Эссе «Моя педагогическая философия»

Эссе «Моя педагогическая философия» Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти. Шарль Костер. Дети – это Боги! А взрослые – те, кто делают из них людей.  Михаил Задорнов Объективный мир – фактически субъективен. Он раскрашен для каждого своими красками, звучит в особой, личностной, тональности и оплетен живой сетью ассоциаций, рожденных в горне жизненного опыта. Как найти те точки наложения, те мистические порталы, которые позволят двум микромирам пересечься, войти в зону гармонич...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти.

Шарль Костер.

Дети - это Боги! А взрослые - те, кто делают из них людей.

Михаил Задорнов

Объективный мир - фактически субъективен. Он раскрашен для каждого своими красками, звучит в особой, личностной, тональности и оплетен живой сетью ассоциаций, рожденных в горне жизненного опыта. Как найти те точки наложения, те мистические порталы, которые позволят двум микромирам пересечься, войти в зону гармоничного обмена и осуществить синтез той таинственной субстанции, которую мы называем общением?

Каждая личность ищет, часто мучительно, свой путь реализации собственной программы (генетической, социальной, личностной). Человек держит в руках строптивые нити обстоятельств, амбиций (реализованных в той или иной степени), нитивлияния (родителей, друзей, учителей) и самые главные нити - выбора. Выбора, определенного волей. Результат наложения, сплетения этих нитей - уникальная, неповторимая ткань жизненного пути. Орнамент моего жизненного пути налагает на меня острую, щемящую необходимость ответственности - я учитель, учитель биологии. А это значит, что краеугольными камнями моей формы познания мира, моей философии являются:

  1. Особая «жадность» с множеством граней;

  2. скрупулёзность с ярким оттенком перфикционизма;

  3. каждодневный изнурительный, но увлекательный труд;

  4. всепоглощающее интуитивно-эмоционально-волевое стремление к успеху.

Типичный городской ребенок, как впрочем, и мои ученики, дитя «асфальтовых полей и алюминиевых огурцов», я получила уникальную возможность «с младых ногтей» общаться с человеком, определившим мое восприятие мира. Мой дед, Лукаш Иван Севастьянович, был агрономом - он дышал терпким воздухом полей и держал в своих ладонях жизнь огромного количества живых существ - растений. Он научил меня смотреть на мир открытыми глазами и, самое главное, видеть, удивляться и жадно впитывать информацию о живом. Он посеял семена особой жадности - узнать, вникнуть и понять, собрать бесценные цветные камешки-ответы на бесконечные: «Что? Где? Когда? Почему?». А затем родители, мои школьные учителя, преподаватели и коллеги (спасибо им, неспокойным искателям чуда!) оттачивали новые грани интеллектуально-информационной жадности - найти, откопать и «выгрызть» ответы в бескрайнем информационном океане. Уже дипломированным специалистом (сразу после института), через две недели дисциплинированного проведения программных уроков биологиивдруг вопрос: «А почему все кошки ночью серые?». И родилась моя первая ночь жадного поиска информации о палочках и колбочках сетчатки, спектре видимого света, фотохимических реакциях и многом другом. Пусть будут благословеннывсе «ершистые» и «сложные» ученики со своими «неудобными» вопросами и таким наивно-мудрым восприятием! Многие педагоги, жадно собирают такие вопросы и влетают их драгоценными нитями в свои методики, которые помогают сложное делать простым.Когда ты понимаешь, что ученики пробуждают твою «ненасытность» своей пытливостью, когда их «продвинутость» помогает тебе формировать не только их, но и твою собственную систему знаний, умений, навыков и понятийного аппарата - твоя «особая жадность» приобретает новую грань. А с какой трепетной скрупулезностью собираются крупицы информации об особенностях восприятия каждого ребенка! У этого молодого человека доминирует визуальный тип восприятия, а вот эта барышня, склонившая голову набок - редко встречающийся аудиал. Ну, а самый «ершистый», от которого слегка укачивает, так он неуемен, -кинестетик. Значит мы Вам, сударь, дадим особое задание - потрогать, повертеть в руках биологический объект, действуйте и формируйте свою систему - особую, индивидуальную, востребованную. Тщательно спланированная ситуация успеха для каждого из них - результат длительного мониторинга и неоднократного анализа индивидуальных особенностей.Здорово, когда, получается помочь ребенку почувствовать впервые «вкус успеха» - тогда уже новые зернышки твоей особой многогранной «жадности» точно прорастут.

Каждый раз, во время подготовки к уроку, анализируешь свой конспект и понимаешь - в твоем методическом комплекте по этой конкретной теме появились новые информационные или методические «изюминки» от которых ты точно не можешь отказаться! И тогдаувлекательный процессперекраивания и создания новой архитектуры урока заставляет тебя забыть о времени и окружающем тебя пространстве. Знакомо? Я уверена - все учителя дотошные перфекционисты, недовольные собой! И это правильно. Успокоенность, по моему мнению, один из признаков профессионального выгорания.

Настоящий учитель смешивает оттенки, репетирует этюды, осваивает методики и приемы - только это методические краски, ноты и приемы… Есть учителя - гуру, виртуозы. Это уникальные явления в педагогике. Они творят свой урок -шедеврыпедагогического искусства.И только другой учитель знает, сколько сил, времени и души вложено в эту музыку урока, его особое звучание. Мастерство - это ремесло с печатью совершенства. Мастеров мало, но есть и крепкие профессионалы - их больше. Вот эта ступень досягаема, хотя и трудна - необходимо каждую хитрость, прием, каждый элемент методики пропустить через сердце, ум и душу.Выбираешь только то, что инструментально, что «прилепилось», что не только эффектно, но и эффективно в твоем собственном исполнении. Это тяжелый труд, но другого пути сформировать свою собственную систему преподавания, нет.

Учитель, по моему мнению, должен быть амбициозен. Амбиции - самый главный и безотказный двигатель успешного человека. Реализованные амбиции - путь к успеху. Но…

Стрела ликовала: "Вольна я, как птица.

А лук - мой хозяин - в неволе томится".

Но лук усмехнулся: "Запомни, стрела:

Ты волю в неволе моей обрела".

Рабиндранат Тагор

Педагогу жизненно необходима только особая форма успеха - успех его учеников. Сумел рассмотреть, взлелеять и реализовать интеллектуальные, познавательные, творческие амбиции ученика - прошел с ним определенный этап успешно, Ваш «выстрел точно в цель» состоялся. Не смог - ищи причину, устраняй ее, анализируй целеполагание и формируй условия новой ситуации успеха.

Учитель - самый счастливый на планете человек. Он, если сказать с восточной витиеватостью, отмечен Всевышним поцелуем в сердце. У педагога всегда есть «бессрочная миграционная карта в детство». Представитель какой ещё профессииможет похвастаться «гражданством» в этой стране вечного «фентези», где все цвета звучат, деревья обязательно гиганты, а горизонт украшен радугой? А это значит, что учитель счастливо обречён быть активным, молодым и креативным.

© 2010-2022