Тематическое планирование по биологии 9 класс

«БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ» 9-й класс     1.    Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов В. Б. Захарова, Сонина Н. И. (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования Российской Федера... № п/п Наименование темы Всего часов Практические работы Лаболаторные работы Контроль-ные работы Обобщение тем Дата 1 Введение 1         2 Эволюция живогомира на Земле            Эво 7     1   3 Приспособленность организмов               лю 3 1       4 Микроэволюция                                         ция 3     1   5 Макроэволюция                                            4     1   6 Возникновение жизни на Земле Развитие жизни на Земле 7         7 Цитология -  учение о клетке 6 1   1   8 Размножение и индивидуальное развитие организмов 5 1   1   9 Наследственность и изменчивость организмов 12     1   10 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 6 1   1   11 Биосфера и человек 5     1                       ИТОГО 68 4   8       Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний,  комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией. Виды учебных занятий: лекция, экскурсия, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестировани...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование по биологии 9 класс«БИОЛОГИЯ. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ» 9-й класс


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по природоведению и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса авторов В. Б. Захарова, Сонина Н. И. (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 70часов (2 часа в неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.

Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Это определило цели и задачи обучения биологии в 9 классе:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Содержание УМК

Учебно-методического комплект соответствует необходимым требованиям для реализации рабочей учебной программы, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ. Для реализации рабочей программы используется УМК по биологии под редакцией Н.И. Сонина издательства «Дрофа» как наиболее эффективного по сравнению с другими существующими УМК, для процесса формирования ключевых компетенций школьников . «Биология. Общие закономерности. 9 класс» Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., М., Дрофа, 2011

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены на странице «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Программа ориентирована на реализацию компетентностного подхода. Содержание компетенций представлено в приложении.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки тестового контроля. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные, главным образом, на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Практические работы

Лаболаторные работы

Контроль-ные работы

Обобщение

тем

Дата

1

Введение

1





2

Эволюция живогомира на Земле Эво

7



1


3

Приспособленность организмов лю

3

1




4

Микроэволюция ция

3



1


5

Макроэволюция

4



1


6

Возникновение жизни на Земле Развитие жизни на Земле

7





7

Цитология - учение о клетке

6

1


1


8

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

1


1


9

Наследственность и изменчивость организмов

12



1


10

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

6

1


1


11

Биосфера и человек

5



1


ИТОГО

68

4


8


Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, уроки закрепления знаний, комплексного применения ЗУН учащимися, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок. Биологический материал может изучаться на интегрированных занятиях с химией, географией.

Виды учебных занятий: лекция, экскурсия, лабораторная или практическая работа, собеседование, консультация, практикум, семинар, конференция, круглый стол, тестирование.

Система оценивания результатов обучения по биологии

Оценивание по биологии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету, оценивание происходит на основе: устных ответов; письменных работ; практических и лабораторных работ.

Оцениваются следующие элементы:

• знания по предмету, указанные в программе;

• умение пользоваться биологическими терминами;

• умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их, поиск, обработка информации и её оценка;

• умение делать из пройденного материала выводы;

• умение использовать полученные знания в новой ситуации (в повседневной жизни);

• умение самостоятельно работать с учебными материалами;

• отчёты по исследовательским проектам и групповым заданиям;

• сопроводительные тексты и комментарии к рисункам, схемам, диаграммам, графикам;

• умение пользоваться дополнительной литературой и составление рефератов и эссе;

• применять полученные знания от просмотра видеоматериала; умение комментировать и анализировать его;

• умение составлять опорные конспекты тем и отдельных уроков;

• умение самостоятельно подготавливать отдельные темы.

Оценивание итогов обучения делится на:

а) текущее оценивание: текущие оценки могут быть поставлены за устные ответы, письменные индивидуальные или фронтальные работы, выполнение письменного домашнего задания, за работу в группе, за практическую работу, доклад или реферат, за составление конспекта, за контрольную работу, за компьютерную презентацию.

б) итоговое оценивание: контрольная работа отражает результат обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании контрольной работы берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по биологии. Контрольная работа может быть проведена в форме теста. Сроки и форму проведения контрольных работ учитель сообщает ученикам в начале учебной четверти.

Ученик имеет право исправления неудовлетворительной оценки за контрольную работу в индивидуальном порядке в соответствии с графиком консультаций в течение 10 учебных дней после её получения.

Итоговыми являются четвертные, полугодовые, годовые оценки. Четвертная и полугодовая оценка ставится на основании не менее трёх оценок. Годовая оценка ставится на основании полугодовых (четвертных) оценок. Итоговая оценка выставляется как средний результат за данный период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика.

В конце 9, 11 классов ученик может выбрать биологию в качестве предмета, по которому сдаёт переводной экзамен.

Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.


Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:
- создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;
- выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
- выполнение проектных работ;
- осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";
- планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;
- выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;
- подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
- выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • урочная;

  • внеурочная;

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая

Материально-техническое обеспечение


  • Кабинет биологии

  • Таблицы.

  • Модели




2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение (1ч).

Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. История биологии; значение биологии. Цель науки; научный метод; научный эксперимент; отличие гипотезы от закона; роль прикладных и фундаментальных исследований в науке. Сущность жизни и свойства живого. Различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы; открытые системы; роль наследственности и изменчивости в развитии жизни на Земле.

2-5.Основы учения об эволюции (17 ч).

Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. Изменчивость организмов. Ненаследственная изменчивость; наследственная (генетическая изменчивость); генофонд популяций. Борьба засуществование и естественный отбор. Формы естественного отбора. Типы изоляции. Видообразование. Что такое вид; географическое видообразование; полиплоидизация. Макроэволюция. Становление и развитие крупных таксономических групп; ископаемые останки. Основные закономерности эволюции. Параллелизм; конвергенция; гомология и аналогия; дивергенция; главные линии эволюции

6.Возникновение и развитие жизни на Земле (7ч.)

Гипотезы возникновения жизни. Креационизм; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии. Основные этапы развития жизни на Земле. ра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое. Образование планеты Земля; основные этапы формирования жизни на Земле; наука палеонтология. Животный и растительный мир протерозойской эры; животный и растительный мир палеозойской эры. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Животный и растительный мир мезозойской эры. Животный и растительный мир кайнозойской эры.

7.Учение о клетке (6 ч )

Химические элементы в составе живых организмов; биополимеры; универсальность биополимеров. Углеводы. Липиды. Состав и строение углеводов; моно-, ди- и полисахариды; функции углеводов. Строение белков; первичная структура; образование вторичной, третичной, четвертичной структуры белка; денатурация белка; простые и сложные белки. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотида; строение ДНК; строение РНК; функции РНК. АТФ и другие органические соединения клетки. Витамины. Ферменты и их функция в организме. Строение вирусов; жизнедеятельность вирусов.

История изучения клетки; положения клеточной теории. Строение и функции наружной мембраны; проникновение веществ в клетку.

Строение и функции ядра; хромосомный набор клетки; ядрышко. Строение клетки. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Ассимиляция; диссимиляция; метаболизм. Энергетический обмен в клетке. Неполное кислородное расщепление; гликолиз; клеточное дыхание. Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез.Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Генетический код; транскрипция; т-РНК; Трансляция. Деление клетки. Митоз.

8. Размножение и индивидуальное развитие организмов.(5ч.)

Раскрыть сущность деления клетки. Бесполое размножение организмов. Половое размножение организмов. Развитие половых клеток; строение сперматозоида; строение яйцеклетки; мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Раскрыть сущность понятия оплодотворения. Эмбриональный период; постэмбриональный период; биогенетический закон.

9.Основы генетики ( 12ч. )

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Гибридологический метод; единообразие гибридов первого поколения; цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Генные; или точечные; мутации; хромосомные мутации; геномные мутации; причины мутаций; Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Селекция; центры происхождения культурных растений; закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Основные методы селекции, животных и микроорганизмов.

10. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии ( 6 ч.)

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие. Пирамиды численности и биомассы. Продуктивность сообщества. Саморазвитие экосистемы. Среда жизни.

11. Биосфера и человек (5ч.)

Понятие биосферы; жизненные среды. Средообразующая деятельность организмов.

Круговорот веществ в биосфере. Экологические факторы. Температура; влажность; вторичные климатические факторы; антропогенные Адаптация организмов к различным условиям существования. Зависимость строения и образа жизни организмов от среды обитания; ритмы жизни. Типы биотических взаимоотношений. Антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное пользование природными ресурсами.













3.Тематический поурочный план

Номер

урока

Тема урока

Основное содержание урока

Ведущие формы, методы.

1.

Предмет и задачи курса биологии.

о науки биологии , её значимости в настоящее время, об её общих закономерностях , объяснить особенности направлений и закономерности биологии , объяснять значение биологии как науки

лекция


2.

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

особенности развития живых организмов , объяснить особенности их многообразия , приводить примеры различных видов

индивидуальная


3.

Развитие биологии в додарвиновский период становление систематики. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

об особенностях развития биологии в античность и средневековье, становление теории Ж. Ламарка ,объяснить предпосылки становления теории , сравнивать, анализировать предпосылки становления

индивидуальная;

4.

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

особенности формирования теории Дарвина объяснить особенности предпосылок теории анализировать и сопоставлять современные предпосылки органического мира

парная


5.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

особенности формирования эволюционной теории Ч. Дарвина объяснить эволюционную теорию сопоставлять, анализировать и обобщать

индивидуальная


6.

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе.

особенности формирования эволюционной теории Ч. Дарвина объяснить эволюционную теорию сопоставлять, анализировать и обобщать

индивидуальная


7.

Формы естественного отбора. Факторы эволюции.

формы естественного отбора объяснить зависимость ЕО от движущих сил эволюции применять свои знания на практике


индивидуальная

8.

Обобщающий урок по теме: «Учение об искусственном и естественном отборе».

обобщение и систематизация проверка ЗУНов работать с индивидуальными заданиями

семинар

9.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

об особенностях приспособлений организмов к условиям окружающей среды работать с учебником приводить примеры приспособлений

лекция

10.

Забота о потомстве.

об особенностях заботы организмов, о своём потомстве работать с учебником приводить примеры приспособлений

лекция

11.

Физиологические адаптации. Л\р «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Инстр. по т\б.

о физиологических адаптациях объяснить, что является единицей приспособленности приводить примеры организмов приспосабливающихся к различным условия окружающей среды

Лабораторная работа

12.

Вид, его критерии и структура.

о виде, его структуре, критерии вида работать с учебником приводить примеры видов организмов

лекция

13.

Эволюционная роль мутаций.

о значимости мутационных процессов объяснить значимость мутационных процессов приводить примеры мутаций

лекция

14.

Обобщающий урок по теме: «Микроэволюция».

обобщение и систематизация проверка ЗУНов работать с индивидуальными заданиями

семинар

15.

Биологические последствия адаптаций.

виды биологических адаптаций, о макроэволюции объяснить зависимость организма от биологического регресса и прогресса сравнивать, анализировать

лекция

16.

Главные направления эволюции. Л\р «Определение ароморфозов, идиоадаптаций в эволюции растений». Инстр. по т\б.

о главных направлениях эволюции выделять виды главных направлений эволюции сравнивать, анализировать главные направления

Лабораторная работа

17.

Общие закономерности биологической эволюции.

общие закономерности биологической эволюции выделять главные направления эволюции приводить примеры направлений эволюций

лекция

18.

Обобщающий урок по теме: «Эволюционные учения Ч. Дарвина». Тест по теме: «Макроэволюция».

обобщение и систематизация проверка ЗУНов работать с индивидуальными заданиями


19.

Современные представления о возникновении жизни на Земле. И её развитие в эрах древней жизни.

Гипотеза. Коацерваты. Пробионты

Гипотеза происхождения жизни А. И. Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Абиогенное происхождение живой материи

лекция

20.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

Автотрофы. Гетеротрофы. Палеонтология. Прокариоты

Эволюция. Эукариоты

Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе

Происхождение эукариотической клетки

Гипотезы происхождения эукариотической клетки

лекция

21.

Жизнь в палеозойскую эру.

Ароморфоз

Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных

Развитие жизни в протерозое и палеозое

Усложнение растений и животных в процессе эволюции

лекция

22.

Жизнь в мезозойскую эру.

Ароморфоз. Идиоадаптация

Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение растительного и животного мира в палеогене, неогене кайнозоя

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Усложнение растений и животных в процессе эволюции

лекция

23.

Жизнь в кайнозойскую эру.

Ароморфоз. Идиоадаптация

Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение растительного и животного мира в палеогене, неогене кайнозоя.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

Усложнение растений и животных в процессе эволюции

лекция

24.

Происхождение человека.

Антропология. Антропогенез. Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека

лекция

25.

Природная среда человека. Климат и здоровье. (Лейкоциты. Иммунитет).

Антропология. Антропогенез. Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека

лекция

26.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества входящие в состав клетки.

о химических элементах клетки анализировать, сравнивать, сопоставлять определять одни ли те же элементы образуют живую материю

лекция

27.

Органические вещества, входящие в состав клетки.

об органических в-ах, входящих в состав клетки объяснить роль и значение белков объяснить чем опасно белковое голодание

лекция

28.

Пластический обмен. Биосинтез белка.

о биосинтезе белка, пластическом обмене объяснить механизм биосинтеза, в результате чего возникает и к чему приводит анализировать, обобщать

лекция

29.

Энергетический обмен.

об энергетическом обмене объяснить значение энергетического обмена объяснять механизм энергетического обмена

лекция

30.

Прокариотическая клетка.

о строении прокариотической клетки определять все части прокариотической клетки на рисунках работать с текстом учебника

лекция

31.

Эукариотческая клетка. Цитоплазма. Л\р «изучения строения растительной и животной клетки под микроскопом». Инстр. по т\б.

о строении и функциях эукариотической клетки определять все части клетки определять и составлять опорную схему

Лабораторная работа

32.

Эукариотическая клетка. Ядро.

о строении эукариотической клетки, строение ядра определять части клетки на микропрепаратах объяснить функции ядра

лекция

33.

34.

Деление клеток.

о жизненном цикле клетки, черты митоза, мейоза определять все фазы деления клетки объяснять все фазы деления

лекция

35.

Клеточная теория строения организмов.

об истории формирования клеточной теории выделять этапы формирования клеточной теории выделять главные особенности клеточной теории

лекция

36.

Обобщающий урок по теме: «Клетка - структурная и функциональная единица живого».

обобщение и систематизация проверка ЗУНов работать с индивидуальными заданиями


37.

Размножение организмов. Бесполое размножение. Л\р «способы бесполого размножения организмов». Инстр. по т\б.

о способах бесполого размножения объяснить этапы бесполого размножения определять тип размножения у растений

Лабораторная работа

38.

Половое размножение. Развитие половых клеток.

особенности полового размножения объяснить значение полового размножения выделять черты различия сперматогенеза, овогенеза

лекция

39.

Эмбриональный период развития.

стадии эмбрионального развития организма охарактеризовать стадии эмбрионального развития работать с таблицами, рисунками

лекция

40.

Постэмбриональный период развития.

о стадиях постэмбрионального развития организма объяснить особенности этапов постэмбрионального периода работать с дополнительными источниками

лекция

41.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

проблемы клонирования анализировать, сравнивать, обобщать работать с дополнительными источниками информации

лекция

42.

Генетика как наука. Методы её изучения.

о науке генетики , её методах анализировать, сопоставлять анализировать методы генетики

лекция

43.

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

о сущности гибридологического метода объяснить значение гибридологического метода анализировать, сравнивать, обобщать

лекция

44.

Законы Менделя.

законы Менделя анализировать, сопоставлять решать генетические задачи

лекция

45.

Сцепленное наследование генов.

чем определяется сцепленное наследование генов и причины наследственности объяснит чем определяется сцепленное наследование генов приводить примеры определения пола

лекция

46.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

о генетике пола объяснить механизм определения генетики пола решать задачи на определение пола

лекция

47.

Взаимодействие генов.

о взаимодействии генов объяснить взаимосвязь генов работать с текстом учебника

лекция

48.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

о наследственной изменчивости объяснить роль мутаций анализировать, приводить примеры

лекция

49.

Фенотипическая изменчивость. Селекция растений и животных и микроорганизмов.

о фенотипической изменчивости, о науке селекции построить вариационную кривую анализировать данные вариационной кривой

лекция

50.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

о центрах происхождения культурных растений выделять этапы распространения культурных растений определять центры происхождения капусты, томата, перца и т.д.

лекция

51.

Методы селекции растений и животных.

о методах селекции выделять виды селекции для растений и животных составлять план-конспект

лекция

52.

Селекция микроорганизмов.

о селекции микроорганизмов, биотехнологии, генной инженерии работать с дополнительными источниками информации анализировать, сопоставлять

лекция

53.

Обобщающий урок: «Закономерности наследственности».

обобщение и систематизация проверка ЗУНов работать с индивидуальными заданиями

семинар

54.

Биосфера, её структура и функции. Структура биосферы В.И. Вернадского.

понятие о биосфере. выделять структуру биосферы, и её функции. анализировать. Сопоставлять.

лекция

55.

Круговорот веществ в природе.

понятие о круговоротах веществ в природе. показать взаимосвязь между оболочками Земли и живыми организмами. анализировать, сопоставлять.

лекция

56.

История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы.

понятие о биогеоценозе.. представление о биогеоценозе и его структуре как об уровне организации. . анализировать. сопоставлять

лекция

57.

Биоценозы.

. понятие о биоценозе. .формирование о видовом разнообразии и структуре. . анализировать, приводить примеры.

лекция

58.

Абиотические факторы среды.

о разнообразии экологических факторов. . показать влияние абиотических факторов на организмы растений и животных. . приводить примеры по рисункам и таблицам.

лекция

59.

Интенсивность действия факторов среды.

. о разнообразии экологических факторов. . показать влияние абиотических факторов на организмы растений и животных. . приводить примеры по рисункам и таблицам.

лекция

60.

Биотические факторы среды. Л\р «Составление цепей питания м\у организмами». Инстр. по т\б.

. о разнообразии экологических факторов. . показать влияние биотических факторов на организмы растений и животных. . приводить примеры по рисункам и таблицам.

Лабораторная работа

61.

Взаимоотношения между организмами.

расширить и систематизировать знания о взаимоотношениях организмов в биоценозах. . распознавать на примерах вид взаимоотношениях между организмами.

лекция

62.

Взаимоотношения между организмами.

расширить и систематизировать знания о взаимоотношениях организмов в биоценозах. . распознавать на примерах вид взаимоотношениях между организмами.

лекция

63.

Обобщающий урок по теме: «Взаимодействие организма и среды обитания».

обобщение и систематизация проверка ЗУНов : работать с индивидуальными заданиями

семинар

64.

Природные ресурсы и их использование.

. разнообразие природных ресурсов. . показать их роль в жизни человека, перспективы по добыче и восстановлению природных ресурсов. . распознавать виды природных ресурсов и виды их восстановления.

лекция

65.

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

. познакомить с последствиями хоз. Деятельности человека для окружающей среды. . видеть последствия хоз. Деятельности и меры борьбы с ними. . работать с дополнит. Источниками информации.

лекция

66.

Охрана природы и основы рационального природопользования.

. понятие «охрана природы» и «рациональное использование» . разобрать способы охраны природы и рационального использования.

лекция

67.

Обобщающий урок: «Вечно меняющаяся Земля».

обобщение и систематизация проверка ЗУНов работать с индивидуальными заданиями


68.

Повторение по теме: «становление современной теории эволюции. Результаты эволюции».

обобщение и систематизация проверка ЗУНов работать с индивидуальными заданиями


69-70

резерв






4.Формы и средства контроля:

Нормы оценивания знаний и умений учащихся по биологии

Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям программы обучения.

• Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним; понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника.

Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа,

практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из следующих недочётов:

• ученик допускает одну - две неточности в изложенном материале или истолковании фактов;

• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;

• правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся обнаруживает знание и понимание основного программного материала, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:

• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;

• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим при помощи учителя;

• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;

• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;

• при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах по результату проведенной работы.

Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная

работа, практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.

Учащийся:

• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;

• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;

• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и наводящий вопросы учителя;

• при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить задание.

При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 - 7 минут), состоящих из 10-ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания: 9 - 10 правильных ответов - «5»

7 - 8 правильных ответов - «4»

5 - 6 правильных ответов - «3»

3 -0 правильных ответов - «2»

• При оценивании работ (рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.

• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.

• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

При оценивании контрольной (письменной) работы учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90 - 100% правильно выполненной работы - оценка «5»

65-89% правильно выполненной работы - оценка «4»

40-64%правильно выполненной работы - оценка «3»

0- 39% правильно выполненной работы - оценка

Оценка выполнения практических и лабораторных работ по биологии:


Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения

опытов и измерений.

2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,

обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно

выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует

расходные материалы).

6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.


Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Было допущено два - три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.


Оценка «3» ставится, если ученик:

• Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков,

что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

• Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения

опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

• Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были

допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе 6

погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или

выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

• Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности

при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.


Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем

выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники

безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5. Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал

или грубо нарушал требования безопасности труда.
































5. Перечень учебно-методических средств обучения:


  • Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  • Захаров В.Б., Захарова Е.Т., Петров Д.Ю. Готовые домашние задания. Правильные ответы на вопросы учебника «Общая биология. 9 класс». - М.: Дрофа, 2005.

  • Мамонтов С.Г. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. - М.: Дрофа, 2004.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.

  • Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.

  • Фроскин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004??????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????


















© 2010-2022