Урок на тему Вода - это жизнь

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок экологии в 11 классе.

Тема урока: «Вода - это жизнь.»

Задачи урока: образовательная - систематизировать знания о воде как природном веществе и ресурсе, о значении воды, распространении в природе, причинах уменьшения чистой пресной воды, основными источниками загрязнений, методами очистки воды; охарактеризовать запасы пресной воды своей местности: реки, родники; развивающая - формирование умений оценивать качество воды, определять в лабораторных условиях ее физико- химические свойства; воспитательная - способствовать воспитанию бережного отношения к воде в быту, общественных местах, а также в будущем - на производстве.

Оборудование: презентации учителя, учащихся, карта мира, глобус, фотографии, вода с родников из сел Низовка, Чукалы, Кученяево, Кельвядни, с реки Сарка, колодезная вода, лабораторное оборудование.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент.

Сообщение темы, цели урока.

2. Ход урока.

Вода!.. Ты не просто необходима

для жизни, ты и есть сама жизнь.

А. де Сент - Экзюпери.

Все хорошо в природе,

но вода - красота всей природы.

С. Аксаков.

(Вступительное слово учителя).

Вода - самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода - основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущемся процессе на Земле - фотосинтезе. Вода растворяет, разрушает, транспортирует различные вещества, способствует отложению осадочных пород и образованию почвы, принимает участие в формировании поверхности нашей планеты. В. И. Вернадский писал: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных геологических процессов.»

Обладая высокой теплоемкостью и низкой теплопроводностью, вода оказывает влияние на формирование климата и погоды, смягчая перепады температур.

Вода входит в состав живых организмов, является средой обитания водных растений, животных и других существ. Являясь прекрасным растворителем, она участвует в обмене веществ организмов. Таким образом, вода является необходимым условием существования всего живого на Земле.

( Первичное изучение и закрепление нового материала, (демонстрация презентации , видеофрагмента, беседа по вопросам,)

Сколько же на нашей планете воды?

- 98% находится в океанах и морях, 2 % на суше, из них только 2% - пресная вода. 2 % пресной воды- это не так много для нашей планеты.

Какое значение имеет вода для организма человека?

- Водный обмен является важной составной частью общего обмена веществ живых организмов, в том числе и человека. При потере организмом человека даже 6 - 8 % влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15 - 20 % приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить коло месяца, то без воды - всего лишь несколько суток. По оценкам ВОЗ, 80 % заболеваний в мире вызваны низким качеством воды.

Мне хотелось бы , еще раз вернуться к уникальному свойству воды - самое распространенное вещество на Земле, неисчерпаемый ресурс. Общие мировые запасы воды во всех ее агрегатных состояниях огромны - 1,5 млрд. куб. км. Если распределить их поровну, то на каждого жителя планеты пришлось бы по 280 млрд. т. Так почему возникла проблема воды?

97 % водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком соленая и поэтому непригодна для питья, выращивания с/ к культур и промышленного использования. Остальные 3 % приходится на долю пресной воды.

Назовите источники пресной воды?

Поверхностные воды рек и озер, подземные воды, айсберги Антарктиды. Но тем не менее, человечество может использовать из этого количества лишь 0, 003 %.

Почему?

Т. к. она либо сильно загрязнена, либо содержится в айсбергах, атмосферной почве, либо заключена на очень большой глубине. Для большой наглядности предположим, что весь водный запас планеты равен 100 л. Из этого количества пригодны к потреблению лишь 0, 003 л. пресной воды, т. е. половина чайной ложки. Несмотря на столь незначительный объем пригодной к потреблению пресной воды на каждого жителя Земли все еще приходится 8, 4 млн. т.

Почему?

Благодаря круговороту воды.(Сообщение ученика о круговороте воды в природе.)

До каких пор будет происходить этот естественный процесс циркуляции и очищения воды?

Вывод: этот естественный процесс циркуляции и очищения воды происходит до тех пор, пока мы не начнем потреблять воду интенсивнее, чем восполняются ее запасы, и пока мы не превысим доступный объём выброса разлагающихся или не разлагающихся отходов.

Ребята, у вас в классе учатся ученики из пяти сел. Водные запасы каждого населенного пункта вам известны: это река Сарка, грунтовые воды и конечно же родники: Олак лисьма в селе Низовка, Покш лисьма пря в селе Чукалы, Кельме лисьма в Кельвяднях и в Кученяево. (Сообщения учеников с показом презентации).

Почему возникла глобальная экологическая проблема - дефицита пресной воды? И что необходимо предпринять для решения этой проблемы?

(Сообщения учащихся об основных причинах дефицита преной воды).

Вывод: основные причины дефицита пресной воды:

-рост населения, создание мощных промышленных центров и увеличение потребления воды на нужды производства, интенсификация с/х производства, орошение земель, сокращение водоносности рек, снижение способности водоемов к самоочищению, загрязнение поверхностных и грунтовых вод бытовыми и промышленными стоками.

Какие возможные пути решения проблемы дефицита воды?

Экологи выделяют два пути - мероприятия по предотвращению количественного истощения и мероприятия по уменьшению загрязнения вод.

(Для совершенствования знаний и развития умений проводится небольшая исследовательская работа по определению качества воды из родников, реки Сарка, снега воды из школьного колодца. Класс делится на группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению исследовательской работы.)

1 опыт .Определение цветности воды.

2 опыт. Определение прозрачности воды.

3 опыт. Определение РН_ воды.

4 опыт. Обнаружение органических веществ.

5 опыт. Обнаружение хлорид - ионов.

По окончании работы каждая группа делает отчет о проделанной работе.

Вывод: самая пригодная для питья вода - это вода в родниках сел Чукалы и Кельвядни.

3. Итог урока. Беседа.

Какой теме был посвящен урок?

Какие выводы вы сделали для себя?

В решении экологических проблем каждый может и должен принять участие, все зависит от экологической культуры, поведения каждого гражданина. Все очень просто. Гораздо легче сохранить, чем воссоздавать. Вовремя уберечь, вместо того чтобы потом восстанавливать.

Вода орошает деревья, покрывающиеся весной свежей листвой, укутывает почву зимой теплым снежным одеялом, наполняет реки, моря, океаны. Вода требует бережного к себе отношения, чтобы всегда оставаться чистой и прозрачной. Количество воды на планете ограничено, и мы не можем себе позволить быть расточительными. Мы не можем обращаться с ней так, как будто она никогда не иссякнет.

4. Домашнее задание.

Подготовить проект водосбережения в быту, в школе.





© 2010-2022