- Преподавателю
- Биология
- План-конспект урока биологии в 8 классеРефлекторный принцип работы нервной системы
План-конспект урока биологии в 8 классеРефлекторный принцип работы нервной системы
Раздел | Биология |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова Т.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Рефлекторный принцип работы нервной системы
ФИО Гаврилова Татьяна Витальевна
Место работы МБОУ Печерская СШ Смоленского района Смоленской области
Должность учитель биологии
Предмет биология
Класс 8
Тема и номер урока в теме: «Рефлекторный принцип работы нервной системы», урок №14 (третий в разделе V: «Координация и регуляция»)
Базовый учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек» 8 класс: учеб. для общеобразовательных заведений - Дрофа, 2014
-
Цель урока: формирование знаний о рефлекторном принципе работы нервной системы
-
Задачи:
- обучающие
Развивать понятия о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.
Сформировать представление о рефлекторной дуге.
Показать вклад И.М.Сеченова и И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах.
-развивающие
-
Развивать критическое мышление, рефлексивность,
-
Развивать учебно-организационные умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности
-воспитательные
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
-
Тип урока урок изучения новых знаний,
Технология развития критического мышления
-
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска InterWrite, интерактивный конспект урока, рабочие листы на каждого ученика.
-
Структура и ход урока (таблица 1).
Таблица 1.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
1.
Вызов
1. Просмотр видеофрагмента
2.Прием «Верите ли вы?»
1.Видеофрагмент
2.Презентация
Демонстрация
Демонстрация
Смотрят видеофрагмент
Один ученик у доски, остальные в рабочих листах предполагают, какие утверждения верные (+), а какие - неверные(-)
5 мин
2.
Осмысление
1. Работа с текстами по формулировке понятий «раздражимость», «рефлекс».
2.Презентация
Организует самостоятельную деятельность учащихся
Самостоятельная работа с текстом определений, подчеркивание ключевых слов. Формулировка наиболее полного и точного определения «рефлекса». Сравнение понятий «рефлекс» и «раздражимость», формулировка вывода:
«Раздражимость - свойство всех живых организмов, рефлексами обладают только животные с нервной системой.
10мин
2. Моделирование рефлекторной дуги
2.Презентация
3.Рефлекторная дуга
Демонстрация презентации
Демонстрация интерактивного задания
Вписывают в рабочие листы название частей рефлекторной дуги
Моделируют рефлекторную дугу.
5мин
3. Виды рефлексов
4.Классификация рефлексов: безусловные, условные
2.Презентация
5. Характерные черты безусловных и условных рефлексов
Презентация
Комментирует
Демонстрация
Организует самостоятельную работу учащихся
Демонстрация
Смотрят презентацию.
Сравнивают и акцентируют внимание на признаках условных и безусловных рефлексов. Заполняют таблицу «Виды рефлексов» на интерактивной доске и в рабочих листах
Выполняют интерактивное задание
15мин
3
Рефлексия
1. Прием «Верите ли вы»
2. Синквейн со словом «рефлекс»
Презентация
Презентация
Демонстрация
Демонстрация
Проверяют правильность утверждений с учетом изученного материала. Делают выводы.
Составляют синквейн
7 мин
4.
Домашнее задание
Презентация
Демонстрация
Комментирует домашнее задание
Записывают домашнее задание в дневник
3 мин
Приложение 1
к плану-конспекту урока
Рефлекторный принцип работы нервной системы
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Безусловные и условные рефлексы.
Видеоролик
Видеофрагмент
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e4f6-0a01-022a-00d1-b72dc11ba2fc/%5BBIO7_02-08%5D_%5BMV_03%5D.WMV
2.
Презентация
Авторская презентация PowerPoint
Презентация
3.
Рефлекторная дуга (сборка)
(N 170631)
интерактивное задание
Модель
school-collection.edu.ru/catalog/res/000008d5-1000-4ddd-1703-0600475d60b1/?from=000001a4-a000-4ddd-b736-200046b1db58&
4.
Классификация рефлексов: безусловные, условные (N 170614)
Презентация
Презентация
school-collection.edu.ru/catalog/res/000008d0-1000-4ddd-bff5-3d00475d60b0/?from=000001a4-a000-4ddd-b736-200046b1db58&
5
Характерные черты безусловного и условного рефлексов (N 93548)
Интерактивное задание
Демонстрация
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/306c1b54-a9b4-089d-0661-00ec6250bb71/00120082777060887.htm
Приложение 2
к плану-конспекту урока
Рефлекторный принцип работы нервной системы
.
Рабочий лист _________________________________________________________________
Ф.И.
Тема урока ___________________________________________________________________
I.ВЫЗОВ.
1. Какое понятие объединяет научная деятельность трех ученых: Р. Декарта, И.М. Сеченова, И.П. Павлова ? _________________________________
2. «Верите ли вы?»
-
Рефлексы бывают условные и безусловные.
-
Все живые организмы обладают рефлексами.
-
Рефлекторный принцип работы нервной системы был открыт французским ученым Р.Декартом в XVII веке.
-
Большой вклад в развитие рефлекторной теории внес русский ученый И.И. Мечников.
-
Чихание и кашель - это рефлексы.
-
Даже у мухи можно выработать условный рефлекс.
3. Сформулируйте цель урока.
_____________________________________________________________________________
II. ОСМЫСЛЕНИЕ.
-
Формулировка понятий «раздражимость», «рефлекс»
Раздражимость - способность живых клеток, тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия - раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды. Раздражимость проявляется на всех уровнях развития жизни.
(Биологический энциклопедический словарь. М. Научное издательство «Большая российская энциклопедия». 2006г)
Раздражимость - это способность клетки в ответ на действие раздражителя переходить из состояния покоя в состояние функциональной активности.
(О. В. Петунин Анатомия и физиология нервной системы. М. Вентана Граф)
Рефлексы (от лат. reflexus - повернутый назад, отражённый) - реакции организма, осуществляемые нервной системой в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей. Представление о рефлексе было выдвинуто Р. Декартом, относившим их к автоматическим непроизвольным действиям. И.И. Сеченов доказал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы» («Рефлексы головного мозга». 1863г). Эта концепция была развита И.П. Павловым, создавшим учение о безусловных и условных рефлексах. (Биологический энциклопедический словарь. М. Научное издательство «Большая российская энциклопедия». 2006г)
Рефлекс - непроизвольная реакция живого организма на внешнее раздражение. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М. Русский язык. 1998г)
РЕФЛЕКС, непосредственная реакция организма на стимул. Примером может служить слезотечение при попадании в глаз пыли или сгибание ноги в ответ на болевое раздражение стопы. Обычно рефлекс носит биологически целесообразный характер: слезы вымывают раздражающие соринки из глаза, а сгибание ноги удаляет стопу от источника боли.
Материал из Википедии(ru.wikipedia.) - свободной энциклопедии
Рефлексы - это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.
(О. В. Петунин Анатомия и физиология нервной системы. М. Вентана Граф. 2008г)
-
Рефлекторная дуга - _____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Части рефлекторной дуги:
-
_____________________________________________________________________
-
_____________________________________________________________________
-
_____________________________________________________________________
-
_____________________________________________________________________
-
_____________________________________________________________________
4. Виды рефлексов.
Безусловные рефлексы
Условные рефлексы
III. Рефлексия.
Составьте синквейн со словом РЕФЛЕКС
1 сущ. Рефлекс
2 прилагательных _____________________________________________________________
3 глагола ____________________________________________________________________
Предложение _________________________________________________________________
Слово-обобщение _____________________________________________________________
IV. Домашнее задание.
стр. 50-55 учебника Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. 8 класс
-
Презентации (сообщения) о И.М. Сеченове, И.П.Павлове.