• Преподавателю
  • Биология
  • Коспект урока по биологии для 11 класса «Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание»

Коспект урока по биологии для 11 класса «Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание»

"Описание материала: Конспект урока «Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание» 11 класс. Это урок повторения и закрепления полученных знаний. Урок сопровождается презентацией и начинается с небольшой истории открытия генетики как науки. В ходе урока проверяется уровень полученных учащимися в предыдущих классах знаний (словарный диктант), а также повторяются законы Менделя, основные закономерности наследования. Полученные знания закрепляются решением генетических задач. Алгоритм р...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 11 классе

«Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».

Цель урока:

Сформировать знания обучающихся о моногибридном скрещивании, первом и втором законах Менделя, о гипотезе чистоты гамет, цитологических основах закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

3. Задачи урока

Образовательные:

Закрепить и углубить базовые генетические знания: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание; объяснить причины возникновения некоторых генетических заболеваний.

Развивающие:

Развивать умение давать характеристику моногибридному скрещиванию, применять знания закономерностей наследственности для обоснования мероприятий по охране окружающей среды, здравоохранению, сельскому хозяйству; развивать интерес к науке и медицине, логическое мышление, умение сопоставлять знания и факты; формировать материалистическое мировоззрение, умение понимать статистические закономерности, показать возможность математического расчета для прогнозирования численности вариантов, укреплять навыки записи схем на генном уровне.

Воспитывающие:

Помочь учащимся в преодолении трудностей при решении задач на этапе подготовки к выпускным экзаменам, воспитывать уверенность в себе и собственных знаниях, умение работать в коллективе, правильно организовывать свой труд.

4. ожидаемые результаты:

Ученик должен знать: базовые генетические понятия и законы: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминирование, рецессивность, законы наследственности и их закономерности, цитологические основы наследственности, моногибридное скрещивание.

Ученик должен уметь: объяснять причины возникновения некоторых генетических заболеваний, решать генетические задачи на моногибридное скрещивание

Приобретаемые навыки детей:

· учащиеся учатся работать в команде;

· развитие логического мышления, памяти, воображения;

· воспитание внимательного отношения к окружающим, друг к другу, учебной дисциплине;

· подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность

5. формы организации работы детей:

индивидуальная, групповая, коллективная. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.

6. Ход мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент (3 мин)

Фронтальная беседа

-Здравствуйте!

«В далеком 1843 году в Чехии в монастырской школе работал преподавателем физики и природоведения молодой послушник. В комнате его жил ёжик, белые и серые мыши, был он хорошим флористом. В маленьком монастырском садике занимался опытами по скрещиванию гороха. Он поставил перед собой задачу - разрешить проблему наследования признаков в числовом охвате - и в этом его гениальность. Этот знаменитый учёный…

Именно он сформулировал основные законы наследственности. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: "мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени - и весь мир признает результаты моих трудов".

И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет»

Слайд 1-2: Портрет Г. Менделя.

-Основоположником какой науки является Г. Мендель?

Слайд 3:

Что изучает генетика?

-Что такое наследственность?

-Что такое изменчивость?

-Что такое наследование?

Слайд 3

- Тема нашего урока -(Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. (запись на доске)

Цели урока:

1. Повторить основные понятия генетики.

2. Раскрыть сущность моногибридного скрещивания.

3. Отрабатывать умения решать генетические задачи.

Обучающиеся отвечают на вопрос


(Грегор Мендель)



(генетики)

Дают определение генетике, наследственности, изменчивости,

наследованию

запись даты и темы урока

2.Актуализация знаний (5 мин)

- А начнем мы нашу работу с актуализации ваших знаний. Выполним задание, которое поможет вам грамотно объяснять решение генетических задач.

Слайд 4:Задание на соответствие (на каждую парту задание №1-2 мин.)

Слайд 5:Повторение символики - 3 мин.

Групповая работа класса

Коллективная работа класса

3.Изучение нового материала (15 мин)

Фронтальная беседа

-Сколько законов Менделя вы знаете? (три)

-Почему именно Г. Менделю удалось открыть основные закономерности наследования признаков?

Слайд 6: Успех Г. Менделя определяется рядом причин:

1. Выбрал удобный объект - горох посевной ( самоопыляемое, неприхотливое растение, дает несколько урожаев в год, много сортов, которые отличаются друг от друга рядом хорошо различимых признаков, дает много семян).

2. Начал изучать сложное явление наследственности с простой модели - моногибридного скрещивания.

3. Разработал новый метод исследования - гибридологический, основой которого является генетический анализ результатов скрещивания.

-Давайте рассмотрим теоретические основы опытов Г.Менделя и дадим формулировки первым двум законам.

-Попробуйте описать опыт Менделя

Слайд 7: Иллюстрация опыта и открытие первого закона.

Сначала были проведены опыты по скрещиванию гороха с пурпурными и белыми цветками. Мендель опылял пурпурные цветки пыльцой белых цветков и наоборот. При таком скрещивании двух генетически разных сортов, различающихся по окраске цветков, получилось смешанное потомство - гибриды первого поколения. В данном случае все растения получились с пурпурными цветками.

Гибриды первого поколения содержат в каждой аллели по одному гену от обоих родителей. Но у таких гибридов проявляется только доминантный признак (пурпурные цветки), а рецессивный (белые цветки) замаскирован. Поэтому цветки всех гибридов первого поколения выглядят одинаково.

Эта же закономерность наблюдалась в опытах по моногибридному скрещиванию и с другими признаками: у всех гибридов первого поколения проявляется только доминантный признак, а рецессивный как бы исчезает. Выявленную закономерность Мендель назвал правилом доминирования, которое теперь называют законом единообразия гибридов первого поколения, или первым законом Менделя.

-Как можно сформулировать первый закон Менделя?

Слайд 8: Формулировка первого закона Менделя

«При скрещивании двух гомозиготных родительских особей, отличающихся друг от друга одной парой признаков, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным».

Потеряв признак одного из родителей (белая окраска цветов или зеленый цвет горошин) решил проводить эксперименты дальше с полученными гибридами.

-Мендель продолжил эксперимент, попробуйте описать его дальнейшие исследования.

Слайд 9: Иллюстрация опыта и открытие второго закона.

Далее Г. Мендель взял гибридные растения, полученные в первом скрещивании, вырастил эти растения, которые путем самоопыления дали второе поколение. Всего получилось 8023 растения второго поколения, причем 6022 - пурпурными цветками, а 2001 - с белыми . Подсчитайте, какую часть составляют растения с пурпурными цветками. (третью часть). Т.е. расщепление произошло 3 к 1 (три части растений с пурпурными цветками и одна часть с белыми цветками).

Основываясь на полученных результатах, Г. Мендель сформулировал второй закон ( закон расщепления или второй закон Менделя).

Может кто-то сможет сформулировать этот закон

Слайд 10: Формулировка второго закона Менделя

«При скрещивании гибридов первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление по фенотипу 3:1»

Согласно этому закону гибриды первого поколения дают расщепление генов, в их потомстве снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомства.

Закон расщепления является общим для всех живых организмов. Для объяснения явлений единообразия гибридов первого поколения и расщепления признаков у гибридов второго поколения Мендель предложил гипотезу чистоты гамет

Слайд 11: Гипотеза «чистоты гамет» ( стр.44 в учебнике последний обзац)

За признаки отвечают наследственные факторы (гены).

За один признак отвечает 2 фактора.

«При образовании гамет, в каждую попадает только один фактор из пары»

Слайд 12: Цитологические основы моногибридного скрещивания.

-Вот таким образом можно схематически представить закономерности наследования, используя современные понятия и символы

-Изучив теоретические основы, переходим к практической части урока

Отвечают на вопросы


Конспектируют в тетрадь причины успеха Менделя

Ответы обучающихся


Описание опыта по рисунку на слайде



Записывают в тетрадь формулировку первого закона Менделя




Записывают в тетрадь формулировку второго закона Менделя


Записывают в тетрадь формулировку гипотезы «Чистоты гамет»

4.Закрепление пройденного материала (15 мин)

Составление алгоритма решения генетической задачи.

Слайд 13: Алгоритм решения генетической задачи

1. Внимательно прочитать условие задачи.

2.Проанализировать условие задачи.

3. Записать краткое условие задачи (ввести генетическую символику)

4. Составить схему решения задачи.

5. Записать ответ.

-Давайте попробуем решить задачу, используя данный алгоритм. Мне нужен помощник.

Слайд 14: Условие задачи

Рассмотрение примера решения задачи на доске (1 человек)

Слайд 15: Условия 2 задач для самостоятельной работы обучающихся в группах.

Самостоятельна работа: решение задач с карточки №2

Слайды 16 Решения задач

Работа в группах (решение задач и проверка) 5 мин

Коллективное изучение алгоритма решения генетической задачи

(запись алгоритма в тетрадь)

1 человек работает у доски, остальные обучающиеся работают самостоятельно в тетрадях

Работа в группах, решение задач

5.Информация о домашнем задании (2 мин)

1. Изучить материал учебника параграф 9, устно ответить на вопросы на странице 45.

2. Решить задачи с карточки №3.

3. Индивидуальное долгосрочное творческое задание. Начать составление задачника (придумать задачи на моногибридное скрещивание).

Записывают домашнее задание

6.Рефлексия обучающихся по вопросам (3 мин)

Попробуйте самостоятельно оценить объём выполненной вами работы и ответьте на вопросы:

Слайд 17: Вопросы для рефлексии (отвечают на листочках-цветках гороха)

1. Что было для меня достаточно простым

2. Что нового я подчеркнул для себя на уроке при решении задач по генетике

3. Имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни

4. Достаточно ли я независим от учителя.

Выставление отметок за урок.

-Большое спасибо за работу. До свидания!

Устные ответы на вопросы каждого обучающегося для себя

Карточка №1

Ген

Доминирование

Доминантный признак

Рецессивный признак

Гомозигота

Гетерозигота

Генотип

Фенотип





-форма, которая в потомстве дает расщепление и образует гаметы разного сорта;

-совокупность внешних и внутренних признаков;

-явление преобладания одного признака над другим;

-признак, который проявляется у гибридов I поколения; -участок молекулы ДНК;

-совокупность всех генов организма;

-признак, который у гибридов I поколения находится в подавленном состоянии;

-форма, которая в потомстве не дает расщепление и образует один сорт гамет;



© 2010-2022