- Преподавателю
- Биология
- Урок по биологии в 7 классе
Урок по биологии в 7 классе
Раздел | Биология |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Девяткина С.В. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по биологии в 7 классе.
Палеонтологические и эмбриологические доказательства эволюции.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с палеонтологическими и эмбриологическими доказательствами эволюции. 2.Повторить понятия: палеонтология, эмбриология, эволюция. 4.Изучить признаки древнейших и современных животных у переходных форм.
3.Ввести понятия: филогенез,переходные формы.
Задачи урока:
1.Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
2.Формирование единой научной картины мира.
3.Развитие умений рассуждать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.
4.Формирование навыка поиска нужной информации.
Применяемые технологии:
1.Технология проблемного обучения.
2.ИКТ
3.Игровые технологии.
Тип урока - изучение нового материала.
Вид урока -.
Оборудование: коллекция » Ископаемые остатки животных», таблица »Зародыши позвоночных животных», ноутбук, интерактивная доска, презентации: Кистепёрые рыбы, Археоптерикс, Зверозубые ящеры.
План урока.
-
Организационный момент.
-
Формирование целей урока.
-
Привлечение внимания обучающихся к теме урока через постановку проблемного вопроса.
-
Найти признаки сходства зародышей позвоночных на ранних стадиях развития и записать их в тетрадь.
-
Рассмотреть коллекцию палеонтологических доказательств зволюции.
-
Посмотреть презентации обучающихся: Кистепёрые рыбы, Археоптерикс, Зверозубые ящеры и самостоятельно заполнить таблицу с последующей проверкой. Работа в парах
7. Связь биологии с учебными дисциплинами физика и химия.
-
Отсроченная отгадка. Сформулировать задание для обучающихся и раздать для самостоятельного выполнения на дом.
-
Закрепление нового материала. Лови ошибку.
-
Связь теоретических знаний с практической деятельностью.
-
Итог урока в виде открытого анкетирования. Рефлексия.
-
Выставление отметок.
-
Задание на дом.
Ход урока
1.Организационный момент
На уроке мы будем отгадывать кроссворд, заполнять таблицу, отвечать на вопросы, представлять презентации. За каждое выполненное задание вы получите жетон и по числу набранных жетонов в конце урока вы поставите себе отметку. Вам самим предстоит решить, как вы сегодня поработали на уроке, а мы с вашей оценкой можем согласиться или не согласиться.
2. Формирование целей урока.
Мы разгадываем кроссворд, отгадав ключевое слово, сформулируем тему, цели и задачи нашего урока.
Кроссворд
-
1.э
2.
м
3.
б
4.
р
5.
и
6.
о
7.п
а
л
е
о
б
о
т
а
н
и
к
а
8.
о
9.г
10.
и
11.
я
По горизонтали:
-
Развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.
-
Древняя кистепёрая рыба, дожившая до наших дней.
-
Хордовые животные, имеющие особый орган чувств - боковую линию, один круг кровообращения, двухкамерное сердце.
-
Какая трубка располагается у хордовых в зародышевом состоянии над хордой?
-
Вырост грудины, хорошо развитый у птиц, летучих мышей.
-
Упругий эластичный тяж на спинной стороне тела у ланцетника.
-
Наука о древних ископаемых останках растений.
-
Первоптица, жившая 150 млн. лет назад.
-
Часть нижней конечности.
-
Самые крупные вымершие животные.
-
Сколько отделов в головном мозге у всех черепных хордовых?
Ключевое слово
Наука о зародышевом развитии организмов.
Вы молодцы, отгадали ключевое слово, « эмбриология».
Учитель: Что изображено на таблице?
Ученики: Зародыши позвоночных животных.
Учитель: Ещё одно слово кроссворда «палеоботаника». А как вы думаете, существуют ископаемые остатки животных? Что можно отнести к палеонтологическим доказательствам эволюции животных?
Совместно с учениками формируем цели урока:
Знать: палеонтологические и эмбриологические доказательства эволюции, новые понятия при изучение темы.
Уметь: приводить примеры палеонтологических и эмбриологических доказательств эволюции.
Использовать знания и умения в практической деятельности.
3. Привлечение внимания обучающихся к теме урока через постановку проблемного вопроса.
Учитель: Согласитесь ли вы с таким предположением, что человек и рыбы являются родственниками?
Ученики делают предположения.
Учитель: Я бы тоже на вашем месте не согласилась. Разберёмся вместе и ответим на вопрос: Человек и рыбы являются родственниками?
Робота по таблице « Зародыши позвоночных животных».
4.Найти признаки сходства зародышей позвоночных на ранних стадиях развития.
Учитель: Какие общие черты имеют зародыши рыбы, саламандры, черепахи, крысы, человека на первой стадии развития? (см. учебник, стр.253,рис.191).
Ученики: хвостовой отдел, жаберные карманы по бокам глотки.
Учитель: А к какому типу относят позвоночных животных?
Ученики: Типу хордовых.
Учитель: А какие общие черты имеют хордовые в зародышевом состоянии?
Ученики: Есть хорда.
Учитель: Можно ли сказать, что зародыши животных так же похожи на третьей стадии?
Ученики: Нет, похожи только у близкородственных групп (у млекопитающих крысы и человека.)
Учитель: К концу эмбрионального периода появляются признаки свойственные определённому виду животных.
Мы вместе обнаружили проявление биологического закона, что в индивидуальном развитии сжато и быстро повторяется историческое развитие, т.е. филогенез.
Ученики записывают понятие филогенеза в тетрадь.
Филогенез - историческое развитие организмов (стр.250, впереди параграфа).
Учитель: Вернемся к вопросу: Человек и рыбы являются родственниками?
Ученики: Являются, но только очень и очень далекими. У них похожи зародыши на ранних стадиях эволюции.
5.Рассмотреть коллекцию палеонтологических доказательств эволюции.
Учитель: Приведем примеры палеонтологических доказательств эволюции.
Ученики знакомятся с коллекцией палеонтологических доказательств и называют их: зубы, раковины, окаменелости, отпечатки.
Учитель: Очень многие виды животных вымерли, больше чем существует сегодня на планете, но находок не так уж и много. Наиболее крупные вымершие животные - динозавры. Их остатки находят на всех континентах, включая Антарктиду. Случаи находок на территории России единичны. Окаменелые кости находили в Забайкалье, на юге России, в Благовещенске. Обнаружены зубы, частичные скелеты, скелеты с черепом. (Демонстрация слайда с ископаемыми остатками динозавров).
6.Просмотреть презентации обучающихся: Кистепёрые рыбы, Археоптерикс, Зверозубые ящеры и самостоятельно заполнить таблицу с последующей проверкой. Работа в парах.
Учитель: Животный мир древнего мира значительно отличается от современного. Родство современных животных с вымершими устанавливается по переходным формам. Переходная форма - еще одно доказательство из области палеонтологических.
ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ-формы, сочетающие признаки древнейших и современных систематических групп..
Учитель: А теперь я передаю слово вам, тем, кто готовил презентации. Какую цель, и какие задачи вы ставили перед собой, когда работали над презентацией?
Ученики отвечают.
Учитель: Скажите какие вы на букву «С»?
Дети отвечают: Серьезные, симпатичные, … самостоятельные.
Учитель: Самостоятельные? Это хорошо! Я предлагаю вам доказать свою самостоятельность, поработать в парах и заполнить таблицу «Переходные формы животных», посмотрев презентации своих товарищей и используя учебник стр.251.
Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы «Переходные формы животных».
Переходная форма
Время существования
Признаки древнейших
Признаки современных
Кистепёрые рыбы
Около 400 млн. лет назад
Рыб:
Земноводных:
Археоптерикс
150 млн. лет назад
Пресмыкающихся:
Птиц:
Зверозубая рептилия.
170млн. лет назад
Пресмыкающихся:
Млекопитающих:
Ученики заполняют таблицу, затем вместе обсуждаем.
7. Связь биологии с учебными дисциплинами физика и химия.
Палеонтологам необходимо знать точный возраст найденной окаменелости. Для этого исследуют содержащиеся в объекте радиоактивные изотопы на период полураспада. Первым методом было исследование наличие изотопа углерода С-14 (возраст находки около 50 тыс. лет). В более древних объектах используют калий-аргоновый метод (возраст находки до 1,25 млрд. лет).
8. Отстроченная отгадка.
Учитель зачитывает вслух информацию о животных, которые вымерли, и предлагает детям отгадать этих животных, поработав дома с дополнительными источниками.
Отгадка№1.
Вымерший подкласс головоногих моллюсков, Свое название получили в честь древнеегипетского божества со спиральными рогами. Большинство имели наружную раковину, состоящую из нескольких оборотов, располагающихся в одной плоскости, соприкасающихся друг с другом или в различной степени перекрывающих друг друга. Раковина была разделена на много камер, ближайшая к устью была жилой. Длина жилой камеры варьируется от 0,5 до 2 оборотов. Большинство камер , было заполнено газом (воздушные камеры), несколько - жидкостью (гидростатические камеры).
Отгадка №2
Вымерший класс морских членистоногих. Известно свыше 10 тыс. ископаемых видов и 5 тыс. родов, объединяемых в 150 семейств и 9 отрядов. Ближайшие их родственники -мокрицы и мечехвосты, однако у них есть черты сходства с типом кольчатых червей (в частности, их туловище состояло из множества сегментов). Строение тела несёт свидетельства приспособленности к придонному образу жизни: мощный панцирь, уплощённость, сложные глаза на верхней стороне тела, расположение рта и ног на брюшной стороне тела. Длина тела доходила до 90 см. Тело состояло из защищенной панцирем головы с двумя глазами, сегментированного туловища и хвоста. Встречались свободноплавающие, ползающие, а также роющие животные. Помимо окаменелостей оставили многочисленные следы жизнедеятельности. Отпечаток этого ископаемого животного изображён в учебнике на стр.250 рис.187.
Отгадка №3.
Интереснейший факт. У птенцов птицы, живущей в наши дни в Экваториальной Южной Америке, на первом и втором пальцах крыла развиваются когти, которые помогают птенцам лазить по ветвям; у взрослых когти исчезают. Держится в затопленных приречных зарослях, по берегам рек. Почти не летает, бо́льшую часть времени держится на деревьях и редко спускается на землю. Пища растительная: ест листья и фрукты, которые переваривает с помощью ферментации, наподобие жвачных, только не в рубце, а в крупном (в 7,5 раза меньше самой птицы) зобу. От этого птица обладает необыкновенно неприятным навозным запахом. Как называется эта птица? К какой группе доказательств можно отнести наличие на первом и втором пальцах крыла когтей?
(Данный факт нельзя отнести ни к палеонтологическим, ни к эмбриологическим, он относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции, с этой отгадки и начнётся 2-ой урок по теме доказательства эволюции).
9.Закрепление нового материала.
Ребята вы хорошо потрудились. Посмотрим, все ли вы были так внимательны.
Лови ошибку. Найдите ошибки в приведённых предложениях. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки и исправьте их.
-
Палеонтология - наука, изучающая зародыши животных. (ископаемые остатки)
-
Филогенез - это историческое развитие организмов.
-
Развитие большинства организмов из оплодотворенной яйцеклетки свидетельствует о единстве происхождения живой природы.
-
Находки скелетов динозавров, зубов, чешуи животных можно отнести к эмбриологическим доказательствам эволюции. (палеонтологическим)
-
Археоптерикс - это переходная форма от пресмыкающихся к млекопитающим. (птицам)
-
М.В.Ломоносов был прав, когда утверждал, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были… как ныне находим, но великие в нем происходили перемены»?
-
По одним только палеонтологическим доказательствам эволюции нельзя судить об эволюции, так как находки не многочисленны, и они не позволяют представить полную картину эволюции.
-
Зародыши позвоночных животных очень похожи на поздних стадиях развития (на ранних). На таблице «Зародыши позвоночных животных » нет зародыша птицы, значит, зародыш птицы на ранних стадиях не имеет хвостового отдела, жаберных карманов, хорды.(имеет, это биогенетический закон, он применим ко всем хордовым)
10. Связь теоретических знаний с практической деятельностью.
В нашем краеведческом музее находятся останки мамонта. Вполне вероятно, что по берегам реки Оми, где периодически обнажаются свежие пласты глины, вам посчастливится прикоснуться к старине мамонту и вы пополните коллекцию нашего музея, а может быть даже разбогатеете.
11. Итог урока в виде открытого анкетирования. Рефлексия.
Подведение итога урока.
Ученикам предлагается публично (по желанию) ответить на вопросы анкеты:
1.Я научился на уроке …
2.Меня удивило….
3.Я задумался…
4.Во время урока я испытывал … ощущения.
5.Мне понравилось… .
12. Выставление отметок. Дети считают свои жетоны, выставляют себе отметку. Обучающиеся оценивают отметку свою и своих товарищей. Учитель выставляет отметки в журнал.
13. Д.З.:
-прочесть параграф 49 (стр.250-252), учебник "Биология 7. Животные", авторы В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, 2012 год.
-знать признаки древнейших и современных организмов у переходных форм
-отгадать животное
-составить кроссворд с ключевом словом «Филогенез».
Спасибо за урок.
7