Сорные растения нашей местности. Урок общеметодологической направленности для 7 класса

Изучение сорных растений может обеспечить выполнение многих образовательно-развивающих задач: выявление многообразных черт приспособленности к произрастанию в различных растительных сообществах, расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов. Обучающиеся должны быть вооружены знаниями о рациональной борьбе с сорной растительностью. В материалах урока представлены доказательства полезных свойств сорных растений.
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Сорные растения 7 класс

Пояснительная записка.

Изучение сорных растений могут обеспечить выполнение многих образовательно - развивающих и воспитательных задач: выявление многообразных черт приспособленности к произрастанию в различных растительных сообществах, расширить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов. Ученики сельской школы должны быть вооружены знаниям о рациональной борьбе с сорной растительностью.

Цели:

* сформировать понятия о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в растительном покрове и в с/х производстве;

*доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред;

*раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

* ознакомить с классификацией сорных растений по месту произрастания;

*сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

*доказать, что сорные растения могут быть полезны для человека;

*продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетенции.

Планируемые результаты:

А) предметные:

обучающиеся в ходе урока должны:

*давать определение сорные растения;

*уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

*делать выводы, почему трудно бороться с сорными растениями;

*иметь представление о классификации сорных растений по месту произрастания, по биогруппам;

*иметь представление о методах защиты культурных растений;

Б) метапредметные:

*развивать умение проводить наблюдения;

*развивать память, кругозор, внимание, логическое мышление и умение работать с иллюстрациями;

*пользоваться различными источниками информации;

В) личностные:

*формирование элементов коммуникативности в общении и сотрудничестве в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе познавательной деятельности;

*умение работать в парах.

Основные термины и понятия; сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Деятельность учащихся: анализировать информацию, рисунки, презентации и гербарный материал; ставить вопросы; полно и точно выражать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

Межпредметные связи: биология - фазы развития растений, химия - правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение:

1.Литература

2.Электронная презентация по теме в программе

3.Мультимедийный проектор, компьютер.

4.Программные средства: Word, Notebook.

5. Карточки- задания

6. Гербарии сорных растений.

7. Рисунки сорняков.

Ход урока.

Я рада приветствовать вас на своем уроке.

Мы с вами осваиваем науку о растениях, которые нас кормят, украшают нашу жизнь. Кое-что вы ухе знаете, но еще больше предстоит узнать.

1.Каким общим словом называют растения, которые человек выращивает у себя на огородах, цветниках, в садах? (культурные)

2.Какую еще можно выделить группу растений, которые растут без помощи человека? (дикорастущие)

Я думаю, что мы с вами относимся к культурным созданиям, поэтому будем внимательны и активны на уроке. Итак, самое время приступить к теме. (шум за дверью)

Ребята, вам не показалось, что кто-то стучит? (входит сорняк)

СОРНЯК:

Ах, не ждали? Как - же так?

Представляюсь: я сорняк!

Я зловредный, я ужасный,

Воевать со мной напрасно! (уходит)

-Кто здесь был? Сорняк? А вы знаете, что такое сорняки?

Почему они так называются?

(Дикорастущие растения, которые рассеиваются по посадкам культурных растений и мешают им нормально расти)

-А почему сорняки так называются? (от слова сор, который разбросан где не нужно, создает неряшливый вид и мешает)

-Какие сорняки вы знаете? (называют) Как же их много! А где они растут?

Действительно, сорных растений очень много. Сорная растительность - это группа растений, произрастающих на обрабатываемых почвах среди культурных растений, на обочинах дорог, на пустырях, то есть в таких местах, где они испытывают косвенное или прямое воздействие человека. Их называют спутниками человека, так как их появление и распространение связано с деятельностью человека.

По месту произрастания их классифицируют на:

1)Полевые (сегетальные). Они произрастают на обрабатываемых почвах - полях, огородах, садах. Они растут среди культурных растений или вблизи них. Размножаются семенами или вегетативно. Характерно, что их семена прорастают не одновременно, в течении нескольких лет не теряют всхожесть. Семена и плоды имеют разное приспособление к распространению (череда, одуванчик). Многие размножаются корневищами (мать-и-мачеха, пырей).

2) Пустырные (рудеральные) поселяются вблизи жилья человека, дворов, у заборов, на пустырях. Пустырные растения растут на необрабатываемых почвах.

3)Придорожные Растения этих мест приспособились к вытаптыванию человеком и животными, к выщипыванию птицами и скотом. Поэтому они низкорослые, с упругими стеблями. У одних стебли укорочены и прикорневые розетки листьев (подорожник), у других длинные ползучие стебли с мелкими листьями (спорыш) или прямостоячие стебли с сильнорассеченными листьями (пастушья сумка).

Сорные растения классифицируют по биогруппам следующим образом:

Паразиты:

а) стеблевые (повилики);

б) )корневые (заразиха).

Не паразиты:

а) однолетние, двухлетние

(дикая редька, донник лекарственный)

б) многолетние

(пырей ползучий, свинорой пальчатый, цикорий обыкновенный).

-Много ли семян дают сорняки?

Вы все видели одуванчик, подорожник, осот. Большинство сорных растений дает очень много семян. Пастушья сумка (1растение) - 73000семян, одно растение осота -40000 семян, одно растение донник - 17000 семян. На участке 4,5 м2 может вырасти такое количество семян осота, которого хватит для забурьянивания 50 га посева. В пахотном слое почвы на 1 га содержится 700-800млн. семян различных сорняков. Если на 1 га высевается 4-5 млн. семян пшеницы, то на каждое высеянное зерно приходится примерно 200 семян сорняков.

Семена сорняков обладают такой всхожестью, что семена культурных растений могут им позавидовать. Сорняки имеют очень высокую плодовитость и всхожесть, не успеют упасть в землю, как тут же появляются всходы. А если семя глубоко и взойти нет сил. То оно может пролежать несколько десятков лет в земле. Представляете?

-Кто помогает рассеивать семена сорных растений? (ответы)

Помощников много, да и устроены семена так, что легко переносятся ветром, цепляются за шерсть животных, а затем за почву, семена некоторых сорных растений похожи на семена культурных растений.

Многие растения распространяются не только в соседние огороды, но и на другие континенты. Всем хорошо знаком ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ.

Ранее это растение обитало только в Евразии. Однако вскоре после колонизации Америки индейцы стали на своих тропах обнаруживать необычную траву с широкими листьями, которые прозвали «след белого человека». Как же это получилось? Оказывается, растения тоже путешествуют. Перед отъездом в Новый свет переселенцы ходили по дорогам Европы, и к их обуви прилипли семена подорожника. Обувь мыть было некогда - предотъездная спешка. Так на сапогах переселенцев семена и доехали до Америки, попали на тропы индейцев. Нашли там благоприятные для себя условия, прижились. С тех пор подорожник большой - одно из самых обычных растений Америки.

История обычной ромашки похожа на предыдущую. Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм парохода, затем по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена ее рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так она попала в Россию.

-Какой же вред приносят сорняки? (ответы)

В сельском хозяйстве сорняки наносят большой вред. Они иссушают и обедняют почву, отнимают у культурных растений влагу и пищу, заглушают посевы, затрудняют уборку урожая.

На них живут и размножаются многие вредные насекомые и возбудители болезней, которые зачастую переходят на культурные растения. Потери от сорняков нередко превышают убытки, причиненные вредителями и болезнями, вместе взятыми.

Сорные растения снижают урожай культурных растений.

Какой еще вред приносят? Они затеняют культурные растения от солнца, а солнечные лучи крайне необходимы для нормального роста и развития растений.

-Что будет происходить с растениями при недостатке солнечного света? (растения становятся бледными, так как не образуется хлорофилл, вытягиваются, плохо развиваются)

Культурные и сорные растения конкурируют друг с другом за воду, свет, питательные вещества. Но есть еще один интересный аспект этой конкуренции. Оказывается, растения чувствуют друг друга, влияют друг на друга без физического контакта. Просто присутствуя рядом, один вид растений может угнетать другой, ощутимо влиять на его развитие. Насколько сильно такое влияние и как это происходит - пытались выяснить канадские ученые в лабораторных и полевых испытаниях Опубликовано 08.2011г.)

Когда солнечные лучи попадают на листовую поверхность, часть инфракрасного излучения адсорбируется растением и используется в фотосинтезе, а часть отражается. Излучение, отраженное от сорных растений, попадает на культуру. Его можно сравнить с теннисным мячиком, который отскакивает от стены под разными углами. И, как оказалось, совершенно небольшие сорняки, которые выращивались в небольших горшочках вблизи культуры и напрямую не контактировали с ней, то есть между ними не было конкуренции за влагу и питание, влияли на процесс фотосинтеза в культурных растениях и даже останавливали его!

Засорение культурных полей зарослями сорняков усложняет обработку почвы.

Некоторые сорные растения вызывают отравление сельскохозяйственных животных

Многие аллергические заболевания людей вызываются пыльцой сорных растений (амброзия полыннолистная и др.)

-Подведем итоги (совместно формулируем вывод о отрицательной роли сорных растений)

Сорные растения:

*угнетают жизнедеятельность выращиваемых культурных растений;

*снижают качество урожая;

*происходит истощение почв;

Заросли сорняков - первичные резерваты вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.

Разминка.

Знаете ли вы, что есть даже целая наука - сорняковедение.

Подробнейшим образом учеными разработаны меры борьбы с сорными растениями: это и вспашка, и культивация, и боронование, и севооборот, и химическая прополка с помощью гербицидов.

Как борются с сорняками? (ответы)

Борьба с сорными растениями проводится в случае превышения экономического порога вредности. Приемы борьбы с сорняками:

А) Физические меры (выжигание и др.)

Б) Механические (прополка, высушивание и вымораживание; измельчение дисками, потом запашка после прорастания кусочков).

В) Химические (обработка химическими веществами, уничтожающими сорняки -ГЕРБИЦИДАМИ)

Г) Организационные : очистка семенного материала, своевременная уборка урожая , (меньше семян сорняков попадет); подготовка кормов к скармливанию.

Я ненавижу сорняки
За тупость, наглость их природную.
Они доводят до тоски,
Убийцы времени свободного.

Я уважаю сорняки
За их упорство, не капризнанность,
За то, что учат нас, враги,
Презренью к смерти, воле к жизни!

Сорные травы поистине являются головной болью всех огородников. Распространяясь с космической скоростью, дикие травы досаждают весь летний период. Чтобы избавиться от сорняков требуется много времени и сил. Но в тоже время эти надоедливые травки могут принести пользу и рассказать владельцу садового участка о свойствах почвы.

Чтобы узнать о свойствах земли, взгляните пристально на сорняки, которые заселяют ваш огород. Каждая видовая принадлежность сорного растения рассказывает о качестве и плодородности почвы, выступая своеобразным биоиндикатором. Чем выше плодородие почвы, тем стремительнее заполняют огород сорняки: лебеда, мокрица, бодяк полевой, подорожник, и др. Эти сорняки предпочитают плодородные почвы. На кислых почвах (легких , песчаных) растет хвощ полевой и болотный, щавель курчавый, василек луговой, лютик ползучий, нивяник и др. На щелочных почвах (глинистые, содержат много солей кальция, насыщены известью) растут вьюнок полевой, мак-самосейка, мать-и-мачеха. Истощенная почва страдает от недостатка гумуса, она очень плотная, кислород в нее почти не поступает. Растут: ярутка, пастушья сумка. Горчица полевая, ромашка пахучая, лапчатка гусиная и др.

Имея определенные знания о пристрастиях сорных трав, можно незамедлительно принять меры по улучшению характеристик почвы вашего огорода.

Знаете ли вы, что нас везде окружает еда? Куда бы вы ни направились: в лес, в поле или в собственный сад, она повсюду. Она в буквальном смысле растет у нас под ногами, и многое из этого люди обычно называют сорняками. Оказывается, всеми гонимые сорняки вовсе не бесполезны, а, напротив, вкусны и полны витаминов.
Съедобных дикорастущих растений - более 1000 видов. Более того, в пищу годятся даже садовые цветы с клумб. И из всего этого можно приготовить изысканные и простые, низкокалорийные и питательные блюда: закуски, супы, вторые блюда, десерты, напитки. В голодные годы людей не раз выручали съедобные сорняки (крапива, лебеда и др.) Между тем во многих странах культивируют "дикарей", считая блюда из них деликатесами. Например, медуницу - в Англии; одуванчик - во Франции, Японии; стрелолист - в Китае; лебеду - в Индии. В Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки лопуха или репейника.

Полвека назад и в нашей стране интерес к "дикарям" был тоже не праздным. Достаточно перевернуть страницы истории, чтобы убедиться в этом.

1942 г. принес страшную трагедию для города на Неве, когда он, будучи отрезанным от всей страны, получал продукты питания лишь по ледяной дороге, проложенной через Ладожское озеро и подвергавшейся бомбежкам. Люди умирали от истощения, авитаминоза. В июле того же года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) вышла в свет книга авторского коллектива ботаников-специалистов "Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области", в которой подробно рассказывалось о 40 видах сорняков - "дикаре", пригодных к употреблению в пищу.

"Дикари" по содержанию питательных, физиологически активных веществ, витаминов не только не уступают огородным культурам, но и часто их превосходит. Всего 25 г зелени пастушьей сумки достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в витамине "С".

В 100г листьев крапивы и лопуха содержится соответственно 270 и 350 мг этого витамина. Кроме того, семена пастушьей сумки содержат до 36, а осота - до 35% полезного растительного масла. На Кавказе, в Якутии, на Дальнем Востоке пекут лепешки и готовят растительные котлеты из семян подорожника, так как они питательны и богаты белком и крахмалом. Подобных примеров множество. Дикорастущие травы, богаты витаминами, - прекрасное дополнение к пище ранней весной и летом. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в смеси с привычными овощами: укропом, салатом, шпинатом, петрушкой, сельдереем, репчатым луком и т.д. в разнообразных сочетаниях. Приготовление салата из "дикарей" не вызывает затруднений, так как почти не отличается от изготовления его из обычных овощей. Включая в пищевой рацион дикорастущую зелень, следует хорошо усвоить секреты ее приготовления. Ведь многие растения могут показаться несъедобными только из-за горького, вяжущего, терпкого вкуса или неприятного запаха. Однако вкус можно исправить, подвергнув сырье соответствующей обработке, так, предварительное 30-минутное вымачивание в соленой воде приводит к тому, что горечь как рукой снимает. С той же целью и корни нужно отваривать в подсоленной воде в течение 6-8 минут.

Некоторые растения являются лекарственными (как считают фармацевты, около 40% всех лекарств, применяемых сейчас имеют растительное происхождение).

-Экстракт корней лопуха улучшает состав крови, снижает в ней концентрацию сахара, алкалоиды этого растения угнетают рост опухолей. Корни используются для лечения подагры, ревматизма, ран.

При выпадении волос, перхоти отвар корней лопуха втирают в корни волос или ополаскивают ими волосы 2-3 раза в неделю. Этот же отвар лечит экземы и другие кожные заболевания

. Традиции применения лекарственных трав имеются у всех народов. Но это такая вещь, которую можно обрести, а можно и утерять. Главная задача - вернуть эти традиции каждой семье, каждому человеку. Особенно это важно для сельской местности, где авитаминоз и анемия далеко не редкость, а травы доступны, не требуют особого ухода, но мало используются. Регулярное употребление этих полезных сорняков в пищу укрепит здоровье и даст устойчивость ко многим заболеваниям.

Растения, о которых пойдет речь ниже, - это сорняки, "дикари", растущие, как правило, повсеместно. Ранней весной они могут порадовать своей витаминной зеленью, и первые из них, пожалуй, крапива..

ВСорные растения нашей местности. Урок общеметодологической направленности для 7 класса. седую глубь веков уходит знакомство людей и с лекарственными свойствами крапивы. Со времен Диоскорида и Гиппократа она зачислена в арсенал целебных средств.

В знаменитом Cалернском «Кодексе здоровья» о крапиве сказано так: «Cон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное следом и колики лечит надежно. Примешься пить это средство - и кашель запущенный сдастся. Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева, верную помощь дает при различных болезнях суставов».

Много внимания уделил крапиве Авиценна в своем «Каноне врачебной науки».

Некоторые сорные растения являются хорошими медоносами (льнянка, клевер, донник и др.)

А вот еще одно важное применение сорняков - использование как удобрения: прополотую траву складывают в компостные кучи и оставляют для перегнивания, а затем используют как перегной.

Подведем итоги (совместно формулируем вывод о полезных свойствах сорных растений).

Сорные растения:

1.Могут рассказать о структуре почвы.

2.Используют как корм для скота.

3. Перепревшие сорняки используют как удобрения.

4.Среди сорных растений есть медоносы, лекарственные растения

5.Некоторые сорные растения используют в пищу, выращивают на огороде.

Справедливости ради надо сказать, что культурные растения тоже могут быть сорняками. Как это понимать? (например, укроп в огороде или рожь не на своем месте в посевах овса. Так любое растение. Если оно растет не на своем месте, может стать сорняком)

IV.Закрепление.

Ну вот мы с вами сделали первый шаг в изучении сорных растений, с некоторыми познакомились, узнали об их особенностях. На самом деле сорняков великое множество. Мы с вами будем еще не раз говорить о способах борьбы с сорняками и об их полезных свойствах на уроках биологии в этом году и в старших классах.

И в заключение немного повторим.

1. На слайдах изображены сорняки, вам нужно определить какой из них лишний.

2. Я буду называть названия культурных растений и сорняков. Если вы услышите название культурного растения, то хлопайте, а если сорняка. То топайте

Перец мокрица

Пырей петрушка

Лебеда лопух

Осот крапива

Тыква томат

Огурец вьюнок

3.Мы с вами поняли, что некоторые сорняки размножаются только семенами, а некоторые еще и делением корневища или корня.

Лебеда пырей

Вьюнок осот

Крапива одуванчик

4. Ну и, наконец, мы просто вспомним названия некоторых сорняков (по цепочке).

Осот, лебеда, вьюнок, одуванчик, крапива и др.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов)

Подготовить сообщение о сорном растении ( по выбору кормовое, лекарственное, декоративное и др.)

Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данной теме (пословицы, поговорки, загадки, исторические факты)

Художественное: нарисовать сорное растение

VII. Рефлексия.

1. По типу незаконченное предложение: (выбрать любое)

сегодня я узнал(а)….

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания….

я поняла, что…

теперь я могу…

2.Заполнить анкету (нужное подчеркнуть):

1) на уроке я работал активно / пассивно

2) своей работой на уроке я доволен / не доволен

3) урок для меня показался коротким / длинным полезным

4) за урок я не устал / устал

5) материал урока мне был понятен /не понятен / скучен

6) домашнее задание мне кажется интересным / не интересным

7) мое настроение стало лучше / стало хуже

3.Рефлексия настроения:

(смайлик)


© 2010-2022