- Преподавателю
- Биология
- Коспект урока по биологии для 11 класса «Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание»
Коспект урока по биологии для 11 класса «Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание»
Раздел | Биология |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пестрова И.И. |
Дата | 18.11.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 11 классе
«Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».
Цель урока:
Сформировать знания обучающихся о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, о гипотезе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.
3. Задачи урока
Образовательные:
Закрепить и углубить базовые генетические знания: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание; объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний.
Развивающие:
Развивать умение давать характеристику моногибридному скрещиванию, применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране окружающей среды, здравоохранению, сельскому хозяйству; развивать интерес к науке и медицине, логическое мышление, умение сопоставлять знания и факты; формировать материалистическое мировоззрение, умение понимать статистические закономерности, показать возможность математического расчета для прогнозирования численности вариантов, укреплять навыки записи схем на генном уровне.
Воспитывающие:
Помочь учащимся в преодолении трудностей при решении задач на этапе подготовки к выпускным экзаменам, воспитывать уверенность в себе и собственных знаниях, умение работать в коллективе, правильно организовывать свой труд.
4. ожидаемые результаты:
Ученик должен знать: базовые генетические понятия и законы: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание.
Ученик должен уметь: объяснять причины возникновения некоторых генетических заболеваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание
Приобретаемые навыки детей:
· учащиеся учатся работать в команде;
· развитие логического мышления, памяти, воображения;
· воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплине;
· подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность
5. формы организации работы детей:
индивидуальная, групповая, коллективная. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.
6. Ход мероприятия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент (3 мин)
Фронтальная беседа
-Здравствуйте!
«В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу - разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате - и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный…
Именно он сформулировал основные законы наследственности. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: "мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени - и весь мир признает результаты моих трудов".
И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет»
Слайд 1-2: Портрет Г. Менделя.
-Основоположником какой науки является Г. Мендель?
Слайд 3:
Что изучает генетика?
-Что такое наследственность?
-Что такое изменчивость?
-Что такое наследование?
Слайд 3
- Тема нашего урока -(Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. (запись на доске)
Цели урока:
1. Повторить основные понятия генетики.
2. Раскрыть сущность моногибридного скрещивания.
3. Отрабатывать умения решать генетические задачи.
Обучающиеся отвечают на вопрос
(Грегор Мендель)
(генетики)
Дают определение генетике, наследственности, изменчивости,
наследованию
запись даты и темы урока
2.Актуализация знаний (5 мин)
- А начнем мы нашу работу с актуализации ваших знаний. Выполним задание, которое поможет вам грамотно объяснять решение генетических задач.
Слайд 4:Задание на соответствие (на каждую парту задание №1-2 мин.)
Слайд 5:Повторение символики - 3 мин.
Групповая работа класса
Коллективная работа класса
3.Изучение нового материала (15 мин)
Фронтальная беседа
-Сколько законов Менделя вы знаете? (три)
-Почему именно Г. Менделю удалось открыть основные закономерности наследования признаков?
Слайд 6: Успех Г. Менделя определяется рядом причин:
1. Выбрал удобный объект - горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).
2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели - моногибридного скрещивания.
3. Разработал новый метод исследования - гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.
-Давайте рассмотрим теоретические основы опытов Г.Менделя и дадим формулировки первым двум законам.
-Попробуйте описать опыт Менделя
Слайд 7: Иллюстрация опыта и открытие первого закона.
Сначала были проведены опыты по скрещиванию гороха с пурпурными и белыми цветками. Мендель опылял пурпурные цветки пыльцой белых цветков и наоборот. При таком скрещивании двух генетически разных сортов, различающихся по окраске цветков, получилось смешанное потомство - гибриды первого поколения. В данном случае все растения получились с пурпурными цветками.
Гибриды первого поколения содержат в каждой аллели по одному гену от обоих родителей. Но у таких гибридов проявляется только доминантный признак (пурпурные цветки), а рецессивный (белые цветки) замаскирован. Поэтому цветки всех гибридов первого поколения выглядят одинаково.
Эта же закономерность наблюдалась в опытах по моногибридному скрещиванию и с другими признаками: у всех гибридов первого поколения проявляется только доминантный признак, а рецессивный как бы исчезает. Выявленную закономерность Мендель назвал правилом доминирования, которое теперь называют законом единообразия гибридов первого поколения, или первым законом Менделя.
-Как можно сформулировать первый закон Менделя?
Слайд 8: Формулировка первого закона Менделя
«При скрещивании двух гомозиготных родительских особей, отличающихся друг от друга одной парой признаков, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным».
Потеряв признак одного из родителей (белая окраска цветов или зеленый цвет горошин) решил проводить эксперименты дальше с полученными гибридами.
-Мендель продолжил эксперимент, попробуйте описать его дальнейшие исследования.
Слайд 9: Иллюстрация опыта и открытие второго закона.
Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения второго поколения, причем 6022 - пурпурными цветками, а 2001 - с белыми . Подсчитайте, какую часть составляют растения с пурпурными цветками. (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части растений с пурпурными цветками и одна часть с белыми цветками).
Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон ( закон расщепления или второй закон Менделя).
Может кто-то сможет сформулировать этот закон
Слайд 10: Формулировка второго закона Менделя
«При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»
Согласно этому закону гибриды первого поколения дают расщепление генов, в их потомстве снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомства.
Закон расщепления является общим для всех живых организмов. Для объяснения явлений единообразия гибридов первого поколения и расщепления признаков у гибридов второго поколения Мендель предложил гипотезу чистоты гамет
Слайд 11: Гипотеза «чистоты гамет» ( стр.44 в учебнике последний обзац)
За признаки отвечают наследственные факторы (гены).
За один признак отвечает 2 фактора.
«При образовании гамет, в каждую попадает только один фактор из пары»
Слайд 12: Цитологические основы моногибридного скрещивания.
-Вот таким образом можно схематически представить закономерности наследования, используя современные понятия и символы
-Изучив теоретические основы, переходим к практической части урока
Отвечают на вопросы
Конспектируют в тетрадь причины успеха Менделя
Ответы обучающихся
Описание опыта по рисунку на слайде
Записывают в тетрадь формулировку первого закона Менделя
Записывают в тетрадь формулировку второго закона Менделя
Записывают в тетрадь формулировку гипотезы «Чистоты гамет»
4.Закрепление пройденного материала (15 мин)
Составление алгоритма решения генетической задачи.
Слайд 13: Алгоритм решения генетической задачи
1. Внимательно прочитать условие задачи.
2.Проанализировать условие задачи.
3. Записать краткое условие задачи (ввести генетическую символику)
4. Составить схему решения задачи.
5. Записать ответ.
-Давайте попробуем решить задачу, используя данный алгоритм. Мне нужен помощник.
Слайд 14: Условие задачи
Рассмотрение примера решения задачи на доске (1 человек)
Слайд 15: Условия 2 задач для самостоятельной работы обучающихся в группах.
Самостоятельна работа: решение задач с карточки №2
Слайды 16 Решения задач
Работа в группах (решение задач и проверка) 5 мин
Коллективное изучение алгоритма решения генетической задачи
(запись алгоритма в тетрадь)
1 человек работает у доски, остальные обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях
Работа в группах, решение задач
5.Информация о домашнем задании (2 мин)
1. Изучить материал учебника параграф 9, устно ответить на вопросы на странице 45.
2. Решить задачи с карточки №3.
3. Индивидуальное долгосрочное творческое задание. Начать составление задачника (придумать задачи на моногибридное скрещивание).
Записывают домашнее задание
6.Рефлексия обучающихся по вопросам (3 мин)
Попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы:
Слайд 17: Вопросы для рефлексии (отвечают на листочках-цветках гороха)
1. Что было для меня достаточно простым
2. Что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике
3. Имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни
4. Достаточно ли я независим от учителя.
Выставление отметок за урок.
-Большое спасибо за работу. До свидания!
Устные ответы на вопросы каждого обучающегося для себя
Карточка №1
Ген
Доминирование
Доминантный признак
Рецессивный признак
Гомозигота
Гетерозигота
Генотип
Фенотип
-форма, которая в потомстве дает расщепление и образует гаметы разного сорта;
-совокупность внешних и внутренних признаков;
-явление преобладания одного признака над другим;
-признак, который проявляется у гибридов I поколения; -участок молекулы ДНК;
-совокупность всех генов организма;
-признак, который у гибридов I поколения находится в подавленном состоянии;
-форма, которая в потомстве не дает расщепление и образует один сорт гамет;