Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дистанционное обучение детей

с ограниченными возможностями здоровья.

(Из опыта работы дистанционного учителя Синельниковой О.В.)


Слайд 2.

Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Проводимая в настоящее время политика в отношении инвалидов - результат развития мирового сообщества в течение последнего столетия. Она прошла путь от идеи полноценного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения равных возможностей в образовании.

Обеспечение равных прав граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). Особенно актуально использование ДОТ для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому

В рамках реализации программы приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы - "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", с 1 января 2011 года на базе МБОУ «Кормиловский лицей» начала работать дистанционная школа. Для преподавания в дистанционной школе я прошла курсы, дающие право на преподавание предметов учебной программы в дистанционной форме для детей с ограниченными возможностями.

Слайд 3.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Обучение осуществляется по месту жительства детей-инвалидов, а ЦДО осуществляет методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения, обучающего детей-инвалидов по месту их жительства.

На сегодняшний день я обучаю биологии и географии 5 учеников из разных школ района и города.

Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок-инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.

Слайд 4

Перед тем, как проводить уроки, я провела курс обучения родителей и детей работе с компьютером, изучили технологии, необходимые для обучения в дистанционной школе; посетила каждого ребенка дома, первый урок также провела дома у ребенка.

слайд5,6,7, ИУТП

На каждого ученика был составлено индивидуально-тематическое планирование

Время проведения уроков идет по расписанию, каждый ребенок и родители знают это время и выходят на сайт школы. Вот так выглядит Слайд 8,9

страничка портала дистанционного образования Омской области и страничка биологии.

Каждый урок начинаю с небольшой беседы, в которой определяю настроение ребенка, его настрой на работу. Улыбка, доброжелательное отношение, расположение к себе обязательно - дети это очень хорошо чувствуют, и если не наладить дружественные отношения, то ребенок просто не будет выходить на сайт, делать домашнее задание, общаться с вами, будет невнимателен на уроке.

Урок проходит, как и в обычной школе - 45 минут, если нет медицинских противопоказаний у ребенка. В каждом уроке предусмотрено изучение нового материала, подкрепленного видеоматериалом, контроль знаний проходит на каждом этапе урока. Слайд 10, 11 Результат контроля ребенок видит сразу, в некоторых случаях ответ комментирую во время урока сама.

СЛАЙД 12

Для выполнения практической части программы на уроке ученику предлагается работа в виртуальной лаборатории выполнить лабораторную работу, СЛАЙД 13 которую он делает либо со мной, либо дома самостоятельно и отправляет результат работы как вкладку, которую потом проверяю.

Во время урока я использую, если это я считаю нужным, презентации, подготовленные мною; помимо портала ДО Омской области следующие сайты:

СЛАЙД 14

learningapps.org/ - LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.

СЛАЙД 15

biouroki.ru/ - сайт кроссвордов, тестов, ребусов. Можно использовать для проверки домашнего задания и для закрепления нового материала. В режиме онлайн можно самим создать кроссворд.

СЛАЙД 16

interneturok.ru/ - видеоконспекты уроков школьной программы.

СЛАЙД 17

активно использую единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/

В ходе урока применяю и здоровьесберегающие технологии - зарядка для глаз, шеи для снятия напряжения при работе за компьютером. В моей коллекции имеется большое количество электронных физминуток, которые я использую и при дистанционном обучении.

Слайд 18, 19

После каждого урока также задается домашнее задание, состоящее из нескольких вариантов, ребенок может сделать все или выбрать по своему желанию, если мы с ним это оговариваем на уроке. Домашнее задание проверяется с обязательным комментарием. СЛАЙД 20

В конце каждой темы ученик должен самостоятельно выполнить контрольный тест.

Слайд 21.

СЛАЙД 22.

Все темы и оценки, посещение отражается в электронном дневнике, скриншоты которых раз в месяц рассылаю по школам, за которыми закреплены эти ученики.

Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме электронной почты, конференций, виртуальных семинаров).

Слайд 23, 24

Так я со своими учениками участвовали в телекоммуникационных проекта «Зажги свою звезду», «Чудо-елка», «Волшебная кисть», благодаря которым мои ученики знакомились со своими сверстниками, рассказывали о своих интересах, талантах,, некоторые занимали призовые места. Участвовали в областной on-line олимпиаде для обучающихся 4 -11 классов образовательных организаций Омской области, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Я, как учитель, участвовала в областном конкурсе «Мастерская индивидуальных итоговых проектов» ЦДО, где заняла 2 место.

Слайд 25

В конце года с каждым учеником прошла рефлексия, затем результаты рефлексии со всеми учениками моей группы обсудили на конференции в режиме on-line.

Слайд 26

Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими.

Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line.

У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

Дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

Повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.

Кроме того, обучая «особых» детей, необходимо учесть трудности каждого отдельно взятого ребенка. Трудности, которые испытывают дети с ограниченными возможностями в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигмы образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка.

Слайд 27.

4

© 2010-2022