Уроки биологии по теме «Пищеварение», 8 класс

Здравствуйте! Предлагаю вашему вниманию серию конспектов уроков биологии для 8 класса по теме «Пищеварение». По программе В.В. Пасечника. Урок № 1 по теме: «Органы пищеварения». Урок № 2 по теме: «Пищеварение в ротовой полости». Урок № 3 по теме: «Пищеварение в желудке». Урок № 4 по теме: «Пищеварение в кишечнике». Цель уроков: познакомить учащихся со строением и функциями органов пищеварения, с особенностями процессов переработки пищи в ротовой полости, желудке и кишечнике. рассматривается стр...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Органы пищеварения

Цель урока: раскрыть значение пищеварения, познакомить со строением и методами исследования органов пищеварения, выяснить роль пищеварительных желёз.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

1. Значение питания

Человеку, для поддержания его жизнедеятельности, нужно регулярно питаться.

Питание - это приём, переработка и усвоение питательных веществ. С пищей человек получает такие необходимые вещества, как белки, жиры, углеводы. Эти вещества используются в качестве строительного материала в процессе роста и развития организма, а также при обновлении старых клеток новыми. Питательные вещества ещё используются и как источник энергии. Кроме белков, жиров, углеводов вместе с пищей в организм поступают такие вещества, как вода, минеральные соли, витамины.

Вода, минеральные соли и витамины, имея малые размеры молекул, усваиваются в неизменном виде. А вот белки, жиры и углеводы пищи являются чужеродными для организма, поэтому чтобы усвоиться, они подвергаются перевариванию.

Переваривание - это процесс физического и химического расщепления питательных веществ на более простые составные части.

У простейших организмов пищеварение внутриклеточное - фагоцитоз.

У высших организмов пищеварение внеклеточное, осуществляемое в специализированных органах, приспособленных для физической и химической переработки пищи - органах пищеварения.

2. Строение органов пищеварения

Система органов пищеварения представлена пищеварительным каналом и пищеварительными железами.

Отделы пищеварительного канала:

  • ротовая полость

  • глотка

  • пищевод

  • желудок

  • тонкий кишечник

  • толстый кишечник

  • прямая кишка

  • анальное отверстие

В глотке - начальной части пищевода, у входа и выхода желудка, в конце прямой кишки имеются сфинктеры - сжиматели. Это кольцевые мышцы, которые открываются, чтобы пропустить пищу в следующий отдел и не допускают возврат пищи в предыдущие отделы.

Из всех органов пищеварения только ротовая полость имеет костную основу, т.к. здесь происходит механическая переработка пищи. На всём остальном протяжении стенки пищеварительного канала состоит из мягких оболочек.

Строение оболочек пищеварительного канала:

  • Внутренняя - слизистая оболочка, образована эпителиальной тканью, богата железами, которые вырабатывают пищеварительные соки. Крупные пищеварительные железы находятся за пределами пищеварительного канала и связаны с ним протоками, по которым выделяются свои соки в полость пищеварительного канала. Функция слизистой оболочки - переваривание и всасывание пищи.

  • Средняя - мышечная оболочка, состоит из двух слоёв гладкой мышечной ткани. Внутренний слой имеет круговое расположение мышц, наружный - продольное расположение мышц. Функция - передвижение пищи по пищеварительному каналу.

  • Наружная - серозная оболочка, образована эпителиальной тканью. По ней к органам пищеварения подходят кровеносные сосуды и нервы. Функция - защита.

3. Роль пищеварительных желёз

В состав пищеварительных желёз входят ферменты - биологически активные вещества (катализаторы) белковой природы, которые расщепляют белки, жиры, углеводы. Под влиянием ферментов нерастворимые и неспособные к всасыванию сложные вещества превращаются в более простые растворимые и легко усваиваемые. Особенность ферментов - их специфичность. Каждый фермент расщепляет вещество или группу веществ определённого химического состава и строения. При этом каждый фермент работает только при определённых условиях. Фермент желудочного сока пепсин, расщепляющий белок, работает в кислой среде. Ферменты поджелудочного сока активны в щелочной среде, ферменты слюны активны в слабощелочной среде. Пищеварительные ферменты наиболее активны при 37 - 40 С. При температуре 70 С и выше ферменты теряют свою активность.

В: Как выдумаете, почему?

- ферменты имеют белковую природу. При высоких температурах белковые молекулы разрушаются.

4. Функции пищеварительной системы (индивидуальное сообщение)

  • Секреторная.

В ротовой полости пища измельчается, затем подвергается сложной химической обработке пищеварительными соками. Слюнные железы выделяют слюну, железы желудка, поджелудочная и кишечные железы - различные соки, а печень желчь. В результате воздействия этих соков белки, жиры, углеводы расщепляются до более простых. Из продуктов расщепления в организме образуются новые, только ему свойственные органические соединения.

  • Двигательная.

Все превращения возможны при движении пищи по пищеварительному каналу и тщательном ее перемешивании. Перемещение и перемешивание пищи осуществляется благодаря мощным сокращениям мускулатуры стенок пищеварительного канала.

  • Всасывательная.

Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, то есть всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.

5. Методы изучения пищеварения

(сообщения учащихся о методах изучения пищеварения)

6. Значение тепловой обработки пищи

(сообщения учащихся о методах изучения пищеварения)

III. Закрепление

Фронтальная беседа:

  1. Что такое питательные вещества?

  2. Какова роль питательных веществ в организме?

  3. Что такое пищеварение?

  4. Что такое ферменты?

  5. Как вы понимаете выражение: «ферменты обладают специфичностью»?

  6. Каково значение тепловой обработки пищи?

  7. С какими системами органов взаимосвязана пищеварительная система?

  • Дыхательная - поступление кислорода, под действием его происходит окисление, выделяется энергия.

  • Кровеносная - перенос питательных веществ.

Биология человека Органы пищеварения


© 2010-2022