Урок по теме Тканевая совместимость

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Салтынская Надежда Николаевна. Биология.

Образовательное учреждение: МАОУ «Молчановская СОШ№2».

Предмет: биология

Класс:8

Тема: Тканевая совместимость и переливание крови.

Продолжительность: 45 минут.

Необходимое оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска Promethean, tiensmed.ru/news/bloodtransfusion-l1c.html#nov1 .

Авторский медиапродукт: Microsoft Word, презентация в формате ActivInspire Board.

Вид продукта: Наглядная презентация учебного материала.

Тип урока: комбинированный.

Структура презентации

№ слайда

Содержание

1-8

Выполните задания

9

Титульный слайд

10

Проблемный вопрос

11

Карл Ландштейнер

12

Особенности крови людей разных групп

13

Схема совместимости разных групп крови

14

Резус - фактор

15

Резус - конфликт (гиперссылка)

16

Выполните задание (гиперссылка на файл ЭОР, гиперссылка на сайт)

17

Домашнее задание

Целесообразность использования медиапродукта на уроке.

  1. Недостаточное количество информационного материала в учебнике.

  2. Развитие наглядно - образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

  3. Эффективное использования времени

  4. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых заданий, сведений и показа демонстрационных фрагментов.

  5. Повышение интереса учащихся к предмету.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Показать, что в основе совместимости ткани, и в частности совместимости групп крови, лежит иммунная реакция, что иммунитет - важнейшее средство приспособления организма к среде обитания и это прспособление имеет относительный характер;

Развивающие:

  • создать условия для развития у школьников умения составлять схемы;

  • - развивать логические умения (анализ, сравнение, обобщение, выводы);

  • - способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, совместно приходить к общему решению, оценивать результат;

  • - создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками;

Воспитательные:

  • способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.

Структурные элементы










Время









№ слайда






Развитие личностных качеств

и психических процессов

Репродуктивные формы

деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Приветствие.

1 мин

Внимание

Умение слушать

Подготовка к изучению новой темы. Актуализация знаний, необходимых для усвоения новой темы.

7 мин

1-8

Внимание, память, мышление

Рефлексив-ность, активность, аргументи-

рование

Разъяснение задач урока, содержания

1 мин

9

Внимание

Умение слушать

Постановка проблемы.

1 мин

10

Внимание, точность, логичность

Умение слушать и слышать,

Изучение нового материала.

Беседа и объяснение учителя с опорой на общие представления обучающихся по теме.

15 мин

11-15

Внимание, память, мышление

Умение слушать и слышать, рефлексив-ность аргументирование аналитичность,

активность

Выполнение задания по ЭОР «Определение группы крови»

8 мин

16

Внимание, память

Умение слушать и слышать, рефлексия

Донорство. Сообщение учащегося с использованием сайта о донорстве.

8мин

16

Внимание, память, мышление

Умение слушать и слышать, рефлексив-ность аргументирование аналитичность,

активность

Домашнее задание. Изучить параграф 19, таблица, сообщение о пиявках.

2 мин

17

Внимание

Самостоятельность, активность любознательность, мышление

Рефлексия.

Моя мыслительная активность на уроке была….

Больше всего мне понравилось…..

Сегодняшний урок показал мне…..

2 мин




Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Демонстрация слайдов 1-8, интерактивные тесты выполнение у доски.

III. Изучение нового материала.

  1. Из истории переливания крови.

Ещё в древности люди заметили важную роль крови и пытались кровью лечить людей. Гиппократ рекомендовал больным, страдающим заболеваниями пить кровь здоровых людей. В сочинениях Цельса сообщалось о том, что старики и больные эпилепсией пили кровь умирающих гладиаторов.

Крови приписывали омолаживающее действие, например, папа Иннокентий VIII удрученный старостью лечился кровью , взятой от трёх мальчиков 10 лет. Исцеления не нашёл и вскоре умер.

Из крови делали ванны древнегреческому царю Константину для лечения проказы.

в 1667 году французский ученый Дени произвел первое переливание крови от животных к человеку. Это была технически очень сложная операция. Ведь полая инъекционная игла ещё не была изобретена, и качестве иглы использовали птичье перо. А в качестве шприца - рыбий пузырь. Дени перелил один стакан крови от ягнёнка больному юноше, страдающему лихорадкой. Больной пережил тяжёлую аллергическую реакцию, но поправился.

В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.

После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до смерти.

  1. Проблема.

Почему в одних случаях чужая кровь отлично «приживается» в организме нового хозяина и спасает ему жизнь, а в других - разрушается и вызывает тяжелую, подчас смертельную реакцию? (слайд 10)

И всё же использование крови как лечебного средства, было заманчивым и привлекало внимание ученых. Разгадка пришла тогда, когда величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый К. Ландштейнер (слайд 11). Тогда уже было широко распространено учение об иммунитете, согласно которому при попадании в организм чужеродных белков (антигенов) происходит образование защитных веществ (антител) с последующим склеиванием и уничтожением антигенов. Оказалось, что склеивание (агглютинация) эритроцитов перелитой крови и есть одно из проявлений иммунитета - защиты организма от проникновения чужеродных белков.

К. Ландштейнер предположил, а затем доказал наличие двух реагирующих веществ в эритроцитах и двух, способных вступать с ними в контакт, - в плазме. Вещества, содержащиеся в эритроцитах, оказались изоантигенами А и В. В же плазме или сыворотке содержатся антитела α и β, вступающие в контакт с антигенами и вызывающие агглютинацию. При встрече «одноименных» антигенов и антител (например, А и α или В и β) происходит склеивание эритроцитов.

3. Прием «Кластер» (слайд 12)

Учитель предлагает снова составить схему, показывающую совместимость крови при переливании.

Первая группа имеет обозначение I 0 αβ, т. е. у людей этой группы нет агглютиногенов (0), а в плазме содержатся агглютинины α и β. Кровь первой группы может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому лица с первой группой названы универсальными донорами (слово «донор» происходит от donare - дарить).

Вторая группа имеет формулу II Aβ, т. е. эритроциты этой группы содержат агглютиноген А, а плазма - агглютинин β.

В третьей группе III Bα эритроциты содержат агглютиноген В, плазма - агглютинин α.

В эритроцитах четвертой группы IV АБ 0 присутствуют оба агглютиногена А и В, но в плазме нет агглютининов, способных склеивать чужие эритроциты. Людям, имеющим четвертую группу крови, можно переливать кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами.

Тем не менее, правильнее использовать для переливания кровь той группы, что у пациента.

У 40% европейцев первая группа крови, еще у 40% - вторая. Третья группа крови у 10% жителей Европы, четвертая - у 6%. Слайд 13.

4.Резус - фактор. слайд 14

При переливании крови необходимо учитывать не только группу крови, но и резус-фактор. Резус-фактор открыли американец Александр Винер и австралиец Карл Ландштейнер. Последний также в 1900 году открыл группы крови, и за свое открытие в 1930 году получил Нобелевскую премию.

Резус-фактор - это антиген, находящийся на поверхности эритроцитов и имеющий белковую природу. Около 85% европейцев имеют данный белок - они являются резус-положительными. Остальные 15 % не имеют такого белка и они, соответственно, резус-отрицательны.

Переливание крови производится с целью возмещения клеток крови или плазмы при тяжелых инфекциях, ожогах и иных заболеваниях, оно необходимо для спасения жизни больного или пострадавшего человека.

Люди с 1-й группой крови (0) являются универсальными донорами, их кровь можно переливать всем людям. Люди с 4-й группой крови (АВ) являются универсальными реципиентами - им можно переливать небольшое количество крови любой группы, так как у них в плазме нет веществ, которые приводят к слипанию эритроцитов.

Людям со 2-й (А) или 3-й (В) группами крови можно переливать кровь своей или 1-й группы (0).

Тем не менее, правильнее использовать для переливания кровь той группы, что у пациента.

У 40% европейцев первая группа крови, еще у 40% - вторая. Третья группа крови у 10% жителей Европы, четвертая - у 6%.

При переливании крови необходимо учитывать не только группу крови, но и резус-фактор. Резус-фактор открыли американец Александр Винер и австралиец Карл Ландштейнер. Последний также в 1900 году открыл группы крови, и за свое открытие в 1930 году получил Нобелевскую премию.

Резус-фактор - это антиген, находящийся на поверхности эритроцитов и имеющий белковую природу. Около 85% европейцев имеют данный белок - они являются резус-положительными. Остальные 15 % не имеют такого белка и они, соответственно, резус-отрицательны. Резус крови является сложной системой, а комбинация антигенов позволяет классифицировать его на несколько типов.

Значение резус-фактора существенно возрастает, если говорить о резус-конфликте между кровью резус-отрицательной матери и кровью резус-положительного плода при беременности (слайд 15 с гиперссылкой).

Как мы уже знаем, качественные характеристики крови - наследуемый признак, и резус-отрицательная женщина может выйти замуж за резус-положительного мужчину, который передаст свои признаки ребенку. Будущий ребенок, несмотря на отсутствие этого фактора у матери, может получить резус-положительную кровь от отца, соответственно, это спровоцирует своеобразный иммунный ответ - резус-конфликт. Его суть в том, что в крови матери вырабатываются антирезусные антитела, вызывающие распад эритроцитов у плода. Ребенок может родиться с гемолитической желтухой, увеличенными внутренними органами, малокровием, а в тяжелых случаях - мертвым.

Положение осложняется с каждой последующей беременностью женщины, поскольку вырабатывается иммунитет, или иммунная память. Сегодня достижения медицины позволяют предупредить эти отягчающие последствия резус-конфликта: женщине вводят специальный антиген или в период беременности, или сразу после родов. Это помогает разрушить эритроциты плода, попадающие в организм матери до того, как на них выработается ответ иммунной системы.

IV. Закрепление.

Выполнение практического задания по ЭОР «Определение групп крови». Слайд 16 с гиперссылкой.

V. Сообщение учащегося о современных способах переливания крови, о донорстве с использованием сайта tiensmed.ru (гипессылка на слайде 16).

VI. Домашнее задание.

Изучить параграф 16,

Приготовить сообщения:

1. О томском ученом, открывшем явление автоматии.

2. Что такое гематоген?

Рефлексия.

Моя мыслительная активность на уроке была….

Больше всего мне понравилось…..

Сегодняшний урок показал мне…..

Список литературы:

  1. И.Н. Пономарёва. Биология. человек. 8 класс, учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф. 2012.

  2. 1september.ru

  3. wikipedia.ru

  4. fcior.ru

  5. tiensmed.ru

  6. Диск «Биология.8 класс» 1С:Школа.

© 2010-2022