Конспект урока по теме Лишайники

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по развитию критического мышления по биологии в рамках ФГОС, 5 класс

«Лишайники»

Авто: Рукавишникова Любовь Максимовна.
Место работы: МБОУ «Пелымская СОШ.

Тип урока: изучение нового материала.
Технология построения: технология развития критического мышления

Тема урока: Лишайники

Цель: определить место лишайников в царстве растений.
Задачи:
Образовательные:
• углублять знания о многообразии живых организмов;
• выделить своеобразие организма лишайников;
• познакомить учащихся с особенностями строения лишайников;
• рассмотреть приспособленность к симбиотическому образу жизни;
определить роль лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие:
•способствовать развитию критического мышления,
•развитию внимания, сообразительности и коммуникативных способностей работы в паре.
Воспитательные: •способствовать развитию умения видеть гармонию и красоту окружающего мира,
•создать условия для формирования любви к родной природе, бережного к ней отношение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов - гриба и водоросли;
- различать типы лишайников на рисунке учебника;
- анализировать изображение внутреннего строения лишайника;
- выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды;
- характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Метапредметные:
- регулятивные:
- определять цели и задачи урока;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с таблицей;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, парная

Методы: частично - поисковые
Оборудование: УМК, таблица "Лишайники", гербарный материал с образцами различных видов лишайников (бородач, кладония, ягель, пармелия, стенная золотянка, исландский мох), компьютер.

Ход урока
1.Мотивация, вызов

Сценка «Лишайники»

Живые существа на Земле бесконечно интересны и необычны. Сегодня мы знакомимся еще с одним из них. Встречайте, у нас в гостях Лишайник.

(Выходят, держась за руки два ученика, представляющие симбиотические организмы лишайника - гриб и водоросль.)

Гриб: Мы особая группа живых организмов. Мы - лишайники. Мы обитаем на всех континентах Земли. Долго люди называли нас и мхами, и водорослями.

Водоросль: А мы симбиоз гриба и водоросли. Симбиоз-это взаимополезное сожительство. Наше тело - слоевище - очень медленно растет:1см за 10 лет. Но есть лишайники возрастом несколько сотен лет, и их слоевище достигает в длину около метра.

Гриб: Лишайники поселяются в самых бесплодных местах, где другие организмы не выживают: на голых камнях, в пустынях, даже на стеклах.

Водоросль: Питание лишайников очень интересное. Гриб своими гифами добывает воду, а водоросль получает сахар при фотосинтезе. Всеми веществами они делятся друг с другом. (Гриб угощает водоросль бутылочкой минеральной воды, а водоросль гриб - пакетиком сахара.)

Гриб: Даже в условиях вечной мерзлоты мы научились растапливать снег на своем темном слоевище и потреблять эту талую воду. Ничего нам не страшно, ни холод, ни жара. А вот химических загрязнений воздуха и воды мы боимся и быстро гибнем.

Водоросль: А мы очень полезны для природы и человека. Мы образуем почву, кормим северных оленей, медицина тоже без нас не обходится.

Гриб и водоросль вместе: Люди относитесь к природе бережно, относитесь к лишайникам бережно!

«Корзина идей»

1 этап запишите в течении 2 минут индивидуально как можно больше слов или выражений, связанных с понятием лишайник

2 этап 2 минуты обмен информацией в паре

3этап 2-4 минуты Сброс идей в корзину и запись на доске, не повторяя ранее написанного

Встречали ли вы эти организмы в природе? Эти удивительные существа называют лишайниками. Лишайники - загадали ученым множество загадок. Кто они: грибы, мхи, водоросли, а может быть это группа организмов?

2. Осмысление.

Учитель: для того чтобы решить эти загадки мы с вами изучим строение лишайников, размножение, роль в природе и в жизни человека(Запись темы урока в тетради, формулирование учителем целей урока.)

Прием «Перепутанные логические цепи»7 минут

Перед вами листочки с утверждениями. Вам необходимо индивидуально отметить какие утверждения вы считаете верными до и после прочтения текста.

1 задание. Прочитайте утверждения :

1.Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи.

2. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

3.За год средний прирост лишайников составляет 10сантиметров.

4. Лишайники произрастают на всех континентах. Лишайники встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д

5.Накипные лишайники самые сложные виды

6.Лишайники однолетние, очень прихотливые растения

7.Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить могут

8. Цвет слоевища лишайников может быть только серым.

9. Лишайники размножается вегетативно

10. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

11. Тело лишайника называется слоевище

Выберите правильные утверждения до и после прочтения текста

Номера правильных утверждений до чтения текста

Номера правильных утверждений после чтения текста

1,2,4,7,9,10,11

Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в паре, уточняют, исправляют

Текст для чтения
На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники.

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.
Лишайники многолетние растения, состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.
Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.
Тело лишайника называется слоевище. Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище состоит из двух различных организмов - гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные. Интересно то, что водоросли, входящие в состав лишайников, могут существовать в природе самостоятельно .Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить не может. Слоевище лишайников может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые. Накипные: лецидея скученная, леканора разнообразная. Листоватые: пармелия козлиная, пельтигера собачья, нефрома арктическая, гипогимния вздутая, цетрария исландская. Кустистые: кладония пальчатая, к. альпийская, уснея длиннейшая, эверния сливовая, алектория бледноохрянная

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.).

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников - медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

Значение лишайников в природе. (Работа с учебником с.68 -69) 5 минут

1.Уастие в почвообразовании.

2. Корм для оленей.

3.В Японии и Китае деликатесным считается лишайник умбиликария, из нее готовят блюдо иватаке.

4. Изготовление лекарств.

5. Парфюмерная промышленность.

6. Получение красителей.

7.Лихеноиндикация (очищают воздух).
Закрепление.

Работа по тестам 5 минут

Тест по теме «Лишайники»

1 вариант

Выберите ОДИН правильный ответ

1. Наука о лишайниках называется

А) Ботаника

Б) Альгология

В) Бриология

Г) Лихенология.

2. Лишайники - это

А) Растения

Б) Животные

В) Особая группа симбиотических организмов

3.Слоевище лишайников состоит из

А) Водорослей и бактерий

Б) Бактерий и грибов

В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей

4. Лишайники могу селиться

А) На любом неподвижном субстрате

Б) Только на почве

5. Что получает водоросль от гриба?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

Г) Минеральные вещества.

6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

7.Самостоятельно может существовать

А) Водоросль, отделенная от гриба

Б) Гриб, отдельно от водоросли

8.Как размножаются лишайники

А) Нитями грибницы

Б) Семенами

В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.

9.Каков прирост слоевища ягеля за год

А) 1-3 мм

Б) 5 мм.

В) 10 мм.

Тест по теме «Лишайники»

2 вариант

Выберите ОДИН правильный ответ

1. Лишайники - это

А) Растения

Б) Животные

В) Особая группа симбиотических организмов

2. Наука о лишайниках называется

А) Ботаника

Б) Альгология

В) Бриология

Г) Лихенология.

3. Что получает водоросль от гриба?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

Г) Минеральные вещества.

4.Слоевище лишайников состоит из

А) Водорослей и бактерий

Б) Бактерий и грибов

В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей

5.Каков прирост слоевища ягеля за год

А) 1-3 мм

Б) 5 мм.

В) 10 мм.

6. Лишайники могу селиться

А) На любом неподвижном субстрате

Б) Только на почве

7.Как размножаются лишайники

А) Нитями грибницы

Б) Семенами

В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника

8.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

9.Самостоятельно может существовать

А) Водоросль, отделенная от гриба

Б) Гриб, отдельно от водоросли

Рефлексия

Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока?

Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока? (использование методики незаконченных предложений)

Ребята, я прошу вас закончить следующие предложения:

Я узнал…..

Я умею…..

У меня есть вопросы…

(самооцека знаний обучающихся)

6.Домашнее задание
Всем: §15, вопросы 1-4 на стр.69
1.Сообщение «Лишайники».
2. Творческое задание: презентация «Значение лишайников в природе и для человека»

Список литературы:
1. Биология. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /И.Н.Пономарева. - М.: Вентана-Граф, 2015.- 128 с.
2.Цифровые образовательные ресурсы.



© 2010-2022