Рабочая программа по природоведению

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждено

предметной кафедры

Руководитель предметной Заместитель директора по УР приказом № 252 от «27» августа 2014г.

кафедры МБОУ «Гимназия №3» Директор МБОУ «Гимназия№3»

________/Потапова С.П./ ________/Мухаметшина И.А./ _________/Абзянова М.Н./

ФИО ФИО ФИО

Протокол № 1 от «27» августа 2014 г.

«26» августа 2014 г.

.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению для 5 класса

учителя Камаловой Татьяны Аркадьевны

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №3»




Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«27 » августа 2014 г.


2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению для 5 класса разработана на основании:

  1. Статьи 9 п.2, статьи 12,13,28 п.36Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,

  2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом №1089 от 5.03.2004г.,

3. Образовательной программы основного общего образования МОУ «Гимназия №3» на 2010-2015 г., утвержденной приказом № 98 от 05.08.2010г.,

4. Примерной программы по природоведению,

5. Учебного плана МБОУ «Гимназия №3» на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом № 251 от 27.08.2014г.,

6. Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией А.А.Плешакова, Н.И.Сонина, Природоведение.- М.: Дрофа, 2006 год.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и имеет следующие разделы:


Название темы

Количество часов

Тема 1. Как человек изучает природу

14

Тема 2. Многообразие тел, веществ и явлений природы

46

Тема 3. Здоровье человека и безопасность жизни

10

Итого

70

Практических работ-18, экскурсий -2, контрольных работ -1.



Общая характеристика учебного предмета

«Природоведение» − интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии, ОБЖ.

Курс по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни».

В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся о наблюдениях, опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы.

Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы.

Третий раздел «Здоровье человека и безопасность жизни» включает вопросы сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения

уметь

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Содержание программы

Как человек изучает природу (14 часов)

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Демонстрации:

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.[Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых-естествоиспытателей.

Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

Конструирование простейших измерительных приборов.

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

Многообразие тел, веществ и явлений природы (46 час)

Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.). Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Демонстрации:

Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус. Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.) Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.). Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).

Практические работы:

Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. [Фотографирование звездного неба с использованием цифрового фотоаппарат и компьютера].

Работа с подвижной картой звездного неба.

Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ. [Заполнение полей в базах данных. Подготовка собственного выступления с иллюстрациями].

Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).

Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.) [Использование цифровых измерителей, замедленной цифровой видеосъемки].

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. [Использование цифровых измерителей, компьютерная регистрация показателей погоды их графическое представление, ведение компьютерного дневника погоды].

Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей). [Запись на видеокамеру опроса, подготовка и проведение выступления с компьютерной поддержкой].

Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. [Запись хода процессов с использованием замедленной цифровой видеосъемки и цифровых датчиков].

Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);

Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].

Здоровье человека и безопасность жизни (10 час)

Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

Демонстрации:

Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д. Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.

Практические работы:

Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.

Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].

Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.


При изучении многих тем включаю региональный компонент, который является основным условием приобщения школьников к природе РТ к ее проблемам и перспективам. Для этого использую учебное пособие «Регионализация курса биологии в школах РТ» Казань - 1999.

Дополнительная литература:


  1. Рекорды космоса / Пер. с англ. Т.А. Майсака; - М.: «Планета детства», «Издательство Астрель», АСТ, 2000.

  2. Дубкова С.И., Засов А.В.

Атлас звездного неба: Науч.-пол. Изд. Для детей / макет и оформл. Л.Д. Андреева. - М.: ООО«Издательство «РОСМЭН - Пресс», 2001.

  1. Робин Скейгел. Космос: открытия и находтки. - М.: «Махаон», 1999.

  2. Давид Х. Леви. Энциклопедия окружающего мира: звезды и планеты. - М.: Издательство «Белый город», 1998.

  3. человек и Вселенная. - М., 1994.

  4. Яцек Е. Палкевич. Выживание в городе. Выживание на море. - М.: «Карвет», 1992.

  5. С. Афонькин, Н. Андреев. Во мгле времен. - Санкт-Петербург. «Северо-запад», 1994.

  6. Детская краткая энциклопедия: Природа. - издательство «Слово», 1994.

  7. Мир природы. / Перевод с франц., - Смоленск, Русич, 1998.

  8. наглядный словарь. Земля., - М.: издательство «Слово», 2001.

  9. Иллюстрированный атлас школьника: Планета Земля. - М.: Аванта, 2004.

  10. Детская энциклопедия. Происхождение жизни. - М.: Апрель АСТ, 2002.

  11. Энциклопедия окружающего мира: Погода и климат. - М.: «Росмэн», 1997.

  12. Сохраним наш мир: учеб. Пособие по экологии для шк. / Под ред. А.А. Агеева. - Волгоград: кооператив «Книга», 1994.

  13. Аркадий Кленов. Малышам о минералах. - М.: «Педагогика - Пресс», 1993.

Предметные образовательные сайты

elementy.ru/ - сайт по физике, биологии, химии.
uic.ssu.samara.ru/ - «В мире науки», сайт для школьников по естествознанию
5ballov.ru/ - каталог рефератов по всем предметам.

novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm - общая характеристика природы России.
ts.edu.ru/ - сайт «Твоя школа».

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=13613&lib_no=13669&tmpl=lib

Интернет-ресурсы:

bio.1september.ru

bio.nature.ru

edios.ru

km.ru/educftion

Мультимедийные пособия:


  1. Открытая Биология 2.6. - Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. - ЗАО «1 С», 1998-2002 гг. Авторы - к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 - ООО «Физикон», 2003 г. Автор - Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. - «Кирилл и Мефодий», 1999-2003 гг. Авторы - академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.


































Планирование учебного материала по курсу природоведение 5 класс

(учебник: «Природоведение» - 5 класс, Плешаков А.А)


Тема «Как человек изучает природу» (14 часов)

№ урока

Тема ,тип урока.

Кол-во

часов

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Дата проведения

по плану

Дата проведения по факту

1

Науки о природе.

Практическая работа №1 «Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам»

1

Иметь представления о науках изучающих природу

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

3.09

2

Методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов.

Практическая работа №2 «Знакомство с назначением и правила безопасного использования лабораторного оборудования. Выбор способа измерения: определение способа измерения величин, использование различных единиц измерения»

1

Иметь представление о методах изучения природы: наблюдение, эксперимент, измерение, о взаимосвязи методов при изучении объектов и явлений природы, уметь работать с лабораторным оборудованием

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

5.09

3

Великие естествоиспытатели

Практическая работа №3 «Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами»

1

Иметь представления о вкладе великих ученых в развитие естественных наук.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

10.09

4

Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

Иметь представления о Вселенной знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

12.09

5

От Н. Коперника до

наших дней.

1

Иметь представления о системе мира Н Коперника, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме.

17.09

6

Джордано Бруно и Галилео Галилей. Их роль в развитии и пропаганде идей Николая Коперника

1

Иметь представления о вкладе ученых в развитие учения Коперника, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

19.09

7

Соседи Солнца

Практическая работа

1

Иметь представления о строении Солнечной системы, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

24.09

8

Планеты - гиганты.

Плутон.

1

Иметь представления о планетах гигантах, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

26.09

9

Урок закрепления

знаний по теме

«Планеты»

Спутники планет

1

Иметь представления о спутниках планет, знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

1.10

10

Астероиды, кометы.

1

Иметь представление о строении

комет, наблюдение за кометами. Показать, что в состав Солнечной системы входят многочисленные мелкие тела, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Кометы - хвостатые «звезды», их движение

. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

3.10

11

Метеориты, метеоры.

Урок лекция

1

Иметь представления о Солнечной системе, многочисленных мелких телах, которые движутся в межпланетном пространстве вокруг Солнца. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

8.10

12

Мир звезд.

Практическая работа №4 «Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба»

1

Иметь первоначальное представление о звездах. Солнце - ближайшая к нам звезда, его размеры и основные характеристики. Разнообразие звезд по размерам, цвету, яркости, температуре; их расположение относительно земли. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

тест

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

10.10

13

Созвездия.

1

Иметь представления о созвездиях. Научить находить на звездной карте и звездном небе различные созвездия Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

15.10

14

Что мы узнали о Вселенной ?

1

Повторить основные понятия темы «Вселенная». Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

17.10

Тема «Многообразие тел, веществ и явлений природы» (46 часов)




15

Как возникла Земля.

Первые гипотезы.

1

Иметь представление о различных гипотезах о происхождении Земли; об ученых, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

22.10

16

Как возникла Земля.

Гипотезы ХХ века.

1

Иметь представление о различных гипотезах о происхождении Земли; об ученых, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

24.10

17

Ученые, объяснившие происхождение Земли.

1

Иметь представление о различных гипотезах о происхождении Земли; об ученых, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

29.10

18

Внутреннее строение Земли

1

Иметь представление о внутреннем строении Земли: ядро, мантия, земная кора, теорией движения материков - литосферными плитами Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

31.10

19

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Практическая работа №5, №6 «Описание горных пород. Описание и сравнение признаков веществ»

1

Иметь представления о горных породах минералах, полезных ископаемых; их свойства и особенности. Отличие горных пород от минералов. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

12.11

20

Вещества в окружающем мире и их использование человеком.

Практическая работа №7 «Выявление смесей в веществах. Описание и сравнение признаков веществ»

1

Иметь представления о многообразии тел, веществ и их простейших классификациях Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

14.11

21

Многообразие явлений природы. Физические явления и их использование человеком.

Практическая работа №8

«Признаки химических реакций. Физические явления.»

1

Иметь представления о многообразии явлений природы и их простейших классификациях, примеры явлений превращения веществ. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

19.11

22

Землетрясения.

1

Иметь представление о понятии землетрясение, его причины. Зоны распространения землетрясений на Земле. Предсказания землетрясений. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

21.11

23

Вулканы.

1

Иметь представления. Вулкан, его строение. Причины извержения. Разнообразие вулканов. Зоны активности вулканической деятельности. Последствия извержения вулканов. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

26.11

24

Суша планеты Земля

Практическая работа №9 Определение названий растений и животных.

1

Иметь представления о Материках и островах, части света и их основные характеристики. Особенности климата, крупные реки, озера и горы. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

28.11

25

Воздушный океан земли

1

Иметь представления о том, что атмосфера - воздушная оболочка Земли. Воздух - смесь газов. Состав воздуха. Облака и их типы. Ветер, направление и сила ветра. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

3.12

26

Климат на Земле. Погодные явления. Характеристики погоды.

Практическая работа №10 «Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей»

1

Иметь представления о погоде и ее признаках. Изменение погоды и ее причины. Прогноз погоды. Климат и его характер, разнообразие климатов. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

5.12

27

Ураганы и смерчи

1

Иметь представления об ураганах и смерчах, их причины и характеристики.

Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

10.12

28

Гидросфера Земли

Практическая работа с контурной картой

1

Иметь представления о понятии Гидросфера, ее составные части, их взаимодействие. Крупнейшие моря и океаны планеты. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

12.12

29


Вода на Земле

1

Иметь представления о том, что основные источники пресной воды (ледники, айсберги, подземные воды), их роль в круговороте воды Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

17.12

30

Неповторимая планета. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

1

Иметь представления о значении Солнца для жизни на Земле, уникальность Земли - существование на ней живых организмов Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

19.12

31

Что мы узнали о Земле.

Итоговый урок по теме «Земля».

1

Иметь представления о строении Земли, знать определения темы.

Контрольная работа или тест по теме «Земля» Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками

Отвечают на контрольные вопросы.

24.12

32

Виртуальная экскурсия по теме.

1

26.12

Устный фронтальный опрос



33

Развитие жизни на Земле

1

Иметь представления о современных взглядах на развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир в разные периоды нашей планеты. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

14.01

34

Животные прошлого

1

Иметь представления о Древних животных, их ископаемые остатки. Длительность и постепенность развития растений и животных на Земле. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

16.01

35

Живые клетки организмов.

1

Иметь представление о клеточном строение организмов. Клетка - структурная единица живого. Разнообразие клеток и их жизнедеятельность. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

21.01

36

Строение клетки

Практическая работа №11 «Изучение строения клетки с помощью микроскопа. Конструирование простейших измерительных приборов».

1

Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

23.01

37

Царства живой природы. Одноклеточные организмы.

1

Иметь представление о разнообразие организмов на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

28.01

38

Многоклеточные организмы (грибы и растения).


1

Иметь представление о многоклеточных организмах: грибы, растения, животные Растения, их многообразие и роль в круговороте. Грибы - особое царство живой природы, их многообразие. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

30.01

39

Разнообразие животных.

1

Животные, их разнообразие, роль в природе, связь с растениями и другими живыми организмами. Беспозвоночные животные, их многообразие. Позвоночные животные, их многообразие. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

4.02

40

Разнообразие сред обитания. наземно-воздушная среда, приспособление организмов к ней.

1

Среды обитания, их разнообразие и заселение, их роль в жизни организмов. Особенности наземно - воздушной среды. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

6.02

41

Водная среда обитания, приспособление организмов к ней.

1

Особенности водной среды, водные жители и особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в воде. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

11.02

42

Почвенная среда обитания, приспособление организмов к ней.

Практическая работа №12 «Изучение животных, обитающих в почве».


1

Особенности почвенной среды, жители почвы, особенности их строения и жизнедеятельности. Приспособляемость животных к жизни в почвенной среде. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

13.02

43

Жизнь на разных континентах.

1

Своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

18.02

44

Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения.

1

Своеобразие растительного и животного мира на разных материках Земли. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

20.02

45

Природные зоны Земли.

Урок лекция

1

Природные зоны Земли, их расположение, особенности растительного и животного мира. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

25.02

46-47

Жизнь в морях и океанах

2

Разнообразие растений и животных морей и океанов, их распространение. Взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос, работа по карточкам

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

27.02

4.03

48

Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле».

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся о развитии жизни на Земле, клеточном строении организмов, о средах

Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками. обитания, о природных зонах Земли.

Контрольная работа, или итоговый тест.

Контрольная работа, или итоговый тест

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

6.03

49

Виртуальная экскурсия

1

11.03


Тема « Здоровье человека и безопасность жизни». ( 10 часов).


50

Как человек появился на Земле


1

Человекообразные обезьяны, их сходство и различие с человеком в строении и поведении. Древесные обезьяны, австралопитеки (южные обезьяны), особенности их строения, поведения.

Первые люди. Человек умелый, человек прямоходящий, особенности его строения, поведения, образа жизни. Человек разумный. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

13.03

51

Как человек открывал Землю. Практическая работа№13 «Определение сторон горизонта при помощи компаса, полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентирования на местности»

1

Первые и современные географические карты, их отличия. Путешествие Колумба и открытие Америка. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

18.03

52

Великие путешественники - первооткрыватели новых земель.

Практическая работа на контурной карте.


1

Первооткрыватели Австралии и Антарктиды. Васко да Гама, Афанасий Никитин, Марко Поло, Ф. Магеллан и их заслуги перед географической наукой. Открытие полюсов Земли Р. Пири и Р. Амундсеном. Русские путешественники: В. Беренг, Н. Пржевальский, И. Ф. Крузенштерн, их открытия. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

20.03

53

Как человек изменил Землю.

1

Последствия влияния человека на природу. Экологические проблемы, которые нужно решать на современном этапе. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

1.04

54

Экологические катастрофы планеты.

1

Источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

3.04

55

Меры сохранения жизни на Земле.


1

Основные меры сохранения биологического разнообразия на Земле. Красная книга. Заповедники, заказники, питомники, ботанические сады, зоопарки, национальные парки, их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

8.04

56

Красная книга Республики Татарстан.

Практическая работа


1

Основные меры сохранения биологического разнообразия в Татарстане. Красная книга. Заповедники Татарстана их значение для сохранения биологического разнообразия и природных сообществ Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

10.04

57

Экологические проблемы Татарстана и пути их решения.


1

Источники загрязнения атмосферы. Кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект в Татарстане. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

15.04

58

Защита Земли от опустынивания

1

Понятие «Опустынивание», причины опустынивания, меры его остановки, защита от этого процесса. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

17.04

59

Обобщающий урок по теме «Человек на Земле»


1

Обобщить знания учащихся по данной теме. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

тест

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

22.04

60

Здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Практическая работа №14 « Измерение роста, температуры и массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными особенностями»


1

Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

24.04

61

Безопасность жизни. Первая помощь при травмах и кровотечениях.

Практическая работа №15 «Правила оказания первой помощи при различных травмах и кровотечениях»


1

Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, грозы, граде), Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

29.04

62

Безопасность жизни. Опасные животные

Практическая работа №16 «Правила оказания первой помощи при воздействии опасных животных»

1

Определение наиболее распространенных в своей местности опасных животных. Правила безопасного поведения с опасными животными. Правила оказания первой помощи при укусе ядовитых животных. Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный фронтальный опрос

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

1.05

63

Безопасность жизни. Ядовитые растения

Практическая работа №17 «Правила оказания первой помощи при воздействии ядовитых растений»


1

Определение наиболее распространенных в своей местности ядовитых растений. Правила безопасного поведения с ядовитыми растениями. животных Знать определения темы, уметь работать с текстом учебника и рисунками.

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

6.05

64

Обобщающий урок по теме «Здоровье человека и безопасность»

1

Знать определения темы, иметь представления о мерах сохранения здоровья человека.

Контрольная работа, или тест по материалу данной темы

Отвечают на вопросы контрольной работы.

8.05

65

Профилактика вредных привычек. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

13.05

66

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

15.05

67

Практическая работа №18 «Наблюдение за самочувствием»

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

20.05

68

Промежуточная аттестация

Контрольная работа

Самостоятельно выполняют к.р.

22.05

69

Итоговое повторение за курс природоведения

1

Повторить основные знания и умения учащихся за курс 5 класса. Работа с «Книгой о природе»

Устный индивидуальный опрос

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, составляют вопросы по теме

27.05

70

Летнее задание

1

Летнее задание

29.05




© 2010-2022