Промежуточная аттестация по биологии для 9 класса

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Промежуточная аттестация по биологии 9 класса.

1 вариант.

Инструкция для обучающихся.

Работа состоит из 6 заданий. На её выполнение отводится 80 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Каждое задание оценивается по определённым баллам. Общее количество баллов составляет 28. Около каждого задания вы увидите количество баллов, которые может, заработать, выполнив задание. Желаем удачи!

1

Какой орган клетки, изображён на рисунке и какую функцию он выполняет?.Задание: (2 балла).

Промежуточная аттестация по биологии для 9 класса.


2. Задание: Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь (5 балов).

Объект

Процесс

А. хранение информации

Б. деление клетки

В. синтез белка

Г. синтез АТФ

Д. в фотосинтезе

Объекты:

1. митохондрия ,2. клеточный центр,3. рибосома, 4. хлоропласты 5. ядро

3. Вставьте соответствующие цифры в тексте, используя перечень терминов (3 балла).

Текст:

Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________(А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________(Б), на которых расположены __________(В), осуществляющие синтез молекул __________(Г).

Термины:

1) фермент, 2) АТФ, 3) полисахарид, 4) энергетический, 5) цистерна, 6) ДНК, 7) пластический,

8) Криста

4. Прочитайте текст «Органические соединения» и ответьте на вопросы? (3 балла).

1. Какую функцию выполняют белки?

2. Какую функцию выполняют жиры?

3. Какая общая функция у белков и жиров?

Органические соединения

Белки и жиры - высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка образована большим числом аминокислот, в состав которых входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота и серы. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. Они нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях. В состав жиров входят атомы углерода, водорода и кислорода. Жиры и жироподобные вещества объединяются обычно под общим названием - липиды. Как и углеводы, они служат источником энергии.

Белки разных клеток неодинаковы, специфичны. Однако они обладают общим свойством - свертываться при нагревании или воздействии ультрафиолетовых лучей. Белки являются основным строительным материалом любой клетки: входят в состав клеточных мембран, цитоплазмы, ядра и органоидов. Многие белки являются ферментами. У животных все виды движения обеспечиваются сократительными белками. Вещества участвуют в защите клеток и контактах со средой. Некоторые белки выполняют транспортную функцию, присоединяя и перенося кислород и углекислый газ.

Жиры, как и белки, выполняют ряд функций. Они входят в состав клеточных мембран и тем самым выполняют строительную функцию. Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом. Некоторые жироподобные вещества являются гормонами, принимая участие в регуляции физиологических функций организма

5. Дополните предложения вместо точек вставьте недостающие термины из словаря расположенного ниже. (5 баллов).

1. Совокупность генов в организме - … .

2.Способность организмов передавать признаки из поколения в поколение- …

3. Упрощение в строении организмов в связи с паразитическим образом жизни - …

4. Процесс выживания наиболее приспособленных особей к условиям среды обитания- …

5. Основоположником эволюционного учения является- …

Словарь: Карл Линней, генотип, наследственность, Жан Батист Ламарк, генофонд, адаптация, естественный отбор, дегенерация, ароморфоз.

6. Выпишите признаки соответствующие органоидам клетки. (10 баллов).

Признаки:

  1. Имеет кристы.

  2. Носитель наследственной информации.

  3. Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.

  4. Имеет центриоли.

  5. Состоит из микротрубочек и нитевидных белковых волокон.

  6. Вязкий раствор солей и органических веществ.

  7. Служат для запасания фосфолипидов и белка.

  8. Мельчайшие органоиды клетки размером 20нм.

  9. Отделяет от других клеток или от внешней среды.

  10. Энергетические станции клетки.

  11. Заполнена клеточным соком.

  12. Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.

  13. Стопки уплощенных дискообразных полостей или цистерн с пузырьками (вакуолями).

  14. На них синтезируются белки.

  15. Система канальцев и полостей в цитоплазме.

  16. Овальные тельца диаметром 0,5 мкм.

  17. Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.

  18. Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».

  19. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.

  20. Внутренняя среда клетки.

  21. Может «переваривать» бактерии, вирусы.

  22. В ней имеются поры, через которые в клетку поступает вода и другие вещества.

  23. В этом органоиде формируются лизосомы.

  24. Обеспечивает движение органелл и цитоплазмы.

  25. Кроме ядра участвует в делении клетки.

(Органоиды):

А.Плазматическая мембрана, Б. цитоплазма, В.лизосомы, Г. эндоплазматическая сеть, Д. рибосомы, Е. Комплекс Гольджи, Ж. митохондрии, З. пластиды, И. клеточный центр, К. ядро.




Промежуточная аттестация по биологии 9 класса.

2 вариант.

Инструкция для обучающихся.

Работа состоит из 6 заданий. На её выполнение отводится 80 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Каждое задание оценивается по определённым баллам. Общее количество баллов составляет 28. Около каждого задания вы увидите количество баллов, которые можете, заработать, выполнив задание.

Желаем удачи!

1

Какой органоид изображён на рисунке и какую функцию он выполняет?


.Задание: (2 балла).

Промежуточная аттестация по биологии для 9 класса.

2. Задание: установите соответствие между содержанием левого и правого столбца.

Установите соответствие между особенностями и молекулами сложных органических веществ, для которых они характерны (5 баллов)

ОСОБЕННОСТИ

МОЛЕКУЛЫ

A)полимер, который состоит из двух спирально закрученных цепочек

Б) полимер, который состоит из одной линей­ной цепочки

B)в состав нуклеотидов входят азотистые основания - аденин, тимин, гуанин, цитозин.
Г) в состав нуклеотидов входят азотистые основания - аденин, урацил, гуанин, цитозин.
Д) в состав нуклеотида входит пентоза-рибоза
Е) в состав нуклеотида входит пентоза-дезоксирибоза

1)РНК

2) ДНК

3. Вставьте соответствующие цифры в тексте, используя перечень терминов (3 балла).

Вирусы - это внутриклеточные (А)……….. Вирусы относят к живым организмам, так как они(Б)…..Внутри белковой оболочки вируса находится (В)………. Вирусы проявляют свои процессы жизнедеятельности только: (Г)…………….. У животных вирусы могут вызвать заболевание (Д).…………….

Термины:

  1. Геном

  2. Паразиты

  3. Бешенство

  4. Внутри клетки

  5. Размножаются.

4. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Гены и хро­мо­со­мы» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы. (3 балла).

1) Какие функ­ции вы­пол­ня­ет хро­мо­со­ма?

2) Что пред­став­ля­ет собой ген?

3) В ка­ри­о­ти­пе дро­зо­фи­лы на­счи­ты­ва­ют 8 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом на­хо­дит­ся у на­се­ко­мо­го в по­ло­вых и сколь­ко - в не­по­ло­вых клет­ках?

ГЕНЫ И ХРО­МО­СО­МЫ

Клет­ки живых ор­га­низ­мов со­дер­жат ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал в виде ги­гант­ских мо­ле­кул, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся нук­ле­и­но­вы­ми кис­ло­та­ми. С их по­мо­щью ге­не­ти­че­ская ин­фор­ма­ция пе­ре­даётся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Кроме того, они ре­гу­ли­ру­ют боль­шин­ство кле­точ­ных про­цес­сов, управ­ляя син­те­зом бел­ков. Су­ще­ству­ет два типа нук­ле­и­но­вых кис­лот: ДНК и РНК. Они со­сто­ят из нук­лео­ти­дов, че­ре­до­ва­ние ко­то­рых поз­во­ля­ет ко­ди­ро­вать на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию о самых раз­лич­ных при­зна­ках ор­га­низ­мов раз­ных видов. ДНК «упа­ко­ва­на» в хро­мо­со­мы. Она несёт ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре всех бел­ков, ко­то­рые функ­ци­о­ни­ру­ют в клет­ке. РНК управ­ля­ет про­цес­са­ми, ко­то­рые пе­ре­во­дят ге­не­ти­че­ский код ДНК, пред­став­ля­ю­щий собой опре­делённую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов, в белки. Ген - это уча­сток мо­ле­ку­лы ДНК, ко­то­рая ко­ди­ру­ет один опре­делённый белок. На­след­ствен­ные из­ме­не­ния генов, вы­ра­жа­ю­щи­е­ся в за­ме­не, вы­па­де­нии или пе­ре­ста­нов­ке нук­лео­ти­дов, на­зы­ва­ют­ся ген­ны­ми му­та­ци­я­ми. В ре­зуль­та­те му­та­ций могут воз­ник­нуть как по­лез­ные, так и вред­ные из­ме­не­ния при­зна­ков ор­га­низ­ма. Хро­мо­со­мы - ни­те­вид­ные струк­ту­ры, на­хо­дя­щи­е­ся в ядрах всех кле­ток. Они со­сто­ят из мо­ле­ку­лы ДНК и белка. У каж­до­го вида ор­га­низ­мов своё опре­делённое число и своя форма хро­мо­сом. Набор хро­мо­сом, ха­рак­тер­ный для кон­крет­но­го вида, на­зы­ва­ют ка­ри­о­ти­пом.

Ис­сле­до­ва­ния ка­ри­о­ти­пов раз­лич­ных ор­га­низ­мов по­ка­за­ли, что в их клет­ках может со­дер­жать­ся двой­ной и оди­нар­ный на­бо­ры хро­мо­сом. Двой­ной набор хро­мо­сом со­сто­ит все­гда из пар­ных хро­мо­сом, оди­на­ко­вых по ве­ли­чи­не, форме и ха­рак­те­ру на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции. Пар­ные хро­мо­со­мы на­зы­ва­ют го­мо­ло­гич­ны­ми. Так, все не­по­ло­вые клет­ки че­ло­ве­ка со­дер­жат 23 пары хро­мо­сом, т.е. 46 хро­мо­сом пред­став­ле­ны в виде 23 пар. В не­ко­то­рых клет­ках может быть оди­нар­ный набор хро­мо­сом. На­при­мер, в по­ло­вых клет­ках жи­вот­ных пар­ные хро­мо­со­мы от­сут­ству­ют, го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом нет, а есть не­го­мо­ло­гич­ные. Каж­дая хро­мо­со­ма со­дер­жит ты­ся­чи генов, в ней хра­нит­ся опре­делённая часть на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции. Му­та­ции, из­ме­ня­ю­щие струк­ту­ру хро­мо­со­мы, на­зы­ва­ют хро­мо­сом­ны­ми. Не­пра­виль­ное рас­хож­де­ние хро­мо­сом при об­ра­зо­ва­нии по­ло­вых кле­ток может при­ве­сти к серьёзным на­след­ствен­ным за­бо­ле­ва­ни­ям. Так, на­при­мер, в ре­зуль­та­те такой ге­ном­ной му­та­ции, как по­яв­ле­ние в каж­дой клет­ке че­ло­ве­ка 47 хро­мо­сом вме­сто 46, воз­ни­ка­ет бо­лезнь Дауна.

  1. Дополните предложения вместо точек вставьте недостающие термины из словаря расположенного ниже. (5 баллов).

1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма - ….

2. Процесс образования крупных систематических групп (отрядов, классов, типов) - …

3. Способность организмов приобретать новые признаки в пределах своего вида- …

4. Скрещивание родительских особей, различающихся по одной паре признаков …

5. Сложные органические вещества, состоящие из аминокислот, называются-….

Словарь: генотип, макроэволюция, фенотип, изменчивость, моногибридное, белки, дигибридное.

6. Выпишите признаки соответствующие органоидам клетки. (10 баллов).

Признаки:

1. Имеет кристы.

  1. Носитель наследственной информации.

  2. Бывают только в растительной клетке, часть их принимает участие в фотосинтезе.

  3. Имеет центриоли.

  4. Состоит из микротрубочек и нитевидных белковых волокон.

  5. Вязкий раствор солей и органических веществ.

  6. Служат для запасания фосфолипидов и белка.

  7. Мельчайшие органоиды клетки размером 20нм.

  8. Отделяет от других клеток или от внешней среды.

  9. Энергетические станции клетки.

  10. Заполнена клеточным соком.

  11. Бывают зелёного, жёлтого, красного и белого цвета.

  12. Стопки уплощенных дискообразных полостей или цистерн с пузырьками (вакуолями).

  13. На них синтезируются белки.

  14. Система канальцев и полостей в цитоплазме.

  15. Овальные тельца диаметром 0,5 мкм.

  16. Главный органоид клетки, содержащий хромосомы.

  17. Выполняет роль и «кладовой» и «мусорного ведра».

  18. Обеспечивает транспорт веществ в цитоплазме.

  19. Внутренняя среда клетки.

  20. Может «переваривать» бактерии, вирусы.

  21. В ней имеются поры, через которые в клетку поступает вода и другие вещества.

  22. В этом органоиде формируются лизосомы.

  23. Обеспечивает движение органелл и цитоплазмы.

  24. Кроме ядра участвует в делении клетки.

(Органоиды): А.Плазматическая мембрана, Б. цитоплазма, В.лизосомы, Г. эндоплазматическая сеть, 5.

рибосомы, Д. Комплекс Гольджи, Е. митохондрии, Ж. пластиды, З. клеточный центр, И. ядро.

Ответы.

1 вариант

1. Клеточная мембрана. Выполняет функцию проведения питательных веществ клетки, и выведение продуктов распада, участвует в процессах фагоцитоза и пиноцитоза.

2. 5А, 2Б, 3В, 1Г, 4Д.

3. А4, Б8, В1, Г2.

4. 1.Глицирина и жирных кислот.

2. Запасным питательным веществом.

3. Входят в состав клеточных мембран.

4. Выполняют строительную функцию.

5. 1. генотип

2. наследственность

3. дегенерация

4. адаптация

5. Жан Батист Ламарк

6.Задание общее для 1 и 2 варианта.

А.9,22; Б. 6,20; В. 18, 7,21; Г. 19,15; Д. 8,14; Е. 13,23; Ж. 1,10,16, З. 3,12; И.5,25; К. 2,17.

2 вариант

1. Комплекс Гольджи. Запасает питательные вещества, ферменты, упаковывает лизосомы.

2. 1.Б, Г, Е.

2. А, В, Д.

3. А2, Б5, В1, Г4, Д3.

4.Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Хра­не­ние и пе­ре­да­ча части на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции всего ор­га­низ­ма.

2) Уча­сток мо­ле­ку­лы ДНК, в ко­то­ром на­хо­дит­ся ин­фор­ма­ция о струк­ту­ре кон­крет­но­го белка.

3) В не­по­ло­вых 8 хро­мо­сом, в по­ло­вых 4 хро­мо­со­мы.

5. 1. Фенотип.

2. Макроэволюция.

3. Изменчивость.

4. Моногибридное скрещивание.

5. Белки.





Пояснительная записка.

Для проведения промежуточной аттестации по биологии обучающихся 9 класса в группе ОВЗ.

Преподавание биологии в 9 классе осуществляется по программе И.Н.Пономарёвой «Биология 9 класс», составленной на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии.

Промежуточная аттестация: является целью оценки качества образовательной подготовки обучающихся 9 классов. Материалы направлены на проверку усвоения, обучающимися, важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности. Задания направлены на отработку минимума образовательного стандарта в группе ОВЗ.

Материал состоит из 6 заданий. Первое задание: работа по рисунку, нужно определить органоид клетки и определить его функцию, задание оценивается в 2 балла. Второе задание на соответствие, необходимо определить функции РНК и ДНК, общий балл 5. Третье задание: работа с текстом, необходимо вставить пропущенные слова, общий балл 3. Четвёртое задание: оценивается в 3 балла, работа с более сложным текстом, где необходимо: прочитать, проанализировать и ответить на соответствующие вопросы. В пятом задании необходимо дописать недостающие термины, оценивается в 5 баллов. Шестое задание: необходимо соотнести функции с соответствующими органоидами, оценивается в 10 баллов, задание является общим для 1 и 2 варианта. Общее количество баллов, которое могут набрать, обучающиеся 28.

На выполнение работы отводится 80 минут, без учёта подготовительного этапа, отведённого на инструкцию.

В данной работе отражены следующие темы: «Молекулярный уровень», «Химический состав клетки», «Цитология», «Эволюционизм».

Оценивание работ.

Оценка «5» - 26-28 баллов.

«4» - 18 -25 баллов

«3» - 13 -17 баллов

«2» - 12 и ниже.


© 2010-2022