Конспект урока Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства крестоцветных и розоцветных».

Цель: сформировать знания об основных признаках растений семейств: крестоцветных и розоцветных. Изучить особенностями их строения, многообразия и значения.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить формирование умений наблюдения за естественными объектами;

- сравнивать и обосновывать их принадлежность к определенному семейству, классу.

Развивающие:

- развивать логическое мышление: умение сравнивать, обобщать полученные знания о биологических объектах;

- формировать практические умения;

- развивать познавательный интерес к объектам окружающей среды.

Воспитательные:

- воспитывать творческий и исследовательский подход в решении новых познавательных и практических задач;

- способствовать воспитанию у учащихся интереса к биологическим наукам

Тип урока (по целям): комбинированный.


Вид урока (по форме проведения): урок с элементами практической работы.


Методы обучения: словесные, наглядные, проблемный, частично-поисковый и практические. Методы опережающего обучения.


Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, практическая работа. Работа с учебником, фронтальный опрос, тестирование, самоконтроль, рефлексия.


Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.


Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные.

Оборудование:макеты строения цветков. Компьютер, презентация «Растения семейства крестоцветных, розоцветных». Плоды шиповника, сливы.

Ход урока

  1. Проверка знания домашнего задания.

- Почему необходима классификация растений?

- Какие единицы систематики вы знаете?

- Что такое вид и сорт? В чем их отличия?

- По каким признакам можно отличить однодольные растения от двудольных?

II. Сообщение темы урока.

Представьте себе, что сейчас, за окном весна. На лицах людей улыбки, все благоухает. Тепло, ласково светит солнышко. На огородахи в садах кипит работа. Давайте и мы перенесемся в теплое время года. Продолжим знакомство с растениями класса Двудольных растений. Тема урока «Класс двудольные, характерные особенности растений семейства крестоцветных и розоцветных». Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока, а теперь сверим с теми целями, которые сформулировала я. В процессе работы вы продолжите заполнять таблицу «Основные свойства растений по семействам».

III. Изучение нового материала.

Общая характеристика растений семейства крестоцветных.

  1. К семейству крестоцветных относится более 3000 видов растений . Объясните пожалуйста, почему семейство получило такое название? (У всех растений этого семейства околоцветник состоит из 4-х лепестков и 4-х чашелистиков, расположенных крест-накрест.). Отсюда и название семейства. Внутри околоцветника 6 тычинок окружают один пестик. Давайте поработаем с макетом цветка капусты и попробуем составить формулу цветка (Формула *Ч4Л4Т2+4П1).

  2. Опыление перекрестное, осуществляется с помощью различных насекомых, у некоторых видов возможно самоопыление. Цветки мелкие или средней величины часто собраны в кистевидные соцветия. После опыления и оплодотворения образуются плоды. Плод у растений семейства крестоцветных? (стручки). Жизненная форма - травы. А какова их роль в природе и жизни человека и в твоей жизни?

Общая характеристика растений семейства розоцветных.

Переходя к знакомству с представителями следующего семейства, я хочу сказать, что в это семейство входят растения с самыми вкусными плодами, самыми красивыми цветами и соцветиями, которые человек воспевает в песнях (запись песен «Калинка»). Растения этого семейства художники изображают на своих полотнах (В Серов Девочка с персиком). Так о каком семействе пойдет речь? (О семействе Розоцветных). Напоминаю, что по ходу работы, вы заполняете таблицу. Учащиеся работают со схемой цветка шиповника по рисунку учебника на странице 158 и со слайдом презентации. Что можно узнать о цветке. Данные записываются в тетрадь. Неизвестными остаются сведения о пестике.

Учитель: Предлагаю выполнить практическую работу:

(Перед началом проводится инструктаж о безопасной работе с препаровальными иглой и ножом)

- предварительно размоченный плод шиповника и сливы разрежьте препаровальным ножом, и рассмотри под лупой его внутреннее строение.

Что находится внутри плода? Ответ учащегося: У сливы семя в косточке, у шиповника - семена (?) Так ли это?

Учитель: обратите внимание на слайд. Сколько пестиков у цветка сливы и шиповника? (У сливы один, у шиповника - много).

Учитель: Во что превращается пестик (завязь) после опыления?

Учащиеся: В плод.

Учитель: Значит. То, что вы принимали за семена у шиповника, оказалось плодами. Плод называется - орешек. Посмотрите, как выглядит плод шиповника под микроскопом, четко видны; столбик и завязь пестика. Плод у сливы - костянка

У семейства розоцветных имеются и другие плоды. Так, какая же, формула цветка семейства розоцветных (1 из учащихся пишет на доске).

Жизненная форма растений разнообразна. Каково же значение растений данного семейства для природы и в жизни человека?

IV. Закрепление материала.

Давайте вернемся к целям нашего урока. Насколько мы их выполнили, сейчас проверим. В своей работе используйте данные таблицы, заполненной Вами на уроке. Я предлагаю Вам небольшую тестовую работу:

Расставьте соответствие:

I семейство крестоцветных;

II семейство розоцветных.

Признаки:

1. К семейству относятся: клубника, вишня, груша.

2.К семейству относятся: редис, капуста, сурепка.

  1. Формула цветка: * Л4Ч4 Т4+2 П1

  2. Формула цветка: * Л5Ч5 Т много П1

  3. Плод - яблоко, костянка, орешек

  4. Плод - стручок.

  5. Жизненные формы - травянистые.

  6. Жизненные формы - все.

  7. Употребляют в пищу, как корм скоту, сорняки.

  8. Употребляют в пищу, используют в лечебных и эстетических целях.

Учащиеся проводят взаимопроверку.

V.Подводятся итоги урока.

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:

  • Моя мыслительная активность на уроке была ……….

  • Больше всего мне понравилось ……………………….

  • У меня пока не совсем получается…………………….

  • Сегодня я понял (а), что думать ……………………….

  • Сегодняшний урок показал мне …

Выставление оценок за урок.

VI.Задание на дом

Изучить материал на странице 155 - 160 и по таблице в тетради.



© 2010-2022