем внимания», «Объем памяти при механическом и логическом запоминании»
5.8
Зрительный анализатор
Новая тема
1
5.9.
Анализатор слуха и равновесия.
Комбинированный урок
1
.
5.10
Кожно-мышечная чувствительность.
Комбинированный урок
1
5.11
Обобщающий урок по теме «Координация и регуляция»
Тестирование
1
К.р.
6
Опора и движение
6
2
6.1.
Строение и функции скелета человека
Новая тема
6.2.
Строение и свойства костей
Комбинированный
Лабораторная работа «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани».
6.3.
Первая помощь при повреждениях скелета
Комбинированный
Пр.раб
6.4.
Мышцы, их строение и функции
Новая тема
Лабораторная работа «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов».
6.5.
Работа мышц
Новая тема
6.6.
Тестирование по теме «Опорно-двигательная система»
Тестирование
7
Внутренняя среда организма
3
1
7.1.
Внутренняя среда организма и её значение
Новая тема
7.2.
Кровь, состав крови
Комбинированный
Л.р.№4
7.3.
Иммунитет
Новая тема
8
Транспорт веществ
5
3
8.1.
Органы кровообращения
Комбинированный
Л.р.№5
8.2.
Работа сердца
Новая тема
8.3.
Движение крови и лимфы по сосудам
Комбинированный
Л.р.№6
8.4.
Первая помощь при кровотечениях
Комбинированный
Лабораторная работа «Приемы остановки кровотечения»
8.5.
Контрольное тестирование
К.р.
9
Дыхание
4
1
9.1.
Строение органов дыхания
Новая тема
9.2.
Газообмен в лёгких и тканях
Новая тема
9.3.
Заболевания органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания
Комбинированный
Пр.раб
9.4.
Контрольное тестирование
10
Пищеварение
6
2
10.1.
Пищевые продукты и питательные вещества
Комбинированный
Пр.раб
10.2.
Пищеварение в ротовой полости
Новая тема
10.3.
Пищеварение в желудке
Комбинированный
Л.р.№7
10.4.
Функции тонкого и толстого кишечника
Новая тема
10.5.
Гигиена питания
Беседа
10.6.
Обобщение темы
Тестирование
11
Обмен веществ и энергии. Витамины
2
11.1.
Обмен веществ
Новая тема
11.2.
Витамины
Новая тема
12
Выделение
2
12.1
Строение и работа почек
Новая тема
12.2.
Заболевание почек и их предупреждение
Беседа
13
Покровы тела
4
13.1
Строение и функции кожи
Новая тема
13.2.
Роль кожи в терморегуляции
Новая тема
13.3.
Закаливание организма.
Гигиена одежды и обуви
Комбинированный
13.4.
Контрольное тестирование по темам №10-13
К.р.
14
Высшая нервная деятельность
6
14.1.
Учения о ВНД
Новая тема
14.2.
Рефлекс-основа нервной деятельности
Новая тема
14.3.
Торможение и ёго значение
Новая тема
14.4.
Сон ,его значение .Гигиена сна
Нова тема
14.5.
Особенности ВНД человека
Нова тема
14.6.
Типы нервной деятельности
Новая тема
15
Размножение и развитие
3
15.1
Половая система человека
Новая тема
2
15.2.
Возрастные процессы
Новая тема
1
16
Человек и его здоровье Обобщение и повторение
8
К.р.
Итого
68
12
График контрольных работ и проектов по темам
8 класс
2014-2015 учебный год
Раздел
Тема
кол-во
часов
Дата по плану
Фактическая дата
Координация и регуляция
Контрольная работа по теме: «Нервная система»
1
Внутренняя среда организма
Контрольная работа по теме: «Кровь»
1
Обмен веществ и энергии
Контрольная работа по теме: «Обмен веществ и энергии»
1
Высшая нервная деятельность
Проект «Высшая нервная деятельность человека и животных»
1
Человек и его здоровье
Проект «Человек и его здоровье»
1
Итоговая контрольная работа по курсу
Таким образом, в течение 2014-2015 учебного года, запланировано:
- 4 контрольных работ;
- 2 групповых проекта по общей тематике (возможен выбор другой темы в рамках раздела)
Список лабораторных и практических работ
№п/п
Название работы
Дата планируемая
Дата фактическая
1.
№1. Изучение микроскопического строения тканей.
2.
№2. Изучение изменения размера зрачка.
3.
№3. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга
4.
№4. Изучение внешнего строения костей.
5.
№5. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц
6.
№6. Изучение микроскопического строения крови
7.
№7. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений
8.
№8. Измерение кровяного давления
9.
№9. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.
10.
№10. Определение частоты дыхания.
11.
№11. Воздействие слюны на крахмал
12.
№12. Воздействие желудочного сока на белки
13.
№13. Определение норм рационального питания.
14.
№14. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи
15.
№15. Характеристика моих познавательных процессов
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Перечень наглядных и дидактических материалов
Перечень оборудования
1.Мультимидийный проектор-1
2.Компьютер-1
3.Экран-1
4.Школьный световой микроскоп-8
5.Оборудование для практических работ
6.Плакаты для 8 класса
7.Скелет человека
8.Муляжи органа зрения, слуха, сердца, почки, печени
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная учебно-методическая литература
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Приказ МОРМ от 31 марта 2014 года №253 об утверждении федерального перечня учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального основного общего среднего образования;
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2008. - 72 с., Биология.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Н. И. Сонин М.Р. Сапин Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс.
Дополнительная методическая литература
Тесты для мониторинга знаний по разделам
1.Тест по теме «Координация и регуляция»
2.Тест по теме «Анализаторы»
3.Тест по теме «Опора и движение»
4.Тест по теме «Дыхание и кровообращение»
5.Тест по теме «Итоговое тестирование за 8 класс»
Электронная библиотека
1.Биология 8 класс-диск-1
2.Уроки биологии «Кирилл и Мефодий»-8 класс