Урок по биологии в 7 классе

Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по биологии в 7 классе.

Палеонтологические и эмбриологические доказательства эволюции.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с палеонтологическими и эмбриологическими доказательствами эволюции. 2.Повторить понятия: палеонтология, эмбриология, эволюция. 4.Изучить признаки древнейших и современных животных у переходных форм.

3.Ввести понятия: филогенез,переходные формы.

Задачи урока:

1.Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

2.Формирование единой научной картины мира.

3.Развитие умений рассуждать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

4.Формирование навыка поиска нужной информации.

Применяемые технологии:

1.Технология проблемного обучения.

2.ИКТ

3.Игровые технологии.

Тип урока - изучение нового материала.

Вид урока -.

Оборудование: коллекция » Ископаемые остатки животных», таблица »Зародыши позвоночных животных», ноутбук, интерактивная доска, презентации: Кистепёрые рыбы, Археоптерикс, Зверозубые ящеры.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Формирование целей урока.

  1. Привлечение внимания обучающихся к теме урока через постановку проблемного вопроса.

  2. Найти признаки сходства зародышей позвоночных на ранних стадиях развития и записать их в тетрадь.

  3. Рассмотреть коллекцию палеонтологических доказательств зволюции.

  4. Посмотреть презентации обучающихся: Кистепёрые рыбы, Археоптерикс, Зверозубые ящеры и самостоятельно заполнить таблицу с последующей проверкой. Работа в парах

7. Связь биологии с учебными дисциплинами физика и химия.

  1. Отсроченная отгадка. Сформулировать задание для обучающихся и раздать для самостоятельного выполнения на дом.

  2. Закрепление нового материала. Лови ошибку.

  3. Связь теоретических знаний с практической деятельностью.

  4. Итог урока в виде открытого анкетирования. Рефлексия.

  5. Выставление отметок.

  6. Задание на дом.

Ход урока

1.Организационный момент

На уроке мы будем отгадывать кроссворд, заполнять таблицу, отвечать на вопросы, представлять презентации. За каждое выполненное задание вы получите жетон и по числу набранных жетонов в конце урока вы поставите себе отметку. Вам самим предстоит решить, как вы сегодня поработали на уроке, а мы с вашей оценкой можем согласиться или не согласиться.

2. Формирование целей урока.

Мы разгадываем кроссворд, отгадав ключевое слово, сформулируем тему, цели и задачи нашего урока.

Кроссворд

1.э



2.

м



3.

б


4.

р


5.

и


6.

о


7.п

а

л

е

о

б

о

т

а

н

и

к

а

8.

о



9.г



10.

и



11.

я


По горизонтали:

  1. Развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

  2. Древняя кистепёрая рыба, дожившая до наших дней.

  3. Хордовые животные, имеющие особый орган чувств - боковую линию, один круг кровообращения, двухкамерное сердце.

  4. Какая трубка располагается у хордовых в зародышевом состоянии над хордой?

  5. Вырост грудины, хорошо развитый у птиц, летучих мышей.

  6. Упругий эластичный тяж на спинной стороне тела у ланцетника.

  7. Наука о древних ископаемых останках растений.

  8. Первоптица, жившая 150 млн. лет назад.

  9. Часть нижней конечности.

  10. Самые крупные вымершие животные.

  11. Сколько отделов в головном мозге у всех черепных хордовых?

Ключевое слово

Наука о зародышевом развитии организмов.

Вы молодцы, отгадали ключевое слово, « эмбриология».

Учитель: Что изображено на таблице?

Ученики: Зародыши позвоночных животных.

Учитель: Ещё одно слово кроссворда «палеоботаника». А как вы думаете, существуют ископаемые остатки животных? Что можно отнести к палеонтологическим доказательствам эволюции животных?

Совместно с учениками формируем цели урока:

Знать: палеонтологические и эмбриологические доказательства эволюции, новые понятия при изучение темы.

Уметь: приводить примеры палеонтологических и эмбриологических доказательств эволюции.

Использовать знания и умения в практической деятельности.

3. Привлечение внимания обучающихся к теме урока через постановку проблемного вопроса.

Учитель: Согласитесь ли вы с таким предположением, что человек и рыбы являются родственниками?

Ученики делают предположения.

Учитель: Я бы тоже на вашем месте не согласилась. Разберёмся вместе и ответим на вопрос: Человек и рыбы являются родственниками?

Робота по таблице « Зародыши позвоночных животных».

4.Найти признаки сходства зародышей позвоночных на ранних стадиях развития.

Учитель: Какие общие черты имеют зародыши рыбы, саламандры, черепахи, крысы, человека на первой стадии развития? (см. учебник, стр.253,рис.191).

Ученики: хвостовой отдел, жаберные карманы по бокам глотки.

Учитель: А к какому типу относят позвоночных животных?

Ученики: Типу хордовых.

Учитель: А какие общие черты имеют хордовые в зародышевом состоянии?

Ученики: Есть хорда.

Учитель: Можно ли сказать, что зародыши животных так же похожи на третьей стадии?

Ученики: Нет, похожи только у близкородственных групп (у млекопитающих крысы и человека.)

Учитель: К концу эмбрионального периода появляются признаки свойственные определённому виду животных.

Мы вместе обнаружили проявление биологического закона, что в индивидуальном развитии сжато и быстро повторяется историческое развитие, т.е. филогенез.

Ученики записывают понятие филогенеза в тетрадь.

Филогенез - историческое развитие организмов (стр.250, впереди параграфа).

Учитель: Вернемся к вопросу: Человек и рыбы являются родственниками?

Ученики: Являются, но только очень и очень далекими. У них похожи зародыши на ранних стадиях эволюции.

5.Рассмотреть коллекцию палеонтологических доказательств эволюции.

Учитель: Приведем примеры палеонтологических доказательств эволюции.

Ученики знакомятся с коллекцией палеонтологических доказательств и называют их: зубы, раковины, окаменелости, отпечатки.

Учитель: Очень многие виды животных вымерли, больше чем существует сегодня на планете, но находок не так уж и много. Наиболее крупные вымершие животные - динозавры. Их остатки находят на всех континентах, включая Антарктиду. Случаи находок на территории России единичны. Окаменелые кости находили в Забайкалье, на юге России, в Благовещенске. Обнаружены зубы, частичные скелеты, скелеты с черепом. (Демонстрация слайда с ископаемыми остатками динозавров).

6.Просмотреть презентации обучающихся: Кистепёрые рыбы, Археоптерикс, Зверозубые ящеры и самостоятельно заполнить таблицу с последующей проверкой. Работа в парах.

Учитель: Животный мир древнего мира значительно отличается от современного. Родство современных животных с вымершими устанавливается по переходным формам. Переходная форма - еще одно доказательство из области палеонтологических.

ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ-формы, сочетающие признаки древнейших и современных систематических групп..

Учитель: А теперь я передаю слово вам, тем, кто готовил презентации. Какую цель, и какие задачи вы ставили перед собой, когда работали над презентацией?

Ученики отвечают.

Учитель: Скажите какие вы на букву «С»?

Дети отвечают: Серьезные, симпатичные, … самостоятельные.

Учитель: Самостоятельные? Это хорошо! Я предлагаю вам доказать свою самостоятельность, поработать в парах и заполнить таблицу «Переходные формы животных», посмотрев презентации своих товарищей и используя учебник стр.251.

Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы «Переходные формы животных».

Переходная форма

Время существования

Признаки древнейших

Признаки современных

Кистепёрые рыбы

Около 400 млн. лет назад

Рыб:

Земноводных:

Археоптерикс

150 млн. лет назад

Пресмыкающихся:

Птиц:

Зверозубая рептилия.

170млн. лет назад

Пресмыкающихся:

Млекопитающих:

Ученики заполняют таблицу, затем вместе обсуждаем.

7. Связь биологии с учебными дисциплинами физика и химия.

Палеонтологам необходимо знать точный возраст найденной окаменелости. Для этого исследуют содержащиеся в объекте радиоактивные изотопы на период полураспада. Первым методом было исследование наличие изотопа углерода С-14 (возраст находки около 50 тыс. лет). В более древних объектах используют калий-аргоновый метод (возраст находки до 1,25 млрд. лет).

8. Отстроченная отгадка.

Учитель зачитывает вслух информацию о животных, которые вымерли, и предлагает детям отгадать этих животных, поработав дома с дополнительными источниками.

Отгадка№1.

Вымерший подкласс головоногих моллюсков, Свое название получили в честь древнеегипетского божества со спиральными рогами. Большинство имели наружную раковину, состоящую из нескольких оборотов, располагающихся в одной плоскости, соприкасающихся друг с другом или в различной степени перекрывающих друг друга. Раковина была разделена на много камер, ближайшая к устью была жилой. Длина жилой камеры варьируется от 0,5 до 2 оборотов. Большинство камер , было заполнено газом (воздушные камеры), несколько - жидкостью (гидростатические камеры).

Урок по биологии в 7 классе

Отгадка №2

Вымерший класс морских членистоногих. Известно свыше 10 тыс. ископаемых видов и 5 тыс. родов, объединяемых в 150 семейств и 9 отрядов. Ближайшие их родственники -мокрицы и мечехвосты, однако у них есть черты сходства с типом кольчатых червей (в частности, их туловище состояло из множества сегментов). Строение тела несёт свидетельства приспособленности к придонному образу жизни: мощный панцирь, уплощённость, сложные глаза на верхней стороне тела, расположение рта и ног на брюшной стороне тела. Длина тела доходила до 90 см. Тело состояло из защищенной панцирем головы с двумя глазами, сегментированного туловища и хвоста. Встречались свободноплавающие, ползающие, а также роющие животные. Помимо окаменелостей оставили многочисленные следы жизнедеятельности. Отпечаток этого ископаемого животного изображён в учебнике на стр.250 рис.187.

Урок по биологии в 7 классе

Отгадка №3.

Интереснейший факт. У птенцов птицы, живущей в наши дни в Экваториальной Южной Америке, на первом и втором пальцах крыла развиваются когти, которые помогают птенцам лазить по ветвям; у взрослых когти исчезают. Держится в затопленных приречных зарослях, по берегам рек. Почти не летает, бо́льшую часть времени держится на деревьях и редко спускается на землю. Пища растительная: ест листья и фрукты, которые переваривает с помощью ферментации, наподобие жвачных, только не в рубце, а в крупном (в 7,5 раза меньше самой птицы) зобу. От этого птица обладает необыкновенно неприятным навозным запахом. Как называется эта птица? К какой группе доказательств можно отнести наличие на первом и втором пальцах крыла когтей?

(Данный факт нельзя отнести ни к палеонтологическим, ни к эмбриологическим, он относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции, с этой отгадки и начнётся 2-ой урок по теме доказательства эволюции).

Урок по биологии в 7 классе

9.Закрепление нового материала.

Ребята вы хорошо потрудились. Посмотрим, все ли вы были так внимательны.

Лови ошибку. Найдите ошибки в приведённых предложениях. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки и исправьте их.

  • Палеонтология - наука, изучающая зародыши животных. (ископаемые остатки)

  • Филогенез - это историческое развитие организмов.

  • Развитие большинства организмов из оплодотворенной яйцеклетки свидетельствует о единстве происхождения живой природы.

  • Находки скелетов динозавров, зубов, чешуи животных можно отнести к эмбриологическим доказательствам эволюции. (палеонтологическим)

  • Археоптерикс - это переходная форма от пресмыкающихся к млекопитающим. (птицам)

  • М.В.Ломоносов был прав, когда утверждал, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были… как ныне находим, но великие в нем происходили перемены»?

  • По одним только палеонтологическим доказательствам эволюции нельзя судить об эволюции, так как находки не многочисленны, и они не позволяют представить полную картину эволюции.

  • Зародыши позвоночных животных очень похожи на поздних стадиях развития (на ранних). На таблице «Зародыши позвоночных животных » нет зародыша птицы, значит, зародыш птицы на ранних стадиях не имеет хвостового отдела, жаберных карманов, хорды.(имеет, это биогенетический закон, он применим ко всем хордовым)

10. Связь теоретических знаний с практической деятельностью.

В нашем краеведческом музее находятся останки мамонта. Вполне вероятно, что по берегам реки Оми, где периодически обнажаются свежие пласты глины, вам посчастливится прикоснуться к старине мамонту и вы пополните коллекцию нашего музея, а может быть даже разбогатеете.

11. Итог урока в виде открытого анкетирования. Рефлексия.

Подведение итога урока.

Ученикам предлагается публично (по желанию) ответить на вопросы анкеты:

1.Я научился на уроке …

2.Меня удивило….

3.Я задумался…

4.Во время урока я испытывал … ощущения.

5.Мне понравилось… .

12. Выставление отметок. Дети считают свои жетоны, выставляют себе отметку. Обучающиеся оценивают отметку свою и своих товарищей. Учитель выставляет отметки в журнал.

13. Д.З.:

-прочесть параграф 49 (стр.250-252), учебник "Биология 7. Животные", авторы В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, 2012 год.

-знать признаки древнейших и современных организмов у переходных форм

-отгадать животное

-составить кроссворд с ключевом словом «Филогенез».

Спасибо за урок.

7

© 2010-2022