Конспект по биологии на тему функции переднего мозга человека

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по биологии 8 класса учителя Кайновой Ирины Георгиевны, г. Казани, МБОУ «Школы № 144».

Тема урока: «Функции переднего мозга человека»

Цель урока: Формирование знаний учащихся о функциях головного мозга.

Задачи:

-раскрыть особенности строения головного мозга человека, функции его отделов;

-развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

-укрепление материалистического понимания работы головного мозга, коры больших полушарий.

Оборудование: мультимедийный проектор, модели головного мозга земноводных, пресмыкающихся, птиц, человека.

План урока:

  1. Повторение пройденного материала (тесты).

  2. Изучение нового материала:

  1. Актуализация знаний;

  2. Демонстрация фрагмента видеофильма «Частная жизнь Нейрона»

  3. Закрепление пройденного материала.

  4. Рефлексия.

  5. Итоги урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

Учитель : Вряд ли будет преувеличением сказать, что мозг наиболее удивительный отдел человеческого организма. Ведь за каждую секунду в головной мозг поступает-100 млн. единиц информации.

Каким же образом он справляется с такой лавиной?

Но мозг не только пропускает этот поток сообщений, но и с легкостью управляет им. Ученые полагают, что мозг в состоянии вместить информацию, которой можно заполнить-20 млн. томов. Но из огромного числа нейронов используется-4%. Таким образом возможности для совершенствования интеллекта человека велики.

За последние годы ученые сделали огромные успехи в исследовании мозга и тем не менее вынуждены признать: то что они узнали-ничто по сравнению с тем, что остается неизвестным.

Попробуем получить хотя бы общее представление о головном мозге и его загадочной деятельности.

Мозг занимает в нашем организме привилегированное положение. Расположен в полости черепа, покрыт несколькими оболочками, снабженными сосудами. Внутри черепно-мозговая жидкость выполняет роль амортизатора.

Составляя 2% общего веса тела, мозг поглощает 20% О2 получаемого организмом. В нейронах головного мозга идет самый интенсивный обмен веществ. Мозг получает непропорционально-большую долю питательных веществ, даже тогда, когда организм голодает. Через сосуды головного мозга ежеминутно протекает ¾ л. крови , а общая длина сосудов-560 км. Масса головного мозга в среднем- 1370г. Исследования мозга выдающихся людей показали, что масса мозга не имеет существенного значения для суждений об одаренности.

У Тургенева-2012г.

У знаменитого химика Ю. Либиха 1362г.

Но разве Ю. Либих менее талантлив?

Мозг новорожденного имеет массу 400г. За 1-ый год жизни масса головного мозга увеличивается втрое.

Разрастаясь, человеческий мозг вмещает около 17 млрд. нервных клеток-нейронов.

- Вспомним строение нейронов?

- А как осуществляется связь между ними? (через синапсы).1

нервная клетка объединяет до 10000 синапсов с соседними клетками.

2. Эволюция головного мозга.

Головной мозг развивался из переднего отдела нервной трубки. Сначала образуются 3 мозговых пузыря (передний и задний делятся). Образуется 5 мозговых пузырей соответствующих 5 отделам головного мозга.

  1. Передний;

  2. Промежуточный;

  3. Средний;

  4. Мозжечок;

  5. Продолговатый.

Вспомним строение головного мозга у позвоночных. На доске таблица «Головной мозг позвоночных животных» , а также модели головного мозга позвоночных животных и человека.

Сравните головной мозг у позвоночных животных и человека.

Вывод учащихся: самое сложное строение имеет головной мозг человека.

3. изучение мозга для физиологов было важным направлением. Наша страна подарила миру многих выдающихся ученых, в том числе и физиологов И.П. Павлова (сообщение учеников).

Трудно переоценить вклад, который внесли в науку эти 2 корифея отечественного естествознания.

4. А сейчас мы с вами проведем небольшую самостоятельную работу- самостоятельно будете изучать строение головного мозга человека. (Работа по инструктивной карточке. Использовать п. 46 учебника, на столах: разборные модели головного мозга человека, таблицы.

Вопрос: В чем же отличие головного мозга человека, от головного мозга животных?

5.Передний мозг. Строение и функции больших полушарий.

А). Развитие переднего мозга у позвоночных животных. Беседа: У рыб головной мозг по сравнению с размерами тела очень мал, полушария составляют лишь незначительную его часть. Если удалить передний мозг- какие изменения произойдут в поведении рыб? (заметных изменений не произойдет).

У пресмыкающихся полушария уже массивнее. Спереди их поверхность покрыта серым веществом. Это зачаток коры больших полушарий. Что произойдет после удаления переднего мозга? (поведение заметно изменится).

У млекопитающих - полушария достигают большого размера. Они прикрывают собой остальные отделы головного мозга. Кора прикрывает всю поверхность больших полушарий и состоит из огромного количества тел нейронов.

У кроликов - кора гладкая? У собаки? Поведение?

Если у собаки в результате несчастного случая повредится кора больших полушарий она не сможет самостоятельно есть, пить. Не реагирует на кличку, утрачивает условные рефлексы, не образуются новые.

Б). Демонстрация фрагмента видеофильма «Нервная система» о больших полушариях головного мозга человека.

В). Рассмотрите рис. 95-96 и ответьте на вопрос: Какие функциональные зоны можно выделить в коре больших полушарий?

Затылочная доля - зрительная зона;

Височные доли - слуховая зона;

Теменные доли - зона кожно-мышечной чувствительности.

Лобная доля - двигательная зона.

Височная доля - вкусовая, обонятельная зона (внутренняя поверхность).

С лобной долей мозга связан высокий уровень психических способностей.

Г). Изучая распределение обязанностей между полушариями, ученые столкнулись с несколькими парадоксами. Правое полушарие руководит работой левой стороны тела, и левое - правой. Какую выгоду получает от этого организм пока не понятно.

Информация от органов чувств в равном объеме проходит в оба полушария.

Мозг неохотно раскрывает свои тайны. Речь пойдет о последнем открытии нейрофизиологов.

В 1981 году профессор Калифорнийского института Роджер Сперри выяснил вклад каждого полушария в общую работу мозга. Каждый из нас имеет в голове по существу не 1, а 2 мозга. Это правое и левое полушарие.

Левое полушарие - «мыслительное», логическое.

Правое полушарие - «художественное», эмоциональное.

Журналист Левитин придумал 2 диалога, в которых ярко обрисовал разность видения мира. Вот выдержки из этих диалогов. (Сообщения ребят).

Такая специализация полушарий головного мозга позволяет человеку рассматривать мир как бы с 2-х разных позиций.

У правшей - ведущим полушарием является левое, у левшей - правое.

Ученые научились «выключать» одно полушарие и наблюдать, как с работой справляется другое. Интересны результаты на изменения в психике.

Если начинает командовать правое полушарие - хорошего настроения не жди. Он явно выраженный пессимист.

А если - левое - настроение человека улучшается, он становится приветливым, жизнерадостным.

III.Закрепление пройденного.

  1. У больного нарушена координация движений, он с трудом подносит ложку ко рту, при ходьбе шатается. Какой отдел мозга поврежден у больного?

  2. Во время операции на мозге, чтобы не повредить здоровье ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электроприборами. Какие доли полушарий раздражал хирург, если: а) больной видел светящиеся точки; б)слышал звуки; в). Двигал рукой.

  3. Найдите ошибку в списке рефлексов, центры которых находятся в продолговатом мозге:

- слюноотделительный;

- рвотный;

- ориентировочный.

Домашнее задание: П. 46 (2 примера последствий повреждения коры), с. 234 вопр. с 1-5 письменно, 6-7 устно.

Сегодня на уроке вы увидели и услышали, а дома вам нужно поразмышлять.





© 2010-2022