Рабочая программа по биологии 8 класс, Сонин

1) Цель изучения учебного предмета. Изучение биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: ·            освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; ·            овладение умениями применять биологические знания для объяснени...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена Утверждена директором

на заседании методического образовательного учреждения

объединения. МБОУ «Красноподгорная СОШ»

Руководитель МО _____________Сидорова Н.В.

___________Егорова Г.П. « » ___________20___г

Протокол №

« » __________20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Биология» в 8 классе

на 2014-2015 учебный год











Составитель: Кшнякина Елена Сергеевна

учитель биологии МБОУ «Красноподгорная СОШ»







2014г.

Пояснительная записка

1) Цель изучения учебного предмета.

Изучение биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса:

- краткая характеристика.

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем (Приложение №1)); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий. (Приложение №2)

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология. Человек Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2008.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

- указание, на основе какой примерной (авторской) рабочей программы составлена рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек» для 8-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2008. - 72 с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:

Изменений в авторскую программу не внесено.

3) Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин на ступени основного общего образования:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

4) Результаты освоения курса:

Рабочая программа адресована учащимся 8 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Концептуальной основой раздела биологии 8 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 8 классе направлен на формирование у учащихся представлений о месте человека в системе органическог мира, о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику "Уметь" входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Ожидаемый результат изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма

Тематическое планирование


Наименование разделов

и тем


Максимальная нагрузка учащегося (часов)

Теоретическое обучение

Из них

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

Самостоятельная работа

1. Место человека в органическом мире

2

2




2. Происхождение человека

2

2




3. История развития знаний о человеке

1

1




4. Общий обзор строения организма человека

3

3

2



5. Координация и регуляция

11

11

1



6. Опора и движение

6

6

2



7. Внутренняя среда организма

3

3

1




8. Транспорт веществ

5

5

3



9. Дыхание

4

4

1



10. Пищеварение

6

6

2



11.Обмен веществ и энергии

2

2




12. Выделение

2

2




13. Покровы тела

4

4




14.Высшая нервная деятельность

6

6




15 Размножение и развитие

3

3




16. Человек и его здоровье Обобщение повторение

8

8




Итого

68

68

12





Содержание учебного предмета

Место человека в системе органического мира (3 часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторные и практические работы.

№1. Изучение микроскопического строения тканей.

Координация и регуляция (14 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Лабораторные и практические работы.

№2. Изучение изменения размера зрачка.

№3. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга

Опора и движение (7 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторные и практические работы.

№4. Изучение внешнего строения костей.

№5. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц

Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лабораторные и практические работы.

№6. Изучение микроскопического строения крови

Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторные и практические работы.

№7. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

№8. Измерение кровяного давления

№9. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.

Дыхание (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторные и практические работы.

№10. Определение частоты дыхания.

Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторные и практические работы.

№11. Воздействие слюны на крахмал

№12. Воздействие желудочного сока на белки

№13. Определение норм рационального питания.

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Лабораторные и практические работы.

№14. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи

Размножение и развитие (2 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Лабораторные и практические работы.

№15. Характеристика моих познавательных процессов

Человек и его здоровье (2 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Количество часов

Лабораторно-практические работы

Дата проведения

план

факт

1.

Место человека в системе органического мира

2

1.1.

Место человека в системе органического мира.

Вводный урок


1

1.2.

Особенности человека.

Изучение новой темы

1


2.

Происхождение человека.

2


2.1

Происхождение человека.

Новая тема

1

2.2.

Расы человека их происхождение и единство.

Изучение новой темы

1

3.1.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Новая тема

1

4.

Общий обзор организма человека.

3

4.1.

Клеточное строение организма

Новая тема

1

Лабораторная работа «Строение животной клетки»

4.2.

Ткани и органы.

Комбинированный

1

Лабораторная работа «Ткани»

4.3.

Органы Система органов.

Комбинированный

1

Пр.раб

5

Координация и регуляция.

11

1

5.1.

Гуморальная регуляция.

Новая тема

1

5.2.

Роль гормонов в обменных процессах

Новая тема

1

5.3.

Зачёт по темам №1-4.

Тест

1

5.4.

Строение и функции нервной системы.

Комбинированный урок

1


5.5

Спинной мозг

Комбинированный урок

1

5.6.

Строение и функции головного мозга.

Изучение нового материала

1

5.7.

Полушария головного мозга.

Комбинированный урок

1

Лабораторная работа: «Безусловные рефлексы человека», «Объем внимания», «Объем памяти при механическом и логическом запоминании»

5.8

Зрительный анализатор

Новая тема

1

5.9.

Анализатор слуха и равновесия.

Комбинированный урок

1

.

5.10

Кожно-мышечная чувствительность.

Комбинированный урок

1

5.11

Обобщающий урок по теме «Координация и регуляция»

Тестирование


1

К.р.

6

Опора и движение

6

2

6.1.

Строение и функции скелета человека

Новая тема


6.2.

Строение и свойства костей

Комбинированный


Лабораторная работа «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Химический состав кости. Микроскопическое исследование костной ткани».

6.3.

Первая помощь при повреждениях скелета

Комбинированный


Пр.раб

6.4.

Мышцы, их строение и функции

Новая тема


Лабораторная работа «Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов».

6.5.

Работа мышц

Новая тема


6.6.

Тестирование по теме «Опорно-двигательная система»

Тестирование


7

Внутренняя среда организма

3

1

7.1.

Внутренняя среда организма и её значение

Новая тема


7.2.

Кровь, состав крови

Комбинированный


Л.р.№4

7.3.

Иммунитет

Новая тема


8

Транспорт веществ

5

3

8.1.

Органы кровообращения

Комбинированный


Л.р.№5

8.2.

Работа сердца

Новая тема


8.3.

Движение крови и лимфы по сосудам

Комбинированный


Л.р.№6

8.4.

Первая помощь при кровотечениях

Комбинированный


Лабораторная работа «Приемы остановки кровотечения»

8.5.

Контрольное тестирование


К.р.

9

Дыхание

4

1

9.1.

Строение органов дыхания

Новая тема


9.2.

Газообмен в лёгких и тканях

Новая тема


9.3.

Заболевания органов дыхания. Первая помощь при нарушении дыхания

Комбинированный


Пр.раб

9.4.

Контрольное тестирование


10

Пищеварение

6

2

10.1.

Пищевые продукты и питательные вещества

Комбинированный


Пр.раб

10.2.

Пищеварение в ротовой полости

Новая тема


10.3.

Пищеварение в желудке

Комбинированный


Л.р.№7

10.4.

Функции тонкого и толстого кишечника

Новая тема


10.5.

Гигиена питания

Беседа


10.6.

Обобщение темы

Тестирование


11

Обмен веществ и энергии. Витамины

2

11.1.

Обмен веществ

Новая тема


11.2.

Витамины

Новая тема


12

Выделение

2

12.1

Строение и работа почек

Новая тема


12.2.

Заболевание почек и их предупреждение

Беседа


13

Покровы тела

4

13.1

Строение и функции кожи

Новая тема


13.2.

Роль кожи в терморегуляции

Новая тема


13.3.

Закаливание организма.

Гигиена одежды и обуви

Комбинированный


13.4.

Контрольное тестирование по темам №10-13


К.р.

14

Высшая нервная деятельность

6

14.1.

Учения о ВНД

Новая тема


14.2.

Рефлекс-основа нервной деятельности

Новая тема


14.3.

Торможение и ёго значение

Новая тема


14.4.

Сон ,его значение .Гигиена сна

Нова тема


14.5.

Особенности ВНД человека

Нова тема


14.6.

Типы нервной деятельности

Новая тема


15

Размножение и развитие

3

15.1

Половая система человека

Новая тема

2

15.2.

Возрастные процессы

Новая тема

1

16

Человек и его здоровье Обобщение и повторение

8

К.р.


Итого

68


12


График контрольных работ и проектов по темам

8 класс

2014-2015 учебный год

Раздел

Тема

кол-во

часов

Дата по плану

Фактическая дата

Координация и регуляция

Контрольная работа по теме: «Нервная система»

1



Внутренняя среда организма

Контрольная работа по теме: «Кровь»

1



Обмен веществ и энергии

Контрольная работа по теме: «Обмен веществ и энергии»

1



Высшая нервная деятельность

Проект «Высшая нервная деятельность человека и животных»

1

Человек и его здоровье

Проект «Человек и его здоровье»

1



Итоговая контрольная работа по курсу




Таким образом, в течение 2014-2015 учебного года, запланировано:

- 4 контрольных работ;

- 2 групповых проекта по общей тематике (возможен выбор другой темы в рамках раздела)

Список лабораторных и практических работ

№п/п


Название работы

Дата планируемая

Дата фактическая

1.

№1. Изучение микроскопического строения тканей.



2.

№2. Изучение изменения размера зрачка.



3.

№3. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга



4.

№4. Изучение внешнего строения костей.



5.

№5. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц



6.

№6. Изучение микроскопического строения крови



7.

№7. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений



8.

№8. Измерение кровяного давления



9.

№9. Изучение приемов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений.



10.

№10. Определение частоты дыхания.



11.

№11. Воздействие слюны на крахмал



12.

№12. Воздействие желудочного сока на белки



13.

№13. Определение норм рационального питания.



14.

№14. Оказание доврачебной помощи при травмах кожи



15.

№15. Характеристика моих познавательных процессов



Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень наглядных и дидактических материалов

Перечень оборудования

1.Мультимидийный проектор-1

2.Компьютер-1

3.Экран-1

4.Школьный световой микроскоп-8

5.Оборудование для практических работ

6.Плакаты для 8 класса

7.Скелет человека

8.Муляжи органа зрения, слуха, сердца, почки, печени

Перечень учебно-методического обеспечения

Основная учебно-методическая литература

Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;

- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:

- Приказ МОРМ от 31 марта 2014 года №253 об утверждении федерального перечня учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального основного общего среднего образования;

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.

Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.

Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. - М.: Дрофа, 2008. - 72 с., Биология.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Н. И. Сонин М.Р. Сапин Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс.

Дополнительная методическая литература

Тесты для мониторинга знаний по разделам

1.Тест по теме «Координация и регуляция»

2.Тест по теме «Анализаторы»

3.Тест по теме «Опора и движение»

4.Тест по теме «Дыхание и кровообращение»

5.Тест по теме «Итоговое тестирование за 8 класс»

Электронная библиотека

1.Биология 8 класс-диск-1

2.Уроки биологии «Кирилл и Мефодий»-8 класс


© 2010-2022